Вопрос 1 – Типология
государства
Типология государств — это научная классификация
государств по определённым типам (группам)
на основе их общих признаков, отражающая
присущие данному государству их общие
закономерности возникновения, развития
и функционирования. Содействует более
глубокому выявлению признаков, свойств,
сущности государств, позволяет проследить
закономерности их развития, структурные
изменения, а также прогнозировать дальнейшее
существование.
Имеются два подхода
к типологии государств:
формационный
цивилизационный
Формационный подход
основан на марксистском учении о
смене общественно-экономических
формации (их базис — тип производственных
отношений), каждой из которых соответствует
свой исторический тип государств. Рабовладельческой
общественно-экономической формации соответствует
рабовладельческий тип государства, феодальной
— феодальный, буржуазной — буржуазный.
Формация — это исторический тип общества,
основанный на определенном способе производства.
Переход от одной общественно-экономической
формации к другой происходит в результате
смены отживших типов производственных
отношений и замены их новым экономическим
строем.
Для определения типа государства
при формационном подходе учитывают:
- соответствие уровня государства определенной общественно-экономической формации.Общественно-экономическая формация – исторический тип общества, который основан на определенном способе производства;
- класс, инструментом власти которого становится государство;
- социальное назначение государства.
Формационный подход выделяет
следующие типы государств:
- рабовладельческий;
- феодальный;
- буржуазный;
- социалистический.
По формационному подходу
после смены экономической формации
происходит переход от одного исторического
типа государства к другому, более
новому.
Формационный подход имеет
следующие достоинства:
- продуктивность деления государств на основании социально-экономических факторов;
- возможность объяснения поэтапного развития, естественно-исторического характера формирования государства.
Недостатки:
- односторонность;
- не учитываются духовные факторы.
Другой подход
— цивилизационный — кладёт в
основу типовой классификации государств
понятие «цивилизация»', ее уровень, достигнутый теми
или другими народами. Сторонники цивилизационного
подхода (Еллинек, Кельзен, Коркунов, Крюгер,
Гелбрейт, Тойнби) отвергают формационный
подход как одномерный и соотносят государство
прежде всего с духовно-нравственными
и культурными факторами общественного
развития. Английский историк А.Тойнби
понимает под «цивилизацией» относительно
замкнутое и локальное положение общества,
которое отличается общностью культурньк,
экономических, географических, религиозных,
психологических и других признаков. Каждая
цивилизация (А.Тойнби насчитывает 21 цивилизацию)
дает стойкую общность всем государствам,
живущим в ее границах.
Исходя из степени духовности
народа, культуры, идеологии, национального
характера, менталитета, географической
среды и других факторов сторонники
цивилизационного подхода делят цивилизации
на:
• первичные;
• вторичные.
К первичным цивилизациям
отнесены государства — древневосточное
(Египет, Персия, Шумеры, Вавилон, Бирма
и др.), эллинское (Спарта, Афины), римское,
средневековое. К вторичным —
государства Западной Европы, Северной
Америки, Восточной Европы, Латинской
Америки и др.
Для первичных цивилизаций
характерна командно-административная
организация государственной власти.
Государство обеспечивает как политическое,
так и хозяйственно-социальное функционирование
общества, а не определяется ими. Из первичных
цивилизаций сохранились только те, которые
смогли последовательно развить духовно-культурное
начало во всех видах деятельности человека
(египетская, китайская, мексиканская,
западная, православная, арабская и др.).
Цивилизация (луг. civilis — гражданский,
городской) — это социокультурная
система, включающая социально-экономические
условия жизни общества, этнические и
религиозные основы, степень гармонии
человека и природы, уровень С1юбоды личности
— экономической, политической, социальной
и духовной (Скакун О.Ф. Теория государства и права:
Учебник. — Харьков: Консум; Ун-т внутр.
дел, 2000. — 704 с.).
В цивилизационном подходе
различают следующие признаки: хронологические,
производственные, генетические, пространственные,
религиозные и др.
