Типология государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:42, реферат

Краткое описание

Формационный подход основан на марксистском учении о смене общественно-экономических формации (их базис — тип производственных отношений), каждой из которых соответствует свой исторический тип государств. Рабовладельческой общественно-экономической формации соответствует рабовладельческий тип государства, феодальной — феодальный, буржуазной — буржуазный. Формация — это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены отживших типов производственных отношений и замены их новым экономическим строем.

Файлы: 1 файл

правоведение.docx

— 163.90 Кб (Скачать)

     Феодальное  общество в определенной степени  напоминает восточное: ведь и  здесь собственность на землю  определенным образом становится государственной, приобретая некоторые черты «власти-собственности». Однако, в отличие от «восточного» государства, источником власти является собственность, а не наоборот; наследуется земля по родственным признакам, а не по должности; полученная вассалом земля становится его собственностью и передается по наследству. Сельскохозяйственные общины либо вообще не сохранились, либо они не играют такой роли, как на Востоке; отсутствует такой мощный, как в «восточном»  государстве, чиновничий аппарат.    

 В государственный  аппарат феодального государства  входили войска, отряды полиции и жандармерии, разведывательные органы, органы по сбору налогов, суды.    

 Феодальный характер  собственности на землю как  основное средство производства  определяет то обстоятельство, что феодальные государства возникают и существуют как монархии. Напротив, в независимых городах, где господствует купечество и собственность является частной, существует республиканская форма правления (города-республики Венеция, Генуя, Данциг, Новгород, Псков и др.).    

 Основным источником  феодального права являются правовые  обычаи, причем в период феодальной раздробленности в каждой местности действуют свои обычаи. Обычаи нередко кодифицируются (Русская Правда, Салическая Правда и др.). Одним из способов преодоления раздробленности становится создание единой правовой системы. Это достигается либо посредством создания общегосударственного законодательства (франко-германские правовые системы), либо путем придания общей силы судебному прецеденту (системы общего права).    

 Итак, основа феодального  государства - частная собственность  на средства производства, включая феодальную собственность на землю, но не работников (по общему правилу). Жесткое разделение общества, в том числе класса феодалов, на сословия и сословные группы с четко выраженным юридическим неравенством. На последнем этапе развития феодального общества стали зарождаться буржуазные производственные отношения, в основе которых работник имел возможность свободно продавать свой труд.

 

Вопрос 5 – Характеристика буржуазного государства    

 Первые буржуазные (капиталистические) государства возникли в Европе и Северной Америке 200—300 лет назад, а после Великой французской революции буржуазная система быстро завоевала мир.    

 В отличие от предшествующих  общественно-экономических формаций, основанных на официальном закреплении  классового неравенства, сословных привилегий, буржуазия шла к власти под лозунгом «Свобода, равенство и братство». Капиталистический способ производства требовал работника, свободно продающего свой труд. Сословное неравенство, повсеместно существовавшее до этого, заменяется неравенством социальным, поскольку одни владели средствами производства, а другие, лишенные их, должны были продавать свою рабочую силу. Буржуазное общество долгое время состояло из двух основных классов - буржуазии и рабочих, отношения между которыми претерпевали существенные изменения. В своем развитии буржуазное общество проходит ряд стадий, вместе с ним меняется и государство.    

 На первой стадии (период свободной конкуренции) класс буржуазии состоит из множества сотен тысяч и миллионов собственников, обладающих более или менее равным объемом собственности. Механизмом выявления их общеклассовых интересов и воли становится буржуазное государство, основанное на буржуазной демократии, парламентаризме, законности. Таким образом, хотя и декларировалось всеобщее равенство, тут же законодательно утверждалось политическое неравенство. И государство, и право выполняли, прежде всего, классовые функции, а общесоциальные функции играли незначительную роль.    

 Второй этап развития буржуазного общества — период монополистического капитализма — начался в конце XIX — начале XX в. Мелкие предприятия и фирмы для повышения конкурентоспособности объединяются, монополизируются различные виды производства. Возникают мощные объединения - тресты, синдикаты, корпорации и т.п. Усиливается эксплуатация рабочего класса, платежеспособный спрос населения отстает от производства товаров.    

