Правовые системы современности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 23:30, курсовая работа

Краткое описание

Расширение таких связей предопределило рост интереса к их грамотному законодательному оформлению и юридическому сопровождению, ведь зачастую при осуществлении деятельности государства и отечественных корпораций на рынках зарубежных стран не учитывают обычаев, законов, и правил, принятых в этих регионах. Важно отметить, что незнание законодательства страны-партнера по внешнеэкономической деятельности не способствует успешному ведению бизнеса, а приводит к значительным убыткам и политическим проблемам.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятие правовой системы. Классификация правовых систем. 5
Глава 2. Романо-германская правовая семья 10
2.1. Возникновение и развитие семьи континентального права 11
2.2. Структура правовой системы стран романо-германского права 13
2.3. Источники права романо-германской правовой семьи 14
Глава3. Англосаксонская правовая семья 18
3.1. История формирования и развития англосаксонской правовой семьи 18
3.2. Структура и источники права. 21
3.3.Правовая система США 27
Глава 4. Мусульманская правовая система 29
Глава 5. Правовая семья Российской Федерации 34
Заключение 38
Список литературы 40

Файлы: 1 файл

Курсовая черновик.doc

— 227.50 Кб (Скачать)

В своей классификации, описанной  в монографии "Сравнительное правоведение и юридическая география мира", Саидов исходит из критериальной системы, включающей:

    • историю правовых систем;
    • систему источников права;
    • структуру правовой системы - ведущие институты и отрасли права.

Исходя из этих критериев, Саидов выделяет буржуазный и социалистический тип правовых систем. К буржуазному типу права отнесены восемь правовых семей: романо-германская скандинавская, латиноамериканская, правовая семья общего права, мусульманская, индусская правовые семьи, семья обычного права и дальневосточная [12,с. 553].

В пределах социалистического типа права, представляющего интерес  теперь уже в историческом аспекте, существовали относительно самостоятельные группы: советская правовая система, правовые системы социалистических государств Европы, правовая система социалистических государств Азии и правовая система республики Куба.

С учетом вышеизложенного, рассмотрим далее характеристики основных правовых семей.

Глава 2. Романо-германская правовая семья

Романо-германская правовая семья (или "семья континентального права") объединяет системы права стран континентальной Европы, все страны Латинской Америки, большую часть Африки. Начиная с ХIХ в. основным источником (формой) права в странах, где господствует рассматриваемая правовая семья, является закон. По этому признаку ее часто противопоставляют англосаксонской семье, основанной на прецедентном праве. Развитие общего права Англии напрямую было связано с централизованной властью короля, королевскими судами (изданными ими нормами прецедентного права), в то время как романо-германская семья формировалась во времена политической раздробленности Европы, и в ее основе лежит культурная общность ее народов.

Можно выделить несколько групп  национальных правовых систем, формирующих романо-германскую правовую семью:

    • романского права (правовые системы Франции, Италии, Бельгии, Испании, Румынии);
    • германского права (правовые системы Германии, Австрии, Венгрии, Швейцарии, Греции, Португалии)
    • скандинавского права (правовые системы Дании, Норвегии, Швеции).

Иногда романо-германскую систему  права трактуют более узко, ограничиваясь выделением только двух подсистем, при этом не выделяя скандинавскую правовую систему:

    • романская подсистема, основой которой является право Франции, в нее также входит право стран, на которые оказала сильное влияние Франция (Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Испания, Италия)
    • германская подсистема, основой которой является право Германии, включает в себя право Австрии и Швейцарии.

2.1. Возникновение и развитие семьи континентального права

Романо-германская правовая семья  имеет давнюю юридическую историю. Она образовалась на основе рецепции важного источника римского права - кодекса Юстиниана.

Рецепция римского права (от лат. recepio - принятие) - восприятие и преобразование кодификации Юстиниана. Началом рецепции считают XII век, когда применение римского права получило благословение церкви. В преодолении неприятия права церковью большую роль сыграл известный мыслитель того времени - Фома Аквинский. За основу своих работ он взял труды Аристотеля. Одобрение церкви открыло огромные возможности в нормотворчестве. В дальнейшем (XIII - XV вв), рецепция проводилась учеными европейских университетов, в которых происходило изучение оригинальных римских текстов (школа глоссаторов), а затем их систематизация, адаптация к условиям средневековья (школа постглоссаторов). Поэтому это право иногда называют "правом университетов". Университетские профессора активно занимались совершенствованием юридической доктрины, разработкой проектов законов, кодексов. Практическое применение права осуществляли выпускники университетов.

