Правительство Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 00:54, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы: дать определение термину « Правительство», обосновать его место в конституционно-правовых системах, проанализировать состав, принципы формирования и структуру Российского Правительства, а также обосновать его компетенцию и полномочия.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………………………...2
Понятие Правительства РФ и его положение в конституционно-правовых системах..3
Состав, формирование и структура Правительства РФ ………………………………...4
Компетенция правительства РФ, ее принципы …………………………………………5
Функции Правительства РФ………………………………………………………………7
Ответственность Правительства РФ ……………………………………………………11
Заключение ……………………………………………………………………………………….13
Список используемой литературы ……………………………………………………………...14

Файлы: 1 файл

админ право олеся.doc

— 88.50 Кб (Скачать)

    В соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 77) система органов государственной  власти субъекта Российской Федерации устанавливается субъектами самостоятельно, но с учетом основ конституционного строя РФ (гл. 1 Конституции РФ) и общих принципов организации представительных и исполнительных органов государственной власти.

    Принципы  сформулированы также в Федеральном ,законе от 6 октября 1999 г.

    Функция Правительства РФ:

    Государственная функция, осуществляемая исполнительной властью, — это организационно-распорядительная деятельность по исполнению и реализации законов, принятых парламентом Российской Федерации, указов Президента РФ, иных нормативных правовых актов.

    Высший  исполнительный орган государственной  власти субъекта Российской Федерации  действует постоянно, обеспечивает исполнение Конституции РФ, иного  федерального законодательства, законодательства субъекта РФ на территории данного субъекта Российской Федерации. Его наименование (например, правительство Москвы, администрация Псковской области), структура, порядок формирования (чаще всего путем назначения) устанавливаются конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Федерации.

    Высший  исполнительный орган: а) разрабатывает  и осуществляет меры по социально-экономическому развитию субъекта РФ; б) участвует  в проведении государственной политики в области финансов, науки, социального обеспечения, экологии, образования, здравоохранения.

.

 

  1. Функции правительства
 

          Положение правительства  в системе органов государственной  власти характеризуется его функциями.  Рассмотрим важнейшие функции Правительства.

          Управление государственным  аппаратом является одной из основных функций правительства. Правительство не только играет решающую роль в деле комплектования всего государственного аппарата, но и руководит его деятельностью. Современный государственный аппарат, приспособленный для осуществления многообразных государственных функций, не только велик численно, но и очень сложен в чисто организационном отношении. Правительство, являющееся, прежде всего политическим институтом, направляет и координирует деятельность государственного аппарата через министерства, департаменты, штабы и другие ведомства. По отношению к государственному аппарату правительство выступает в качестве центра, который на основании полученной им информации принимает решения, осуществляемые различными звеньями этого аппарата.

    Исполнение  законов по букве конституции  — важнейшая функция правительства. Подобное утверждение является аксиомой для классического государствоведения, строго придерживавшегося принципа разделения властей. Согласно традиционной теории правительству вверяется исполнительная власть, т.е. ему вменяется в обязанность заботиться о должном исполнении законов, принимаемых парламентом.

    Контроль  над законодательной деятельностью парламента фактически превратился в самостоятельную функцию правительства. Этот контроль осуществляется по двум главным направлениям.

    Во-первых, правительство является главным, источником законодательной инициативы.

    Во-вторых, правительство оказывает решающее воздействие на законодательный процесс. В президентских республиках правительство осуществляет этот контроль в меньшей степени и в иных формах, чем в парламентарных странах, но он все же достаточно эффективен. По общему правилу в президентских республиках правительство использует для этого право вето и непосредственные контакты с парламентариями, партийные фракции при этом играют значительно меньшую роль, в то время как в парламентарных странах именно фракции являются главным средством, с помощью, которого правительство контролирует законодательный процесс.

    Одним из важных вопросов деятельности Правительства  является нормотворчество.

    В ст. 115 Конституции РФ говорится, что  на основании и во исполнение Конституции  РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ, Правительства РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Этим определяется подзаконных характер актов, издаваемых Правительством, обязательность их соответствия Конституции, законом и нормативным указам Президента РФ.

    В соответствии со ст. 104 Конституции  РФ Правительство России обладает правом законодательной инициативы, которая  означает,  что оно может самостоятельно подготавливать проекты законов и выносить их на рассмотрение в Государственную Думу.

    Правовые акты Правительства являются важным звеном правовой системы России, и их основные формы устанавливаются в Конституции. Конституция определяет. Что формами правовых актов Правительства России являются постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации. Постановлениями Правительства Российской Федерации должны оформляться решения, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение. Решение по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.

    Постановление принимается на заседаниях Правительства  при наличии кворума и путем голосования. Постановление Правительства подписывается Председателем Правительства или его Первым заместителем.

    Кроме того, в качестве постоянного органа Правительства в его аппарате действует Президиум Правительства, который призван решать текущие и оперативные вопросы.

    Заседание его проводятся по мере необходимости, а принятые решения оформляются  в форме постановлений и распоряжений Правительства, однако они не должны противоречить решениям, принятым на заседаниях Правительства Российской Федерации.

    Необходимо  отметить, что, устанавливая правовые формы актов, издаваемых Правительством РФ, Конституция РФ в то же время  возлагает на Правительство обязанность обеспечивать их исполнения. Это помогает их оперативному и точному практическому внедрению, поскольку чаще всего тяжесть исполнения падает на те же органы исполнительной власти, которые подготавливают соответствующие акты.

    Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации, т.е. на всей ее территории и всеми субъектами и органами местного самоуправления. Обязательность распространяется на всех граждан и должностных лиц, на все общественные объединения, государственные и частные предприятия. Таким образом, конституционный статус актов Правительства ставит эти акты по их обязательности в один ряд с законами и указами Президента РФ. Хотя по юридической силе они стоят ниже, чем последние, так как принимаются на основании и во исполнении выше стоящих актов.

    Интересен вопрос о том, могут ли акты Правительства  РФ отменять или приостанавливать акты исполнительной власти субъектов РФ. Статья 77 Конституции РФ определила, что в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения федеральные органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти. Кроме того, из установленного Конституцией РФ обязательного характера актов Правительства РФ ясно вытекает вывод о том, что в случае расхождения этих актов с актами исполнительной власти субъектов РФ приоритет отдается постановлению или распоряжению Правительства РФ.

    Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ. Такое правило выглядит совершенно естественным, так как Президент РФ, во–первых, является гарантом Конституции РФ, а во–вторых, по существу возглавляет исполнительную власть.

    Хотя  инициатива отмены неконституционного и незаконного акта Правительства  находится в руках у главы государства, ясно, что и без его решения любой акт Правительства, противоречащий Конституции  РФ и федеральным законам, юридически ничтожен с самого начала.

    Федеральным конституционным законом о Правительстве  РФ установлено, что постановления, и распоряжения Правительства РФ подлежат обязательному опубликованию в «Российской газете» и «Собрании законодательства в Российской Федерации» не позднее 15 дней со дня их подписания.

    Акты  Правительства РФ, затрагивающие  права, свободы и обязанности  человека и гражданина, вступает в силу не ранее дня их опубликования. 

 

  1. Ответственность Правительства  РФ
 

    На  сегодняшний день следует различать политическую ответственность правительства перед парламентом или главой государства (ответственность за политику) и юридическую их ответственность за правонарушения. Политическая ответственность перед парламентом имеет место только при парламентарных и смешанных формах правления, политическая ответственность перед главой государства - при некоторых смешанных и президентской формах правления, а ответственность за правонарушения - при любых.

    Политическое  и правовое значение правительства отчетливо  проявляется в  его взаимоотношениях с парламентом. В общем виде эти отношения можно определить как взаимодействие и взаимозависимость. Зависимость правительства от парламента прослеживается во многом. Парламент утверждает бюджет и акты о налогообложении. От них прямо зависит финансирование, судьба правительственных планов, программ.

    В результате деятельности правительства  заключаются договоры с иностранными государствами, которые затем утверждает (ратифицирует) парламент. Иногда требуется, чтобы парламент предварительно санкционировал заключение международных договоров. Акты, изданные правительством или министерствами, могут утратить силу, если парламент издаст закон, устанавливающий новые правила по тому же предмету правового регулирования.

    Парламенты  обычно участвуют в решении вопроса об ответственности главы правительства, министров. Встречаются две основные формы парламентского недоверия - вотум недоверия и резолюция порицания. Обе имеют одинаковые последствия - правительство уходит в отставку либо глава государства распускает парламент, назначает выборы, и вновь избранные депутаты решают вопрос о доверии министрам. Наконец, возможны одновременно и отставка правительства, и роспуск парламента.

    Вотум доверия либо недоверия выносится  по инициативе самого правительства, которое  обращается к парламенту за поддержкой. Надо сказать, что такое обращение может быть спровоцировано депутатами, которые проводят расследования правительственной деятельности, заявляют запросы и, таким образом, компрометируют правительство, вынуждая его просить парламент о доверии.

    Запрашивая  доверие, кабинет министров предлагает депутатам одобрить правительственную  политику, проект бюджета или какой-либо законопроект, имеющий принципиальное значение. Если правительству не удается  получить большинство голосов в  свою поддержку, то считается, что ему вынесен вотум недоверия.

    Резолюцию порицания парламент принимает  по инициативе депутатов, которые не согласны с программой правительства, недовольны проводимой политикой. Для  того чтобы резолюция была принята  и правительство ушло в отставку, за нее должно проголосовать большинство депутатов.

    В каждом из названных случаев требуется  набрать большинство в пользу той стороны, которая ставит вопрос о доверии. Получение большинства  голосов представляет собой сложную  задачу.

    Предположим, что мнения парламентариев разошлись. Они таковы, что 1/3 депутатов поддерживает правительство, другая треть выступает против него, а остальные имеют неопределенную позицию и воздерживаются от подачи голосов. При такой расстановке правительство не получит доверия, если обратится за вотумом, - ему нужно большинство, а в пользу правительства настроена лишь треть депутатов. В итоге правительство получит вотум недоверия. Если же группа депутатов планирует смену правительства и предлагает принять порицающую его резолюцию, то и они не добьются успеха, так как против правительства настроена только треть парламента, - резолюция порицания не состоится, и, следовательно, правительству будет выражено доверие.

    Недоверие может быть выражено не только всему  составу правительства, правительственной программе, но и отдельным, скомпрометировавшим себя министрам.

    Особо можно отметить такую разновидность  политической ответственности, как  ответственность за исполнение бюджета: не утверждение парламентом отчета об исполнении бюджета влечет в нормальных условиях отставку правительства. Политическая ответственность перед главой государства имеет место обычно в виде смещения правительства или министра.

Информация о работе Правительство Российской Федерации