Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 21:54, реферат
Краткое описание
История показывает, что только тогда правотворческая и правоприменительная деятельность становится эффективной, когда в этих процессах, наряду с мощными самоорганизующимися началами, приоритетное место занимает и сознательное, организующее творчество, умная работа
Оглавление
Введение………………………………………………………………………..
Глава 1. Правосознание: структура, свойства, функции…………………….
1.1. Понятие, свойства и функции правосознания……………………
1.2. Классификация видов правосознания и формы его деформации
1.3. Структура правосознания…………………………………………
Глава 2. Понятие и особенности правовой культуры ………………………
2.1. Понятие и структура правовой культуры………………………..
2.2. Функции и классификация правовой культуры………………….
Глава 1. Правосознание: структура, свойства,
функции…………………….
1.1. Понятие, свойства и функции правосознания……………………
1.2. Классификация видов правосознания
и формы его деформации
1.3. Структура правосознания…………………………………………
Глава 2. Понятие и особенности правовой
культуры ………………………
2.1. Понятие и структура правовой культуры………………………..
2.2. Функции и классификация правовой культуры………………….
2.3. Правовое воспитание………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………………
3
4
4
9
13
17
17
20
23
27
29
ВВЕДЕНИЕ
История показывает, что только тогда
правотворческая и правоприменительная
деятельность становится эффективной,
когда в этих процессах, наряду с мощными
самоорганизующимися началами, приоритетное
место занимает и сознательное, организующее
творчество, умная работа. При изучении
этих сознательных и созидательных процессов
в правотворчестве и правоприменении
теория права формулирует тему правосознания
и правовой культуры. Действительно, в
какой степени осмысленное, сознательное
отношение общества и индивидов к праву
ведет к необходимому правовому состоянию
общества, к появлению новых правовых
норм, в какой степени эмоциональное отношение
влияет на правомерное или правонарушительное
поведение? Чтобы разобраться в этих вопросах,
в качестве темы курсовой работы я выбрала
правосознание и правовую культуру.
Правовое сознание общества, отдельных
групп, индивидов органично связано с
правом как целостным социальным институтом,
с его возникновением, функционированием
и развитием, с правотворчеством и правоприменением,
иными сторонами правового бытия общества.
Как таковое правосознание и его более
крупная социальная форма – правовая
культура – изучаются именно в теории
права.
Тема правосознания и правовой культуры,
несомненно, остаётся актуальной в настоящее
время. В юридической литературе существует
множество вопросов, касающихся правовой
культуры и правосознания, на которые
по-прежнему нет однозначного ответа,
существует множество различных мнений,
представлений и пр.
Цель настоящей курсовой работы – раскрыть
значение и особенности правосознания
и правовой культуры в современном обществе,
а также проследить связь между ними.
ГЛАВА 1. ПРАВОСОЗНАНИЕ: СТРУКТУРА, СВОЙСТВА,
ФУНКЦИИ
Понятие, свойства и функции правосознания
Правосознание является
одной из форм общественного сознания,
содержащей взгляды и убеждения, идеи
и традиции, то есть совокупность мысленных
и чувственных оценок, которые относятся
к праву и связанным с ним явлениям. Правосознание
представляет собой объективное непреходящее
явление, свойственное любой правовой
системе, любому политическому устройству
общества, организованного в государство,
при этом от их вида непосредственно зависит
его уровень, а от его уровня непосредственно
зависит их перспектива.
В правосознании отражается не только
позитивное право, но и история и тенденции
развития права в целом, а в условиях современной
глобализации в немалой степени и правовые
явления других обществ. Кроме того, правосознание
взаимообуславливается не только с действительным,
но и с желаемым правом. Поэтому существенная
особенность правосознания заключается
в том, что оно не только отражает окружающую
правовую действительность, но и активно
- прямо и косвенно - участвует в ее формировании
и реализации. По большому счету, уровень
развития права на конкретном этапе не
может быть выше уровня развития правовой
культуры и массового правосознания, поскольку
они составляют его основу.
В различных теоретических учениях сущность
правосознания выявлялась посредством
подчинения его идее, главенствующей в
той или иной концепции: характеристике
права в его позитивистском понимании,
классовой структуре государства в марксистской
концепции, понятию социальной справедливости
в естественно-правовом подходе и т. д.
