Правовая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 19:16, курсовая работа

Краткое описание

История показывает, что только тогда правотворческая и правоприменительная деятельность становится эффективной, когда в этих процессах, наряду с мощными самоорганизующимися началами, приоритетное место занимает и сознательное, организующее творчество, умная работа. При изучении этих сознательных и созидательных процессов в правотворчестве и правоприменении теория права формулирует тему правовой культуры.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Правовая культура: понятие, структура, функции 5
Глава 2. Правовое воспитание и правовое обучение в процессе формирования правовой культуры 11
Глава 3.Задачи правовой культуры и её роль в правотворческой и правоприменительной деятельности 18
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

kyrsovaya.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

На данном уровне правовой культуры существует масса проблем, рассматриваемых законодательством. По настоящему культурный в правовом отношении человек не должен быть слепым фанатиком права. Он должен видеть его недостатки, как излишний формализм и другие, но это не означает, что он имеет права сам осуществлять толкование закона, которое приводит к его нарушению.

Все уровни взаимосвязаны  и взаимообусловлены между собой. Правовые акты и другие тексты правового  характера, подкреплённые научными знаниями, используют в своей работе лица, занимающиеся правовой деятельностью. Они доводят их до сведения основной массы людей, которые в свою очередь соблюдают юридическую обязанность и используют субъективные права.

Структуру правовой культуры личности можно разбить также  на такие элементы, как:

психологический  (правовая психология)

идеологический (правовая идеология)

поведенческий (юридически значимое поведение).

Но как отмечает А.П. Семитко, «Выделение структурных элементов  правовой культуры достаточно условно, так как нет правовой деятельности, осуществляемой отдельно от правового  сознания, правосознание может появиться лишь в правовой деятельности и ее результатах – правовых актах.»11

Правовая культура личности означает правовую образованность человека. Включая правосознание, умение и  навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям юридических норм. Говоря о функциях правовой культуры, мы можем выделить такие функции, как познавательно - преобразовательная, регулятивная, коммуникативная (связь), ценностно-нормативная и прогностическая.

Познавательно-преобразовательная функция связана с теоретической и организационной деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества.

 Ценностно-нормативная  функция правовой культуры выражается с помощью системы аксиологических характеристик. Она проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Исходя из этого, правовые нормы, другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами оценки. Регулятивная функция направлена на обеспечение устойчиво-динамичного развития правовой системы и общества в целом.

Под коммуникативной функцией понимается установление связи между гражданами в правовой сфере (через общение в сфере права).  Обеспечивая общение граждан в юридической сфере, она существует через это общение и влияет на него. Здесь имеется в виду не только непосредственное общение граждан в сфере действия права, но и_______

11Семитко А.П. Теория государства и права Под ред. В.М.Карельского и В.Д.Перевалова. – М., 1997. – С.333

 

косвенное «общение»  с лицами, принадлежащими к прошлым поколениям, или с нашими современниками, с которыми мы незнакомы, или которые отделены от нас расстоянием и временем.

Такое общение опосредуется юридическими произведениями и сегодня значительно расширяется в связи с совершенствованием средств массовой информации. Правовое общение выступает как форма меж субъектных взаимодействий свободных и уникальных личностей в сфере права. Правовая культура призвана аккумулировать в себе прогрессивные достижения всех типов правовых культур как нынешних, так и прошлых эпох.

 Прогностическая функция  охватывает правотворчество и  реализацию права, обеспечение правомерного поведения граждан, их социальной активности, включает анализ тенденций, характерных для всей правовой системы. В настоящее время элементы научного прогнозирования и планомерности, например в законодательной деятельности, усиливаются, хотя логика и последовательность разработки и принятия законодательных актов еще оставляют желать лучшего.

Истинная функция предвидения  в правовой области заключается не только в определении наиболее подходящих средств для достижения культурных правовых целей, но и в предсказании возможных последствий, объяснении необходимости возникновения новых правовых ценностей.

Профессор В.В.Лазарев  в своих работах по правовой культуре отмечает невозможность сделать  каждого гражданина юристом, «Но, пишет

Лазарев, - преодолеть юридическую  безграмотность и правовой нигилизм – это одно из условий развития правовой культуры»12.

