Место предпринимательского права в правовой системе России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 05:22, курсовая работа

Краткое описание

Предпринимательское право - одна из новых учебных дисциплин для современного российского правоведения. В нынешних экономических условиях актуальность проблем правового регулирования экономической и, в частности, предпринимательской деятельности не вызывает никаких сомнений. Именно поэтому «Российское предпринимательское право» представляет собой учебную дисциплину, предусмотренную государственным образовательным стандартом.

Оглавление

Введение 3
Глава 1 Место предпринимательского права
в правовой системе России 4
Глава 2 Доминирующее положение субъекта предпринимательства
на товарных рынках 7
Глава 3 Отличительные черты банка от иных кредитных организаций 12
Глава 4 Примеры форм взаимодействия органов государственной
власти и местного самоуправления с субъектами
предпринимательских отношений
в Алтайском крае 14
Задача 1 16
Задача 2 18
Заключение 19
Список использованных источников и литературы 20

Файлы: 1 файл

предпринимат. право.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АЛТАЙСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

Дисциплина:

Предпринимательское право

Тема:

Вариант 2

   

 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛ:

студент

3126

 группы

Швед Иван Николаевич

Ф. И.О.

ПРОВЕРИЛ:

к.ю.н., доцент

ученая степень, звание

Шаповалова Екатерина Валерьевна

Ф. И.О.

Оценка

 

Подпись

 

«

 

»

 

2014г.


 

 

 

 

 

 

 

Барнаул, 2014

 

Содержание

 

Введение            3

Глава 1 Место предпринимательского права

в правовой системе России         4

Глава 2 Доминирующее положение субъекта предпринимательства

на товарных рынках          7

Глава 3 Отличительные черты банка от иных кредитных организаций  12

Глава 4 Примеры форм взаимодействия органов государственной

власти и местного самоуправления с субъектами

предпринимательских отношений 

в Алтайском крае           14

Задача 1            16

Задача 2            18

Заключение           19

Список использованных источников и литературы     20

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Предпринимательское право - одна из новых учебных дисциплин для современного российского правоведения. В нынешних экономических условиях актуальность проблем правового регулирования экономической и, в частности, предпринимательской деятельности не вызывает никаких сомнений. Именно поэтому «Российское предпринимательское право» представляет собой учебную дисциплину, предусмотренную государственным образовательным стандартом. Следует подчеркнуть, что и в зарубежных странах изучению предпринимательской деятельности уделяется большое внимание, издается учебная и методическая литература, посвященная этой проблематике.

Вопрос о месте предпринимательского права в отечественной правовой системе является весьма неоднозначным.

В силу различных подходов к определению «предпринимательское право» в разных вузах немного отличаются и рабочие программы этого учебного курса.

Учитывая изложенное, следует сказать, что это и определяет актуальность темы исследования. Целью данной контрольной работы является место предпринимательского права в российской системе права.

При написании работы использовались научные труды Е.А. Суханова, И.А. Смагиной и других.

 

 

Глава 1 Место предпринимательского права в правовой системе России

В системе права Российской Федерации предпринимательское право формируется из норм различных отраслей права: конституционного (государственного) гражданского, трудового, финансового, административного, уголовного, налогового и др. Нормы предпринимательского права устанавливают правила хозяйственной деятельности субъекта предпринимательства.

Рассмотрим, как соотносятся между собой предпринимательское право и основные отрасли права в сфере предпринимательства:

1) базовой отраслью права является конституционное право, ибо на его основе формируются другие отрасли права, в том числе и предпринимательское.

Основой правового регулирования является Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., - базовый закон государства, представляющий собой юридическую базу всего действующего законодательства. Конституция РФ гарантирует единство экономического пространства страны, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Признаются и защищаются равным образом частная, государственная и муниципальная формы собственности. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации1.

Конституцией установлены свободы экономической деятельности, закреплен механизм рыночных отношений. Гарантированы создание и функционирование единого общероссийского рынка, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств по всей территории России, поддержка и развитие добросовестной конкуренции, недопущение экономической деятельности, направленной на создание монополии и ограничения конкуренции.

Единственной денежной единицей, обращающейся на территории Российской Федерации, объявлен рубль. Государство в лице Банка России обязано защищать российскую валюту и обеспечивать ее устойчивость. Россия впервые провозглашена социальным государством, политика которого, в том числе в области экономики и предпринимательства, служит созданию условий для свободного развития человека, личности и всего общества в целом;

2) следующей по значимости отраслью  права, взаимодействующей с предпринимательским  правом, является гражданское право, представляющее собой систему  правовых норм, регулирующих имущественные  и связанные с ними неимущественные отношения, базирующиеся на автономии и имущественной самостоятельности участников таких отношений, методом юридического равенства сторон. Имущественные отношения, являющиеся предметом гражданского права, могут выражать: принадлежность имущества определенным лицам (вещные правоотношения); управление имуществом организаций (корпоративные правоотношения); переход имущества от одних лиц к другим (обязательственные правоотношения). Неимущественные отношения, связанные с имущественными, представляют категорию исключительных прав (авторских, патентных и т.п.).

Предпринимательские имущественные отношения служат важным элементом предмета гражданского права. Гражданский кодекс, другие законы и иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права, не только дают легальное определение предпринимательской деятельности, но и регламентируют особенности источников ее гражданско-правового регулирования, их участия в обязательствах.

