Типология государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:24, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность, что классификация формы государства - это систематика государства, относящаяся к организации и устройству государственной власти; типизация государства - суть деление (группировка) государств с учетом факторов развития народовластия как родовой сущности государства. Форма государства соотносится с его типом как форма соотносится с сущностью вообще: она есть внешняя организация государства определенного типа.
Передо мной стояла задача как можно глубже исследовать различные типы государств. С этой целью использовал несколько учебников по теории государства и права, монографий и журнальных статей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
I ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА…………………………………………………...5
1.1 Природа государства…………………………………………………………5
1.2 Элементы государства…………………………………………………….....6
II ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ………………………………………………. .8
2.1 Проблема типологии государств………………………………………….....8
2.2 Подходы к типологии государств…………………………………………..9
2.3 Характеристика формационного цивилизационного подхода…………..12
III ТИПЫ ГОСУДАРСТВ СОГЛАСНО ФОРМАЦИОННОЙ ТЕОРИИ… . . 15
3.1 Рабовладельческое и Феодальное государство……………………………15
3.3 Социалистическое и переходное государство…………………………….18
3.4 Место Государство в первичной цивилизации…………………………..19
3.5 Современная теория государства…………………………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. ...25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………… …...27

Файлы: 1 файл

АЙЖАНА)))).docx

— 56.71 Кб (Скачать)

Цивилизационный подход к решению  вопроса о соотношении государства  и социально-экономического строя  исходит из стремления покончить  с абсолютизацией материально-экономического начала, из взгляда на государство  с предельно широких позиций  определяющего воздействия на него духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития. В  отличие от формационной теории, обосновывающей наличие детерминации государства  экономическими причинами, цивилизационная  теория доказывает существование детерминации духовными факторами, которые могут  блокировать, или поощрять развитие государства. Но было бы неверным в  характеристике и понимании государства  стоять на позициях признания равноправности двух подходов, или представлений, что  цивилизационное влияние на развитие государства, осуществляется в рамках формационного, базисно-надстроечного  и  социально-экономического подхода.

Сторонники этого аргумента  аргументируют это так: в основе государства лежат экономические  факторы, но влияние на них достигается  выработкой таких стереотипов поведения, которые либо способствуют, либо мешают производительному труду. А стереотипы поведения, трудовая мораль, менталитет человека формируются именно в той  сфере человеческой деятельности, которая  характеризуется как культура, или  цивилизация. В итоге цивилизация  влияет на социальную организацию общества. Культурно-идеологические принципы жизни  вполне способны ослабить влияние способа  производства, и тем самым, прервать поступательное формационное развитие как производства, так и процесса формирования и функционирования государства. Пример – это циклическое развитие государственных форм в странах  арабского мира, Китае, Америке до XX века и т.д. И наоборот, социокультурные, духовные факторы могут усилить формационный прогресс экономики и государственно-правовой сферы. В Европе протестантская церковь с ее культом труда и трудовой этики сыграла роль катализатора капиталистической эволюции региона и вызревания адекватных ей государственно-правовых начал.

 Государство Казахстана  становится полем борьбы двух видов воздействия на него: формационного и цивилизационного. Какой из них победит, сказать заранее нельзя. Именно с этим связана много вариантность развития в государственной и других сферах общественной жизни. Поэтому правильное понимание соотношения государства с социально-экономическим строем предполагает использование обоих подходов. Однако, исторический опыт государственности показывает, что жесткая привязка природы того или иного государства к социально-экономической формации не дает ответа на многие вопросы.

В работах А. Тойнби, С. Хантингтона  и других выделяются те культурные и цивилизационные критерии, которые  позволяют классифицировать различные  типы государств. Например, у С. Хантингтона  выделяются христианские, особенно православные, и мусульманские цивилизации, которые, по его прогнозу уже вошли в  противостояние.

Такой подход наполняет конкретным содержанием такие категории, как  «Восток-Запад» и «Север-Юг». Формационные критерии мало что объясняют в  современных государственных противоборствах, внутреннем развитии конкретного государства.