 Следствием этого стали  периодические кризисы, сопровождавшиеся  банкротством предприятий, ростом  безработицы, обострением классовой  борьбы. Это привело к объединению рабочего класса, который стал носителем революционных идей. Парижская Коммуна 1871 г. - исторически первая попытка рабочего класса завоевать революционным путем государственную власть и использовать ее в своих интересах.    

 Этот этап характеризуется  тем, что в руках уже не  очень многочисленной монополистической  буржуазии сосредоточивается основная часть общественного богатства и, естественно, политическая власть. В некоторых случаях это приводит к возникновению антидемократических режимов, выражающих волю монополистов (фашистские режимы в Германии и Италии, военно-полицейские в Латинской Америке и Южной Африке и др.). В большинстве случаев стоящей у власти верхушки государственного или партийно-государственного аппарата оказывается более выгодным сохранение демократических институтов. Вместо политических, «силовых» механизмов работают иные — экономические: проведение избирательной кампании стоит так дорого, что это по силам только тем, кого поддерживают монополисты. Функции государства осуществляются в интересах главным образом господствующего класса, но развитие демократических форм заставляет больше внимания уделять общесоциальным задачам, иначе не привлечешь голоса избирателей.     

 На третьем этапе, в начале прошлого столетия государственная власть по-прежнему находится в руках класса буржуазии, постепенно повышается влияние на нее остальной части общества, поскольку установленное всеобщее избирательное право дает возможность отдать предпочтение той или иной политической партии, тому или иному политическому деятелю. Этот этап совпал с периодом великой депрессии в Америке в начале 3-х годов 20 века. Начало ему положил "Новый курс" президента США Ф. Рузвельта.    

 На данном этапе  экономика приобретает смешанный  характер, частная собственность  перестает быть доминирующей. Около  трети экономического потенциала  развитых стран превращается  в государственную собственность,  быстрыми темпами развивается  собственность акционеров, возникает кооперативная собственность.    

 Заметно изменились функции государства. Государство сохраняет буржуазно-классовые черты, но делается более демократичным и социальным. Оно стало активно вмешиваться в экономику путем планирования, размещения государственных заказов, кредитования и т.п. Значительно возросли объем и содержание общесоциальных функций: осуществляются много миллиардные социальные программы, растет уровень жизни населения. Оно функционирует в условиях научного и технического прогресса, полного юридического равенства всех без исключения членов общества. Таким образом, современное западное государство существенно отличается от классического буржуазного.

 

Вопрос 6 – Характеристика демократического государства

Понятие "демократия"(от греч. demos – народ и kratos – власть) означает народовластие, власть народа.

Демократический режим – это способ функционирования политической системы общества, основанный на признании народа в качестве главного источника власти, на его праве участвовать в решении общественных и государственных дел и наделении граждан широким кругом прав и свобод.

Характерные черты:

  • избрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления путем всеобщих, равных и прямых   выборов при тайном голосовании;
  • наличие у парламента исключительного права издавать общегосударственные законы;
  • разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви при наличии механизма сдерживания и противовесов в отношениях между ними;
  • многопартийность, наличие в партийной системе политических партий, как стоящих на почвесуществующего строя, так и отрицающих его, но действующих в рамках конституции;
  • принятие политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства;
  • отсутствие у политических партий непосредственных публично-властных отношений.

Условия функционирования демократического режима:

  • наличие системы контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государственных органов и государственного аппарата;
  • отсутствие системы привилегий, связанных с обладанием властью;
  • наличие возможностей и условий для своевременного и полного политического информирования граждан;
  • наличие упрощенной процедуры отзыва депутатов и смены чиновников;
  • гарантии равноправия граждан, признание права каждого человека на критику властей и любых ее представителей.

Демократический режим работает эффективно только в том случае, если граждане имеют право и условия  самостоятельно принимать решения  по политическим вопросам и выступать  против действий власти, если эти действия не удовлетворяют их интересам.

