Понятие типа государства. Основные подходы к типологии государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 18:14, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является попытка обзора всевозможных типологий государства.

Курсовая работа состоит из нескольких частей: в первой части говорится о понятии типологии государства. Вторая часть посвящена подходам к типологии государства. Так как цель работы – изучить два подхода (формационный и цивилизационный), в третьей части работы рассмотрен обзор нетрадиционных типологий государства.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

1. Понятие типологии государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5

2. Подходы типологии государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

2.1. Типология государства с точки зрения формационного подхода

2.2. Типология государства с точки зрения цивилизационного подхода

3. Обзор нетрадиционных типологий государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19

Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21

Файлы: 1 файл

контр по теории госуд и права.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

    Культурные  особенности государства зависят  в значительной степени и от господствующей в стране религии, а более широко - от сложившейся официальной идеологии. Поэтому цивилизационные типы государства зачастую разграничиваются по религиозному признаку. В современной западной литературе постоянно подчеркивается различие между государствами христианской, мусульманской и других цивилизаций с тем, чтобы "доказать" культурное превосходство государств христианской цивилизации в западном ее варианте перед прочими государствами.

    Культурное  своеобразие цивилизационных типов  государств обусловлено также этническими и географическими факторами. Научная и популярная литература изобилует такими терминами, как, например, государства арабской, китайской, индийской и т.д. цивилизаций; не менее часто встречаются в литературе и такие термины, как государства Средиземноморской, Восточной, Западной и т.д. цивилизаций.

    Во-вторых, цивилизационный тип государства  рассматривается в науке как  категория, отображающая противоположные  тенденции в развитии культуры в  сфере межгосударственных отношений. Как известно, к концу XIX века произошла смена свободной рыночной конкуренции капиталистической монополией и капитализм вступил в империалистическую стадию своего развития, которая характеризуется господством в экономике и политике монополистического капитала. Наступила эра борьбы империалистических стран за раздел и передел мира, эра мировых экономических кризисов и войн. После первой мировой войны образуются тоталитарные фашистские государства. После второй мировой войны, начиная с середины 50-х годов, человечество вступает в эпоху научно-технической революции. Развертывание НТР сопровождается интернационализацией мировых хозяйственных и культурных связей, ростом взаимозависимости государств и расширением интеграционных процессов.

    Вследствие  этого возрастает значение международных организаций, увеличивается их число, повышается роль международного права, оно демократизируется. Вместе с тем интернационализация хозяйственных, культурных и других связей на базе всемирных рыночных отношений неизбежно ведет к их сосредоточению в определенных центрах, каковыми являются в наше время США, страны Западной Европы и Япония. Поэтому названные страны используют различные формы межгосударственной интеграции в своих интересах, в целях универсального и глобального закабаления народов всего остального мира. Возникает новая форма тоталитаризма, исключительно гибкая, всеобъемлющая и значительно более мощная и не менее зловещая, чем фашизм. В лице США и его "партнеров" мы имеем дело фактически с настоящим космополитическим (тоталитарным) государством, международным жандармом, диктующим свою волю другим народам в виде так называемых общечеловеческих норм и ценностей, выносящим "приговоры" народам и государствам, нарушающим установленный ими новый международный порядок. Стало быть, в современную историческую эпоху понятие цивилизационного типа служит инструментом выделения в особую категорию передовых демократических национальных и многонациональных государств в целях их противопоставления тоталитарным империалистическим государствам.

    В-третьих, термин цивилизационный тип государства  обозначает определенные тенденции  в развитии человеческой культуры во взаимоотношениях государства с обществом. В условиях товарного производства и обмена неизбежно существование двух тенденций развития взаимоотношения государства с обществом. Первая выражается в существовании различных авторитарных типов государства, в которых государство рассматривается как самоцель, а гражданское общество как казначей, всецело подчиненный ему и лишенный собственной воли3. Таковы военно-полицейские, деспотические и другие государства, поглощающие собой гражданскую жизнь людей, как общественную, так и частную. Вторая линия развития взаимоотношений государства с обществом в условиях современного капиталистического товарного производства выражается в усилении независимости общества от государства; она находит свое проявление в либеральных правовых государствах.

