Типология государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:42, реферат

Краткое описание

Формационный подход основан на марксистском учении о смене общественно-экономических формации (их базис — тип производственных отношений), каждой из которых соответствует свой исторический тип государств. Рабовладельческой общественно-экономической формации соответствует рабовладельческий тип государства, феодальной — феодальный, буржуазной — буржуазный. Формация — это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены отживших типов производственных отношений и замены их новым экономическим строем.

Файлы: 1 файл

правоведение.docx

— 163.90 Кб (Скачать)

Вопрос 1 – Типология  государства

Типология государств — это научная классификация государств по определённым типам (группам) на основе их общих признаков, отражающая присущие данному государству их общие закономерности возникновения, развития и функционирования. Содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее существование.

Имеются два подхода  к типологии государств:

формационный

цивилизационный

Формационный подход основан на марксистском учении о  смене общественно-экономических  формации (их базис — тип производственных отношений), каждой из которых соответствует свой исторический тип государств. Рабовладельческой общественно-экономической формации соответствует рабовладельческий тип государства, феодальной — феодальный, буржуазной — буржуазный. Формация — это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены отживших типов производственных отношений и замены их новым экономическим строем.

Для определения типа государства при формационном подходе учитывают:

  1. соответствие уровня государства определенной общественно-экономической формации.Общественно-экономическая формация – исторический тип общества, который основан на определенном способе производства;
  2. класс, инструментом власти которого становится государство;
  3. социальное назначение государства.

Формационный подход выделяет следующие типы государств:

  1. рабовладельческий;
  2. феодальный;
  3. буржуазный;
  4. социалистический.

По формационному подходу  после смены экономической формации происходит переход от одного исторического  типа государства к другому, более  новому.

Формационный подход имеет  следующие достоинства:

  1. продуктивность деления государств на основании социально-экономических факторов;
  2. возможность объяснения поэтапного развития, естественно-исторического характера формирования государства.

Недостатки:

  1. односторонность;
  2. не учитываются духовные факторы.

Другой подход — цивилизационный — кладёт в  основу типовой классификации государств понятие «цивилизация»', ее уровень, достигнутый теми или другими народами. Сторонники цивилизационного подхода (Еллинек, Кельзен, Коркунов, Крюгер, Гелбрейт, Тойнби) отвергают формационный подход как одномерный и соотносят государство прежде всего с духовно-нравственными и культурными факторами общественного развития. Английский историк А.Тойнби понимает под «цивилизацией» относительно замкнутое и локальное положение общества, которое отличается общностью культурньк, экономических, географических, религиозных, психологических и других признаков. Каждая цивилизация (А.Тойнби насчитывает 21 цивилизацию) дает стойкую общность всем государствам, живущим в ее границах.

Исходя из степени духовности народа, культуры, идеологии, национального  характера, менталитета, географической среды и других факторов сторонники цивилизационного подхода делят цивилизации на:

• первичные;

• вторичные.

К первичным цивилизациям отнесены государства — древневосточное (Египет, Персия, Шумеры, Вавилон, Бирма  и др.), эллинское (Спарта, Афины), римское, средневековое. К вторичным —  государства Западной Европы, Северной Америки, Восточной Европы, Латинской  Америки и др.

Для первичных цивилизаций  характерна командно-административная организация государственной власти. Государство обеспечивает как политическое, так и хозяйственно-социальное функционирование общества, а не определяется ими. Из первичных цивилизаций сохранились только те, которые смогли последовательно развить духовно-культурное начало во всех видах деятельности человека (египетская, китайская, мексиканская, западная, православная, арабская и др.).

Цивилизация (луг. civilis — гражданский, городской) — это социокультурная  система, включающая социально-экономические  условия жизни общества, этнические и религиозные основы, степень гармонии человека и природы, уровень С1юбоды личности — экономической, политической, социальной и духовной (Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник. — Харьков: Консум; Ун-т внутр. дел, 2000. — 704 с.).

