Признаки и функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 09:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – наиболее полное раскрытие понятия и признаков государства и его функций, классификация видов функций государства и освещение форм и методов их осуществления.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие и признаки государства...........................................................5
Глава 2. Функции государства
2.1. Понятие и признаки функций государства..................................................12
2.2. Классификация и виды функций государства.............................................15
2.3. Формы и методы осуществления функций государства.......………..........26
Заключение………………………………………………………………….........32
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая ТГП.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 по теории государства и права

на тему: «Признаки и функции государства»

 

 

 

2014

 

 

 

 

Оглавление:

 

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Понятие и признаки государства...........................................................5

Глава 2. Функции государства

2.1. Понятие и признаки функций  государства..................................................12

2.2. Классификация и виды функций государства.............................................15

2.3. Формы и методы осуществления функций государства.......………..........26

Заключение………………………………………………………………….........32

Список использованной литературы………………………………………........34

 

 

Введение

 

Вопросы о государстве и его функциях всегда относились к числу основополагающих и дискуссионных и в обществе и в теории государства и права, поскольку сущность государства прямо и непосредственно затрагивает интересы различных слоев, классов общества, политических партий. Развитие общества и всех его институтов, включая государство, представляет собой естественный исторический процесс, протекающий по объективным законам. Одним из проявлений действия этих законов являются функции государства, которые можно определить как характерные особенности государства, отличающие его от других элементов системы общества. Это и обуславливает актуальность рассматриваемой темы в рамках исследования по теории государства и права. Особенно актуален этот вопрос для Российской Федерации в период становления правового государства, смены приоритетов в социально-экономическом и культурном развитии общества, постановке новых стратегических целей и задач.

Объект исследования представленной работы – признаки государства и его функции в современный период времени, а также формы и методы их осуществления.

Предметом исследования выступают общественные отношения в части реализации государственных функций, деятельность государства в осуществлении государственных функций, формы и методы правового регулирования общественных отношений.

Цель курсовой работы – наиболее полное раскрытие понятия и признаков государства и его функций, классификация видов функций государства и освещение форм и методов их осуществления.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи: раскрытие понятия государства с учетом различных мнений правоведов и определение признаков государства; определение функций государства, характеристика функций государства на основе критериев классификации; рассмотрение форм и методов осуществления функций государства.

Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав (основной части) и заключения. В первой главе освещаются различные мнения юристов-правоведов в определении понятия государства, и на их основе дается полное, на мой взгляд, определение понятия «государство». Здесь же представлены основные признаки государства, вытекающие из понятия. Вторая глава посвящена определению понятия функций государства, классификации функций государства на основе общепринятых критериев, рассмотрены основные формы и методы осуществления государственных функций. В заключении сформулированы основные выводы по исследуемой теме и теоретические предложения по совершенствованию деятельности государства в рамках реализации своих функций.

Базой написания работы послужили труды и научные публикации            М.И. Абдуллаева, Н.И. Матузова, А.В. Малько, А.Б. Венгерова, Т.В. Кашаниной, А.Н. Головастиковой, В.М. Сырых, а также А.В. Захарова, А. Гусейнова, В.В. Лазарева, С.В. Липень и других научных деятелей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие и признаки государства

Государство - сложная политико-правовая форма организации общественной жизни. Оно призвано служить средством управления общественными процессами (защита прав и законных интересов граждан, обеспечение правопорядка, безопасности граждан и общества).

Государство есть продукт возникновения и развития человеческой цивилизации. Процесс становления государства имеет место лишь на определенном этапе развития человеческого общества. В результате эволюционного развития человечество выработало для управления общественными процессами систему определенных правил поведения, устанавливаемых публичной властью. По мере усложнения социальных связей эти социальные нормы и институты политической власти принимают более сложные формы.

Предпосылки возникновения государства лежат в природе самого общества. Общество - это определенный тип отношений и связей между людьми (экономических, политических, духовных, юридических и т.д.), объединенных территориально, в рамках которых удовлетворяются их основные жизненные интересы и потребности (обеспечение прав и свобод, безопасность и др.). Необходимость реализовывать и обеспечивать эти потребности является предпосылкой для возникновения и существования государства. Охрана общественно значимых интересов, определяемых необходимостью нормального социального существования и развития человека, является задачей всего общества, условием его стабильного функционирования. Упорядочение в этих целях общественных отношений происходит при помощи публичной власти, представляющей общество во внешних и внутренних отношениях. Государственная власть обладает монополией на принуждение в случае нарушения законов и имеет для реализации этих полномочий систему специальных органов. Властные решения, исходящие от публичной власти, имеют общеобязательный характер и подлежат исполнению. Таким образом, мы видим, что государство возникло и упрочилось в поисках обеспечения внутреннего порядка и внешней безопасности. Еще Аристотель говорил, что государство создается "ради прекрасной жизни".1

В современной отечественной юридической литературе понятие государства определяется через перечисление его признаков. Это общепринятый прием. В наборе данных признаков среди ученых практически нет серьезных разногласий.  Несмотря на разнообразие государств, существующих как ныне, так и в различные исторические эпохи, на разном уровне их развития, определенной самобытности и т.д. всем государствам присущи некоторые общие черты, признаки, свойства. Они позволяют идентифицировать государство, выделить его из других организаций общества.2

Можно выделить следующие признаки государства:

1. Народ. Государство есть союз  людей, организованный на началах  права на единой территории. Но  не всякий союз людей образует  государство. Этот союз людей  прежде всего должен иметь  единый общий интерес. Таким общим  интересом для всех граждан  государства является усовершенствование совместной жизни посредством установления и поддержания справедливого правопорядка. Государственный союз основан на началах права.