    Таким образом, упрощенно можно сказать, что цивилизация — это уровень  развития общества. При этом учитываются  не       только экономический, но и другие факторы: образовательный, этнический,   религиозный, культурный, географический и др.

    Представители: Арнольд Тойнби, Освальд Шпенглер, Питирим Сорокин.

          Историю человечества объясняют  как историю самобытных цивилизаций,  каждая  из которых проходит  в своем развитии этапы становления,  расцвета и гибели.

          Различают западные и восточные  цивилизации, а также западную  христианскую, восточную христианскую, мусульманскую, буддийскую цивилизации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3.Обзор нетрадиционных типологий государства. 

    В концепции типологии государства  Г. Еллинеком, в качестве критерия выбран характер взаимоотношений между властью и индивидом ( вопрос о характере государственного союза и положении, занимаемом в этом смысле индивидом. ) Г. Еллинек выделял 5 типов государств : древневосточное, греческое, римское, средневековое и современное.

    Типология государства предложенная Г. Еллинеком, позволяет проследить процесс признания  прав и свобод личности в государстве, тенденцию развития характера власти государства: от монистического характера  при полном поглощении индивида к дуализму и впоследствии к компромиссу между абсолютной публичной властью государством и частным правом индивида.

    Интересной  является классификация государства, предложенная русским историком  Н.И. Кареевым4. Следует отметить, что она носит в большей степени историко-социологический, чем юридический характер. Он выделил 6 типов государств: государство–город , восточную деспотию, феодальное поместье- государство, сословную монархию, западноевропейскую абсолютную монархию, конституционное государство.

    Имеется типология государства, в соответствии с которой государства делятся  на неразвитые (эксплуататорские) и  развитые (цивилизационные). Одним из критериев для различения государств в этом случае служит уровень развития права. 

    В.Е.Чиркин считает возможным следующую классификацию государств: монистические, сегментарные и плюралистические; при этом критерием классификации государства становится признак, характеризующийся тем, у кого находится реальная государственная власть5. Сходная типология предлагалась Л.П. Рожковой6. По указанному выше основанию государства могут быть разделены на два основных типа: автократия и политократия. Под автократией следует понимать государство, которому свойственно неограниченное, бесконтрольное полновластье одного лица- главы государства. Последний, является и источником и выразителем суверенитета государственной власти, а так же высшей законодательной и исполнительной властью. К автократиям следовало бы отнести древневосточные деспотии, абсолютные феодальные монархии и другие политократии характеризуются тем, что источником суверенитета государственной власти в них признается население. Выразитель суверенитета в политократиях – представительный орган, осуществляющий законодательную власть и контролирующий деятельность других подсистем – исполнительную власть.

    Весьма  похожую концепцию типологии  государства предлагает Р.Э. Севортьян. Он, считает, что государство можно  делить на бюрократические и плюралистические. Бюрократическим называется государство  с моноцентричной властью: реальная власть в нем принадлежит партийной, военной, административно-хозяйственной бюрократии. Полицентрическим следует признать государство, слитое с обществом. Полицентричность проистекает из сложной природы зрелого гражданского общества, в котором хорошо развиты горизонтальные, социальные связи и отношения.

    По  мнению А.Б. Венгерова, для понимания  типологии государства с цивилизационной  точки зрения наибольший интерес  представляет классификация государства  и государственно-политических институтов по уровню их организации7. Подобная классификация означает деление цивилизаций на первичные и вторичные.

