Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 07:39, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы состоит в исследовании правового статуса судьи и судейского сообщества Российской Федерации.
Объектом данного исследования являются судья и судейское сообщество.
Предметом исследования выступают составляющие правового статуса судьи и судейского сообщества, а так же нормативно-правовые акты, судебная практика и специальная литература, его характеризующие.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЬИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………….7
1.1 Понятие и элементы статуса судьи…………………………………………..7
1.2 Неприкосновенность судьи как гарантия принципа независимости судей, назначение судьи и прекращение его полномочий………………...….16
2 ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА СУДЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ………………………………………………………………………….28
2.1 Проблемы законодательства о статусе судей в современной судебной практике…………………………………………………………………………..28
2.2 Направления развития и совершенствования судебной системы
Российской Федерации в связи с совершенствованием правового
статуса судьей……………………………………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…..38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….42
- для кандидатов в судьи районных федеральных судов общей юрисдикции – дополнительная квалификация – стаж работы – 7 лет работы по юридической профессии;
- для кандидатов в судьи судов общей юрисдикции областного и приравненного к ним уровня, для судей арбитражных судов субъектов Российской Федерации, апелляционных арбитражных судов – 10 лет стажа по юридической профессии, из них в качестве обязательного условия – 5 лет собственно судейского стажа;
- для кандидатов в судьи окружных арбитражных судов, Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ – 12 лет стажа по юридической профессии, из них в качестве обязательного условия – 10 лет собственно судейского стажа;
- для кандидатов в судьи Конституционного Суда РФ – 15 лет стажа по юридической профессии (здесь не обязателен судейский стаж);
- для кандидатов в судьи судов субъектов РФ – мировых судей и судей конституционных/уставных судов наличие обязательного знания государственных языков соответствующего субъекта Российской Федерации; для судей конституционных/уставных судов субъектов РФ дополнительная квалификация – кандидат/доктор юридических и имеющий юридическое образование кандидат/доктор других гуманитарных наук; признанный авторитет в области права или в соответствующей отрасли науки.
Учитывая профессиональную деформацию сознания, которая проявляется у лиц, длительное время пребывающих на правоохранительной и военной службе – в системе МВД, Прокуратуры и спецслужб, – необходимо законодательно установить переходный период (5 лет) после увольнения с правоохранительной/военной службы для возможности подать заявление в качестве кандидата в судьи. При этом за этот срок такие лица обязаны пройти переквалификацию в одном из учебных заведений, предназначенных для такой переквалификации. Целесообразно сделать головным учебным заведением для этих целей Российскую Академию правосудия [11, c.25].
Представляется также необходимым установление правила об обязательности проживания кандидата в мировые судьи на территории соответствующего судебного участка не менее 3-5 лет, применительно к участкам, расположенным в сельской местности и в малых городах. Данное предложение непосредственно вытекает из предлагаемого ниже перехода от процедуры назначения мировых судей на должности представительными (законодательными) органами субъектов Российской Федерации к прямым выборам их населением соответствующего участка (подробнее см. ниже).
Совершенствование порядка отбора кандидатов на должности судей путем формирования двух относительно самостоятельных каналов отбора кандидатов. Наряду с традиционным самовыдвижением лица с последующей сдачей квалификационных экзаменов в мире достаточно распространенной является практика (Франция, Великобритания и др.), когда предложение о выдвижении/рекомендации кандидата в судьи поступает со стороны:
- руководства суда в отношении работника аппарата данного суда, занимающего достаточно высокую должность государственной гражданской службы, т.е. имеющего высокую квалификацию и стаж работы, а также адвоката, практикующего в данном суде;
- руководства иного органа государственной власти в отношении государственного служащего, также занимающего достаточно высокую должность государственной гражданской службы [23].
Естественно, необходимым условием для реализации такого предложения является работа рекомендуемого лица именно по юридической профессии, например, в течение 5 лет непосредственно перед переходом в судьи. В этом случае, лицо, обладающее соответствующими квалификационными признаками и занимающее высокую должность государственной гражданской службы, может быть без сдачи квалификационного экзамена назначено на судейскую должность, при условии прохождения собеседования с лицами и органами, имеющими право представлять/назначать судей на должности.
Обязательным условием в данном случае должен выступать запрет на непосредственный переход на должность судьи служащих военной и правоохранительной государственной службы. Для таких претендентов необходима деятельность по юридической профессии перед переходом в течение 5 лет. Недопустим также переход в судьи депутатов представительных органов любого рода, если такой переход осуществляется в течение срока полномочий данного депутата или в течение 5 лет после их прекращения [23].
Деятельность экзаменационных комиссий и квалификационные экзамены. Необходимым представляется законодательное урегулирование порядка формирования и деятельности экзаменационных комиссий и порядка проведения квалификационных экзаменов. К сожалению, в настоящий момент, данная сфера урегулирована подзаконными, причем корпоративными актами (Положение об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на должность судьи утверждено Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации 15 мая 2002 г. на основании ч.4 ст.5 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и ч.3 ст.14 и п.9 ч.2 ст.17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации». Этими законами данное полномочие передано ВККС). Такой способ регулирования вызывает сомнения в объективности. Поэтому именно в Законе о статусе судей должны быть:
- четко урегулированы вопросы выдвижения и включения в состав экзаменационных комиссий специалистов в области права (ученых и преподавателей вузов – до двух третей от численного состава комиссии) и действующих судей;
- установлена возможность присутствия независимых наблюдателей и порядок привлечения их к работе комиссий;
- определены принципы и порядок оплаты труда членов экзаменационных комиссий;
- определен порядок формирования экзаменационных вопросов и экзаменационных билетов (при всем уважении к судьям, их навык в данном случае незначителен и было бы полезнее и методологически более правильным отдать в этом случае предпочтение научному подходу);
- установлен порядок проведения экзамена и определения его результатов, а также их обнародования [22, c.35].