2.3 Характеристика формационного и цивилизационного подхода

 

Формационный подход – это исследование состояния и развития общества, закономерностей  смены исторических типов государств, с точки зрения качественных изменений  в экономическом базисе общества, его производственных отношениях и  классовой структуре.

Как объясняет данное научное направление, любое общество находится в рамках определенной общественно-экономической  формации и включает два основных и неравнозначных по характеру компонента. Первый - экономический базис, который  состоит из системы производственных отношений и, прежде всего, отношений  собственности. Второй - надстройка, куда относят общественное сознание, мораль, право, государство, религию и науку. В общественно-экономической формации действуют законы определяющей роли базиса по отношению к надстройке и необходимости соответствия надстройки базису.

В формационной теории большое значение имеет типология государства, т.к. природа государств различных исторических эпох отличается принципиальными особенностями. Понятие «тип государства» очень  точно выражает исторически изменяющуюся природу государства, позволяет  достаточно точно определить характер государства разных эпох истории. Тип  государства – это система  его важнейших сторон и свойств, порождаемых соответствующей исторической эпохой.

С позиций формационной теории, тип  государства определяется тем, какому классу оно служит, а значит, какому экономическому базису. То есть тип  государства – это тесно взаимосвязанные  черты государства, соответствующие  определенной классовой структуре  общества, которая обусловлена экономическим базисом.

Согласно цивилизационному подходу  социальная природа государства  определяется духовными и культурными  факторами. Тойнби пишет: «культурный  элемент представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации; в  сравнении с ним экономический  и тем более политический планы  кажутся искусственными, заурядными созданиями природы и движущих сил  цивилизации».

Цивилизационный подход – это исследование состояния и развития общества, закономерностей  смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений  в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его  религии и нравах.

Цивилизационный подход выделяет три  принципа соотношения государства  и духовно-культурной жизни общества:

1)Природа государства определяется не только реальным соотношением сил, но и накопленными в ходе исторического процесса представлениями о мире, ценностями, образцами поведения. Рассматривая государство, надо учитывать не только социальные интересы и действующие силы, но и устойчивые, нормативные образцы поведения, весь исторический опыт прошлого.

2)Государственная власть как центральное явление мира политики может рассматриваться в то же время как часть мира культуры. Это позволяет избежать схематизации государства и особенно проводимой им политики как результата отвлеченной игры сил и, наоборот, раскрыть связь государственной власти и престижа, морали и др.

3)Разнородность культур – во времени и пространстве-позволяет понять, почему некоторые типы государств, соответствующие одним условием останавливались в развитии в других условиях. В сфере государственной жизни особое значение придается различиям ,вытекающим исследованием своеобразия национальных культур и черт национального характера.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III ТИПЫ ГОСУДАРСТВ СОГЛАСНО ФОРМАЦИОННОЙ ТЕОРИИ

 

Типология государств, в своем основании, имеет общественно-экономические  формации. Каждая формация вызывает к  жизни определенный исторический тип  государства. Так как в истории  человечества их выделялось пять, а именно: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая, и с каждой из них, кроме первой, связывался определенный тип государства, то был сформулирован основополагающий тезис, гласивший, что история знает четыре исторических типа государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистической времени и пространстве – позволяет понять, почему некоторые типы государств, соответствующие одним условиям, останавливались в развитии в других условиях. В сфере государственной жизни особое значение придается различиям, вытекающим из своеобразия национальных культур и черт национального характера.

 

3.1 Рабовладельческое и Феодальное государство

Рабовладельческое государство является первым историческим типом государства, возникшим в  результате разложения первобытнообщинного  строя и представляющим собой  политическую организацию экономически господствующего класса рабовладельцев. Экономический базис рабовладельческого общества составляет полная собственность  рабовладельцев не только на орудия и  средства производства, но и на работников производства.

 Рабовладельческая собственность  – это первый вид частной  собственности. Рабовладельческое  государство – государство, охраняющее, укрепляющее и развивающее собственность  рабовладельцев, как орудие классового  господства.

