Цивилизационный подход к типологии государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 15:31, реферат

Краткое описание

Предметом изучения формы государства являются вопросы организации и устройства верховной государственной власти, территориального устройства государственной власти и методы ее осуществления. Напротив, предмет типологии государства составляет учение о народовластии (демократии) как родовой сущности государства. Поэтому, несмотря на очевидную взаимосвязь, форму государства нельзя отождествлять с типом государства, а типизацию государства - с классификацией его формы.

Оглавление

Введение______________________________________________________3стр.
Понятие государства_________________________________________4 – 5 стр.
Цивилизационный подход к типология государства____________5 – 9 стр.
Характеристика цивилизационного подхода__________________9 -10 стр.
Заключение_______________________________________________11 стр.
Список литературы___________________________________________12 стр.

Файлы: 1 файл

реферат.))doc.doc

— 65.50 Кб (Скачать)

Факультет юридический

Специальность  юриспруденция 

                                                                                                                                                                                                       Реферат

 
 
по дисциплине Теория  государства и  права
 
Тема: «Цивилизационный подход к типологии государства»
   
  (тема работы)
 

                                                      

Выполнил  студент  
  (курс, группа, фамилия,  имя, отчество)
 
 

Руководитель работы __________________________________________

                                  (ученая степень, звание, фамилия  и инициалы)

        

Москва 2010 г.

 
 
 
Содержание
 

Введение______________________________________________________3стр.

Понятие государства_________________________________________4 – 5 стр.

Цивилизационный подход к типология государства____________5 – 9 стр.

Характеристика  цивилизационного подхода__________________9 -10 стр.

Заключение_______________________________________________11 стр.

Список  литературы___________________________________________12 стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                      - 3 -

Введение

Предметом изучения формы государства являются вопросы организации и устройства верховной государственной власти, территориального устройства государственной власти и методы ее осуществления. Напротив, предмет типологии государства составляет учение о народовластии (демократии) как родовой сущности государства. Поэтому, несмотря на очевидную взаимосвязь, форму государства нельзя отождествлять с типом государства, а типизацию государства - с классификацией его формы.

Классификация формы государства - это систематика  государства, относящаяся к организации  и устройству государственной власти; типизация государства - суть деление (группировка) государств с учетом факторов развития народовластия как родовой сущности государства. Форма государства соотносится с его типом как форма вообще соотносится с сущностью вообще: она есть внешняя организация государства определенного типа. Несмотря на перемены, происшедшие в российском правоведении за последние годы, проблема исторических типов государства и права, а также вопрос о государстве и праве социалистического исторического типа как один из ее аспектов, так и не получили должной научной разработки. При этом в специальной и учебной литературе сформировались две основные тенденции в освещении темы.

Первая  из них заключается в отказе от господствовавшей на протяжении десятилетий  концепции общественно-экономических  формаций как базовой для выделения и характеристики отдельных исторических типов государства и права под предлогом ее необоснованности, неактуальности, ошибочности и тому подобных существенных изъянов. Привычными стали обращение к иным теоретическим конструкциям (например, цивилизационный подход). 

                                                      - 4 -

Понятие государства

Государство - это политическая общность, составляющими  элементами которой являются территория, население и власть. Территория - это пространственная основа государства. Физическая основа представляет собой одно из условий, делающих возможным существование государства. В конечном счете, без территории государства не существует, хотя она может изменяться во времени. Территория есть пространство государства, занятое его населением, где в полной мере действует власть политической элиты, реализуемая через юридические нормы. Одна из главных целей элит, не состоящих на службе иностранных держав, заключается в гарантировании территориальной целостности государства.

Таким образом, относительно стабильная и  обладающая гарантированной целостностью территория является существенным условием сохранения государства. Именно вокруг вопроса о контроле за физической основой государства разворачиваются  многие внутренние и внешние политические конфликты.

Вторым  составляющим элементом государства  является население, то есть человеческое сообщество, проживающее на его территории и подчиняющееся его власти. Народ  как родовое понятие может  быть охарактеризован как относительно широкая социальная группа, члены которой обладают чувством принадлежности к ней благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. Люди, принадлежащие к какому-либо народу, обладают более или менее выраженным сознанием вхождения в отличную от других общность. Таким образом, любое государство опирается по крайней мере на один народ. И хотя не существует государства без национальной основы, могут существовать народы без государства. Итак, нация - это необходимое, но не достаточное условие формирование

                                                       - 5 -

государства, для чего необходимы также территория и государственная власть.

Третьим составляющим элементом государства  является власть, иными словами, отношения  господства и подчинения, существующие между политической элитой и остальной частью общества.

Политическая  элита принудительно навязывает власть, используя для этого юридические  нормы. Принудительный характер юридических  норм сказывается в той мере, в  какой их нарушение позволяет  государственным органам применять санкции. Власть осуществляется посредством этих норм. Юридические нормы устанавливают, что именно нужно делать, хотя это никогда не выполняется в полной мере. В том мере, в какой большинство населения конкретного государства соблюдает эти нормы. Таким образом, политическая власть является регулятором поведения населения данного государства, поскольку нормы определяют его поведение.

Итак, государство - это политическая целостность, образуемая национальной или много национальной общностью, закреплённой на определённой территории, где поддерживается юридический порядок, установленный элитой, которая монополизирует институционализованную власть, обладая законным правом применения принуждения.