На взгляд автора, такие подходы правомерны
не при толковании сущности, а при анализе
факторов, влияющих на конкретный уровень
развития и характеристику правосознания
– и только в совокупности и взаимодействии.
Правосознание обуславливается как общими
факторами: особенностями государственного
устройства и правовой идеологии государства,
политической обстановкой в стране и в
мире, экономической ситуацией и т. д.,
так и индивидуальными: уровнем культуры
субъекта, его классовым положением, благосостоянием,
религиозными взглядами и т. д. Правосознание
взаимосвязано и взаимодействует с политическим
сознанием, моралью, искусством, религией,
философией, наукой. Принципиально важно
также не только текущее состояние этих
факторов, но и историческое их развитие,
а также его ожидаемые перспективы. По
мнению автора, все эти факторы в перспективе
имеют равновеликое значение и влияние
на особенности правосознания и лишь в
отдельные периоды под влиянием социальных,
культурных, политических и т. п. воздействий
один или несколько из них занимают преимущественное
значение, становятся движущей силой права
и могут характеризовать правовое устройство.
Из российских ученых,
занимавшихся разработкой концепции правосознания,
следует, по мнению автора, выделить, прежде
всего, И. А. Ильина (1882-1954), хотя его концепция
правосознания и отличается от широко
распространенного понимания правосознания
как рефлексии закрепленных в законодательстве
правовых норм. В работах этого русского
философа и правоведа правосознание выступало
как важнейшая категория права. Поскольку
мировоззрение этого ученого сформировалось
в императорской России, то согласно его
концепции здоровое правосознание российского
общества неминуемо приведет – или должно
привести – к реставрации монархии в стране.
«Республику, все равно - унитарную или
федеративную, мы не считаем государственною
формою, способною восстановить Россию,
дать ей творческую свободу и культурно-духовный
расцвет» - писал он. Вынужденный к эмиграции,
И. А. Ильин имел возможность анализировать
политическое и правовое состояние в современном
ему Советском Союзе. В 50-е годы он писал
об антиправовом характере тоталитарного
режима в стране, являющимся «социально-гипнотической
машиной», о подавлении правосознания.
«Правовое государство покоится всецело
на признании человеческой личности -
духовной, свободной, полномочной, управляющей
собою в душе и в делах, т. е. оно покоится
на лояльном правосознании. Тоталитарный
режим, напротив того, покоится на террористическом
внушении» [7].
Если абстрагироваться от политического
аспекта его учения, не являющегося предметом
нашего исследования, то с большинством
его выводов относительно роли уровня
правосознания в становлении правового
государства можно, на взгляд автора, согласиться.
По мнению И. А. Ильина, правосознание является
«естественным чувством права и правоты»,
а «человек, имеющий здоровое правосознание,
- есть свободный субъект прав; он имеет
волю к лояльности (законопослушанию),
он умеет блюсти и свои, и чужие полномочия,
обязанности и запретности; он есть живая
опора правопорядка, самоуправления, армии
и государства».
Таким образом, И. А. Ильин указывал на
естественный характер происхождения
правосознания, и так как цель права в
его концепции состоит «прежде всего,
в том, чтобы сделать возможным мирное
сожительство людей» [7], то он подчеркивал
непреходящую социальную, культурную
и политическую ценность правосознания.
Рассмотрим остальные ключевые свойства
правосознания и его особенности как одной
из форм общественного сознания (помимо
нравственного, национального, религиозного
и т. п.):
- Правосознание находится во взаимодействии
с другими формами общественного сознания,
моралью, политическими взглядами, они
являются относительно взаимообусловленными.
- Правосознание характеризуется устойчивостью
и преемственностью
Правосознание представляет
собой довольно инертный механизм: для
него характерно сопротивление новым
идеям и принципам, для преодоления прочно
вошедших в сознание правовых взглядов
и предрассудков требуется гораздо больше
времени, чем для обновления нормативно-правовых
актов. Практика показывает, что даже при
самой бюрократизированной схеме организации
законодательного процесса трансформация
системы позитивного права (законодательства
как такового) может осуществляться в
сравнительно более короткие сроки, нежели
изменение уже сформировавшегося правового
сознания.
