Место таможенного права в правовой системе России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 23:17, реферат

Краткое описание

Внешнеэкономическая деятельность и, прежде всего, внешняя торговля связаны с перемещением через таможенную границу страны как юридическими, так и физическими лицами товаров и транспортных средств. При этом товары и транспортные средства подлежат таможенному контролю и таможенному оформлению. Все многообразие ситуаций, отношений и связей, возникающих в процессе осуществления ВЭД или внешней торговли, урегулировано соответствующими законодательными и подзаконными нормативными актами, устанавливающими правовой статус различных товаров, лиц, порядок их взаимоотношений между собой, с государством, его органами, в том числе и с таможенными органами.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 46.16 Кб (Скачать)

    Введение

    Внешнеэкономическая деятельность и, прежде всего, внешняя  торговля связаны с перемещением через таможенную границу страны как юридическими, так и физическими  лицами товаров и транспортных средств. При этом товары и транспортные средства подлежат таможенному контролю и  таможенному оформлению. Все многообразие ситуаций, отношений и связей, возникающих  в процессе осуществления ВЭД  или внешней торговли, урегулировано  соответствующими законодательными и  подзаконными нормативными актами, устанавливающими правовой статус различных товаров, лиц, порядок их взаимоотношений  между собой, с государством, его  органами, в том числе и с  таможенными органами.

    Проведение  таможенного контроля призвано обеспечить:

    - создание условий, способствующих  ускорению внешнеэкономического  оборота;

    - разрешительный порядок перемещения  через таможенную границу товаров  и транспортных средств;

    - ведение борьбы с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, а также пресечение незаконного оборота через таможенную границу наркотических средств, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов;

    - своевременное и полное взимание  таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;

    - ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики России;

    - осуществление в пределах компетенции  таможенных органов валютного контроля;

    - ведение Товарной номенклатуры  внешнеэкономической деятельности  и др. 

    1. Таможенный контроль: общие положения

    1.1. Понятие и принципы  таможенного контроля

    Таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

    В широком понимании таможенный контроль охватывает всю процессуальную деятельность таможенных органов, в том числе  таможенное оформление. В рамках таможенного  контроля реализуется система организационно-управленческих, правоохранительных и фискальных мер.

    Таможенный контроль реализует таможенное регулирование лишь в части, в которой таможенное регулирование устанавливается таможенным законодательством. Получается, что соблюдение норм иного законодательства таможенным контролем не охватывается. С этой позиции определение таможенного контроля, содержащееся в Таможенном кодексе 1993 г., является более корректным.

    Таможенный контроль в узком смысле - совокупность проверочных действий в определенных формах, которые достаточны для обеспечения соблюдения и обнаружения существенных нарушений таможенного законодательства Российской Федерации. Наиболее часто таможенный контроль рассматривается специалистами в узком смысле.

    Таможенный  контроль в узком понимании и  таможенное оформление тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Эти категории  можно определить следующим образом.

          Таможенный контроль представляет собой совокупность проверочных  операций, проводимых таможенными органами, в целях определения и подтверждения  статуса товаров, транспортных средств  и лиц в таможенном деле, пресечения нарушений таможенных правил и реализации ответственности в сфере таможенного  дела. Под совокупностью осуществляемых таможенными органами мер понимаются формы и способы производства таможенного контроля.

    Таможенное  оформление - это таможенные операции, осуществляемые таможенными органами и иными лицами, направленные на сохранение или изменение статуса  товаров и удостоверяемые таможенными  органами документально.

    Меры  таможенного контроля в узком  смысле не только являются проверочными действиями, но и имеют принудительно-пресекательный характер. Можно говорить о таможенном контроле как системе реализации государственного принуждения в сфере таможенного дела, не ограничиваясь собственно проверочными мероприятиями.

    Основная  цель таможенного контроля – это  определение с помощью различного рода проверок соответствия проводимых участниками таможенно-правовых операций и действий в сфере таможенного  дела требованиям норм таможенного  законодательства и выявление на основе этого таможенных правонарушений.1

    К числу принципов таможенного контроля следует отнести:

    - всеобщность таможенного оформления  и таможенного контроля;

    - законность таможенного оформления  и таможенного контроля;

    - принцип минимальной необходимости таможенного контроля, запрета использования таможенного оформления и таможенного контроля в качестве административной нетарифной меры регулирования;

    - выборочность и достаточность  таможенного контроля;

    - использование системы управления  рисками при выборе форм таможенного  контроля;

    - возможность освобождения от применения отдельных форм таможенного контроля;

    - использование методов анализа рисков для определения и степени проверки;

    - выработка стратегии таможенного контроля федеральной таможенной службой;

    - сотрудничество с таможенными  органами иностранных государств;

    - взаимодействие таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и организациями, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли товарами, их профессиональными объединениями;

    - создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу;

    - недопустимость причинения неправомерного вреда при проведении таможенного контроля;

    - безопасность применения технических средств таможенного контроля.