Цель рецепции - создать юридическую  науку, отвечающую требованиям времени. Причину, по которой для этой цели была взято именно римское право, понять не трудно. Известный американский юрист Лоренс Фридмен в книге “Введение в американское право" писал: "Древние римляне были великими законодателями, их традиции никогда полностью не умирали в Европе, даже после того, как варвары пришли туда. Все, что осталось от великой Римской империи - это гражданское право. В средние века римское право в его классической форме было вновь открыто и возрождено. Даже сегодня правовые кодексы Европы отражают влияние римского права и его средневекового возрождения. Франция, Германия, Италия, Португалия, Испания среди всего прочего являются определенно странами гражданского права. Через Испанию и Португалию гражданское право перекочевало в Латинскую Америку, французы перенесли его в Африку.

Как писал Рене Давид, романо-германская правовая система не была продуктом деятельности государства, его политики, а являлась продуктом культуры общества. Однако не стоит отрицать, что на процесс ее формирования оказывали значительное влияние отношения обмена и собственности в феодальном обществе.

Первоначально это право регулировало отношения городского населения, но впоследствии оно распространилось и на сельских жителей, стало общенациональным.

Также на развитие системы повлияли следующие группы факторов: экономические (развитие торговли, ремесел) и социальные (обстоятельства общественных отношений, в том числе и благословение христианской церкви).

Новый этап в развитии романо-германского  права (XVI - XIX вв.) приобрел форму интеграции римского права в национальные правовые системы государств, включил в себя кодификацию (разработку кодексов, законодательств, учитывающих национальные особенности стран). Кодификация проводилась представителями естественно-правовой школы, которые стремились создать единую систему права для всех народов. Они подчеркивали роль законодательства в обществе. При составлении кодексов они широко пользовались римским правом для формирования частного права, но одновременно отрицали его в сфере публичного права.

Кодификация способствовала единению правовых систем различных европейских стран, распространению романо-германского права. В то время появилось мнение, что закон и право совпадают. Самые известные кодификации были созданы сначала во Франции (кодекс Наполеона 1804 года), а потом и в Германии (Германское гражданское уложение 1900 года).

В XX веке кодексы романо-германского  права в качестве основы законотворчества несколько утратили свою привлекательность. Сформировавшийся СССР сформировал собственную, социалистическую систему права. Европа же использовала так называемое европейское право, создаваемое Советом Европы. Современное право Европы действует на основе “Конвенции о защите основных прав и свобод человека” 1960 года, ратифицированной всеми странами ЕС.

2.2. Структура правовой системы стран романо-германского права

Признак структуры является одним  из ключевых для построения правовых систем. Для того чтобы понять структуру романо-германского права следует выделить способ систематизации норм права, а так же уяснить понятие правовой нормы, используемое в правовой системе.

Прежде всего, в романо-германской правовой системе присутствует разделение на частное и публичное право. Критерием этого разделения выступает интерес (осуществление общегосударственных задач для публичного права, интерес отдельно взятого человека - для частного). Публичное право  регулирует отношения власти и подчинения, в которых может быть использован механизм государственного принуждения для обязанных лиц. Преимущественно использует императивные нормы (неизменяемые участниками самих отношений). Система публичного права включает в себя конституционную, административную, уголовную, трудовую, финансовую, процессуальные отрасли и некоторые другие.

В частном праве преобладают диспозитивные нормы, оно регулирует отношения между равноправными и независимыми субъектами. Большое значение в частном праве имеет договор, так как в нем непосредственно зафиксированы условия отношений. К частному праву относят гражданскую, семейную, торговую и некоторые другие отрасли права.

Однако некоторые отрасли права относятся одновременно и к публичному и к частному праву, они также оперируют сходными понятиями, что объясняется их общим происхождением.

При сопоставлении между собой  правовых систем в пределах романо-германской семьи можно убедиться в их сходстве в разделе частного права, что неудивительно, принимая во внимание их общее происхождение из римского частного права. Отличия же, обусловленные региональной и национальной спецификой, можно считать незначительными. Не столь очевидное сходство в публичном праве обнаруживается на основе двух моментов: единства европейской юридической мысли и специфическая роль гражданского права, которое является моделью развития других правовых отраслей.