В цивилизационном подходе  различают следующие признаки: хронологические, производственные, генетические, пространственные, религиозные и др.

С цивилизационным подходом связывают теорию «стадий экономического роста» (У. Ростоу), теорию «единого индустриального  общества», теорию «менеджеризма», теорию «постиндустриального общества», теорию «конвергенции» и др.

Положительные черты  цивилизационного подхода:

  1. выделение духовных, культурных факторов;
  2. более четкая типология государств.

Недостатки:

  1. низкая оценка социально-экономического фактора;
  2. преобладание типологии общества над типологией государства.

 

 

Вопрос 2 – Признаки государства

Несмотря на все многообразие видов и форм государственных  образований, возникавших ранее  и существующих в настоящее время, можно выделить общие признаки, которые  в той или иной степени характерны для любого государства. Наиболее полно  и аргументированно, на наш взгляд, эти признаки были изложены В. П. Пугачевым.

К числу таких признаков  относятся следующие:

  • публичная власть, отделенная от общества и не совпадающая с социальной организацией; наличие особого слоя людей, осуществляющих политическое управление обществом (Отличие государства от общественной власти родового строя - Реализация организаций общественной власти в первобытном обществе осуществлялась в форме самоуправления);
  • определенная территория (политическое пространство), очерчиваемая границами, на которую распространяются законы и полномочия государства (Отличие государства от общественной власти родового строя – первобытно-общинная организация власти строилась на кровном родстве членов родоплеменного объединения);
  • суверенитет — верховная власть над всеми проживающими на определенной территории гражданами, их институтами и организациями;
  • монополия на легальное применение силы. Только государство имеет «законные» основания для того, чтобы ограничивать права и свободы граждан и даже лишать их жизни. Для этих целей оно имеет специальные силовые структуры: армию, полицию, суды, тюрьмы ит. п.;
  • право на взимание налогов и сборов с населения, которые необходимы для содержания государственных органов и материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т. д. (Отличие государства от общественной власти родового строя);
  • обязательность членства в государстве. Человек получает гражданство с момента рождения. В отличие от членства в партии или других организаций, гражданство является необходимым атрибутом любого человека;
  • претензия на представительство всего общества как единого целого и на защиту общих интересов и целей. В реальности же никакое государство или иная организация не в состоянии в полной мере отражать интересы всех социальных групп, классов и отдельных граждан общества.

 

Вопрос 3 – Характеристика рабовладельческого государства

     Государства  рабовладельческого типа возникли  позднее ранневосточных государств  в результате появления частной  собственности, имущественного расслоения, раскола общества на классы. Первые  рабовладельческие государства  европейского типа возникли в  IX—VIII вв. до н.э., т.е. на 20 и более  веков позднее Египта. Наиболее  классические рабовладельческие  государства были созданы в  Греции (8-6 вв. до н. э.) и в Риме (6 в. до н. э.). Рабовладельческая  государственность существовала  в форме монархий и республик.     

 Основные классы рабовладельческого  общества - рабовладельцы и рабы. Помимо них существовали социальные  прослойки - ремесленники, мелкие земледельцы.     

 К внутренним функциям  рабовладельческого государства  относились: 1) охрана частной собственности  рабовладельцев и создание условий  для эксплуатации рабов и неимущих  свободных; 2) подавление сопротивления  рабов и неимущих свободных  методами жестокого насилия; 3) идеологическое воздействие в целях поддержания дисциплины и порядка.    

 Во внешней сфере  рабовладельческое государство  выполняло функции обороны своей  территории и мирных связей  с другими государствами; функцию захвата чужих территорий; функцию управления завоеванными территориями. Важнейшую роль в этом играла армия. Она участвовала в осуществлении внешних и внутренних функций. Частями государственного аппарата также выступали полиция, суды, административно-чиновничьи органы.    

