Правовые системы современности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 23:30, курсовая работа

Краткое описание

Расширение таких связей предопределило рост интереса к их грамотному законодательному оформлению и юридическому сопровождению, ведь зачастую при осуществлении деятельности государства и отечественных корпораций на рынках зарубежных стран не учитывают обычаев, законов, и правил, принятых в этих регионах. Важно отметить, что незнание законодательства страны-партнера по внешнеэкономической деятельности не способствует успешному ведению бизнеса, а приводит к значительным убыткам и политическим проблемам.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятие правовой системы. Классификация правовых систем. 5
Глава 2. Романо-германская правовая семья 10
2.1. Возникновение и развитие семьи континентального права 11
2.2. Структура правовой системы стран романо-германского права 13
2.3. Источники права романо-германской правовой семьи 14
Глава3. Англосаксонская правовая семья 18
3.1. История формирования и развития англосаксонской правовой семьи 18
3.2. Структура и источники права. 21
3.3.Правовая система США 27
Глава 4. Мусульманская правовая система 29
Глава 5. Правовая семья Российской Федерации 34
Заключение 38
Список литературы 40

Файлы: 1 файл

Курсовая черновик.doc

— 227.50 Кб (Скачать)

Закон формировался под воздействием требований судебной практики, которая  диктовала определенную структуру, характер изложения норм. Отсюда казуистический стиль законодательной техники.

Здесь также следует отметить, что  Англия – одно из немногих государств, которое не имеет писаной конституции. Ее заменяют акты парламента – старейшего в мире (существует более 700 лет).

Рост числа законов обострил проблему систематизации. Английская правовая система - традиционный представитель правовых систем, определяемых как «некодифицированные». Здесь до сих пор речь идет лишь о систематизации путем консолидации – процесса соединения законодательных положений по одному вопросу в единый акт. Рост писаного права в современный период происходит не только с помощью статутов, но в значительной мере, путем подзаконного нормотворчества.

В Великобритании, в отличие от романо-германских правовых систем, исполнительные органы были изначально лишены полномочий принимать акты «во исполнения закона». Для того чтобы создать подобный акт, исполнительный орган должен быть наделен соответствующим полномочием, которое ему делегирует парламент. Поэтому нормотворчество исполнительных органов в Англии именуется делегированным .

Законодательство, как источник права, находится в менее выгодном положении в том смысле, что акт парламента требует судейских толкований, которые сами становятся судебными прецедентами. Поэтому было бы упрощением, относиться к парламентскому законодательству как к источнику права, стоящему выше прецедента.

Для английского права не свойственна  строгая отраслевая классификация, хотя базовые отрасли получили устойчивое развитие. Более весомы правовые институты. Бросается в глаза, с одной стороны, отсутствие деления права на частное и публичное, с другой – безусловный приоритет процедурного права над материальным. Формы исков, доказательства, процедурные правила, в частности преимущественно устное и непрерывное судопроизводство, краткость мотивации, строгий ритуал вынесения решения, включение административных дел в орбиту квазисудебного разбирательства, – такова специфика. Понятно, почему нормы права скорее казуистичны, «привязаны» к конкретному делу, чем абстрактны [19, c. 131].

И все же консерватизм постулатов общего права подвергается напору времени. Возрастает роль закона, заметно воздействует международное и наднациональное право. Меняются правовые концепции и подходы английских юристов к правотворчеству и правоприменению.

В книге «Право» написанной английскими  юристами Д. Баркером и др. поясняются современные легальные источники – юридический прецедент, законодательство (включая статуты, делегированное законодательство, акты Европейского сообщества), местные обычаи. Дается характеристика гражданских, уголовных и иных судов, административных трибуналов, арбитражей и др., а также юридической профессии и должностных юридических лиц [23, c. 132].

Как видно, в английском праве много  своеобразия, повлиявшего на структуру  общего права.

Несмотря на это, в последние  десятилетия английское законодательство приобретает все более систематизированный характер. В 1965 г. была создана Правовая комиссия для Англии, которой поручено готовить проекты крупных консолидированных законодательных актов в различных отраслях права, с тем, чтобы в перспективе «провести реформу всего права Англии вплоть до его кодификации». Параллельно с ней действуют комитеты по пересмотру гражданского и уголовного законодательства, а также различные королевские комиссии, которым поручается подготовка отчетов о состоянии законодательства по определенному вопросу и вынесение предложений по его совершенствованию. В результате осуществления ряда весьма последовательных реформ, крупными консолидированными актами ныне регулируется подавляющее большинство правовых институтов, хотя до сих пор ни одна отрасль английского права не кодифицирована полностью [23, c. 133].

