Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:24, курсовая работа
Актуальность, что классификация формы государства - это систематика государства, относящаяся к организации и устройству государственной власти; типизация государства - суть деление (группировка) государств с учетом факторов развития народовластия как родовой сущности государства. Форма государства соотносится с его типом как форма соотносится с сущностью вообще: она есть внешняя организация государства определенного типа.
Передо мной стояла задача как можно глубже исследовать различные типы государств. С этой целью использовал несколько учебников по теории государства и права, монографий и журнальных статей.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
I ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА…………………………………………………...5
1.1 Природа государства…………………………………………………………5
1.2 Элементы государства…………………………………………………….....6
II ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ………………………………………………. .8
2.1 Проблема типологии государств………………………………………….....8
2.2 Подходы к типологии государств…………………………………………..9
2.3 Характеристика формационного цивилизационного подхода…………..12
III ТИПЫ ГОСУДАРСТВ СОГЛАСНО ФОРМАЦИОННОЙ ТЕОРИИ… . . 15
3.1 Рабовладельческое и Феодальное государство……………………………15
3.3 Социалистическое и переходное государство…………………………….18
3.4 Место Государство в первичной цивилизации…………………………..19
3.5 Современная теория государства…………………………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. ...25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………… …...27
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «Основы теории государства и права»
НА ТЕМУ: «Типология государства»
Выполнил:
Студент: группы 11П-3
Специльности:020100
«Праводение»
Проверил:
_____________
г. Усть-Каменагорск,2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
I ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА…………………………………………………
1.1 Природа государства…………………………………………………
1.2 Элементы государства…………………………………………………
II ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ………………………………………………. .8
2.1 Проблема типологии государств…………………………………………....
2.2 Подходы к типологии государств…………………………………………..9
2.3 Характеристика формационного цивилизационного подхода…………..12
III ТИПЫ ГОСУДАРСТВ СОГЛАСНО ФОРМАЦИОННОЙ ТЕОРИИ… . . 15
3.1 Рабовладельческое и Феодальное государство……………………………15
3.3 Социалистическое и переходное государство…………………………….18
3.4 Место Государство в первичной цивилизации…………………………..19
3.5 Современная теория государства…………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ А ……………………………………………………………...28
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной курсовой работы – «Типы государства». Проблема типологии государства долгое время является актуальной в рамках теории государства и права. Типология государства неразрывно связана с учением о форме государства, но не совпадает с ним.
Если предметом изучения формы государства являются вопросы организации и устройства верховной государственной власти, территориального устройства государственной власти и методы ее осуществления, то предметом типологии государства составляет учение о народовластии (демократии) как родовой сущности государства. Поэтому, несмотря на очевидную взаимосвязь, форму государства нельзя отождествлять с типом государства, а типизацию государства - с классификацией его формы.
Актуальность, что классификация формы государства - это систематика государства, относящаяся к организации и устройству государственной власти; типизация государства - суть деление (группировка) государств с учетом факторов развития народовластия как родовой сущности государства. Форма государства соотносится с его типом как форма соотносится с сущностью вообще: она есть внешняя организация государства определенного типа.
Передо мной стояла задача как можно глубже исследовать различные типы государств. С этой целью использовал несколько учебников по теории государства и права, монографий и журнальных статей.
Объектом данной курсовой работы явились типы государства. Несмотря на перемены, происшедшие в Казахстанском правоведении за последние годы, проблема исторических типов государства и права, а также вопрос о государстве праве социалистического исторического типа как одного из ее аспектов, так и не получили должной научной разработки. При этом в специальной и учебной литературе сформировались две основные тенденции в освещении темы.
Первая тенденция заключается в отказе от господствовавшей на протяжении десятилетий концепции общественно-экономических формаций как базовой для выделения и характеристики отдельных исторических типов государства и права под предлогом ее необоснованности, неактуальности, ошибочности. Привычными стали обращение к иным теоретическим конструкциям (например, цивилизационный подход).
Итак, ясна проблема для исследования. Курсовая работа состоит из нескольких частей: в первой части говорится о понятии государства – его природе и элементах. Вторая часть посвящена проблемам и подходам к типологии государства. В третьей части работы рассмотрены типы государств согласно формационного подхода.
Термин «государство» обозначает особый тип социальных явлений, которые характеризуются следующими чертами:
а) отношением власти и подчинения;
б) монопольным использованием насилия теми, кто владеет властью;
в) наличием юридического порядка;
г) относительным постоянством;
д) институциональным измерением.
Таким образом, государство - это не
образование, находящееся над обществом
и независимое от него, а определённый
тип юридически регулируемого социального
поведения, существующий в конкретных
пространственно-временных
Государство Казахстана - это коллективный феномен, существующий в конкретном пространственно-временном контексте. Пространственно-временной характер государства обуславливается тем фактом, что юридический порядок действует на конкретной территории в конкретное время. Юридический порядок определённого государства действует не вечно и не во всех государствах, так как его применимость сужена до данной территории в течение данного периода.
Итак, государство - это сложное социальное явление, отличительной чертой которого является принудительная регуляция поведения людей посредством нормативных норм.