Во всех странах романо-германской правовой семьи норму права понимают, оценивают и анализируют одинаково. Правовая норма - это правило поведения, общеобязательное для исполнения и имеющее более серьезное значение, чем лишь ее применение в конкретном деле. Правовая норма не является производной судебной практики, а является продуктом законотворчества, основой кодификации романо-германского законодательства, цель которого - классифицировать нормы таким образом, чтобы судьи и обыватели легко смогли найти решение возникших проблем. Правовые нормы романо-германского права носят более обобщенный и упорядоченный характер, чем англосаксонские, и соответственно их количество не так велико.

2.3. Источники права романо-германской правовой семьи

Нормативно-правовой акт – основной источник права романо-германской правовой семьи.

Для системы континентального права характерна в основном устойчивая иерархия его источников. Верховенствующее положение занимает конституция, которая закрепляет основы статуса личности, политического, экономического и социального строя, атрибуты государства. Конституция определяет цели правотворчества и направления развития законодательства. Поэтому конституция находится в центре общественно-политических процессов государств. Так было с Веймарской Конституцией Германии 1919 г., с Конституциями Франции, Италии, ФРГ 40-х гг., Конституциями Греции и Португалии 70-х гг., с Конституциями России и других постсоциалистических стран 90-х гг [13, c. 123].

В системе нормативно-правовых актов  романо-германской семьи выделяются прежде всего законы. Верховенство закона – стабильный принцип континентальной правовой системы. Во всех странах романо-германской семьи существуют кодифицированные конституции, имеющие высшую юридическую силу, соответственно в этих странах предусмотрен контроль соответствия законов конституции. Различаются, например, федеральные законы и федеральные конституционные законы (Россия) [14, c. 41], законы и органические законы (Франция), конституционные, органические и ординарные законы (Молдова, Румыния) [15, c. 63]. В Конституции Франции это акты Президента, премьер-министра (ст. 19, 22), международные договоры и соглашения (ст. 53, 55), резолюции (ст. 49), решения (ст. 61), обращения (ст. 61).

Законы, относящиеся к определенной отрасли, формируют соответствующие кодексы (гражданский кодекс, уголовный, соответствующие им процессуальные кодексы и т.д.). Большую роль играют подзаконные акты: регламенты, декреты, административные циркуляры, издаваемые министерствами и ведомствами. Существует различие между нормативными и административными циркулярами. Первый тип содержит норму права, второй же тип показывает, как ее понимает администрация и как она собирается применять ее на практике.

К составлению законов существует два подхода: первый - создать законы, доступные для понимания обывателя, второй заключается в наиболее точном выражении мысли законодателя с применением понятного только специалистам юридического языка.

Одной из особенностей семьи континентального права является систематизация и кодификация законодательства. Формы ее различаются по степени охвата нормативного материала, его структуризации, по юридической силе. Так, в Германии в процессе систематизации упор делается на простую инкорпорацию [16, c. 20].

В Швейцарии систематическое собрание федерального законодательства включает законы и подзаконные акты, а также постановления федерального суда, имеющие общенормативный характер. В Собрании материал расположен по 19 разделам национального законодательства и раздела о международных соглашениях.

Во Франции кодексы выступают  формой систематизации законодательства и включают в себя часть других актов, относящихся к соответствующей теме.

В настоящее время кодексы, наряду с другими нормативно-правовыми  актами и в первую очередь с  обычными текущими законами, регулирующими практически все наиболее важные сферы общественной жизни, выступают в романо-германской правовой семье в качестве ведущих источников права [17, c. 169].

В романо-германской юридической доктрине и законодательной практике различают три разновидности обычного закона: кодексы, специальные законы (текущее законодательство) и сводные тексты норм. В большинстве континентальных стран приняты и действуют: гражданские (либо гражданские и торговые), уголовные, гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные и некоторые другие кодексы.

Система текущего законодательства также весьма разнообразна. Законы регулируют отдельные сферы общественных отношений, например, акционерные законы. Число их в каждой стране велико. Особое место занимают сводные тексты налогового законодательства.

Среди источников романо-германского права велика (и все более возрастает) роль подзаконных актов: регламентов, административных циркуляров, декретов министров и других [18, c. 136].

В наши дни, как и в прошлом, в  романо-германской правовой семье доктрина составляет весьма жизненный источник права. Она влияет как на законодателя, так и на правоприменителя (например, используется в толковании законов).

Информация о работе Правовые системы современности