Под демократией  понимается тип государства, в котором политическая и правовая системы политический режим, построены ни принципах народовластия, свободы и равенства. Формирование демократического государства является целью и идеалом развития любого цивилизованного общества.

В реальной политической борьбе прошлого, демократия конкретизировалась как совокупность гражданских, социальных и политических нрав и свобод. Развитие представительной демократии ионию  
по двум направлениям:

1) расширение избирательных  прав от сословных до всеобщего  права и увеличение числа представительных  органов;

2) создание системы гарантий демократии процесс формирования гражданского общества и правового государства.

Важнейшей составной частью развития демократического процесса стала  разработка универсальных демократических  процедур, которые характеризуют и современную демократию: избрание народом высшего законодательного органа; равенство избирательных прав; всеобщность избирательного права; ограничение прав меньшинства решением большинства; непрерывный общественный контроль и др.

 

Вопрос 7 – Характеристика социалистического государства    

 Идеи о подлинно  демократическом, гуманном и справедливом  обществе и государстве содержатся  во многих мировых религиях, в  частности и христианской. Они  выдвигались и развивались социалистами-утопистами, содержались в былинах и сказаниях.     

 Сама идея социалистического  государства возникла первоначально  в теории — в работах К.  Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина  — как противопоставление государствам  других типов, власть в которых  принадлежит эксплуататорскому  меньшинству и используется, прежде  всего, для подавления эксплуатируемого  большинства.    

 Причем К. Маркс и  Ф. Энгельс свои идеи о будущем  пролетарском государстве черпали  из опыта Парижской Коммуны.    

 В.И. Ленин развивал  эти идеи, опираясь уже на опыт  Октябрьской революции и первые  годы Советской власти.    

 Появление социалистического государства связывалось с осуществлением социальной революции, возглавляемой рабочим классом, со сломом старой государственной машины, с установлением диктатуры пролетариата. Государство, которое не будет угнетать большинство в интересах меньшинства, перестанет быть собственно государством, станет «полугосударством», а затем и отомрет, будет заменено органами народного самоуправления.    

 Марксизм утверждал,  что пролетарское государство  с момента своего возникновения  уже не является собственно  государством, а становится отмирающим "полугосударством", которое затем  будет заменено коммунистическим  общественным самоуправлением.    

 Социалистическое государство  признавалось государством высшего  и исторически последнего типа. Оно противопоставлялось эксплуататорскому  государству.    

 Однако большинство  этих теоретических прогнозов  на практике не подтвердилось. В итоге, сформировалось общество и государство, основанные фактически на единой государственной собственности и поэтому в значительной мере сходные с «восточными» типами общества и государства. Реальным собственником средств производства стал партийно-государственный аппарат, точнее, его верхушка, которая в результате приобрела неограниченную власть.    

 Участие народа в  осуществлении власти, его политические  и личные права и свободы  стали чисто формальными, равно  как и деятельность демократических институтов. И, как всякое «восточное» общество, наше также приобрело застойный характер, перестало развиваться. Похожие, хотя в каждом случае имеющие специфические черты, процессы происходили и в других странах, строивших социалистическое общество. Идея социалистического государства на практике пока не нашла реального воплощения, осталась утопией, мечтой, а попытки ее реализации привели к фактической реанимации, естественно на более высоком витке общественного развития, общества восточного типа. Однако, все это не отвергает идей социализма.      

 Социалистическое государство  характеризуется следующими основными  чертами: принудительная отмена  частной собственности и обобществление  средств производства; формальное  юридическое равенство граждан;  декларируемая цель государственно-правовой  системы - всеобщее материальное  и духовное благополучие людей.

 

Вопрос 8 – Характеристика РФ, определение типа современного российского государства

Россия - демократическое  федеративное государство с республиканской  формой правления. Действующая Конституция  России одобрена на всенародном референдуме 12 декабря 1993. В составе Российской Федерации - субъекты федерации: республики (21), края (6), области (49), города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, автономная область и автономные округа (10). Официальный (государственный) язык на всей территории Российской Федерации - русский. Народам Российской Федерации гарантируется право на сохранение родного языка.

Информация о работе Типология государства