    Так, при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются только теми формами таможенного  контроля, которые достаточны для  обеспечения соблюдения таможенного  законодательства Российской Федерации. Принцип выборочности означает, что  нет необходимости проводить  контроль в полном объеме, т.е. проверку всех товаров. Однако избрание формы  таможенного контроля является исключительным правом таможенных органов.

    При выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками. При  этом под риском понимается вероятность  несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

    Принципы  управления рисками позволяют быстрее и качественнее проводить таможенный контроль без снижения эффективности результатов этого контроля.

    Система управления рисками основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства Российской Федерации:

  • имеющих устойчивый характер;
  • связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;
  • подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;
  • затрагивающих другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.

    Таможенные  органы применяют методы анализа  рисков для определения товаров, транспортных средств, документов и  лиц, подлежащих проверке, и степени  такой проверки.

    Профиль риска является фактически доведенной до высокой степени конкретизации  криминологической и криминалистической характеристикой правонарушения, совершенного или потенциального, включающей меры предотвращения и пресечения. В таком  качестве профили риска обладают двумя существенными для практики таможенного дела свойствами. Во-первых, они становятся информацией для  служебного пользования. Во-вторых, информация, служащая для конструирования профилей риска, может сопрягаться с информацией, используемой в оперативно-розыскной  деятельности. При этом профили рисков используют все должностные лица, осуществляющие таможенный контроль, а оперативно-розыскную работу ведут  только специализированные подразделения  таможенных органов. Таким образом, процессуальное оформление профиля  риска определяет законность и обоснованность его применения в целях таможенного  контроля.

    Объекты таможенного контроля обладают специфическим  статусом. Прежде всего, это статус товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем.

    Для таможенных целей как находящиеся  под таможенным контролем рассматриваются  товары, незаконно перемещенные через  таможенную границу России и обнаруженные у лиц, приобретших товары на территории России.

    При определенном разнообразии статусов товаров  и транспортных средств, подвергающихся таможенному контролю, необходимо утверждать, что в своей совокупности они образуют обобщенный статус товарного объекта таможенного контроля.2

    Таможенный  контроль проводится исключительно  таможенными органами. Федеральная  служба, уполномоченная в области  таможенного дела, определяет стратегию  таможенного контроля, исходя из системы  мер оценки рисков.

    В целях совершенствования таможенного  контроля федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, сотрудничает с таможенными органами иностранных  государств, заключает с ними соглашения о взаимной помощи.

    Федеральная служба, уполномоченная в области  таможенного дела, и другие таможенные органы в целях повышения эффективности  таможенного контроля стремятся  к взаимодействию с участниками  внешнеэкономической деятельности, перевозчиками и иными организациями, деятельность которых связана с  осуществлением внешней торговли товарами, и их профессиональными объединениями (ассоциациями).

    Товары  и транспортные средства, ввезенные  на таможенную территорию РФ, считаются  находящимися под таможенным контролем  с момента пересечения таможенной границы при их прибытии на таможенную территорию РФ и до момента:

  • выпуска для свободного обращения;
  • уничтожения;
  • отказа в пользу государства;
  • обращения товаров в федеральную собственность либо распоряжения ими иным способом.3
 
 

    1.2. Зоны таможенного  контроля

    В целях проведения таможенного контроля в формах таможенного досмотра товаров  и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением создаются зоны таможенного  контроля. Порядок создания и обозначения  зон таможенного контроля, а также  требования к ним установлены Государственным Таможенным комитетом России.

    Зоны  таможенного контроля создаются:

  • вдоль таможенной границы РФ;
  • в местах производства таможенного оформления;
  • в местах перегрузки товаров, их осмотра и досмотра;
  • в местах временного хранения;
  • в местах стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары;
  • в иных местах.

    Зоны  таможенного контроля могут быть:

  • постоянными;
  • временными.

    Постоянные  зоны таможенного контроля создаются в случаях регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю (места прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию, склады временного хранения, таможенные склады, помещения магазина беспошлинной торговли).

Информация о работе Место таможенного права в правовой системе России