Прецедент. В течение долгого  времени - основной источник права Англии. Создается только системой высших судов королевства (Судебным комитетом палаты лордов, высоким судом, апелляционным судом, а также судебным комитетом Тайного Совета (суд по делам государств - членов Соединенного Королевства)). Мировые судьи и суды графств правом на законотворчество не обладают. Прецеденты обязательны для использования при разбирательстве аналогичных дел. Поэтому можно сказать, что основным законотворческим органом в этой стране является суд.

Статут (Закон). В настоящее время  имеет приоритет перед прецедентом (может отменить его). Несмотря на это, сам закон (абстрактная норма) реализуется через прецедент (конкретизируется с его помощью). Законы подразделяются на общегосударственные (law of the land), и местные (by-law).

Обычай. В настоящее время широко не используется, но ранее обычай оказал сильное влияние на законодательство.

Доктрина. Некоторые литературные источники и по сей день широко используются при вынесении судебного решения. Из них цитируют судебные комментарии и описания практики применения прецедента.

Такое строение права, а также традиции сильно влияют на процесс законотворчества, а также на применение права. Например, процедура издания статута строго регламентирована обычаем и неизменна на протяжении столетий.

3.3.Правовая система США

Так как правовая система США строилась на основе англосаксонской, то, естественно, они схожи. Но правовая система в США имеет свое развитие и ее можно охарактеризовать, как кодифицированное  прецедентное право.

Начиная с 1607 года, когда английскими  и ирландскими переселенцами  была основана первая колония на территории будущих США, начало действовать общее право. Обычаи и традиции коренных жителей считались нецивилизованными, даже враждебными. Общее право действовало на территории всех 13 первых колоний (обозначенных полосами на флаге США).

Общее право на территории США со временем сильно изменилось, оно стало  значительно отличаться от английского, но оно все-таки относится к англосаксонской правовой семье. В колониях отсутствовала централизованная судебная система, поэтому возникла необходимость в кодификации права. Так как жизнь колоний отличалась от жизни в Англии, то здесь часто применялось английское право с оговоркой: “в той мере, в какой его нормы соответствуют условиям колоний”. А война за независимость (американская революция) 1775 - 1783 гг. выдвинула идею самостоятельного американского права, его разрыва с “английским прошлым”. Первым шагом на этом пути стало написание федеральной конституции США 1787 года. В ней предлагался полный отказ от английского права, прецедента и др. черт общего права. Некоторые штаты даже приняли свои уголовные и гражданские кодексы. Было запрещено ссылаться на решения судов, вынесенные до провозглашения независимости. Но, несмотря на отказ от общего права Англии, правовая система США не стала романо-германской. Лишь некоторые штаты, бывшие колонии Франции, Испании (Луизиана, Калифорния) приняли романо-германские кодексы, но впоследствии американская специфика возобладала и там. Таким образом, в США сложилось право, использующее в практике и прецедент, и кодифицированные источники права. ”Для американского юриста, как и для английского, право - это в большей степени право судебной практики. Нормы, выработанные законодателем, по-настоящему входят в систему американского права лишь после того, как они будут неоднократно применены и истолкованы судами, когда можно будет ссылать не на сами нормы, а на судебные решения, их применившие.

При всей схожести современных концепций (общее деление, трактовку и понятие нормы права), существуют и довольно значительные структурные различия.

Прежде всего, в США применяется  разделение системы права на федеральную часть и системы каждого из штатов, таким образом можно говорить о том, что в США существует 51 полноценная система права (а также 51 судебная система). Каждый штат может создавать свою собственную систему права и применять ее, при условии того, что она не будет противоречить федеральной, которая и определяет законодательные полномочия штатов. Штаты широко используют это право и даже создают собственные варианты конституции. Таким образом, в США помимо федеральной конституции, существуют и принятые в разное время конституции штатов. Штаты сами регулируют общественные отношения на своей территории, а федеральное право регулирует только отношения, входящие в его компетенцию (например, патентное право). Что интересно, нормы, принятые в одном штате, могут совершенно не соответствовать нормам другого штата, регулирующем одни и те же отношения. Соответственно могут возникать правовые коллизии. Например, в случае, когда рассматривается дело с участием гражданина США, имеющего имущество в двух штатах, противоречия разрешаются федеральными судами по федеральному законодательству. Следует отметить, что существуют специальные организации, занимающиеся вопросами унификации законодательства, например, общенациональная комиссия представителей всех штатов, Американская ассоциация адвокатов.

Следует упомянуть также следующие  значимые особенности американской правовой системы:

    • конституционный контроль (что роднит право США с правом европейских государств);
    • выраженное значение института присяжных;
    • децентрализация судебной власти (51 судебная система);
    • выборность судей на основе общего избирательного права (в Англии их назначает королева);
    • Верховный Суд США и верховные суды штатов, в отличии от Судебного комитета палаты лордов, Апелляционного суда, связаны собственноручно изданными прецедентами;
    • наряду с прецедентом действуют и кодифицированные федеральные законы.

