Правовой статус судьи и судейского сообщества Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 07:39, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы состоит в исследовании правового статуса судьи и судейского сообщества Российской Федерации.
Объектом данного исследования являются судья и судейское сообщество.
Предметом исследования выступают составляющие правового статуса судьи и судейского сообщества, а так же нормативно-правовые акты, судебная практика и специальная литература, его характеризующие.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЬИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………….7
1.1 Понятие и элементы статуса судьи…………………………………………..7
1.2 Неприкосновенность судьи как гарантия принципа независимости судей, назначение судьи и прекращение его полномочий………………...….16
2 ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА СУДЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ………………………………………………………………………….28
2.1 Проблемы законодательства о статусе судей в современной судебной практике…………………………………………………………………………..28
2.2 Направления развития и совершенствования судебной системы
Российской Федерации в связи с совершенствованием правового
статуса судьей……………………………………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…..38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….42

Файлы: 1 файл

Статус судей в РФ.doc

— 201.00 Кб (Скачать)

Судья, в том числе  после прекращения его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта.

Решение по вопросу о  возбуждении уголовного дела в отношении  судьи либо о привлечении его  в качестве обвиняемого по другому  уголовному делу принимается: [16, c.18]

- в отношении судьи  Конституционного Суда Российской  Федерации - Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с согласия Конституционного Суда Российской Федерации;

- в отношении судьи  Верховного Суда Российской Федерации,  Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, федерального арбитражного суда - Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;

- в отношении судьи  иного суда - Председателем Следственного  комитета при прокуратуре Российской  Федерации с согласия квалификационной  коллегии судей соответствующего  субъекта Российской Федерации.

Мотивированное решение Конституционного Суда Российской Федерации либо квалификационной коллегии судей по вопросу о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу принимается в 10-дневный срок после поступления представления Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

Изменение в ходе расследования  уголовного дела квалификации состава  преступления, которое может повлечь  ухудшение положения судьи, допускается  только в порядке, установленном настоящей статьей для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу.

Решение по вопросу о  привлечении судьи к административной ответственности принимается [11, c.23]:

- в отношении судьи  Конституционного Суда Российской  Федерации, Верховного Суда Российской  Федерации, Высшего Арбитражного  Суда Российской Федерации, верховного  суда республики, краевого, областного  суда, суда города федерального  значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, федерального арбитражного суда - судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации;

- в отношении судьи иного суда - судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

Решение по вопросу о привлечении  судьи к административной ответственности  принимается в 10-дневный срок после  поступления представления Генерального прокурора Российской Федерации.

Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению.

Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей.

Решение об избрании в отношении  судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу принимается [11, c.24]:

- в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, федерального арбитражного суда - судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда Российской Федерации по ходатайству Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации;

- в отношении судьи иного  суда - судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа по ходатайству Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

Заключение судьи под стражу производится с согласия соответственно Конституционного Суда Российской Федерации  либо соответствующей квалификационной коллегии судей. Соответствующее представление  в Конституционный Суд Российской Федерации или квалификационную коллегию судей вносит Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

Мотивированное решение Конституционного Суда Российской Федерации либо соответствующей  квалификационной коллегии судей о  даче согласия на избрание в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу принимается не позднее чем через пять дней со дня поступления представления Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации и соответствующего судебного решения.

Осуществление в отношении судьи  оперативно-розыскных мероприятий, а также следственных действий (если в отношении судьи не возбуждено уголовное дело либо он не привлечен  в качестве обвиняемого по уголовному делу), связанных с ограничением его гражданских прав либо с нарушением его неприкосновенности, определенной Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, допускается не иначе как на основании решения, принимаемого: [12, c.33]

- в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, федерального арбитражного суда - судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда Российской Федерации;

- в отношении судьи иного  суда - судебной коллегией в составе  трех судей соответственно верховного  суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа.

После возбуждения уголовного дела в отношении судьи либо привлечения  его в качестве обвиняемого по уголовному делу оперативно-розыскные  мероприятия и следственные действия в отношении судьи (кроме заключения его под стражу) производятся в порядке, установленном федеральным уголовно-процессуальным законом и федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности.

