Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 10:04, доклад
Типология- это прием научной обработки информации разновидность классификации, при этом в качестве критерия выбирается либо один наиболее важный признак, либо система признаков наиболее адекватно отражающий сущность исследуемого явления.
Типология есть учение о типах - больших группах (классах) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа, признаков.
Доклад
На
тему: «Цивилизационный
подход к типологии
государств».
Выполнил: Неудачина Е.А.
Поверил: Лозовская С.В
Г. Улан-Удэ
2011
Типология государства
Типология- это прием научной обработки информации разновидность классификации, при этом в качестве критерия выбирается либо один наиболее важный признак, либо система признаков наиболее адекватно отражающий сущность исследуемого явления.
Типология есть учение о типах - больших группах (классах) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа, признаков. Типология может рассматриваться как разновидность классификации, которая включает в себя:
а) исследование оснований деления на типы;
б) характеристику самих типов.
Вообще классификация
является не только способом упорядочения,
систематизации результатов научных
исследований, но и мощным средством
получения нового знания: она позволяет
предсказать существование
Формациониый и цивилизационный подходы - это подходы не только к делению государств на типы. Типология государства на их основе - это частный случай формационного и цивилизационного подходов к познанию истории вообще, к познанию истории общества.
Типология
государства: понятие
и назначение
История развития государственности насчитывает
огромное количество государств, различных
по своему происхождению, развитию и функционированию.
В курсе теории государства и права придается
особое значение классификации государств
на определенные типы, объединяющие государство
со сходным признаками на основании тех
или иных факторов.
Типология – учение
о классификации, т.е. распределении
объектов какого-либо рода на взаимосвязанные
типы, классы, виды, группы согласно наиболее
общим и существенным признакам
и свойствам объектов данного
рода; это учение об упорядочении и
систематизации сложных объектов. В
данном случае таким сложным объектом
выступает государство.
Типология государства
– это научная классификация
государств по определенным типам (группам)
на основе их общих признаков, отражающая
присуще данному типу государств
их общие закономерности возникновения,
развития и функционирования.
Типология государств предназначена для «разделения» всех государств, которые существовали в истории человечества или существуют сейчас, на такие группы, виды, чтобы это дало возможность раскрыть их социальную сущности. Учитывая большое количество государств в многовековой истории человечества и в современном мире, имеет важное значение проблема научной квалификации государства. Такая квалификация, отражающая логику исторического развития государств, позволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев, называется типологией. Проблема типологии государства долгое время является актуальной в рамках теории государства и права. Типология государства неразрывно связана с учением о форме государства, но не совпадает с ним.
Особенности государства
конкретного исторического
Особенности исторических
периодов (этапов, эпох) в развитии государственно-
Разнообразие научных
подходов в оценке этого чрезвычайно
сложного и неоднозначного общественного
явления стало объективной
ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ТИПОЛОГОИИ ГОСУДАРСТВ
В основе цивилизационного подхода лежит понятие "цивилизация" (от лат. civilis - гражданский). Само это понятие характеризуется по-разному. Например, проф. Венгеров определяет цивилизацию как "социокультурную систему, обеспечивающую высокую степень дифференциации жизнедеятельности в соответствии с потребностями сложного, развитого общества и вместе с тем поддерживающую его необходимую интеграцию через создание регулируемых духовно-культурных факторов и необходимой иерархии структур и ценностей".
Вообще основное предназначение термина "цивилизация" видится в том, чтобы обозначить тип культуры. Отсюда и в понимании цивилизации следует исходить из понимания культуры.
Дело в том, что
человек как существо не только биологическое,
но и социальное, стал, наряду с естественной
природной средой, создавать для
себя новую, искусственную среду
обитания - "вторую природу". И
вот эта деятельность человека и
ее результаты и называются "культурой".
Основной категорией в оценке и характеристике
культуры является понятие "ценность".
В процессе деятельности человек
создает как объекты
С этих позиций цивилизацию можно определить как своеобразную и целостную совокупность (систему) материальных и духовных ценностей, обеспечивающую устойчивое функционирование общества и жизнедеятельность человека.
Основные принципы и подходы в изучении истории при помощи понятия "цивилизация" разработаны выдающимся английским историком (а точнее -философом истории) Арнольдом Джозефом Тойнби (1889-1975 гг.) в двенадцатитомном труде "Постижение Истории" ("A Study of History"), вышедшем в свет в 1934-1961 гг. Различие цивилизаций, как полагал автор, заключается прежде всего в образе мышления. А наименьшее значение имеет географический фактор и принадлежность населения к той или иной расе.
