Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 22:58, реферат
Я бы выделил три основные задачи и одновременно направления правовой реформы. Они, на мой взгляд, таковы: – правовая трансформация российского общества; – трансформация и стабилизация системы права; – реализация жесткой и устойчивой системы правоприменения, гарантирующей доступ граждан к правосудию и обеспечению своих прав и свобод.
1. Основные задачи и направления правовой реформы 3
2. Направления и этапы правовой реформы 4
3 Основные направления правовой реформы в современной России 13
4. Формы и принципы правового реформирования в России 16
5. Дальнейшее развитие современной правовой реформы в Российской федерации 22
Список литературы 32
Основной системообразующий документ, который установил единое правовое пространство для законодательства о судоустройстве, приняла Государственная Дума второго созыва. Этим документом стал Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.96, №1-ФКЗ10[11].
За ним последовали другие законы, обеспечивающие дальнейший ход судебной реформы:
· Федеральный закон «О судебных приставах» от 21.07.97, №118-ФЗ11[12];
· Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 21.07.97, №119-ФЗ12[13];
· Федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» от 08.01.98, №7-ФЗ;
· Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17.12.98, №188-ФЗ13[15];
· Федеральный закон «О финансировании судов Российской Федерации» от 10.02.99, №30-ФЗ14[16];
· Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» от 23.06.99, №1-ФКЗ15[17];
· Федеральный закон «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» от 29.12.99, №218-ФЗ16[18];
· Федеральный закон «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» от 02.01.2000, №37-ФЗ17[19].
В течении всего хода реформы создавались, и в настоящее время в России формируются и функционируют различные группы и комитеты по совершенствованию законодательства. Так, в 2000 году Распоряжением Президента Российской Федерации от 28 ноября 2000 года №534-рп была образована рабочая группа по вопросам совершенствования законодательства Российской Федерации о судебной системе.
Серьезный виток судебно-правовая реформа получила в середине-конце 2001 года.
Во-первых, наконец-то была принята Концепция «Развития судебной системы России на 2002–2006 годы»18[20] – программа, направленная на реализацию современной судебно-правовой реформы, повышение эффективности деятельности судебной власти в Российской Федерации, создание оптимального организационно-правового и материально-технического обеспечения судебно-правовой системы в Российской Федерации.
Во-вторых, к началу 2002 года Государственной думой были приняты:
Уголовно-процессуальный кодекс РФ;
Кодекс об административных правонарушениях;
Трудовой кодекс РФ.
Поэтому можно отметить, что современное состояние правовой базы, обеспечивающей проведение судебной реформы, позволяет говорить, что достигнуты серьезные результаты по концептуальным направлениям, отвечающие требованиям правового государства:
судебная
власть утвердилась как
решены основные вопросы независимости судей;
создана единая система судебной власти Российской Федерации, закреплена структура федеральных судов и судов субъектов Российской Федерации;
создан Конституционный Суд, органы конституционного правосудия субъектов Российской Федерации и система арбитражных судов;
учреждены институты мировых судей, присяжных заседателей, судебных приставов, усилены гарантии независимости судей военных судов от командования и органов исполнительной власти;
обеспечена система гарантий самостоятельности судов, сформированы органы судейского сообщества – съезды и Советы судей, квалификационные коллегии судей;
учрежден Судебный департамент при Верховном Суде РФ, урегулирован вопрос материального обеспечения деятельности судов всех уровней;
реализован принцип финансирования судов из федерального бюджета;
обеспечена государственная защита судей при исполнении ими полномочий и создана система материальных и социальных гарантий судей.
Однако темпы процесса обновления законодательства в этой сфере не вызывают удовлетворения ни у законодателей, ни у правоприменителей. Это отмечалось и в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 30 марта 1999 г., где подчеркивалось, что достаточная законодательная база, обеспечивающая осуществление быстрого, полного, справедливого, гуманного и неотвратимого правосудия, еще не создана.