Государство Казахстана - это политическая общность, составляющими элементами которой являются население, территория, и власть. Территория - это пространственная основа государства. Физическая основа представляет собой одно из условий, делающих возможным существование государства. Без территории государство не существует, хотя она может изменяться во времени. Территория есть пространство государства, занятое его населением, где в полной мере действует власть политической элиты, реализуемая через юридические нормы. Одна из главных целей элит, не состоящих на службе иностранных держав, заключается в гарантировании территориальной целостности государства.
Таким образом, относительно стабильная и обладающая гарантированной целостностью территория Казахстана является существенным условием сохранения государства. Именно вокруг вопроса о контроле за физической основой государства разворачиваются многие внутренние и внешние политические конфликты.
Следующим составляющим
элементом государства является
население, проживающее на его территории
и подчиняющееся его власти. Народ
как родовое понятие может
быть охарактеризован как
Таким образом, любое государство опирается по крайней мере на один народ. И хотя не существует государства без национальной основы, могут существовать народы без государства. Итак, нация - это необходимое, но не достаточное условие формирование государства, необходимы территория и государственная власть.
Следующим составляющим элементом государства является власть, то есть отношения господства и подчинения, существующие между политической элитой и остальной частью общества.
Политическая
элита, используя юридические нормы,
принудительно навязывает власть. Принудительный
характер юридических норм сказывается
в той мере, в какой их нарушение
позволяет государственным
Итак, государство Казахстана - это политическая целостность, образуемая национальной или многонациональной общностью, закреплённой на определённой территории, где поддерживается юридический порядок, установленный элитой, которая монополизирует институционализованную власть, обладая законным правом применения принуждения.
2.1 Проблема типологии государств
Как и любое явление социальной жизни, государство содержит противоречивые стороны и тенденции. Одно из данных противоречий заключается в том, что государство одновременно выражает и классовые и обще социальные интересы. Это противоречие вытекает из того, что подавление сопротивления угнетаемых классов на определенных этапах развития государства отнюдь не единственная задача государства. Будучи официальным представителем всего общества, заведуя его общими делами, оно выражает и общенациональные интересы. Поэтому можно говорить о государстве как о носителе некой «общей функции», т.е. публичной власти, которая принадлежит не господствующему классу, а всему обществу и осуществляется с целью его поддержания.
Иначе говоря, социальную
природу государства можно
Данное противоречие в деятельности государства, выражающего в одно и то же время классовые и обще социальные интересы, реально существует в виде противоречия между государством и гражданским обществом. Как политическая форма этого общества государство есть выражение общности, тогда как гражданское общество, напротив, - выражение различия. Взаимоотношения между обществом и государством характеризуются конфликтом между общим интересом и частным, расколом между политическим государством и гражданским обществом. Однако, это не выводит их за рамки единства. Тесно переплетаясь, обе стороны единства могут превращаться в политическую общность, в которой государственное становится неотличимым от общественного.
Гражданское общество и государство
находятся в состоянии
Поэтому государство как форма
должно отвечать потребностям гражданского
общества. Кант писал: «гражданскую свободу
нельзя сколько-нибудь значительно
нарушить, не нанося ущерба всем отраслям
хозяйства, особенно торговле, а тем
самым не ослабляя сил государства
во внешних делах...». Чтобы функция
государства как выражения
Таким образом, анализ одного из противоречий государства показывает, что оно, будучи формой устройства общества, олицетворяет в своем лице как общие интересы, так и интересы господствующего класса. В различные исторические периоды различны соотношения и приоритетность тех или других.
Вместе с тем, государство Казахстана выступает не только бездушной машиной классового подавления, но и инструментом поддержания общественного порядка, выполнение общих задач. Отсюда прогрессирующее в XX веке возрастание регулятивной роли государства, разрастание всей системы соответствующих механизмов, призванных максимально ограничить сферу классового принуждения и насилия.
Выявление природы государства предполагает рассмотрение как вопроса о его соотношении с социально-экономическим строем, так и проблемы типологии государства. Решение того и иного вопроса в отечественной теории государства и права ранее традиционно опиралось на марксистское учение об общественно-экономических формациях, то есть на формациоонный поход.
В соответствии с марксистскими
положениями о формационном подходе
классовая сущность государства, определяется
экономическим фактором, состоянием
производственных отношений, способом
производства в целом, а само государство
является лишь надстройкой над экономическим
базисом. Иначе говоря, и по существу,
и по форме государство обусловлено
экономическим строем общества.
Оно вторично, а экономика первична.
Экономическая структура
В настоящее время, наряду с формационным подходом широко применяется и другой - цивилизационный подход.
Понятие «цивилизация» утвердилось
в европейской науке в эпоху
просвещения и с тех пор
приобрело такую же многозначность,
как и понятие «культура». С
учетом этой многозначности и разрабатывается
сегодня цивилизационный подход
учеными запада и востока. В своих
исследованиях они опираются
на труды крупнейших представителей
философско-социологической
В самом общем виде понятие «цивилизация» можно определить как социокультурную систему, обеспечивающую высокую степень дифференциации жизнедеятельности в соответствии с потребностями сложного, развитого общества и вместе с тем поддерживающего его необходимую интеграцию через создание регулируемых духовно-культурных факторов и необходимой иерархии структур и ценностей.