Правовой статус судьи и судейского сообщества Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 07:39, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы состоит в исследовании правового статуса судьи и судейского сообщества Российской Федерации.
Объектом данного исследования являются судья и судейское сообщество.
Предметом исследования выступают составляющие правового статуса судьи и судейского сообщества, а так же нормативно-правовые акты, судебная практика и специальная литература, его характеризующие.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЬИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………….7
1.1 Понятие и элементы статуса судьи…………………………………………..7
1.2 Неприкосновенность судьи как гарантия принципа независимости судей, назначение судьи и прекращение его полномочий………………...….16
2 ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА СУДЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ………………………………………………………………………….28
2.1 Проблемы законодательства о статусе судей в современной судебной практике…………………………………………………………………………..28
2.2 Направления развития и совершенствования судебной системы
Российской Федерации в связи с совершенствованием правового
статуса судьей……………………………………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…..38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….42

Файлы: 1 файл

Статус судей в РФ.doc

— 201.00 Кб (Скачать)

- письменное заявление  судьи об отставке;

- неспособность по  состоянию здоровья или по  иным уважительным причинам осуществлять  полномочия судьи;

- письменное заявление  судьи о прекращении его полномочий  в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;

- достижение судьей  предельного возраста пребывания  в должности судьи или истечение  срока полномочий судьи, если  они были ограничены определенным  сроком;

- увольнение судьи  военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

- прекращение гражданства  Российской Федерации, приобретение  гражданства иностранного государства  либо получение вида на жительство  или иного документа, подтверждающего  право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства,

- занятие деятельностью,  не совместимой с должностью  судьи;

- вступление в законную  силу обвинительного приговора  суда в отношении судьи либо  судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

- вступление в законную  силу решения суда об ограничении  дееспособности судьи либо о  признании его недееспособным;

- смерть судьи или  вступление в законную силу  решения суда об объявлении  его умершим;

- отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда, а также если судья оказывается состоящим в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда.

Полномочия судьи прекращаются решением квалификационной коллегии судей. Закон предусматривает также  возможность отставки судьи, которая  представляет собой почетный уход или почетное удаление судьи с должности. В этом случае за ним сохраняется звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу, а также предоставляется ежемесячное пожизненное содержание и ряд льгот.

За совершение  дисциплинарного  проступка (нарушение норм, а также положений кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом  судей ) на  судью, за исключением  судей  Конституционного Суда Российской Федерации, может быть наложено  дисциплинарное  взыскание в виде:

-предупреждения;

-досрочного  прекращения   полномочий судьи [19, c.190] .

Итак,  независимость  судьи обеспечивается его неприкосновенностью, порядком назначения и  прекращения  полномочий. Неприкосновенность судьи - ограждение судьи от произвольного совершения действий, направленных на привлечение к уголовной или иной ответственности либо применение мер принуждения, к коим обычно прибегают при производстве по уголовным делам.

Таким образом,  изучив теоретические основы правового  статуса судьи в РФ, можно сделать следующие выводы. Статус судьи в Российской Федерации закреплен на конституционно-правовом и законодательном уровне. Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет; судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону; судьи несменяемы; полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом; судьи неприкосновенны; судьи федеральных судов, кроме судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Несменяемость и неприкосновенность судьи, будучи элементами его конституционно-правового статуса и одновременно гарантией независимости судебной власти, является средством защиты публичных интересов, прежде всего интересов правосудия, цель которого - защита прав и свобод человека и гражданина.

Поэтому статус судьи  подлежит конституционно-правовой защите, уровень которой не должен снижаться  по отношению к ранее достигнутому, что закреплено в части 4 статьи 5 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», согласно которой в Российской Федерации не могут издаваться законы и иные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей. Это означает, в частности, что ни законодательство, ни правоприменительная практика не вправе снижать гарантии от необоснованного прекращения полномочий судьи, а также расширять возможность применения указанной санкции за дисциплинарные проступки, не отвечающие критерию несовместимости со статусом судьи и авторитетом судейской должности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО  СТАТУСА СУДЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ  РОССИИ

 

2.1 Проблемы законодательства  о статусе судей в современной судебной практике

 

Приведем примеры из судебной практики [23].

Во многих жалобах  заявители ставят вопрос о привлечении  судей к дисциплинарной ответственности  за вынесение явно незаконных судебных актов с грубым нарушением норм материального  или процессуального права.

Между тем, некоторые квалификационные коллегии и полномочные на внесение представлений должностные лица исключают возможность привлечения к дисциплинарной ответственности по указанному основанию. При этом они ссылаются на пункт 2 статьи 16 Закона о статусе судей, согласно которому судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение или принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудного судебного акта. Нередко жалобы, содержащие сведения о вынесении судьями явно незаконных судебных актов, возвращаются заявителям без рассмотрения со ссылкой на статью 4 Положения о квалификационных коллегиях судей, из которой следует, что жалобы, поданные в связи с несогласием с принятыми судебными актами, возвращаются без рассмотрения на основании письменного сообщения председателя коллегии или члена коллегии по его поручению.

Например, в квалификационную коллегию поступило заявление прокурора города в отношении судьи арбитражного суда, которая удовлетворила иск общества с ограниченной ответственностью с признаками банкротства к ПК ГГХ «Ленгаз» о взыскании 803 479 668 рублей и в день вынесения решения выдала определение о его немедленном исполнении. Апелляционная инстанция отменила указанное решение как незаконное и необоснованное.