С цивилизационным подходом
связывают теорию «стадий экономического
роста» (У. Ростоу), теорию «единого индустриального
общества», теорию «менеджеризма», теорию
«постиндустриального общества», теорию
«конвергенции» и др.
Положительные черты
цивилизационного подхода:
- выделение духовных, культурных факторов;
- более четкая типология государств.
Недостатки:
- низкая оценка социально-экономического фактора;
- преобладание типологии общества над типологией государства.
Вопрос 2 – Признаки
государства
Несмотря на все многообразие
видов и форм государственных
образований, возникавших ранее
и существующих в настоящее время,
можно выделить общие признаки, которые
в той или иной степени характерны
для любого государства. Наиболее полно
и аргументированно, на наш взгляд,
эти признаки были изложены В. П. Пугачевым.
К числу таких признаков
относятся следующие:
- публичная власть, отделенная от общества и не совпадающая с социальной организацией; наличие особого слоя людей, осуществляющих политическое управление обществом (Отличие государства от общественной власти родового строя - Реализация организаций общественной власти в первобытном обществе осуществлялась в форме самоуправления);
- определенная территория (политическое пространство), очерчиваемая границами, на которую распространяются законы и полномочия государства (Отличие государства от общественной власти родового строя – первобытно-общинная организация власти строилась на кровном родстве членов родоплеменного объединения);
- суверенитет — верховная власть над всеми проживающими на определенной территории гражданами, их институтами и организациями;
- монополия на легальное применение силы. Только государство имеет «законные» основания для того, чтобы ограничивать права и свободы граждан и даже лишать их жизни. Для этих целей оно имеет специальные силовые структуры: армию, полицию, суды, тюрьмы ит. п.;
- право на взимание налогов и сборов с населения, которые необходимы для содержания государственных органов и материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т. д. (Отличие государства от общественной власти родового строя);
- обязательность членства в государстве. Человек получает гражданство с момента рождения. В отличие от членства в партии или других организаций, гражданство является необходимым атрибутом любого человека;
- претензия на представительство всего общества как единого целого и на защиту общих интересов и целей. В реальности же никакое государство или иная организация не в состоянии в полной мере отражать интересы всех социальных групп, классов и отдельных граждан общества.
Вопрос 3 – Характеристика
рабовладельческого государства
Государства
рабовладельческого типа возникли
позднее ранневосточных государств
в результате появления частной
собственности, имущественного расслоения,
раскола общества на классы. Первые
рабовладельческие государства
европейского типа возникли в
IX—VIII вв. до н.э., т.е. на 20 и более
веков позднее Египта. Наиболее
классические рабовладельческие
государства были созданы в
Греции (8-6 вв. до н. э.) и в Риме
(6 в. до н. э.). Рабовладельческая
государственность существовала
в форме монархий и республик.
Основные классы рабовладельческого
общества - рабовладельцы и рабы.
Помимо них существовали социальные
прослойки - ремесленники, мелкие земледельцы.
К внутренним функциям
рабовладельческого государства
относились: 1) охрана частной собственности
рабовладельцев и создание условий
для эксплуатации рабов и неимущих
свободных; 2) подавление сопротивления
рабов и неимущих свободных
методами жестокого насилия; 3) идеологическое
воздействие в целях поддержания дисциплины
и порядка.
Во внешней сфере
рабовладельческое государство
выполняло функции обороны своей
территории и мирных связей
с другими государствами; функцию
захвата чужих территорий; функцию управления
завоеванными территориями. Важнейшую
роль в этом играла армия. Она участвовала
в осуществлении внешних и внутренних
функций. Частями государственного аппарата
также выступали полиция, суды, административно-чиновничьи
органы.
Функции государства
осуществляются практически в интересах
рабовладельцев, а общесоциальные — только
в той мере, в которой они соответствуют
интересам господствующего класса. Не
случайно, что в рабовладельческих государствах
имело место сопротивление рабов, которое
подчас принимало наиболее острые формы
восстаний против власти рабовладельцев
(восстания рабов в Сицилии и Малой Азии
во II в. до н.э., восстание Спартака в I в.