Государство было необходимо рабовладельцам для удержания в повиновении  огромных масс рабов. Формационная теория относит к рабовладельческому типу государств помимо античных государств – Афинского и Римского – многочисленные государства Древнего Востока: Египет, Вавилонское государство, Индию и Китай. В качестве разновидностей рабовладельческого типа государства называют города-государства Древней Греции, получившие названия полисов, Римскую империю, возникшую в I веке до н.э., и Спарту. Но сейчас такой подход устарел. Не рабы являлись там производительной силой, а общинники-земледельцы. По настоящему рабовладельческий строй существовал только в Древней Греции и Древнем Риме.

Простое наличие рабского труда  не дает основания зачислить данное государство в разряд рабовладельческих, так как пришлось бы считать таковым  и США в XVIII – IX веках (негры на плантациях), и СССР (ГУЛАГ и другие лагеря, каторжные стройки).

Рабство, как экономическое и  юридическое состояние, имело место  на определенных последующих этапах государства, но не было социально-экономической  основой в процессе становления  этого государства, не являлось результатом  разложения первобытнообщинного строя. Произошло перерастание первобытного общества в раннеклассовые государства. Что же касается возникновения рабства  на последующих этапах развития государственности  в Афинах и Риме, приведшего к  их становлению как рабовладельческих  городов-государств, то это действительно уникальный процесс.

Феодальное государство - это второй исторический тип государства. Его  экономический базис и основу производственных отношений составляет собственность феодалов на землю, как  главное средство производства, в  эпоху феодализма. Эта собственность  сочеталась с собственностью лично  зависимых от феодалов крестьян на необходимые для обработки земли  сельскохозяйственные орудия и их труд.

К основным разновидностям феодального  типа государства, например в Европе, формационный подход относит раннефеодальные  государства (княжества, герцогства и др.), пришедшие им на смену абсолютистские государства и, наконец, свободные торговые города, типа Венеции, Генуи, Новгорода и др. Современные представления о феодальном государстве значительно более глубоки. Например, выделяется договорная взаимозависимость сеньоров и вассалов, взаимная система прав и обязанностей, в том числе обязанность сеньора содержать вассалов, и обязанность вассалов защищать сеньоров. А так же есть и Буржуазное государство.

Буржуазное государство - это третий исторический тип государства, предусматриваемый  данной типологией. Как надстройка над экономическим базисом оно  закрепляет и защищает буржуазный экономический  строй. Капиталистическое государство  охраняет условия буржуазной эксплуатации, и прежде всего, ее основу – частную  собственность на орудия и средства производства. Независимо от своей  формы оно выступает как орудие господства капитала над трудом.

Возникновение такого типа государства  означает движение вперед по сравнению  со средневековьем. Оно является частью политической надстройки над таким  экономическим базисом, который  предполагает личную свободу работника, его независимость как личности от капиталиста. При капитализме  не применяются внеэкономические средства принуждения к труду, как это  было в условиях предыдущих типов  государств. На последующих этапах развития капитализма усиливается  регулирующая роль государства во всех сферах общественной жизни. На стадии империализма происходит перерастание домонополистического капитализма  в государственно-монополистический  капитализм, что означает непосредственное вмешательство государства в  процесс капиталистического воспроизводства.

В рамках формационной теории это  государство является сложным организмом, не исключающим, например, противоречия между государством как политической организацией господствующего класса в целом и теми или иными  его слоями. Под давлением народа оно способно ограничивать его интересы. Все шире государство применяет  метод либерализма и делает шаги в сторону развития политических прав.

3.2 Социалистическое и переходное государство

Согласно формационной теории - это  высший и последний исторический тип государства. Это организация  политической власти трудящихся во главе  с рабочим классом, важнейшая  организационная форма экономического и социально-культурного руководства  обществом в условиях строительства  социализма и коммунизма, орудие защиты революционных завоеваний народа. Согласно теории, в отличие от вышеперечисленных  исторических типов государств, социалистическое государство отличается следующими чертами:

1) Экономическую базу соц. государства  составляют общественные социалистические  формы собственности и социалистическая  система государства. Все перечисленные  виды основывались на частной  собственности. 

2) Социалистическое государство  с момента своего рождения  становится орудием уничтожения  всякой эксплуатации и причин, ее порождающих.

3) Социалистическое государство  имеет более широкую социальную  базу, т.к. управляют им трудящиеся.

Информация о работе Типология государства