Как пишет В. В. Сорокин, правосознанию
«присуща некоторая константа, которая
при всех изменениях экономики и политики
воспроизводит некий тип отечественного
правового мышления» [14]. Это свойство
правосознания является одновременно
и негативным, и положительным с точки
зрения задачи реформирования правовой
сферы. С одной стороны, инертность правосознания
является фактором, тормозящим реализацию
правовых реформ в правоприменительной
сфере. С другой стороны, устойчивость
и преемственность правосознания является
стабилизирующим фактором, нивелирующим
неблагоприятные последствия значительных
колебаний в правовой сфере, характерных
для переходных периодов.
Правосознание касается не только реализации
правовых норм в общественной жизни, но
и процесса их создания.
Правосознание не ограничивается правоприменительной
сферой – оно активно воздействует на
процесс нормотворчества (с эффективностью,
зависящей от уровня развития правовой
системы государства). Кроме того, следует
помнить и о том, что у законодателя также
есть свое правосознание. Как правило,
оно по объективным и субъективным причинам
отличается массового правосознания,
что в значительной степени обуславливает
трудности в правовой сфере. Здоровое
правосознание представителей власти
рассматривалось И. А. Ильиным в качестве
необходимого условия создания правового
государства. В его концепции идеальная
государственная власть выступает в роли
творца и хранителя позитивного права,
в основу которого лишенным недугов правосознанием
властвующего положено естественное право.
Особенность правосознания выражается
также в способе вынесения суждений относительно
явлений общественной жизни.
Для правосознания характерно осознание
правовых явлений посредством специальных
юридических понятий и категорий, таких
как правомерность и неправомерность,
правонарушение и юридическая ответственность,
правоотношение и законность и т. п. Специфика
правовой сферы требует от правосознания
более четкого и однозначного вынесения
суждений, чем это допустимо в других формах
общественного сознания.
Выделяется три основные функции правосознания
как направления его взаимодействия с
общественными отношениями: гносеологическая,
регулятивная, и оценочная.
Гносеологическая
(познавательная) функция правосознания
заключается в том, что посредством сознания
субъект права (индивид, группа, общество
в целом) приобретает знания (и на эмпирическом,
и на научном или идеологическом уровнях)
о явлениях в окружающей правовой действительности.
Оценочная функция связана с формированием
у субъекта отношения к отражаемой правовой
действительности: как психологического
(на уровне правовой психологии), так и
рационального (на уровне правовой идеологии).
Регулятивная функция правосознания двойственна.
С одной стороны, она заключается в том,
что субъект, пропуская окружающую действительно
через призму своего правосознания, определяет
конкретный вариант своего правового
поведения в той или иной ситуации. С другой
стороны, правосознание выступает в качестве
относительно самостоятельного правообразующего
фактора, являясь источником правовых
идей, требующих закрепления в позитивном
праве.
Иногда в теории права функции правосознания
условно делятся на две категории. Это,
во-первых, внешние или социальные функции,
которые характеризуют основные направления
и способы взаимодействия правосознания
с окружающей правовой действительностью.
И, во-вторых, это внутренние функции или
функции механизма правосознания, где
под механизмом правосознания понимается
специфическая система обработки поступающей
правовой информации и формирования правового
поведения.
Классификация видов правосознания и
формы его деформации
Правосознание представляет собой довольно
объемную и многозначительную категорию,
отдельные его особенности в теории и
на практике могут существенно отличаться
в зависимости от субъекта правосознания,
от точки зрения, с которой проводится
анализ. Это приводит к необходимости
классификации видов правосознания для
конкретизации понятий в исследованиях.
Основными применяемыми критериями видов
правосознания являются: субъекты правосознания,
его уровень, направленность и степень
осознанности.
1. По уровню (глубине) отражения правовой
действительности правовое сознание классифицируется
на следующие виды:
- Научное (теоретическое) правосознание
характерно преимущественно для исследователей,
научных работников, занимающихся концептуальными
вопросами правового регулирования общественных
отношений и, в частности, формированием
(разработкой) правовой идеологии общества.
- Профессиональное (специализированное)
– характерно для профессиональных юристов,
занимающихся практической деятельностью.
Относительная близость этого слоя общества
к вышеуказанному (характеризующемуся
теоретическим правосознанием), возникшая
в процессе профессионального образования,
приводит, как правило, к доминированию
правовой идеологии в таком типе правосознания.
Впрочем, такое влияние не абсолютно ввиду
важности психологической составляющей
особенностей собственного профессионального
опыта, а также тесного взаимодействия
с представителями следующего слоя.