Правовая реформа в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 22:58, реферат

Краткое описание

Я бы выделил три основные задачи и одновременно направления правовой реформы. Они, на мой взгляд, таковы: – правовая трансформация российского общества; – трансформация и стабилизация системы права; – реализация жесткой и устойчивой системы правоприменения, гарантирующей доступ граждан к правосудию и обеспечению своих прав и свобод.

Оглавление

1. Основные задачи и направления правовой реформы 3
2. Направления и этапы правовой реформы 4
3 Основные направления правовой реформы в современной России 13
4. Формы и принципы правового реформирования в России 16
5. Дальнейшее развитие современной правовой реформы в Российской федерации 22
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

     Необходимо  увеличение численности судей, работников аппаратов и обслуживающего персонала судов общей юрисдикции в связи с предполагаемой с 1 января 2004 г. передачей в ведение суда санкционирования следственных действий, предусмотренных статьями 22 и 25 Конституции Российской Федерации.

     В целях реализации Программы необходимо ввести институт администраторов арбитражных  судов.

     В целях реализации Федерального закона «Об увеличении штатной численности судей и работников аппаратов арбитражных судов в Российской Федерации» должна быть увеличена штатная численность арбитражных судов. Согласно прогнозам, в период до 2006 года прогнозируется существенное увеличение обращений в арбитражные суды участников предпринимательской и иной экономической деятельности в связи с изменениями в материальном и процессуальном законодательстве.

     Одним из направлений судебно-правовой реформы  названо также повышение заработной платы «работников правосудия». Программа предусматривает повышение  заработной платы судей до уровня, существовавшего до 17 августа 1998 г. Для этого среднюю заработную плату судей следует увеличить в 1,6 раза в 2002 году, а к 2006 году довести до 28500 рублей в месяц (в ценах 2001 года).

     Наряду  с увеличением персонала судебной системы, необходимо создание в судах  компьютерных автоматизированных рабочих мест для судей, помощников судей и работников аппаратов судов, локальных вычислительных сетей, оснащенных централизованными и общедоступными информационно-правовыми и другими информационными ресурсами.

     Информатизация  судебной системы позволит обеспечить:

     оперативную информационно-правовую поддержку  правоприменительной деятельности судов;

     открытость  работы всей судебной системы;

     повышение оперативности сбора и оформления судебных документов в процессе подготовки и слушания дел;

     сокращение  сроков рассмотрения дел;

     формирование  единой информационной технологии судебного  делопроизводства в целях сокращения времени на переписку и передачу информации;

     доступность для судей и работников аппаратов  судов всего объема информации о  законодательстве Российской Федерации и судебной практике;

     полноту и достоверность информации о  деятельности судов;

     повышение оперативности сбора и обработки  соответствующих статистических данных и обеспечение объективного анализа  правоприменительной практики;

     повышение эффективности кадрового, организационного, материально-технического и ресурсного обеспечения деятельности судов;

     информационно-аналитическую  поддержку принятия решений во всех сферах обеспечения судебной деятельности.

     Укрепление  научного потенциала судебной власти, создание системы профессиональной подготовки и переподготовки судей и работников аппаратов судов.

     Важными факторами, существенно влияющими  на уровень осуществления правосудия, являются профессиональная переподготовка и повышение квалификации судей  и работников аппаратов судов.

     Сложившаяся система обучения кадров позволила  в 2000 году осуществить переподготовку и повышение квалификации около 1500 судей и работников аппаратов  судов. Центральными звеньями этой системы  являются Российская академия правосудия и Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. Исходя из установленных нормативов в 2002 году планируется повысить квалификацию 1136 судей, в 2003 году – 1508, в 2004 году – 1923, в 2005 году – 2338, в 2006 году – 2820 судей.

     Каждый  судья один раз в три года должен в течение месяца пройти повышение  квалификации с отрывом от производства. Кроме того, из числа юристов, претендующих на звание судьи, не менее 1000 человек  должны пройти предварительное обучение в течение 3–4 месяцев перед назначением на должность.

     Это идеалистическая картина. В реальности же, с вступлением России в Совет  Европы несколько тысяч российских граждан обратились в Европейский  суд по правам человека с жалобами на неудовлетворительное осуществление правосудия в Российской Федерации.

     Ухудшение положения судов переводит ситуацию из финансовой плоскости в политическую. Проблемы судов, возникающие на почве  неудовлетворительного финансирования их деятельности, становятся проблемами миллионов людей, которые теряют веру не только в правосудие, но и в государство, его лидеров, в стремление власти отстаивать законные интересы граждан.

     Размещение  судов и состояние занимаемых ими помещений настолько неудовлетворительны, что компрометируют правосудие. Часть  судов вообще не имеет помещений. В результате происходит массовое нарушение принципа гласности судебного разбирательства, поскольку из-за отсутствия необходимой площади процессы из открытых превращаются фактически в закрытые, доступ к которым вынужденно ограничивается.

     Таким образом, большая часть проблем  реформирования зависит пержде всего  от надлежащего финансирования.