до н.э. и др.).
Характерно, что большинство
рабовладельческих государств Европы
возникли и существовали как
города-республики. Необходимость такой
формы государства была связана с тем,
что только так можно было выявить общеклассовую
волю собственников средств производства.
Частная собственность, таким образом,
обусловливала необходимость известных
демократических форм, в отличие от восточных
государств, основанных на единой государственной
собственности. Потребность урегулировать
интересы массы людей, равных по отношению
к собственности, вызывала появление достаточно
сложных и разработанных правовых систем,
основным источником права в которых становились
разрабатываемые органами государства
законы. Для регулирования отношений собственности
римскими юристами были разработаны многие
правовые институты: собственности, вещного,
обязательственного, семейного, наследственного
права и др. Римское право стало классическим
видом права, основанного на частной собственности.
Оно пережило рабовладельческую эпоху
и сейчас оказывает влияние на развитие
частного права.
По сравнению с восточным
обществом рабовладельческое общество
было значительно более гибким,
в нем были заложены предпосылки
дальнейшего развития. Пройдя период становления
и развития, рабовладельческое государство
вступило в полосу упадка. В результате
на его базе впоследствии возникло феодальное
общество и соответствующее ему государство.
Таким образом, основой
рабовладельческого государства
являлась частная (персонифицированная)
собственность на средства производства,
включая рабов: раб – живая вещь, говорящий
инструмент. Признавалось юридическое
(формальное) равенство свободных, конечно,
с поправками "на должность" и социальное
положение.
Вопрос 4 – Характеристика
феодального государства
Государства этого
типа возникли в Европе в
VI—IX вв. н.э., но и до сего времени
в ряде стран существуют остатки
феодальных отношений.
Экономическую основу
феодального общества составляла
частная собственность феодалов
на землю. Крестьяне имели мелкое
единоличное хозяйство на земле феодала
и должны были за пользование землей отдавать
ему часть урожая и безвозмездно работать
на него (оброк и барщина). С развитием
феодального общества такая экономическая
зависимость крестьян от феодалов дополнилась
и мерами государственного принуждения:
крестьяне прикреплялись к земле и не
могли покинуть свое хозяйство.
Социальное неравенство
закреплялось законом. Крестьяне никакого
участия в управлении государством
не принимали.
Государственная власть
была открыто классовой и безраздельно
принадлежала феодалам. Основными классами
общества были феодалы и крепостные крестьяне.
Существовали и другие социальные группы:
городские ремесленники, торговые люди
и др.
Классовая дифференциация
феодального общества сочеталась
с делением на сословия. Это
такие группы людей, которые
отличались друг от друга объемом закрепленных
в законе прав и обязанностей. На Руси,
например, существовали такие привилегированные
сословия, как князья, дворяне и духовенство.
Сословия ремесленников, купцов, мещан
не имели тех привилегий, которыми обладали
высшие сословия.
Государство было орудием
диктатуры господствующего класса
и защищало его интересы. Общесоциальные
функции осуществлялись постольку, поскольку
они отвечали интересам феодалов.
Феодальные государства,
как правило, проходят ряд стадий
развития: а) децентрализованной
феодальной раздробленности; б)
усиления централизации и установления
сословно-представительной монархии;
в) централизованной абсолютной монархии
и разложения феодальной государственности.
Они возникают как централизованные монархии,
затем, в связи с тем, что монарх раздает
землю феодальной знати за ее службу, происходит
раздробление единых государств. Возникающие
части (герцогства, графства, княжества
и пр.), даже формально входя в состав прежнего
государства, фактически, а зачастую и
юридически приобретают полную независимость.
Затем вновь происходит объединение земель,
возникают сословно-представительные
и абсолютные монархии. Феодальное государство
на всех этапах развития феодального общества
было орудием диктатуры феодалов и привилегированных
сословий.