При рассмотрении вопросов о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу, о привлечении судьи к административной ответственности, о производстве в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий суд либо квалификационная коллегия судей, установив, что производство указанных мероприятий или действий обусловлено позицией, занимаемой судьей при осуществлении им судейских полномочий, отказывают в даче согласия на производство указанных мероприятий или действий.

Судья неприкосновенен и  находится  под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять  необходимые меры к обеспечению  безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление.

Судья имеет право на хранение и  ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению  в порядке, предусмотренном Законом  Российской Федерации «Об оружии» .

Всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону. Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом.

Рассмотрим вопросы назначения судьи. Конституция РФ устанавливает  в ст. 128, что судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего  Арбитражного Суда РФ назначаются Советом  Федерации по представлению Президента РФ. Что же касается других федеральных судов (судов общей юрисдикции и арбитражных судов), то судьи назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом [1].

Для назначения судей, в том числе  судей военных судов, необходимо представление соответственно Председателей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Отсюда вытекает, что субъекты РФ и органы местного самоуправления лишены права своей властью назначать судей федеральных судов, однако закон требует, чтобы назначение согласовывалось с законодательными (представительными) органами соответствующих субъектов РФ. Таким образом, весь огромный судейский корпус страны (всего насчитывается около 15 тысяч судей судов общей юрисдикции) назначается властью главы государства. Только мировые судьи, а также судьи, председатели и заместители председателей конституционных (уставных) судов субъектов РФ назначаются (избираются) на должность в порядке, установленном законами субъектов РФ.

Отсюда единые требования для отбора на должность судьи. Отбор осуществляется на конкурсной основе и любой гражданин, соответствующий требованиям вправе быть допущенным к сдаче квалификационного экзамена. Судьей может быть гражданин Российской Федерации [19, c.183]:

- имеющий высшее юридическое  образование;

- не имеющий или не имевший  судимости либо уголовное преследование  в отношении которого прекращено  по реабилитирующим основаниям;

- не имеющий гражданства иностранного  государства либо вида на жительство  или иного документа, подтверждающего  право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

- не признанный судом недееспособным  или ограниченно дееспособным;

- не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

- не имеющий иных  заболеваний, препятствующих осуществлению  полномочий судьи.

При соответствии требованиям:

- судьей Конституционного  Суда Российской Федерации может  быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы  по юридической специальности  не менее 15 лет;

- судьей Верховного  Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет;

- судьей верховного  суда республики, краевого, областного  суда, суда города федерального  значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 7 лет;

- судьей арбитражного  суда субъекта Российской Федерации,  конституционного (уставного) суда  субъекта Российской Федерации,  районного суда, гарнизонного военного  суда, а также мировым судьей  может быть гражданин, достигший  возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет. Экзамен принимается комиссией, состоящей при органе юстиции. Президент РФ назначает кандидатов на должности судей только при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей. Судья, впервые назначенный на должность, приносит присягу, текст которой установлен законом.

В решении вопросов назначения судей важную роль играют квалификационные коллегии, которые (отдельно для общих, военных и арбитражных судов) избираются съездами и собраниями судей. Квалификационные коллегии рассматривают вопросы отбора кандидатов, приостановления или прекращения полномочий судьи, прекращения отставки судьи, обеспечения неприкосновенности судьи, проведения аттестации судьи и присвоения ему квалификационного класса. В этих целях созданы Высшая квалификационная коллегия судей и квалификационные коллегии судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, а также судей других судов. Положение об организации и деятельности этих коллегий утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ. (В настоящее время действует Положение, утвержденное Верховным Советом РФ от 13 мая 1993 г.) [24,  с. 78].

Полномочия судьи в  Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Предельный возраст  пребывания в должности судьи - 70 лет.

Для судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации законами соответствующих  субъектов Российской Федерации  может быть установлен иной предельный возраст пребывания в должности  судьи этих судов.  Полномочия судьи прекращаются по следующим основаниям:

Информация о работе Правовой статус судьи и судейского сообщества Российской Федерации