Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:24, курсовая работа
Актуальность, что классификация формы государства - это систематика государства, относящаяся к организации и устройству государственной власти; типизация государства - суть деление (группировка) государств с учетом факторов развития народовластия как родовой сущности государства. Форма государства соотносится с его типом как форма соотносится с сущностью вообще: она есть внешняя организация государства определенного типа.
Передо мной стояла задача как можно глубже исследовать различные типы государств. С этой целью использовал несколько учебников по теории государства и права, монографий и журнальных статей.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
I ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА…………………………………………………...5
1.1 Природа государства…………………………………………………………5
1.2 Элементы государства…………………………………………………….....6
II ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ………………………………………………. .8
2.1 Проблема типологии государств………………………………………….....8
2.2 Подходы к типологии государств…………………………………………..9
2.3 Характеристика формационного цивилизационного подхода…………..12
III ТИПЫ ГОСУДАРСТВ СОГЛАСНО ФОРМАЦИОННОЙ ТЕОРИИ… . . 15
3.1 Рабовладельческое и Феодальное государство……………………………15
3.3 Социалистическое и переходное государство…………………………….18
3.4 Место Государство в первичной цивилизации…………………………..19
3.5 Современная теория государства…………………………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. ...25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………… …...27
Цивилизационный подход к решению
вопроса о соотношении
Сторонники этого аргумента
аргументируют это так: в основе
государства лежат
Государство Казахстана становится полем борьбы двух видов воздействия на него: формационного и цивилизационного. Какой из них победит, сказать заранее нельзя. Именно с этим связана много вариантность развития в государственной и других сферах общественной жизни. Поэтому правильное понимание соотношения государства с социально-экономическим строем предполагает использование обоих подходов. Однако, исторический опыт государственности показывает, что жесткая привязка природы того или иного государства к социально-экономической формации не дает ответа на многие вопросы.
В работах А. Тойнби, С. Хантингтона и других выделяются те культурные и цивилизационные критерии, которые позволяют классифицировать различные типы государств. Например, у С. Хантингтона выделяются христианские, особенно православные, и мусульманские цивилизации, которые, по его прогнозу уже вошли в противостояние.
Такой подход наполняет конкретным
содержанием такие категории, как
«Восток-Запад» и «Север-Юг». Формационные
критерии мало что объясняют в
современных государственных
Формационный подход – это исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств, с точки зрения качественных изменений в экономическом базисе общества, его производственных отношениях и классовой структуре.
Как объясняет данное научное направление, любое общество находится в рамках определенной общественно-экономической формации и включает два основных и неравнозначных по характеру компонента. Первый - экономический базис, который состоит из системы производственных отношений и, прежде всего, отношений собственности. Второй - надстройка, куда относят общественное сознание, мораль, право, государство, религию и науку. В общественно-экономической формации действуют законы определяющей роли базиса по отношению к надстройке и необходимости соответствия надстройки базису.
В формационной теории большое значение
имеет типология государства, т.к.
природа государств различных исторических
эпох отличается принципиальными особенностями.
Понятие «тип государства» очень
точно выражает исторически изменяющуюся
природу государства, позволяет
достаточно точно определить характер
государства разных эпох истории. Тип
государства – это система
его важнейших сторон и свойств,
порождаемых соответствующей
С позиций формационной теории, тип
государства определяется тем, какому
классу оно служит, а значит, какому
экономическому базису. То есть тип
государства – это тесно
Согласно цивилизационному подходу социальная природа государства определяется духовными и культурными факторами. Тойнби пишет: «культурный элемент представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации; в сравнении с ним экономический и тем более политический планы кажутся искусственными, заурядными созданиями природы и движущих сил цивилизации».
Цивилизационный подход – это исследование
состояния и развития общества, закономерностей
смены исторических типов государств
с точки зрения качественных изменений
в социокультурной среде
Цивилизационный подход выделяет три принципа соотношения государства и духовно-культурной жизни общества:
1)Природа государства определяется не только реальным соотношением сил, но и накопленными в ходе исторического процесса представлениями о мире, ценностями, образцами поведения. Рассматривая государство, надо учитывать не только социальные интересы и действующие силы, но и устойчивые, нормативные образцы поведения, весь исторический опыт прошлого.
2)Государственная власть как центральное явление мира политики может рассматриваться в то же время как часть мира культуры. Это позволяет избежать схематизации государства и особенно проводимой им политики как результата отвлеченной игры сил и, наоборот, раскрыть связь государственной власти и престижа, морали и др.