    Обоснованным  считается деление древних государств на первичные и вторичные. Первичные  – это, государства , которые возникли в результате только внутреннего  развития;  во вторичных естественный процесс их возникновения был стимулирован, а в ряде случаев и модифицирован культурной, экономической и геополитической окружающей средой. К первичным государствам можно отнести города-государства раннединастического Шумера, Элам, Египет, государства древнего Китая, государства Харапской культуры в Индии. Сюда же следует причислить государства Крито-микенской культуры. На торговых путях, связывающих эти первичные государства между собой и с источником сырья, появились центры посреднической торговли (торговые города-государства Северной Месопотамии, Малой Азии, Греции, Сирии, Финикии). Вторичные государства возникают в значительной степени под влиянием примера государств первичных. Речь, разумеется не идет о прямом подрожании или отсутствии внутренних причин для перехода от родоплеменного строя к государству. Но влияние более развитых политических структур приводит к тому, что государство появляется раньше, чем оно возникло бы в данном обществе под влиянием одних только внутренних причин. Такое государство неизбежно сохраняет, хотя и в деформированном виде, целый ряд архаических черт, и в частности ярко выраженную родоплеменную структуру общества. Сочетание царской власти с родоплеменными структурами – явление нередкое в истории человечества. Его надо иметь в виду при рассмотрении вопросов о сущности кочевых империй, варварских государств Западной Европы домонгольской Руси, поскольку оно объясняет многие их особенности. Типы государств, основанные на соотношении государства и общества, предлагают О.Э. Лейст и И.М. Мачин. В истории соотношения общества и государства вырисовываются следующие этапы, которые могут служить основанием для типологии государства.

  1. древнему миру и средним векам соответствовали сословное общество и государство, открыто выражавшие и закреплявшие общественное неравенство.
  2. в новое время складывается обособляющееся от гражданского общества представительное, конституционное, «правовое» государство, поначалу выражавшее интересы развивающейся буржуазии, а так же части феодалов, но притязавшее на защиту интересов страны, нации, народа в целом.
  3. с середины 19 века начинается становление и развитие социального, правового, демократического государства. Это происходило под влиянием организаций наемных рабочих, профсоюзов, социально-демократических партий и массовых движений, вынуждавших буржуазию к политическим и социальным уступкам.

    Различие  права и закона положил в основу типологии государств В.А. Четвернин. Он делит государства на правовые и неправовые. В качестве исходной посылки для деления автор предлагает использовать две метатеории государства и права: классический легистский позитивизм и непозитивистское правопонимание.

    Государства, которые ориентируются на выполнение целей сформулированных в положениях юридического позитивизма, не являются правовыми. В рамках юридического позитивизма право и закон отождествляются, право понимается как продукт властно-распорядительного нормотворчества. Право определяется через понятие государства, государство рассматривается в качестве исключительного источника права. Государство трактовалось как совокупность трех признаков : народ (население государства), государственная территория, государственная власть. Однако, каждый из трех элементов толковался с точки зрения того, что сказано о нем в законах, установленных тем же государством. Отсюда позитивистское, или неправовое, государство отождествляется с государственным правом, с законом.

    В рамках непозовистского правопонимания право считается социальным регулятором, относительно независимым от государства и закона или даже предшествующим закону. И правовым признается государство , основания которого выходят за пределы закона и связывают понятие государственной власти с категорией прав человека, т.е. основных законотворческих требований определенной меры свободы, первичных по отношению к власти и ограничивающих суверенитет. Правовое государство – это государство, обслуживающие потребности правового общества, т.е. обеспечивающее режим господства права и создающие надежные гарантии от административного вмешательства в саморегулирующиеся процессы жизнедеятельности общества, защищающее интересы потребителей и производителей социальных благ в рамках общедоступной надлежащей правовой процедуры разрешения споров. При этом в сущности правового государства включается «система институциональных и формально-юридических гарантий, обеспечивающих неприкосновенность и плюрализм собственности, самостоятельность и равную меру свободы производителей и потребителей социальных благ. Существуют три отличительных признака правовой государственности : верховенство правовых законов и конституции как основного закона; формально-юридические гарантии свободы, самостоятельности и собственности, прежде всего прав и свобод человека и гражданина, а также иных субъективных прав индивидов и ассоциаций; институциональные гарантии свободы, самостоятельности и собственности.

Информация о работе Понятие типа государства. Основные подходы к типологии государства