Несмотря на очевидность  явной незаконности обращения к  немедленному исполнению решения о  взыскании почти 1 миллиарда рублей с крупного и благополучного предприятия в пользу потенциального банкрота, председатель квалификационной коллегии ответила, что оснований для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности не имеется.

Другой пример. Осужденный подал в квалификационную коллегию жалобу, в которой указал следующее. Он был осужден районным судьей к трем годам лишения свободы, несмотря на то, что в момент вынесения приговора действовала распространявшаяся на него амнистия; судья не применила амнистию, сославшись на то, что амнистия применяется по усмотрению судьи; после вынесения приговора его этапировали в изолятор; по кассационной жалобе осужденного городской суд применил амнистию и освободил его от наказания; с момента вынесения приговора и до освобождения по определению городского суда он находился под стражей 77 дней.

Квалификационная коллегия дала ответ, что судья не может  быть привлечен к ответственности  за принятое им решение.

Такое толкование действующих  нормативных актов нельзя признать правильным. Согласно статье 12.1 Закона о статусе судей проступком, служащим основанием для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности, является, в частности, нарушение норм данного Закона. В то же время в статье 3 Закона о статусе судей сказано, что судья при исполнении своих полномочий должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. Вынесение явно незаконного судебного акта, безусловно, умаляет авторитет судебной власти и вызывает сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности судьи [22, c.35].

Таким образом, действующее  законодательство допускает привлечение  судьи к дисциплинарной ответственности  за вынесение явно незаконного судебного  акта, если его незаконность подтверждена вышестоящей судебной инстанцией, а вывод о явной незаконности сделан квалификационной коллегией судей. Указанный подход не противоречит закрепленному в пункте 2 статьи 16 Закона о статусе судей принципу недопустимости привлечения судьи к ответственности за вынесенное им судебное решение. В этой норме речь идет об обычных судебных ошибках, а не о явно незаконных судебных актах, принятие которых свидетельствует о том, что судья не способен осуществлять качественное правосудие в силу низкой квалификации или недостаточной судейской порядочности. В данном случае судья привлекается к дисциплинарной ответственности не за мнение, выраженное в судебном акте, а за совершение действий, нарушающих требования пункта 2 статьи 3 Закона о статусе судей. Необходимо профессионально отграничивать обычную судебную ошибку от явно незаконного судебного акта.

Нередко квалификационные коллегии, установив факт вынесения  явно незаконного судебного акта, тем не менее отказывают в привлечении  судьи к дисциплинарной ответственности, ссылаясь на то, что это не повлекло за собой причинения ущерба.

Всего в  России в 2010 году за различные преступления осуждены девять судей. Об этом сообщил председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев, выступая на совещании-семинаре с председателями российских судов. По его словам, пятеро судей были осуждены за вынесение заведомо неправосудных решений, трое — за уголовно-наказуемые нарушения правил дорожного движения, один — за превышение полномочий. В. Лебедев указал, что в прошедшем году к дисциплинарной ответственности были привлечены 363 судьи, полномочия 61 из них были досрочно прекращены. По словам председателя Верховного суда РФ, в 2010 году каждый третий претендент на пост судьи не сдал квалификационный экзамен [23].

           Таким образом, состояние современной  судебной системы Российской  Федерации и   проблемы статуса  судей и судейского сообщества имеют место быть и требуют незамедлительного разрешения особого внимания заслуживают проблемы:

- кадрового обеспечения  судейского корпуса и аппаратов  судов,

- текучесть кадров,

- низкий уровень заработной  платы специалистов, особенно занимающих младшие государственные должности,

- проблема размещения  судебных участков, обеспечения  их оргтехникой и мебелью,

- не решен на законодательном  уровне вопрос обеспечения жильем  мировых судей,

- имеются отдельные  тенденции снижения уровня гарантий судьям, что недопустимо.

 

2.2 Направления развития  и совершенствования судебной  системы

Российской Федерации  в связи с совершенствованием правового

статуса судьей

 

Результатом реализации предлагаемых изменений в правовом регулировании статуса судьи и судейского сообщества представляется достижение нового, более высокого качества, с профессиональной и морально-этической точек зрения, судейского корпуса; создание условий для формирования в обществе более уважительного отношения к судьям и выносимым ими судебным решениям, а также повышение степени исполняемости судебных решений в добровольном порядке, в первую очередь, применительно к мировым судьям [13, c.32].

Круг лиц, на которых распространятся изменения – практически все граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование, у которых есть возможность претендовать на занятие судейской должности, а также действующие федеральные судьи и судьи субъектов Федерации.

Предлагаемые изменения и дополнения сводятся к следующему [13, c.32].

- Изменение порядка отбора и подготовки кандидатов на судейские должности. Требования, предъявляемые к кандидатам на судейские должности. Необходимой представляется дальнейшая дифференциация требований к судьям различных родов и видов судов путем отражения этой специфики в квалификационных требованиях. В настоящее время регулируется: ст.11 Федерального конституционного закона «О судебной системе в Российской Федерации», ст.4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», ст.8 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

-  для кандидатов в судьи арбитражных судов – обязательность экономического образования в форме специального 2-3 годичного дополнительного послевузовского образования;

Информация о работе Правовой статус судьи и судейского сообщества Российской Федерации