Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2012 в 19:07, курсовая работа
Правовая система России в данный период ее истории испытывает значительную модернизацию и реформацию. Несмотря ни на что с каждым годом, что бы ни говорили, уровень правосознания большей части общества повышается, у государства очерчиваются контуры правовой идеологии, происходит значительное реформирование права в целом, формируется основа новой правовой системы России.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ 5
1.1 Основные определения. Классификация правовых систем. 5
1.2 Правовая система и система права. Их структура. 8
ГЛАВА 2. ПРАВОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ 11
2.1 Общая характеристика правовой системы РФ. 11
2.2 Гражданское и смежные с ним отрасли права. 17
2.3 Уголовное право и процесс. 18
2.4 Судебная система. Прокуратура. Адвокатура. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 34
УК РФ основывается на Конституции РФ и общепризнанных принципах и нормах международного права. Кодекс, разработанный на новейших теоретических воззрениях, сохранил традиции классической школы уголовного права. В его основе лежит Модельный уголовный кодекс, принятый на седьмом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ 17 февраля 1996 года.
Новый УК устранил пробельность уголовного закона, которая образовалась ввиду изменения предмета правового регулирования и появления новых видов и форм преступности; из Кодекса также были исключены криминологически не обоснованные нормы, устранены многие противоречия, возникшие в процессе коренных преобразований социально-экономической, политической и правовой систем. Сделаны решительные шаги по деидеологизации законодательства, признанию приоритетов общечеловеческих ценностей перед классовыми.
Гуманистическая направленность уголовной реформы проявилась в закреплении в УК РФ новых видов наказаний, не связанных с лишением свободы (обязательные работы, ограничение свободы) и значительным расширением числа составов преступлений, предусматривающих штраф в качестве альтернативного вида наказания. С другой стороны, повышен нижний и верхний порог наказания в виде лишения свободы. Отныне оно может назначаться на срок от 6 месяцев до 20 лет. Впервые в России введена по сути американская система назначения наказания по совокупности преступлений и совокупности приговоров путем суммирования отдельных наказаний. При этом окончательное наказание в виде лишения свободы может доходить до 25, а в ряде случаев — до 30 лет.
В связи с принятием в 1996 году в Совет Европы Россия обязалась подписать в течение одного года и ратифицировать не позже, чем через три года с момента вступления. Протокол № 6 к Европейской конвенции о защите прав человека, касающийся отмены смертной казни в мирное время, и установить мораторий на исполнение смертных приговоров.
Особенная часть Кодекса теперь открывается разделом о преступлениях против личности, тогда как ранее на первом месте стояли преступления против государства. В Особенной части появились новые главы - об ответственности за преступления в сфере компьютерной информации, за деяния, совершаемые в частном секторе, за преступления против семьи и молодежи, а также против мира и безопасности человечества. В новом УК впервые введена ответственность за незаконное предпринимательство, незаконную банковскую деятельность, лжепредпринимательство, получение кредита путем обмана, за заведомо ложную рекламу, принуждение к сделке или к отказу от совершения сделки и т.д.
Так же как и уголовное, уголовно-процессуальное законодательство отнесено Конституцией РФ к исключительной компетенции Федерации. К середине 2000 года основным источником уголовно-процессуального права продолжал оставаться Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, принятый 27 октября 1960 года.
Основы новой модели уголовного-судопроизводства были заложены в Конституции 1993 года. Ее положения, в частности, предусматривают, что арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (ч. 2 ст. 22). Обвиняемый имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом (ч. 2 ст. 47), в том числе во всех случаях угрозы вынесения смертного приговора (ч. 2 ст. 20).
Основным
источником уголовно-исполнительного
права (именуемый ранее
2.4 Судебная система. Прокуратура. Адвокатура.
Организация и деятельность судебной системы РФ определяются Конституцией РФ и федеральными конституционными законами: ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г.; ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации” от 28 апреля 1995 г.; ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" от 23 июня 1999 г. Статус судей регулируют обычные законы: Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26 июня 1992 г., ФЗ “О мировых судьях в Российской Федерации" от 17 декабря 1998 г.