Особенность гражданского права заключается в том, что оно упорядочивает отношения между равноправными и независимыми субъектами, вступающими в отношения друг с другом по собственной воле.

Гражданское право - это регулятор рыночных отношений. Вместе с другими отраслями права оно способно в полной мере воздействовать на предпринимательский сектор экономики. Нормы, регулирующие предпринимательство, т.е. деятельность по систематическому получению прибыли, органично слиты с гражданским правом.

Наряду с вышеуказанными отраслями права предпринимательскую деятельность регулируют нормы финансового, налогового, трудового, земельного, уголовного законодательства, нормы которых охватываются понятием публичного права.

Но наибольшим по объему регулятором отношений в сфере предпринимательства является все же административное право.

Административное право регулирует общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления: порядок создания, реорганизации и ликвидации исполнительных органов всех уровней, их перечень, цели и задачи, компетенцию, структуру, порядок функционирования. Оно оказывает определенное регулирующее воздействие и на негосударственные организации. Например, обязательная государственная регистрация.

Нормы административного права определяют правовой статус общественных объединений, органов местного самоуправления и иных негосударственных формирований в сфере административных правоотношений.

Административное право характеризуется наличием отношения «власть – подчинение» и регулирует отношения неравноправных субъектов.

 

Глава 2 Доминирующее положение субъекта предпринимательства на товарных рынках

 

Антимонопольное законодательство предусматривает два основных критерия для определения доминирующего положения: качественный (основной) и количественный (вспомогательный) критерии.

Качественный критерий содержит указание на сущность поведения субъекта предпринимательства на определенном рынке.

Под доминирующим положением на товарном рынке понимается исключительное положение хозяйствующего субъекта (нескольких хозяйствующих субъектов) на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

Количественный (вспомогательный) критерий доминирующего положения позволяет определить долю рынка, которую субъект предпринимательства должен занимать, чтобы иметь возможность оказывать решающее влияние на общие условия оборота товаров (работ, услуг) на рынке или затруднять доступ на него другим конкурентам.

Доминирующее положение на рынке могут занимать субъекты, относящиеся к различным типам монополий.

Доминирующее положение на рынке не запрещается. Если доминирующее положение явилось следствием неправомерных действий, нарушающих нормы законодательства, то такие действия будут квалифицированы как правонарушения – монополистическая деятельность.

В действующем российском законодательстве отсутствует общее определение понятия «монополия». Термин «монополия» используется в нормативных актах и юридической литературе для характеристики:

доминирующего положения субъекта предпринимательства на рынке,

особых полномочий (привилегий, прав) субъектов предпринимательства на осуществление какого-либо вида предпринимательской деятельности на рынке.

Несмотря на подобную неоднозначность характеристик монополии, ее правовая сущность заключается именно в определенном исключительном положении субъекта предпринимательства (или нескольких таковых) на рынке, дающем ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия оборота товаров (работ, услуг) на данном рынке (в основном, на их цену).

Монополия (монопольное положение) - это доминирующее положение одного или нескольких субъектов предпринимательства (группы лиц) на соответствующем рынке.

Следует различать основные типы монополий:

1) создаваемые в результате непосредственного  регулирующего воздействия государства;

2) образуемые вследствие самостоятельных  действий субъектов предпринимательства  без непосредственного регулирующего воздействия государства;

3) возникающие в результате обладания  исключительными правами.

Указанные типы монополий можно также классифицировать в зависимости от того, защищены они от конкуренции или нет. Речь идет о том, что некоторые монополии не допускают наличие конкуренции со стороны других субъектов предпринимательства на законных основаниях. В литературе эти монополии получили различные наименования: «закрытые», «легальные», «юридические» монополии. К ним относятся: 1) монополии, непосредственно регулируемые государством, и 2) монополии обладателей исключительных прав.

Остальные монополии не могут быть защищены от конкуренции, а должны подчиняться экономическим законам конкурентного рынка (взаимодействия спроса и предложения), что является основополагающим правилом (принципом) рыночной экономики и предпринимательства.

Субъект предпринимательской деятельности может занимать монопольное положение на рынке по использованию этих объектов исходя из самого факта юридического признания за ним статуса их обладателя (например, обладатели патентов на изобретения, промышленные образцы или свидетельств о регистрации товарных знаков). Обладание правами на подобные объекты ставит субъекта предпринимательской деятельности в положение, при котором использование этих объектов всецело зависит лишь от его усмотрения.

Возможность занятия на рынке монопольного (доминирующего) положения вследствие обладания данными правами связана, прежде всего, с монопольным характером самих этих прав на указанные нематериальные блага (объекты права промышленной собственности). Обладатель имеет возможность монопольно обладать объектом, как используя его в своей деятельности, так и не делая этого (что является позитивной стороной права), а также запрещать всем другим лицам пользоваться им без специально выданного разрешения или лицензии (негативная сторона права). Возможность правообладателя отстранять всех остальных лиц от использования объектов промышленной собственности дает предпринимателям реальные преимущества в конкурентной борьбе и реальную возможность занятия монопольного (доминирующего) положения на рынке2.

Доминирующее положение субъекта предпринимательства на рынке. Сущность и содержание монопольного положения раскрывается через категорию доминирующего положения субъекта предпринимательства на рынке.

Информация о работе Место предпринимательского права в правовой системе России