Тойнби выделил в мировой истории более двух десятков цивилизаций (21): египетскую, китайскую, западную, православную, дальневосточную, арабскую, иранскую, сирийскую, мексиканскую и др., и провел, таким образом, своеобразную типологию общества, не ставя перед собой отдельной задачи производить на этой основе типологию государства.
Если выделять тип государства применительно к каждой конкретной цивилизации, то типологии может и не получиться. Для этого следует, видимо, учитывать типы цивилизаций.
Цивилизационный подход к типологии государства является, по всей вероятности, перспективным, однако на данный момент он находится в стадии становления и в учебной литературе четкого деления государств на типы по этому критерию не проводится. В основном, называются лишь принципы такого подхода. Так, проф. Венгеров, который в учебной литературе уделил много внимания данному вопросу, главной особенностью цивилизационного подхода считает то, что "согласно цивилизационной теории тип государства, его социальная природа определяются в конечном счете не столько объективно-материальными, сколько идеально-духовными, культурными факторами". Автор выделяет три важных, на его взгляд, принципа соотношения государства и духовно-культурной жизни общества:
А) сущность государства определяется не только реально существующим соотношением сил, но также накопленными в ходе исторического процесса и передаваемыми в рамках культуры представлениями о мире, ценностями, образцами поведения;
Б) государственная власть как центральное явление мира политики может рассматриваться в то же время как часть мира культуры;
В) разнородность культур - во времени и пространстве - позволяет понять, почему некоторые типы государств, соответствующие одним условиям, останавливались в своем развитии в других условиях. В обособлении и характеристике типов государств по цивилизационному признаку проф. Венгеров исходит из таких типов цивилизаций, как первичные и вторичные, которые разделены по уровню их организации. Автор отмечает, что для государств первичных цивилизаций (древнеегипетской, шумерской, ассиро-вавилонской, иранской, бирманской, сиамской, кхмерской, вьетнамской, японской и др.) характерны:
а) огромная роль государства
как объединяющей и организующей силы,
не определяемой, а определяющей социальные
и экономические структуры;
б) соединение государства
с религией в политико-религиозном комплексе.
Во вторичных цивилизациях - западноевропейской, североамериканской, восточноевропейской, латиноамериканской, буддийской и др.:
а) проявилось отчетливое
различие между государственной властью
и культурно-религиозным комплексом: власть
оказывалась уже не такой всесильной и
всепроникающей, какой она была в первичных
цивилизациях;
б) положение правителя,
олицетворявшего государство, было двойственным:
с одной стороны, он достоин всяческого
повиновения, а с другой - его власть должна
соответствовать сакральным принципам
и законам, а иначе она незаконна.
Можно заметить, в том числе и из приведенного примера, что при цивилизационном подходе практически не проводится (или невозможно провести) различия между обществом и государством. По этой причине, видимо, проф. Венгеров и не дает конкретных терминологических обозначений тем типам государства, которые соответствуют первичной и вторичной цивилизациям.
Суть цивилизационного
подхода к типологии государств состоит
в том, что в качестве критерия типологии
государств выступают "цивилизации"
и такие их признаки, как культура, религия,
технология и т.д.
Существуют
самые разные основания для классификации
цивилизаций: хронологические, генетические,
пространственные, религиозные и т.д.
В соответствии
с периодами исторического
а) древние
(древнеегипетская, шумерская и др.);
б) особенные (индийская, западноевропейская, православная и др.);
в) современные.
По характеру
организации государственно-
а) первичные, в которых государство существовало как политико-религиозный комплекс, обожествляющий правителей (ассиро-вавилонская, шумерская, древнеегипетская и др.);
б) вторичные, в которых отчетливо проявляется различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом (западноевропейская, североамериканская, латиноамериканская и др.).
Достоинством
данной типологии, несомненно, является
внимание к культурным, духовным критериям,
которые рассматриваются
Однако этот подход также подвергается активной критике. Во-первых, само понятие "цивилизация" не поддается сколько-нибудь четкому и однознач¬ному определению. Хотя этот термин имеет широкое распространение в социальных науках, тем не менее он не имеет строго определенного фиксиро¬ванного значения, в толковых словарях и энциклопедиях он употребляется в самых разных и не всегда совпадающих друг с другом смыслах. Такое поло¬жение делает весьма проблематичным использование понятия "цивилизация" в качестве критерия типологии государств. Во-вторых, цивилизационный подход недооценивает социально-экономические факторы, которые играют определяющую роль в формировании государства; и, в третьих, он предпола¬гает существование множества критериев и несовпадающих классификаций.
Информация о работе Цивилизационный подход к типологии государств