     Кроме того, как отмечается в Программе, эффективность деятельности судебной власти по удовлетворению общественных потребностей в сфере правосудия зависит в первую очередь от скорейшего решения в законодательной форме следующих задач:

     а) создание механизма эффективного взаимодействия между законодательной, исполнительной и судебной ветвями государственной  власти, начиная с процесса разработки законопроектов до обобщения практики правоприменения, включая проверку судами соответствия нормативных правовых актов федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу;

     б) создание механизма обеспечения единства подхода в правоприменительной деятельности судов всех судебных систем в целях обеспечения стабильности правопорядка;

     в) разработка мер государственной  поддержки судебной системы, направленных на создание условий для максимально  эффективного удовлетворения общественных потребностей в сфере правосудия;

     г) создание для судей и работников аппаратов судов системы гарантий, разнообразных форм компенсации  и страхования, а также осуществление  других мер социальной защиты, направленных на обеспечение независимости судебной власти;

     д) создание системы гарантий для лиц, обеспечивающих своим участием правосудие в рамках выполнения гражданского долга  перед обществом (для свидетелей, экспертов, народных заседателей, общественных защитников, общественных обвинителей и др. – в уголовном процессе, арбитражных заседателей – в арбитражном процессе и др.).

     Другим, не менее важным, на наш взгляд, направлением должны стать – права личности и формирование у гражданина правосознания.

     В современном правовом реформировании, как мы уже отмечали, личность, ее права и свободы выдвигается на центральное место и выступают в качестве отправного пункта дальнейших правовых преобразований.

     Таким образом, стратегическими целями развития правовой реформы сегодня также  являются:

     1) построение такого государственно-правового  механизма, который был бы действительно  направлен на реальное обеспечение  провозглашенного Конституцией  РФ положения о правах человека  как высшей ценности;

     2) отработка системы реального  воздействия человека на государство через институты гражданского общества, которые пока находятся в стадии становления.

     Обе задачи глобальные и долговременные.

     Не  менее важный элемент современной  правовой системы России – правовое сознание.

     Правосознание традиционно определяется как совокупность идей, чувств, представлений о праве действующем и желаемом, о действиях органов и лиц в сфере правового регулирования. Это весьма формалистическая дефиниция, слабо специфицирующая анализируемый феномен. Более содержательно правосознание можно определить как совокупность эмоционально-чувственных и мысленных, идеальных образов, при помощи которых человек воспринимает и оценивает наиболее существенные общественные отношения (в частности, по производству, обмену и присвоению различных благ) в категориях прав и обязанностей, эквивалентности деяния и воздаяния за него, равенства, справедливости, свободы и защиты от произвола, ответственности за нарушение правовых норм и договоров и т.д., а также действует в сфере правового регулирования (установления правовых норм и их реализации).

     Общественное  сознание становится правовым лишь после  того, как в нем сформируются идеи о юридической нормативности  в качестве основы жизнедеятельности  и упорядоченности, противостоящей хаосу и произволу, идеи о воздаянии за правонарушения, формальном равенстве и справедливости, защите личности, ее собственности от произвола других субъектов, в том числе государства, идеи о судебном разбирательстве конфликтов и др.

     Русская культура не имела достаточно времени  для того, чтобы в ней естественным путем появились только собственные правовые формы и отношения. А потому наряду с последними действовали и заимствованные–византийские, литовские, шведские и др. Россия, как отмечал Ф.М. Достоевский, была предельно открыта чужому историческому опыту. Однако если правовые формы лишены прочной основы в общественном сознании, не вырастают из него, а лишь навязываются извне государством, то они очень легко отторгаются этим общественным сознанием и психологией, которые предпочитают праву иные, более понятные и хорошо знакомые ему формы регуляции общественных отношений: моральные, патриархально-семейные, традиционно-бытовые, религиозные и т.п.

     Таким образом, не менее важным направлением современной правовой реформы должно стать формирование у граждан Российской Федерации правосознания.

     При любом государственном реформировании назначается ответственный орган.

     Организацией  управления за реализацией программы  современной правовой реформы и  контроль за ходом ее выполнения лежит  на Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации, которое отвечает за реализацию реформы в целом, обеспечивает согласованность действий по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств федерального бюджета, разрабатывает предложения о приоритетных направлениях развития судебной системы и финансировании соответствующих мероприятий на очередной год.

     Механизм  реализации современного правового  реформирования воплощенного в Программе, определяется государственными заказчиками на основе порядка разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. №594 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»

     Согласно  программе, министерство экономического развития и торговли Российской Федерации  совместно с государственными заказчиками  ежегодно при формировании федеральной адресной инвестиционной программы определяет перечень конкретных объектов, подлежащих финансированию из федерального бюджета на соответствующий год.

     Министерство  экономического развития и торговли Российской Федерации с участием Министерства финансов Российской Федерации и государственных заказчиков Программы организует экспертные проверки хода реализации Программы. При этом обращается внимание на выполнение сроков реализации программных мероприятий, на целевое и эффективное использование средств, выделяемых на их реализацию, а также на конечные результаты Программы.

     На  наш взгляд, важно, что срок действия Программы реформирования на 2002–2006 гг. может продлеваться не более чем на один год. При необходимости продления срока действия Программы более чем на один год разрабатывается новая программа. Такое положение говорит о желании законодателя не просто декларировать направления реформы, но и реально воплотить нормы программы в жизнь.

     В результате же выполнения программных  мероприятий предполагается значительно улучшить материально-техническое, кадровое, финансовое обеспечение деятельности судебной системы, создать надлежащие условия для осуществления независимого правосудия в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Правовая реформа в современной России