Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 21:54, реферат
Краткое описание
История показывает, что только тогда правотворческая и правоприменительная деятельность становится эффективной, когда в этих процессах, наряду с мощными самоорганизующимися началами, приоритетное место занимает и сознательное, организующее творчество, умная работа
Оглавление
Введение………………………………………………………………………..
Глава 1. Правосознание: структура, свойства, функции…………………….
1.1. Понятие, свойства и функции правосознания……………………
1.2. Классификация видов правосознания и формы его деформации
1.3. Структура правосознания…………………………………………
Глава 2. Понятие и особенности правовой культуры ………………………
2.1. Понятие и структура правовой культуры………………………..
2.2. Функции и классификация правовой культуры………………….
Основой правовой культуры
является правосознание, но как самостоятельная
категория она включает в себя также юридически
значимое поведение членов общества, правовую
деятельность в виде правотворчества
и его результатов, традиции правотворчества,
практику функционирования правовых институтов
в целом.
Правовая культура – весьма ёмкая по своему
содержанию социальная категория. В специальной
юридической литературе встречаются различные
её определения. Е. В. Аграновская определяет
правовую культуру как «элемент общей
культуры общества, представляющий специфический
способ человеческого существования в
правовой сфере: способы правового регулирования
отношений, формы взаимодействия субъектов
общественных отношений, их социальное
отношение к явлениям правового порядка»
[1]. Т. А. Артеменко считает, что правовая
культура – «это не просто отношение к
праву (правосознанию), а, прежде всего
уважение правовых норм и принципов.»
Следовательно, не каждому человеку, обладающему
правосознанием, присуща правовая культура.
Отсюда, по мнению И. Г. Смолиной правовая
культура – «это глубокое знание и понимание
права, высокосознательное исполнение
его предписаний как осознанной необходимости
и внутренней потребности (это единство
правовых знаний, оценок и поведения)».
Ещё в одном из определений правовая культура
определяется как качество правовой жизни
общества и степень гарантированности
государством и обществом прав и свобод
человека, а также знание, понимание и
соблюдение права каждым отдельным членом
общества [2].
Итак, можно сказать, что правовая культура
– определенное «качество» правовой жизни
общества, которое наиболее полно можно
охарактеризовать только при рассмотрение
всех его элементов.
Во-первых, правовую культуру определяет
степень развитости правосознания населения.
Правосознание – это отношение людей
к праву, правовым явлениям, основанное
на знаниях о праве и чувствах (восприятие
на субъективном уровне). Правосознание
– очень важный элемент правовой культуры.
Велико его влияние на организацию общественной
жизни. Недаром российский правовед И.
А. Ильин обращал внимание на то, что человек
без правосознания будет жить собственным
произволом и терпеть произвол от других.
Также И. А. Ильин считал, что правосознание
необходимо рассматривать не только как
совокупность воззрений на право, а ещё
и как взгляды на государство, на всю организацию
общественной жизни. От того, каким будет
уровень, качество правосознания, зависит
и то, каким будет поведение человека в
обществе [7].
Во-вторых, правовую культуру определяет
уровень развития правовой деятельности.
Правовая деятельность подразделяется
на теоретическую (деятельность учёных-юристов),
образовательную (деятельность студентов
и слушателей юридических образовательных
учреждений и пр.) и практическую (правотворческая
и правореализующая деятельность).
От правотворческой
деятельности, её уровня развития и качества
существенно зависит правовая культура.
При осуществление правотворчества должны
соблюдаться принципы: законности, научности,
демократизма, системности.
Соответственно влияет на правовую культуру
и правореализация, а в частности правоприменение
– властная деятельность компетентных
органов, осуществляющих индивидуальное
регулирование общественных отношений,
имеющая своей целью воплотить содержание
правовых норм в жизнь. На качество правоприменительной
деятельности оказывает влияние множество
факторов: структура государственного
аппарата, порядок взаимодействия его
органов, профессионализм правоприменителя,
его культура и многое другое.
Высокий уровень правовой деятельности
предполагает:
- наличие сильной юридической науки;
- качественное преподавание юридических
дисциплин в учебных заведениях;
- вовлечение широких слоёв населения
в деятельность, связанную с правом;
- высокий профессионализм и качество
законотворческой деятельности;
- соблюдение демократических и юридических
процедур при правотворчестве;
- развитость и совершенство государственного
аппарата;
- авторитет суда, как в системе органов
государственной власти, так и среди населения;
- наличие гарантий независимости судебной
власти;
- демократичность правосудия, его понятность
и близость обществу, учёт приоритета
прав и свобод человека при рассмотрении
судебных споров;
- высокое качество правоприменительной
деятельности.