В этой связи хочется  привести и высказывание известного русского философа И.А. Ильина:  «народ, не знающий законов своей страны, ведет вне правовую жизнь, или  довольствуется....неустойчивыми зачатками  права. Народу необходимо и достойно знать законы, это

входит в состав правовой жизни, по этому нам и опасен такой  порядок, при котором народу недоступно знание права. Человеку, как существу

духовному, невозможно жить на земле  вне права..».13

Правовая культура взаимодействует  с другими сферами общественной культуры: политической, нравственной, религиозной, эстетической и т.д. при этом, в специфическом содержании правовой культуры обязательно проявляются черты и особенности, свойственные как господствующей культуре данного общества, так и отдельным ее областям.

По мнению профессора В.В.Лазарева «обеспечение максимального взаимного  соответствия между всеми элементами правовой культуры – магистральная  линия укрепления в обществе законности и правопорядка»14.__________________________________________________

12В.В.Лазарев. Общая теория права и государства. – М., 2000. –С.488

13И.А. Ильин. О сущности правосознания. – М., 1993. –С. 23-24

 14В.В.Лазарев. Общая теория права и государства. – М., 2000. –С.488.

 

Глава 2. Правовое воспитание и обучение как средство формирования правовой культуры.

Правовая культура общества нуждается в систематическом  рационально формировании, стимулировании, позитивном социальном развитии. Система  мер, направленных на формирование политико-правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры, выступает как правовое воспитание. Другими словами, правовое воспитание—это формирование у граждан и в обществе правовой культуры. Данный процесс осуществляется государственными органами, должностными лицами, учебными заведениями, обществом в целом.

    Правовое воспитание  — это целенаправленная деятельность  по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.

Обычно говорят о  правовом воспитании в широком и  узком смысле. В первом случае речь идет, скорее, не о правовом воспитании, а о правовой социализации человека, когда он «воспитывается» окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, должностных лиц - представителей государственного аппарата в правовой сфере. При этом у граждан, должностных лиц, государственных органов, осуществляющих правовую деятельность (правомерную или неправомерную), нет прямой цели оказать на других право воспитательное воздействие. Однако такое воздействие на окружающих все-таки оказывается. Что касается правового воспитания в узком смысле, то оно отличается своей целенаправленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом.

     Содержанием правового  воспитания является приобщение  людей к знаниям о государстве  и праве, законности, правах и  свободах личности, понимание сущности правовых учений, доктрин, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение. Конечно, некоторые правовые ценности, имея основу и происхождение в моральных нормах, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики. Однако целью правового воспитания является «создание специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей».15

Рассмотрим основные элементы механизма  правового воспитания как  деятельности, направленной на повышение правовой культуры человека. Прежде всего, это конкретные способы организации воспитательного процесса, такие как правовое обучение, правовая работа в связи с теми или иными конституционными мероприятиями (референдумы, выборы и т. д.), пропаганда права средствами массовой коммуникации, художественной литературой.

Другим  «важным элементом механизма  правового воспитания выступают  разнообразные методы правовоспитательной  работы — приёмы, способы разъяснения  политико-правовых идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение личности в интересах правопорядка».16 К ним относятся многообразные приёмы эмоционального, педагогического воздействия на воспитуемых: убеждение, предупреждение, поощрение, принуждение. Эти способы часто применяются в юридической практике.

      К методам правового  воспитания относится правовое  просвещение. Процесс распространения  правовых знаний служит росту  общей правовой культуры.  Главная  его цель — «воспитание уважения  к праву и законности как  ценностной установки широких слоёв населения России»,17 овладение населением основами юридических знаний, понимание социальной и юридической ответственности. Воспитательная работа поднимает индивидуальное правосознание личности до понимания наиболее общих юридических принципов и требований, отвечающих интересам всего общества, государства»18. Формирование позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом является составной частью правовой культуры.