Согласно Конституции (ст. 118). правосудие в РФ осуществляется только судом на основе конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (арбитражное судопроизводство не упомянуто в силу редакционной ошибки ее составителей). Создание чрезвычайных судов не допускается.
ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации” (ст. 4) закрепляет принцип единства судебной системы РФ. В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ.
К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ; Верховный суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, арбитражные суды округов, арбитражные суд субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.
Все судьи в РФ обладают единым статусом и различаются только полномочиями и компетенцией. В соответствии с Конституцией РФ судьями могут быть граждане РФ достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом (ст. 121). Судьи Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются советом федерации по представлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, установленным федеральным законом (ст.128).
Наряду с профессиональными судьями в осуществлении правосудия в РФ также участвуют присяжные и арбитражные заседатели.
В настоящее время в РФ широко применяется как коллегиальное, так и единоличное рассмотрение дел. Гражданские дела в судах общей юрисдикции могут разбираться судьями единолично или коллегией в составе профессионального судьи. В арбитражных судах дела по первой инстанции рассматриваются судьёй-профессионалом единолично, тремя судьями и либо судьёй и двумя арбитражными заседателями. Формирование «профессиональных» коллегиальных составов должно происходить, например, по делам о банкротстве (несостоятельности) либо по решению председателя суда с учётом каких-то обстоятельств (ходатайство стороны спора, сложность дела и т. д.).
Уголовные
дела по первой инстанции могут
В кассационной, надзорной и апелляционной инстанциях разбирательство дел возможно только в коллегиальном составе. В судебных коллегиях судов общей юрисдикции среднего звена и Верховного Суда РФ оно осуществляется тремя профессионалами, а в президиумах этих судов – не менее чем половиной членов президиума.
Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, является Верховный Суд РФ. Он осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и даёт разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126 Конституции). Верховный Суд РФ возглавляет систему федеральных судов общей юрисдикции, представляя собой её высшее звено.
Верховный Суд является окончательной судебной инстанцией по всем делам, отнесённым к его компетенции; вправе проверить в порядке надзора любое решение нижестоящего суда, включая, военные и специализированные суды, по любому делу; обладает правом законодательной инициативы; выносит заключения о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления (в рамках процедуры отрешения Президента от должности).
Президиум Верховного Суда РФ является высшей судебной инстанцией в системе судов общей юрисдикции. Он состоит из 13 судей и утверждается Советом Федерации (по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ). Президиум Верховного Суда рассматривает: судебные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики; вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата суда. Решения президиума являются окончательными и не могут быть опротестованы.
Кассационная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает в качестве суда второй инстанции гражданские и уголовные дела по жалобам и протестам на решения, приговоры определения и постановления, вынесенные Судебной коллегией по гражданским делам. Судебной коллегией по уголовным делам и Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации в качестве суда первой инстанции. Она также рассматривает в пределах своих полномочий судебные дела по вновь открывшимся обстоятельствам.
Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам и Военная коллегия рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
По гражданским делам
Верховный Суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа (именуемые иногда судами среднего звена) в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; осуществляют надзор за судебной деятельность районных судов, изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику; осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.
Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции. В его компетенцию входит рассмотрение всех гражданских, подавляющего большинства уголовных (за исключением дел, подсудных мировым, вышестоящим и военным судам) и ряда дел об административных правонарушениях. Районный суд является непосредственной вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям.
ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года предусмотрел восстановление в РФ мировых судей, существовавшего в Российской империи в 1864 – 1889 и 1912 – 1917 годах. В соответствии с ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» о 17 декабря 1998 года они входят в единую судебную систему РФ.
Мировой судья рассматривает в первой инстанции: 1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы; 2) дела о выдаче судебного приказа; 3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; 4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества; 5) иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка; 6) дела по имущественным спорам при цене иска не более пятисот минимальных размеров оплаты труда; 7) дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе; 8) дела об определении порядка пользования земельными участками, строения и другими недвижимым имуществом; 9) некоторые дела об административных правонарушениях.