3 Основные направления правовой реформы в современной России
Правовая система не может остаться неизменной, если в обществе произошли принципиальные изменения его экономического и политического строя (экономической и политической структуры общества). Это – с одной стороны. А с другой – невозможно проводить реформирование общества без соответствующего правового инструментария. Правовая реформа в стране, таким образом, касается:
а) пересмотра взгляда на саму природу права на основе концепции различения права и закона (право не должно рассматриваться только как результат и орудие деятельности государственной власти);
б) решения внутренних задач реформирования права;
в) реформирования общества посредством права.
Необходимость проведения правовой реформы в современной России объективно обусловлена рядом социальных, политических, экономических и правовых факторов. Среди них можно отметить:
а)
создание основ демократической
правовой государственности и
б)
возникновение и
в) становление рыночной экономики;
г)
потребность в нормативной
6 июля 1995 г. был издан Указ Президента РФ «О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации». Этим Указом признается актуальность и необходимость разработки концепции правовой реформы в целях реализации положений Конституции Российской Федерации, укрепления российской государственности и правовых основ нашего общества, а также обеспечения системности, плановости и скоординированности законотворческого процесса.
Разработан и утвержден Комплексный план мероприятий по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 июля 1995 г. Этим планом предусматривается привлечение широкого круга общественных организаций, политических партий, научных учреждений к разработке концепции правовой реформы в России. В октябре 1995 г. в соответствии с Комплексным планом была проведена научно-практическая конференция «Пути правового реформирования российского общества», в которой приняли участие представители всех ветвей государственной власти, ряда политических партий и движений, юридических ассоциаций, научных коллективов. В рамках Комплексного плана состоялся и Всероссийский студенческий форум по вопросам правовой реформы.
С учетом предложений, высказанных научной общественностью, а также нормативных актов, посвященных современной правовой реформе в России, можно выделить следующие направления происходящего в стране реформирования правовой системы:
1. Законодательное закрепление прав человека и создание механизмов их реализации и защиты.
2.
Формирование законодательных
3.
Законодательное обеспечение
4. Упрочение конституционной законности, формирование конституционного правосудия.
5.
Реформирование судебной
6.
Законодательное развитие
7. Правовое обеспечение функционирования рыночной экономики (уже действует новый Гражданский кодекс РФ).
8.
Издание Свода законов
9. Создание целостной правовой базы правотворческой деятельности на основе Закона о законах и иных нормативно-правовых актах Российской Федерации.
10.
Кадровое обеспечение правовой
реформы, расширение
11.
Создание нормативно-правовой
12.
Совершенствование правовых
13.
Правовое обеспечение
4. Формы и принципы правового реформирования в России
В целях реализации положений Конституции Российской Федерации и укрепления на ее основе российской государственности и правовых основ российского общества, а также обеспечения системности, плановости и скоординированности законотворческого процесса в России проводится правовая реформа.
Что же включается в категорию «правовая реформа»?
Общее мнение, высказываемое в юридической литературе можно свести к тому, что основными элементами правовой реформы являются вопросы правового обеспечения ряда важнейших направлений формирования и функционирования российской государственности и развития полноценного гражданского общества, в том числе:
законодательное обеспечение системы прав человека в обществе, прежде всего реальных гарантий прав и законных интересов личности;
упрочение основ и защита конституционного строя;
реформирование государственного управления, в том числе совершенствование системы государственной регистрации общественных объединений и других юридических лиц и контроля за их деятельностью;
создание целостной правовой базы организации и деятельности судебной системы и органов юстиции;
обеспечение координации нормотворческой деятельности федеральных органов государственной власти, а также федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
формирование правовой базы и институциональная реформа правоохранительной системы для усиления борьбы с преступностью;
конкретизация основ федерализма в Российской Федерации;
выработка принципиальных направлений и форм осуществления реформы местного самоуправления;
дальнейшее системное правовое обеспечение развития экономики;
развитие системы правового воспитания, в том числе укрепление системы юридического образования и юридической науки и др.
На наш взгляд современную правовую реформу можно разделить на два основных и самых важных направления:
1) законодательная реформа;
2) судебная реформа.
Оба
эти направления правового