В-третьих, правовую культуру определяет
степень совершенства всей системы нормативно-правовых
актов, в которых выражается и закрепляется
право данного общества. Важен уровень
любого нормативно-правового акта каждый
из них должен правовым. Нормативно-правовой
акт должен отвечать всем необходимым
требованиям, с точки зрения его формы:
быть по возможности кратким и что, особенно
важно, понятным для населения, т. е. обладать
ясностью, а вся необходимая дополнительная
информация (определения, термины и пр.)
должны быть доступны для населения; также
должен отвечать всем необходимым требованиям
с точки зрения содержащегося в нём механизма
его реализации.
Важно и состояние правоприменитильных
правовых актов (например: решение и приговор
судов, акты прокуроров) и правореализационных
(например: договоры в хозяйственном обороте).
При оценке вышеуказанных нормативно-правовых
актов, а также таких текстов правового
характера, как научные и публицистические
тексты на правовые темы, можно судить
об уровне развития правовой культуры.
Совершенство системы нормативно правовых
актов можно достигнуть благодаря:
- наличию в государстве демократичной,
отвечающей высоким правовым стандартам
и интересам общества, эффективной конституции;
- соответствию конституции законов, а
всех иных нормативно-правовых актов (подзаконных)
– законам;
- чёткой иерархии
нормативно-правовых актов;
- высокому правовому и технико-юридическому
качеству законов и подзаконных актов,
актов применения права.
2.2. Функции и классификация правовой культуры
Правовая культура выполняет одновременно
несколько функций:
Познавательно-преобразовательная функция
связана с созданием гарантий (как правовых,
так и нравственных) человеческого достоинства,
свободы выбора, морального самоконтроля,
порядочности, честности и др. общечеловеческих
ценностей. Призвана помочь согласованию
личных, групповых и общественных интересов;
призвана поставить человека в центр общественного
развития. Эта функции связана с теоретической
и организаторской деятельностью по формированию
гражданского общества и правового государства;
Праворегулятивная функция направлена
на то, чтобы все элементы правовой системы
функционировали максимально эффективно,
динамично и слаженно. Этой функцией правовая
культура обеспечивает подчинение социальных
стремлений и идеалов, взаимность прав
и обязанностей граждан, вносит элемент
упорядоченности в эти отношения. Реализация
этой функции осуществляется через социальные
нормы (в том числе конечно и через правовые);
Ценностно-нормативная функция проявляется
в различных фактах, приобретающих ценностное
значение, отражаясь в сознании, поступках,
социальных институтах;
Правосоциализаторская функция заключается
во влиянии на формирование правовых качеств
личности;
Прогностическая функция заключается
не только в определении наиболее подходящих
средств для достижения правовых культурных
целей, но и в предсказании возможных последствий,
объяснении необходимости возникновения
новых правовых ценностей;
Коммуникативная функция, т. е. правовая
культура, обеспечивает общение граждан
в юридической сфере; передает сложившуюся
в обществе правовую культуру через средства
массовой информации новым поколениям,
формирует в массах уважительное отношение
к политическим учениям прошлого и др.;
Интегративная функция правовой культуры
заключается в объединении всех слоев,
классов и наций общества на основе общегражданских
норм, принципов, идей и традиций.
Необходимо помнить о невозможности существования
всех составных частей правовой культуры
без своего носителя-субъекта, а именно:
отдельного человека, группы людей, населения
в целом. На основании этого принято выделять
соответственно правовую культуру личности,
групповую правовую культуру и правовую
культуру населения. Рассмотрим каждый
вид более подробно:
Правовая культура
личности – это то, как личность осознаёт,
понимает, оценивает, осуществляет права,
свободы и выполняет обязанности. А сама
реализация прав, свобод и обязанностей
и особенно степень активности при реализации
находятся в существенной зависимости
от того, насколько правильно они осознаются
и оцениваются личностью. Правовая активность
является высшим уровнем правовой культуры
личности. Она проявляется в готовности
личности к активным сознательным, творческим
действиям, как в сфере правового регулирования,
так и в сфере реализации права, а также
в законности поведения. Согласно концепции
Д. Б. Богоявленского существует три уровня
правовой активности (если рассматривать
её как интеллектуальную активность личности):
А) если субъект права при самой добросовестной
и энергичной работе остаётся в рамках
заданного или первоначально найденного
способа действия, его интеллектуальная
активность относится к пассивному уровню,
что подчёркивает не отсутствием умственной
деятельности вообще, а то, что эта деятельность
каждый раз определяется действием какого-то
внешнего стимула;
Б) если субъект права, имея достаточно
надёжный способ решения своей задачи,
продолжает анализировать состав, структуру
своей деятельности, сопоставляет между
собой цели и задачи, что приводит его
к открытию новых, внешне более остроумных
способов решения к формулированию закономерности,
то такой уровень интеллектуальной активности
называется эвристическим (более характерен
для следователей и пр. подобных профессий);
В) самый высокий уровень интеллектуальной
активности носит название творческого;
отличается самостоятельной постановкой
проблемы.