Система мероприятий правового  обучения включает в себя работу специальных  правовых курсов, школ, семинаров, проведение которых осуществляют государственные  и общественные органы, как на коммерческой, так и на бюджетной основе.  Задача правового обучения — ознакомить население с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищённости, а, следовательно, и уровень правовой культуры, выше, чем в России. К сожалению, в настоящее время ценностное, эмоциональное воздействие правового воспитания очень сильно ограничено реальной правовой практикой, так как невозможно воспитать у человека уважение к тем ценностям, которые отсутствуют в сознании и деятельности людей данного общества и не всегда опыт других стран можно применить в России. Пустые декларации и демагогические заявления (как политическими лидерами перед населением, так и простыми воспитателями и учителями перед детьми и юношеством) пагубно сказываются на процессе формирования правовой культуры общества. К тому же на роль воспитателя годится далеко не каждый. В общественном масштабе им может стать выдающийся человек, который «раскроет» людям глаза на истинное положение дел в области правовой культуры общества.19

Большую роль в правовом воспитании играют средства массовой информации. К формам правовоспитательной работы через средства массовой информации относятся беседы на правовые темы, дискуссии по актуальным вопросам политико-правовых отношений, тематические передачи «Человек и закон», комментарии нового законодательства специалистами и т.д. Практикой выработаны такие формы массовой правовой работы, как лекционная пропаганда, всевозможные лектории по юридической тематике, недели, декады, месячники правовых знаний, научно-практические конференции, сборы. Однако, в связи с ломкой общественного сознания и переориентацией человеческих ценностей, произошедшей в нашей стране за последнее десятилетие, их удельный вес сократился. Эта форма работы не пользуется популярностью в обществе и проводится только в период избирательных или иных конституционно необходимых мероприятий.

Серьёзным недостатком нынешней практики воспитательной работы в юридической области является недооценка организационных форм, рассчитанных на молодёжную аудиторию: школьных правовых олимпиад, диспутов на темы права, морали. На новом этапе развития государственного устройства важно сохранить этот опыт работы с молодёжью, стимулировать его развитие на новом политико-правовом фундаменте. Рост преступности, снижение социальной защищённости требуют активизации  работы по разъяснению прав личности, «возможностей (немало возросших) по судебному обжалованию незаконных и необоснованных действий, возмещению ущерба, пользованию теми или иными гражданскими, политическими, имущественными правами».20

Немаловажную роль в формировании правовой культуры общества играют такие  средства информации как  газетная, журнальная статья, театральные постановки, кино и телевидение. Однако большинству журналистских публикации и сценариев фильмов не хватает глубины и всесторонности при исследовании проблемы воспитания чувства уважения к правам, свободам людей, разъяснения новых юридических видов социализации человека. Законы жанра, характерные для средств массовой информации, предполагают сенсационность при отборе материала. «Это приводит к определённому смещению ракурса, рассматриваемого журналистом события на «кровавые разборки», описание патологии преступника (сексуальный маньяк и прочее), утрирование изощрённости или жестокости совершённого преступления».21 О какой правовой культуре общества может идти речь, когда газеты и журналы изобилуют сценами криминальной жизни, на экранах телевизоров грабёж и убийства на фоне сладкой, беспечной жизни богатых людей. В последнее время появилась тенденция принятия отрицательного опыта зарубежных стран в деле правового воспитания через кинофильмы и журналы. Помимо развития нездоровых тенденций, подражания криминальным элементам в молодёжной среде, «общество оказалось лишённым объективной картины, отражающей не только преступления и его генезис, но также и все следующие за преступлением этапы правоприменительной деятельности»22.

Правовая культура предполагает  умение грамотно и юридически обоснованно  говорить. Раскрытие правовой терминологии, языка юридических актов, толкование и разъяснение содержания законов  являются составной частью правового  просвещения граждан. От правоведов, в свою очередь, требуется умение правильно, на профессиональном уровне составлять тексты юридических актов, употреблять в своей речи правильные в этическом смысле слова. Им не позволено выражаться языком публицистики, которая зачастую внедряет в народное сознание элементы так называемого «жаргонного языка», как «шестёрка», «главарь», «разборка», «облава», создавая при этом ореол сквернословия. «Этого рода «практика» ведёт к нравственному и правовому разрушению личности, культурной деградации личности».23

Информация о работе Правовая культура