Таким образом, в целях совершенствования правового статуса судей и судейского сообщества необходимо:
-повышение степени независимости судей и подчинения их только закону путем укрепления правовых гарантий их деятельности, уровня профессионализма;
-повышение степени профессиональной квалификации судей, в т.ч. путем улучшения системы отбора кандидатов в судьи и введения обязательного повышения квалификации в процессе прохождения судейской карьеры, а также формирования системы карьерного роста в зависимости от результатов квалификационной аттестации;
- снижение степени влияния профессиональной деформации вследствие исключения определенных видов работ по предыдущей (не судейской) юридической профессии, либо минимизация их последствий;
-формирование режима транспарентности судейской деятельности;
- совершенствование механизма привлечения судей к дисциплинарной ответственности;
-совершенствование системы социальных гарантий судей после выхода в отставку.
Таким образом, изучив общие проблемы и перспективы развития правового статуса судьи и судейского сообщества Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что учитывая время принятия Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» (1992 год) и наличие многочисленных изменений в нем, а также имея в виду, что предлагается внести значительное число существенных изменений, целесообразна не просто разработка проекта Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», а принятие новой редакции этого акта.
Такой подход позволит одновременно исключить множественность и противоречивость регулирования, поскольку предоставил бы возможность включить в качестве составной (логически и практически обоснованной) части Закона нормативный массив, посвященный регулированию деятельности квалификационных коллегий в части осуществления процедуры отбора кандидатов на должности судей, организации и деятельности экзаменационных комиссий, регулированию реализации судьями своей профессиональной карьеры (аттестация, присвоение квалификационных классов и т.п.), а также регулированию деятельности Дисциплинарного суда.
Одновременно, как уже говорилось, Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», будучи освобожден от материала, не относящегося к предмету его регулирования (квалификационные коллегии), утрачивает свой смысл, в связи с чем предлагается его отменить, вернув соответствующие полномочия по регулированию самому судейскому сообществу.
Предлагаемые меры институционального, образовательного и иного характера могут оказаться более-менее эффективными только при условии их системной реализации. [22, c.35]
Следует иметь в виду, что главный смысл предложений – это воздействие на мотивационную сферу судей. С одной стороны, они должны перестать ощущать себя «чиновниками от правосудия», с другой, – осознать огромную нравственную ответственность за качество своей профессиональной деятельности. Именно в этом состоит искусство баланса, который необходимо найти в правовом регулировании статуса судей. В противном случае судьи (и потенциальные кандидаты в судьи) увидят в предполагаемом изменении правового регулирования судейского статуса либо стремление государства усилить репрессивный характер контроля за ними, что приведет к окончательной потере какой-либо судейской беспристрастности, либо, наоборот, подаваемый им сигнал к бесконтрольности и безответственности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, проведя исследование по проблеме правового статуса судей, подведем итоги и сделаем выводы.
Правовой статус судьи - определяемое Конституцией РФ и федеральными законами правовое положение судьи.
Элементы статуса судьи:
-права и обязанности,
связанные с формированием
-права и обязанности
судей, направленные на
-права и обязанности
судей, необходимые им для
- основания и порядок назначения на должность и гарантии независимости деятельности.
Требования, предъявляемые к судьям, определены Законом «О статусе судей» и Кодексом судейской этики.
Несменяемость и неприкосновенность судьи, будучи элементами его конституционно-правового статуса и одновременно гарантией независимости судебной власти, является средством защиты публичных интересов, прежде всего интересов правосудия, цель которого - защита прав и свобод человека и гражданина.
Поэтому статус судьи
подлежит конституционно-правовой защите,
уровень которой не должен снижаться
по отношению к ранее
Изучив проблемы правового статуса судейского сообщества Российской Федерации, можно сказать, что для выражения интересов судей как носителей судебной власти ими образуются органы судейского сообщества.
Органы судейского сообщества
действуют для выражения
-Всероссийский съезд
судей (высший орган
-Совет судей РФ (формируется Всероссийским съездом судей из числа судей федеральных судов, судей судов субъектов РФ на четыре года);
-советы судей субъектов РФ (избираются па два года);
-общие собрания судей судов;
-Высшая квалификационная коллегия судей РФ (29 членов);
-квалификационные коллегии судей субъектов РФ.
Квалификационные коллегии судей формируются из числа судей федеральных судов, судей судов субъектов РФ, представителей общественности, представителей Президента РФ.
Советы судей и квалификационные коллегии судей организуются на принципах выборности, сменяемости и подотчетности органам, их избравшим. Квалификационные коллегии судей не подотчетны органам, их избравшим, за принятые решения. Задачи органов судейского сообщества:
- содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;
- защита прав и законных интересов судей;
- участие в организационном,
кадровом и ресурсном
- утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.
В целях совершенствования правового статуса судей и судейского сообщества необходимо:
Информация о работе Правовой статус судьи и судейского сообщества Российской Федерации