Не следует путать правовую активность
с правомерным поведением. Критериями
разграничения здесь могут выступать
цель, средства достижения такой активности
и общественно значимый результат деятельности
в правовой сфере. Также следует отличать
от правовой активности просто инициативное
исполнение своих обязанностей должностным
лицом, т. к. оно (исполнение) является профессиональным
долгом.
2) Групповая правовая культура – это уровень
и степень правовой образованности, правового
воспитания того или иного класса, общественного
слоя, особых социальных групп;
3) Правовая культура населения – это уровень
правосознания и правовой активности
всего населения, степень прогрессивности
юридических норм и юридической деятельности.
Оценивая правовую культуру важно обращать
внимание на уровень познания правовых
явлений, овладение ими. На основании этого
можно выделить следующие уровни правовой
культуры:
Обыденный уровень – для него не характерны
глубокие обобщения, т. е. для него характерна
поверхностность. Проявляется в повседневной
жизни людей при использовании субъективных
прав, соблюдении юридических обязанностей.
Но важно понимать, что он отнюдь не является
второстепенным;
Профессиональный
уровень – присущ лицам, специально занимающимся
правовой деятельностью. Для данного вида
характерна более высокая степень знания
и понимания правовых проблем, целей, задач,
а также профессионального поведения,
которая складывается ввиду постоянного
и непосредственного соприкосновения
с правовыми понятиями и явлениями;
Теоретический (научный) уровень – представляет
собой научные знания о сущности, характере
и взаимодействии правовых явлений, механизма
правового регулирования в целом, а не
просто отдельно взятых направлений. Вырабатывается
она общими усилиями ученых-философов,
юристов, социологов, общественным опытом
практических работников.
Эти уровни правовой культуры очень тесно
взаимосвязаны между собой.
2.3. Правовое воспитание
Высокая правовая культура и лояльное
правосознание присущи не любому обществу,
они не являются лишь следствием объективной
потребности. Правовая культура повышается
в процессе целенаправленной деятельности
по правовому воспитанию субъектов права,
обязанность осуществлять которые лежит
на государстве и всех остальных институтах
политической и правовой системы общества.
Правовое воспитание предполагает осуществление
комплекса мероприятий воспитательного,
учебного и информационного характера,
направленных на создание надлежащих
условий для обретения гражданами определенного
объема правовых знаний и навыков в их
применении, необходимых для реализации
гражданами своих прав и свобод, а также
выполнения возложенных на них обязанностей.
Правовое воспитание как целенаправленные
действия по повышению правовой культуры
и укреплению правосознания, формированию
комплекса специфических качеств личности
в правовой сфере жизнедеятельности призвано
решить три основные задачи.
Первая задача – формирование системы
правовых знаний. Безусловно, такая составная
часть правовой культуры как знание гражданами
своих прав и свобод, своих обязанностей
перед государством и обществом, общих
сведений о позитивном праве имеет критическое
значение. Однако этим правовое воспитание
не исчерпывается.
Вторая задача – формирование правовой
убежденности у гражданина в том, что он
найдет у государства, его органов помощь
в защите своих прав, законных интересов,
что государство справедливо требует
от него выполнения возложенных обязанностей
и что он равен перед законом и судом в
правах с другими гражданами.
Третья задача – формирование мотивов
и привычек правомерного социально активного
поведения. Эта задача является стратегической
и состоит в культивировании у граждан
правовых потребностей, интересов, установок,
ценностной ориентации, которые в значительной
мере будут предопределять выбор соответствующих
действий и поступков, то есть в правовой
мотивации.
Правовое воспитание осуществляется в
разных направлениях и имеет богатый инструментарий.