3)Разнородность культур – во времени и пространстве-позволяет понять, почему некоторые типы государств, соответствующие одним условием останавливались в развитии в других условиях. В сфере государственной жизни особое значение придается различиям ,вытекающим исследованием своеобразия национальных культур и черт национального характера.
III ТИПЫ ГОСУДАРСТВ СОГЛАСНО ФОРМАЦИОННОЙ ТЕОРИИ
Типология государств, в своем основании,
имеет общественно-
3.1 Рабовладельческое и Феодальное государство
Рабовладельческое
государство является первым историческим
типом государства, возникшим в
результате разложения первобытнообщинного
строя и представляющим собой
политическую организацию экономически
господствующего класса рабовладельцев.
Экономический базис
Рабовладельческая
Государство было необходимо рабовладельцам для удержания в повиновении огромных масс рабов. Формационная теория относит к рабовладельческому типу государств помимо античных государств – Афинского и Римского – многочисленные государства Древнего Востока: Египет, Вавилонское государство, Индию и Китай. В качестве разновидностей рабовладельческого типа государства называют города-государства Древней Греции, получившие названия полисов, Римскую империю, возникшую в I веке до н.э., и Спарту. Но сейчас такой подход устарел. Не рабы являлись там производительной силой, а общинники-земледельцы. По настоящему рабовладельческий строй существовал только в Древней Греции и Древнем Риме.
Простое наличие рабского труда не дает основания зачислить данное государство в разряд рабовладельческих, так как пришлось бы считать таковым и США в XVIII – IX веках (негры на плантациях), и СССР (ГУЛАГ и другие лагеря, каторжные стройки).
Рабство, как экономическое и
юридическое состояние, имело место
на определенных последующих этапах
государства, но не было социально-экономической
основой в процессе становления
этого государства, не являлось результатом
разложения первобытнообщинного строя.
Произошло перерастание первобытного
общества в раннеклассовые государства.
Что же касается возникновения рабства
на последующих этапах развития государственности
в Афинах и Риме, приведшего к
их становлению как
Феодальное государство - это второй
исторический тип государства. Его
экономический базис и основу
производственных отношений составляет
собственность феодалов на землю, как
главное средство производства, в
эпоху феодализма. Эта собственность
сочеталась с собственностью лично
зависимых от феодалов крестьян на
необходимые для обработки
К основным разновидностям феодального типа государства, например в Европе, формационный подход относит раннефеодальные государства (княжества, герцогства и др.), пришедшие им на смену абсолютистские государства и, наконец, свободные торговые города, типа Венеции, Генуи, Новгорода и др. Современные представления о феодальном государстве значительно более глубоки. Например, выделяется договорная взаимозависимость сеньоров и вассалов, взаимная система прав и обязанностей, в том числе обязанность сеньора содержать вассалов, и обязанность вассалов защищать сеньоров. А так же есть и Буржуазное государство.
Буржуазное государство - это третий исторический тип государства, предусматриваемый данной типологией. Как надстройка над экономическим базисом оно закрепляет и защищает буржуазный экономический строй. Капиталистическое государство охраняет условия буржуазной эксплуатации, и прежде всего, ее основу – частную собственность на орудия и средства производства. Независимо от своей формы оно выступает как орудие господства капитала над трудом.
Возникновение такого типа государства
означает движение вперед по сравнению
со средневековьем. Оно является частью
политической надстройки над таким
экономическим базисом, который
предполагает личную свободу работника,
его независимость как личности
от капиталиста. При капитализме
не применяются внеэкономические средства
принуждения к труду, как это
было в условиях предыдущих типов
государств. На последующих этапах
развития капитализма усиливается
регулирующая роль государства во всех
сферах общественной жизни. На стадии
империализма происходит перерастание
домонополистического капитализма
в государственно-
В рамках формационной теории это государство является сложным организмом, не исключающим, например, противоречия между государством как политической организацией господствующего класса в целом и теми или иными его слоями. Под давлением народа оно способно ограничивать его интересы. Все шире государство применяет метод либерализма и делает шаги в сторону развития политических прав.
Согласно формационной теории - это
высший и последний исторический
тип государства. Это организация
политической власти трудящихся во главе
с рабочим классом, важнейшая
организационная форма
1) Экономическую базу соц.
2) Социалистическое государство
с момента своего рождения
становится орудием
3) Социалистическое государство
имеет более широкую