Граждане государства обладают субъективными публичными правами и являются субъектами публичных обязанностей. Публично-правовой союз граждан с государством определяется законодательством каждой конкретной страны самостоятельно.

2. Постоянным признаком государства  является наличие определенной  территории, то есть территориальная  организация государственной власти. Территориальная организация государства означает, что его власть распространяется на определенную территорию, которая находится под юрисдикцией государства. В государственно-организованном обществе на смену принципу кровнородственной организации населения пришел принцип его территориальной организации. Люди, проживающие на территории государства, становятся подданными или гражданами данного государства. Юридически только граждане входят в состав государства и обладают всеми гражданскими и политическими правами (правом избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти, занимать должности в органах государственной власти, осуществлять определенные виды деятельности и т.д.). Государство обязуется обеспечивать граждан всеми правами и свободами как внутри страны, так и за ее пределами. Основные права и свободы человека и гражданина должны быть законодательно гарантированы государством. Однако государство, признавая права и свободы человека, обязуется защищать права и свободы иностранцев и лиц без гражданства.

3. Важнейшим признаком государства  является наличие публичной власти, которая учреждается народом  и выступает от его имени. Публичная (государственная) власть предполагает  особую группу людей (управленцев), призванных осуществлять задачи и функции государства. Объективно необходимой функцией государственной власти является упорядочение общественной жизни, общественных отношений. Отнюдь не всякая власть - управленческое благо. История знает много примеров, когда государственная власть нарушала права и свободы личности. Эффект власти в значительной степени действует в согласии с управляемыми людьми. Властные полномочия государства ограничены, во-первых, правами и свободами, принадлежащими его гражданам, и во-вторых, властными полномочиями других государств.

Сама цель упорядочения общественных отношений (стремление к порядку) может достигаться и антиправовыми средствами. Однако, стремясь к порядку, они самоуничтожаются, лишив себя всех прав и свобод, своей личности. Из этого следует, что сама власть нуждается в таком ценностном регуляторе, как право. Право - основа власти, основа деятельности государства, то есть организация государственной власти должна быть основана только на правовых началах, а ее деятельность - в рамках права (правового закона).

Государственная власть, в свою очередь, характеризуется следующими признаками. Во-первых, для осуществления своих функций и задач она имеет свой аппарат управления, который призван осуществлять функции управления обществом с помощью специальных государственных органов. Осуществление государственных управленческих функций является их профессиональной деятельностью. Во-вторых, публичная власть является представительной. Она осуществляет свою деятельность от имени народа. В-третьих, признаком публичной власти является ее легитимность. Феномен легитимности государственной власти - признание ее народом права управлять им и подчиняться ей. Необходимо отличать легитимность власти от ее легальности. Не всякая легальная власть является легитимной.

4. Налоговая и финансовая системы. Государство устанавливает систему  налогов и сборов для формирования  государственного бюджета. Затем  оно распределяет эти средства  на различные общественные нужды, в том числе на содержание  государственного аппарата, который занят только управленческой деятельностью, а также на содержание социально незащищенных слоев населения.

5. Суверенитет. В юридической и  политологической литературе государственный  суверенитет трактуется как верховенство  государственной власти на своей территории и ее независимость в международной сфере.

Верховенство государственной власти внутри страны означает:

- распространение ее властной  силы на всех граждан и организации, обязательность решений органов  государственной власти для других субъектов правоотношений;

- только установленные государством  правила поведения признаются  общеобязательными и обеспечиваются  системой юридических гарантий;

- возможность применения мер  государственного принуждения в  случае совершения противоправных  деяний.

Самостоятельность и независимость государственной власти выражаются в ее исключительном праве свободно решать свои задачи и выполнять свои функции в рамках права.

Государственный суверенитет следует отличать от суверенитета народа. Хотя они и тесно связаны между собой, но представляют различные исторические и общественно-политические явления. Государственный суверенитет возникает вместе с государством, а суверенитет народа основан на признании всего граждански правомочного населения той или иной страны единственным источником государственной власти. Народный суверенитет - источник государственного суверенитета. Суверенитет государства ограничен суверенитетом народа, которому и принадлежит высшее право определять экономическую, социальную и политическую системы страны.

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. А высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Представительные органы государственной власти осуществляют властные полномочия от имени народа.

Следовательно, государственный суверенитет - это ограниченная правом власть как внутри страны, так и в международных отношениях, осуществляемая от имени народа.

На современном этапе развития цивилизации государственный суверенитет имеет свои пределы, которые во внутренней жизни государства определяются притязаниями других субъектов права, а в международных отношениях - рамками международного права. В настоящее время в современном интегрированном мире все чаще признается, что международное право, международное сообщество и международные организации могут и должны вмешиваться во внутренние дела государств, если власть грубо нарушает права и свободы человека, права и свободы малых народов и национальных меньшинств. Это зафиксировано в целом ряде межгосударственных соглашений, прежде всего в Парижской хартии для новой Европы и ряде других. Ярким примером этого является ограничение суверенитета государств Европейского союза рамками права Европейского союза.

6. Система права. Государство - это  не просто союз людей, объединенных  территориально, но и правовой  союз, организованный и действующий  по правовым нормам. Государство, устанавливая систему общеобязательных  правил поведения, регулирует и  упорядочивает существующую систему общественных отношений. Наличие правовой системы юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной. Система права определяет юридические рамки и формы осуществления функций и задач государства. Все субъекты права (в том числе и государство) функционируют в рамках правовых норм.3

Таким образом, государство можно определить как властно-политическую организацию общества, обладающую государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, государственной казной и устанавливающую правовой порядок на определенной территории.

Информация о работе Признаки и функции государства