Можно выделить следующие основные направления
и средства правового воспитания.
- Непосредственное
правовое воспитание органами
государственной власти. Так, например,
для воспитания высокой правовой
культуры граждан в налоговой
сфере были созданы отделы
информации и общественных связей
при инспекциях Министерства
по налогам и сборам, аналогичная
структура была создана и при
Федеральной службе налоговой
полиции.
- Правовое воспитание через средства
массовой информации: печатные издания,
телевидение и т. п. Средства массовой
информации образуют важнейший институт
формирования и распространения различных
представлений и мнений в общественном
сознании. Их влияние на динамику и структуру
развития правового просвещения открывает
широкие возможности для проведения активной
государственной политики в данной области.
В налоговой сфере этот метод получил
очень широкое распространение. Так, налоговыми
органами учреждены и курируются целый
ряд печатных изданий, специализирующихся
на вопросах налогообложения («Российский
налоговый курьер», «Московский налоговый
курьер», «Налоговый вестник» и т. п.). Не
секрет также, что налоговыми органами
оказывается определенное давление и
на содержание относительно независимых
печатных изданий («Главбух», «Финансовая
газета» и др.). В последнее время большая
роль в деле воспитания налогоплательщиков
и повышения уровня их налоговой культуры
стала отводиться и телевидению: специалисты
по налогообложению участвуют в телепрограммах,
приняла массовый характер социальная
реклама, направленная на воспитание законопослушных
налогоплательщиков, формирование у общественности
негативного отношения к недобросовестным
налогоплательщикам.
- Правовое воспитание посредством культуры
и искусства. Этот метод менее заметен,
но не менее важен и эффективен: правосознание,
основанное на культуре и искусстве, является
более органичным, естественным, менее
подверженным колебаниям. Его использование
осложняется, во-первых, недопустимостью
непосредственного влияния государственных
правовых интересов на культуру, ее подавления
этими интересами, а во-вторых, невовлеченностью
органов государственной власти в культурную
сферу. Пока о каких-либо серьезных попытках
применения этого метода в области налогообложения
автору неизвестно. Впрочем, к этой категории
методов правового воспитания можно отнести
взаимодействие налоговых органов с Русской
православной церковью (например, в отношении
известной ситуации недовольства отдельных
православных россиян введением индивидуального
номера налогоплательщика).
- Правовое воспитание
в сфере образования. Правовое
воспитание подрастающего поколения
имеет стратегический характер
и объективно необходимо. В деле
правового воспитания в налоговой
сфере детей уже сделаны отдельные
попытки. Так, Минобразование России на
основе специально подготовленного учебника
проводит в некоторых регионах эксперимент
по введению в школьный образовательный
курс основ налоговых знаний об истории
налогообложения, налоговом законодательстве,
основных правах и обязанностях налогоплательщиков,
полномочиях налоговых органов и органов
налоговой полиции и даже о налоговых
преступлениях. Насколько известно автору,
аналогичный эксперимент проводится и
в Ростовской области под эгидой местного
УМНС. Более того, существует даже мнение,
что «все учебные программы многоуровневой
системы образования должны содержать
элементы налоговой культуры» [5].
Максимальная эффективность повышения
правового сознания и правовой культуры
достигается путем рационального использования
всего доступного инструментария в совокупности.
При этом, по мнению автора, не следует
забывать о таком важнейшем аспекте правового
воспитания, как наглядный пример со стороны
государственных органов и должностных
лиц. Нарушение законодательства, игнорирование
правовых и этических норм самими органами
власти, демонстрируя политику двойных
стандартов, приводит к правовому нигилизму,
сводит на нет все усилия по правовому
воспитанию общества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучая правосознание, можно определить
конкретные правовые требования тех или
иных групп, всего общества, выявить пробелы
в законодательстве, недостатки правоприменения,
роль суда в жизни общества и т. п.
Правосознание в своих пластах, уровнях,
видах «работает» на устранение пробелов
в праве, формулирует в конкретных правовых
требованиях (законах, постановлениях)
положения, которые могут усовершенствовать
законодательство. В правоприменительной
деятельности развитое правосознание
направляют гражданина для разрешения
спора в суд, а не в редакцию газеты, что,
впрочем, тоже иногда полезно.
«Если человек обладает развитым правосознанием,
- писал французский юрист Ж. Карбонье,
- то так ли уж нужна ему информация о законе.
При таком правосознании гражданин сумеет
понять, что является законным».