 Функции государства  осуществляются практически в интересах рабовладельцев, а общесоциальные — только в той мере, в которой они соответствуют интересам господствующего класса. Не случайно, что в рабовладельческих государствах имело место сопротивление рабов, которое подчас принимало наиболее острые формы восстаний против власти рабовладельцев (восстания рабов в Сицилии и Малой Азии во II в. до н.э., восстание Спартака в I в. до н.э. и др.).    

 Характерно, что большинство  рабовладельческих государств Европы  возникли и существовали как  города-республики. Необходимость такой формы государства была связана с тем, что только так можно было выявить общеклассовую волю собственников средств производства. Частная собственность, таким образом, обусловливала необходимость известных демократических форм, в отличие от восточных государств, основанных на единой государственной собственности. Потребность урегулировать интересы массы людей, равных по отношению к собственности, вызывала появление достаточно сложных и разработанных правовых систем, основным источником права в которых становились разрабатываемые органами государства законы. Для регулирования отношений собственности римскими юристами были разработаны многие правовые институты: собственности, вещного, обязательственного, семейного, наследственного права и др. Римское право стало классическим видом права, основанного на частной собственности. Оно пережило рабовладельческую эпоху и сейчас оказывает влияние на развитие частного права.    

 По сравнению с восточным  обществом рабовладельческое общество  было значительно более гибким, в нем были заложены предпосылки дальнейшего развития. Пройдя период становления и развития, рабовладельческое государство вступило в полосу упадка. В результате на его базе впоследствии возникло феодальное общество и соответствующее ему государство.     

 Таким образом, основой  рабовладельческого государства  являлась частная (персонифицированная)  собственность на средства производства, включая рабов: раб – живая вещь, говорящий инструмент. Признавалось юридическое (формальное) равенство свободных, конечно, с поправками "на должность" и социальное положение.

 

Вопрос 4 – Характеристика феодального государства    

  Государства этого  типа возникли в Европе в  VI—IX вв. н.э., но и до сего времени  в ряде стран существуют остатки  феодальных отношений.    

 Экономическую основу  феодального общества составляла  частная собственность феодалов  на землю. Крестьяне имели мелкое  единоличное хозяйство на земле феодала и должны были за пользование землей отдавать ему часть урожая и безвозмездно работать на него (оброк и барщина). С развитием феодального общества такая экономическая зависимость крестьян от феодалов дополнилась и мерами государственного принуждения: крестьяне прикреплялись к земле и не могли покинуть свое хозяйство.    

Социальное неравенство  закреплялось законом. Крестьяне никакого участия в управлении государством не принимали.    

 Государственная власть была открыто классовой и безраздельно принадлежала феодалам. Основными классами общества были феодалы и крепостные крестьяне. Существовали и другие социальные группы: городские ремесленники, торговые люди и др.    

 Классовая дифференциация  феодального общества сочеталась  с делением на сословия. Это  такие группы людей, которые  отличались друг от друга объемом закрепленных в законе прав и обязанностей. На Руси, например, существовали такие привилегированные сословия, как князья, дворяне и духовенство. Сословия ремесленников, купцов, мещан не имели тех привилегий, которыми обладали высшие сословия.    

 Государство было орудием  диктатуры господствующего класса  и защищало его интересы. Общесоциальные функции осуществлялись постольку, поскольку они отвечали интересам феодалов.    

 Феодальные государства,  как правило, проходят ряд стадий  развития: а) децентрализованной  феодальной раздробленности; б)  усиления централизации и установления сословно-представительной монархии; в) централизованной абсолютной монархии и разложения феодальной государственности. Они возникают как централизованные монархии, затем, в связи с тем, что монарх раздает землю феодальной знати за ее службу, происходит раздробление единых государств. Возникающие части (герцогства, графства, княжества и пр.), даже формально входя в состав прежнего государства, фактически, а зачастую и юридически приобретают полную независимость. Затем вновь происходит объединение земель, возникают сословно-представительные и абсолютные монархии. Феодальное государство на всех этапах развития феодального общества было орудием диктатуры феодалов и привилегированных сословий.

Информация о работе Типология государства