Глава 4. Мусульманская правовая система

Мусульманская правовая система, шариатская по классификации Рене Давида, является канонической или же религиозно - традиционной. Регионами ее распространения являются Африка (Египет, Мавритания, Сомали, Судан), Азия (Афганистан) и Ближний Восток (Иран, Ирак, Ливан, Саудовская Аравия). Со временем она получила распространение в Закавказье. Правовые системы этих стран между собой довольно сильно различаются из-за местных особенностей жизни, культуры и истории, некоторые из них перенимают правовые идеи стран Европы, но все-таки в основном остаются верны собственным. Особенности проявляются в толковании права, решении конкретных споров. В отличие от англосаксонской и романо-германской правовых семей, в мусульманской семье первоочередную роль играет религия. Основы этой правовой системы сложилась еще в VII - X вв. в период разложения родоплеменного строя и становления раннефеодального государства на западе Аравийского полуострова. Мусульманское право - система норм права, выражающая волю и интересы религиозной знати. Изначально поддерживалось государством, которое являлось теократическим. В исламе до сегодняшнего дня господствует концепция теократического общества, в котором государство имеет значение лишь как служитель установленной религии. Система религиозного права устанавливает и уточняет, во что мусульманин должен верить, а во что нет, что делать, а что не делать. Эта система охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые подлежат правовому регулированию. Совокупность этих предписаний называется шариатом (иначе - “путь следования”, пер. с арабск.) и собственно составляет мусульманское право[9, с.9]. Одной из его особенностей (особенно в начальный период) - была целостность (единое представление о порядке, должном поведении). В построении мусульманского права на первый план выдвигается конфессиональный принцип, согласно которому любой мусульманин, даже находящийся в другой стране мира, должен соблюдать строго установленной порядок поведения, сохранять верность исламу. Мировую распространенность мусульманской системе права принесло то, что ислам - одна из трех мировых религий.

Согласно религиозным исламским  догмам, мусульманское право было создано Аллахом, и доведено до каждого  человека его посланником, Мухаммедом, личность которого занимает важное положение в исламе. “Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед - пророк его! ” - говорится в Коране.

Основой мусульманского права  являются следующие источники:

    • Коран - священная книга мусульман, состоящая из высказываний Аллаха, где собраны изречения и проповеди Мухаммеда. В нем не упоминаются многие правовые институты, юридических норм в его составе не хватает для признания его кодексом. Коран является моральной и религиозной основой мусульманского государства и права, богословским трудом, но не является полноценным юридическим актом. Собственно его юридический смысл составляют правила морали, религиозного культа.
    • Сунна - сборник преданий о жизни Мухаммеда, его мыслях и действиях. В ней также доминируют нравственно-религиозные положения [24].
    • Иджма - соглашение исламского сообщества об обязанностях правоверного мусульманина. Собственно эти три источника и формируют шариат.
    • Фетва является толкованием шариата. Как и в других системах права, в исламском праве также применяется принцип аналогии (кияс) к случаям, схожим с теми, которые регулируются шариатом.

 Закон и обычай в исламском  праве имеют второстепенное значение  и не могут противоречить шариату.  Этот принцип, как правило,  закреплен в конституции стран исламского права. При применении на практике, мусульманский судья, осуществляя правосудие, обращается не к Корану, Сунне или Иджме, а к их толкованию (Фетве), написанному авторитетными юристами, богословами. Толкование - это основанная на религии детализованная система права. С религиозной точки зрения, эта система - идеальная, и распространяемая в мире вместе с исламом. Ислам по своей сущности - это религия закона. Таким образом, широкий спектр общественных отношений в мусульманских странах в большинстве случаев регулируют не правовые, а религиозные нормы. Наиболее сильное влияние религиозные нормы оказывают на “право личного статуса”. Оно включает в себя брачно-семейные отношения, а также отношения наследования. Ислам - самая тесно связанная с государством и правом религия. Огромную роль играет религиозная оценка действий мусульманина, даже санкция государства воспринимается как “кара небесная”. Ведь важнейшая задача государства - “исполнение воли Аллаха на Земле." Мусульманское право также различает наказания, установленные законом (за убийство, воровство, прелюбодеяние и д. р.) и дискреционные, которые назначает судья по собственному усмотрению (за любое другое нарушение закона). Судебная система мусульманского права отличается простотой. Дела рассматриваются судьей единолично. Для получения должности судьи соискатель должен удовлетворять высоким квалификационным требованиям, особенно в религиозно-правовой сфере. Обязательное условие - сам судья должен исповедовать ислам.

Информация о работе Правовые системы современности