Цивилизационный подход к типологии государства

 Типология  есть учение о типах - больших  группах (классах) тех или иных  объектов, обладающих набором общих,  характерных для каждого типа, признаков. Типология может рассматриваться  как разновидность классификации,  которая включает в себя:

а) исследование оснований деления на типы;

б) характеристику самих типов.

                                                     - 6 -

В основе цивилизационного подхода лежит  понятие "цивилизация" (от лат. civilis - гражданский). Само это понятие  характеризуется по-разному. Например, профессор  Венгеров определяет цивилизацию как "социокультурную систему, обеспечивающую высокую степень дифференциации жизнедеятельности в соответствии с потребностями сложного, развитого общества и вместе с тем поддерживающую его необходимую интеграцию через создание регулируемых духовно-культурных факторов и необходимой иерархии структур и ценностей".

Вообще  основное предназначение термина "цивилизация" видится в том, чтобы обозначить тип культуры. Отсюда и в понимании  цивилизации следует исходить из понимания культуры. Дело в том, что человек как существо не только биологическое, но и социальное, стал, наряду с естественной природной средой, создавать для себя новую, искусственную среду обитания - "вторую природу". И вот эта деятельность человека и ее результаты и называются "культурой". Основной категорией в оценке и характеристике культуры является понятие "ценность". В процессе деятельности человек создает как объекты материальной культуры, так и духовные ценности. В том числе и такие ценности, как право и государство. С этих позиций цивилизацию можно определить как своеобразную и целостную совокупность (систему) материальных и духовных ценностей, обеспечивающую устойчивое функционирование общества и жизнедеятельность человека.

Основные  принципы и подходы в изучении истории при помощи понятия "цивилизация" разработаны выдающимся английским историком (а точнее -философом истории) Арнольдом Джозефом Тойнби (1889-1975 гг.) в двенадцатитомном труде "Постижение Истории" ("A Study of History"), вышедшем в свет в 1934-1961 гг. Различие цивилизаций, как полагал автор, заключается прежде всего в образе мышления. А наименьшее значение имеет

                                                       - 7 -

географический  фактор и принадлежность населения к той или иной расе. Тойнби выделил в мировой истории более двух десятков цивилизаций (21): египетскую, китайскую, западную, православную, дальневосточную, арабскую, иранскую, сирийскую, мексиканскую и др., и провел, таким образом, своеобразную типологию общества, не ставя перед собой отдельной задачи производить на этой основе типологию государства.

Цивилизационный подход к типологии государства  является, по всей вероятности, перспективным, однако на данный момент он находится  в стадии становления и в учебной литературе четкого деления государств на типы по этому критерию не проводится. В основном, называются лишь принципы такого подхода. Так, проф. Венгеров, который в учебной литературе уделил много внимания данному вопросу, главной особенностью цивилизационного подхода считает то, что "согласно цивилизационной теории тип государства, его социальная природа определяются в конечном счете не столько объективно-материальными, сколько идеально-духовными, культурными факторами". Автор выделяет три важных, на его взгляд, принципа соотношения государства и духовно-культурной жизни общества:

- сущность  государства определяется не  только реально существующим  соотношением сил, но также  накопленными в ходе исторического  процесса и передаваемыми в  рамках культуры представлениями о мире, ценностями, образцами поведения;

- государственная  власть как центральное явление  мира политики может рассматриваться  в то же время как часть  мира культуры;

- разнородность  культур - во времени и пространстве - позволяет понять, почему некоторые типы государств, соответствующие одним условиям, останавливались в своем развитии в других условиях.   

                                                     - 8 -

В обособлении  и характеристике типов государств по цивилизационному признаку проф. Венгеров исходит из таких типов цивилизаций, как первичные и вторичные, которые разделены по уровню их организации. Автор отмечает, что для государств первичных цивилизаций (древнеегипетской, шумерской, ассиро-вавилонской, иранской, бирманской, сиамской, кхмерской, вьетнамской, японской и др.) характерны:

а) огромная роль государства как объединяющей и организующей силы, не определяемой, а определяющей социальные и экономические  структуры;

б) соединение государства с религией в политико-религиозном комплексе.

Во вторичных  цивилизациях - западноевропейской, североамериканской, восточноевропейской, латиноамериканской, буддийской и др.:

а) проявилось отчетливое различие между государственной  властью и культурно-религиозным  комплексом: власть оказывалась уже не такой всесильной и всепроникающей, какой она была в первичных цивилизациях;

б) положение  правителя, олицетворявшего государство, было двойственным: с одной стороны, он достоин всяческого повиновения, а с другой - его власть должна соответствовать сакральным принципам и законам, а иначе она незаконна.

Можно заметить, в том числе и из приведенного примера, что при цивилизационном  подходе практически не проводится (или невозможно провести) различия между обществом и государством. По этой причине, видимо, проф. Венгеров и не дает конкретных терминологических обозначений тем типам государства, которые соответствуют первичной и вторичной цивилизациям. В литературе справедливо отмечается, что основное отличие цивилизационного подхода от формационного состоит в возможности раскрыть развитие общества и государственности через

Информация о работе Цивилизационный подход к типологии государства