Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 10:04, доклад
Типология- это прием научной обработки информации разновидность классификации, при этом в качестве критерия выбирается либо один наиболее важный признак, либо система признаков наиболее адекватно отражающий сущность исследуемого явления.
Типология есть учение о типах - больших группах (классах) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа, признаков.
В конце 80-х
- начале 90-х годов, когда ставилась
революционная задача избавления от
всего старого и уже в силу
только одного этого - "плохого", в
отечественной литературе появились
попытки полного отказа от формационно¬го
подхода.
Несомненно,
противопоставлять эти подходы не следует,
но цивилизационный, весьма далекий от
глубокой разработки подход, не может
заменить теоретически обоснованный формационный.
Поскольку
в ходе критики последнего не было выдвинуто
достаточно убедительных критериев, в
научной литературе большинство авторов
продолжают пользоваться именно этим
подходом при типологии государств.
Цивилизационный подход к типологии государства и права носит антинаучный характер. Отвергая формационный подход, он основывается на том, что критерием типологии государства и права является уровень цивилизации, достигнутый теми или иными странами. Причем с позиции такого подхода существуют самые различные основания для типологизации цивилизаций и их государственности: хронологические, генетические, пространственные, религиозные, информационные, по уровню организации и т. п. Отсюда делается вывод о том, что подобная классификация расчленяет цивилизации, а следовательно, и их государственные образования на первичные и вторичные.
В первичных цивилизациях государство являлось составной частью не только политической надстройки, но и базиса, что было связано с обеспечением им как политического, так и хозяйственного и социального функционирования общества. Согласно цивилизационному подходу, иное место занимает государство во вторичных цивилизациях. Здесь проявилось отчетливое различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом. Власть здесь уже оказалась не такой всемогущей и всепроникающей силой, какой она была в первичных цивилизациях.
К первичным цивилизациям сторонники такого подхода относят древнеегипетскую, шумерскую, ассиро-вавилонскую, иранскую и др.
К вторичным цивилизациям они причисляют западноевропейскую, североамериканскую, восточноевропейскую, латиноамериканскую, буддийскую и др.
Цивилизационный подход к типологии государства и права насквозь эклектичен. Он не идет дальше абстрактного перечисления различных классификаций цивилизации и типологии государств, случайно выхваченных критериев их разграничения. Причем берется это вне необходимой связи с социально-экономическим базисом общества. Более того, государству придается характер базисного явления. Тем самым вносится путаница в проблему соотношения базиса и надстройки, их особого содержания.
Итак, цивилизационный подход к типологии государства и права основывается на принципе эклектицизма «и то и другое», «с одной стороны – с другой стороны». Диалектический же подход к данной проблеме предполагает выявление в результате глубокого и всестороннего анализа решающего критерия или основания типологии государства и права. На философском языке эта проблема именуется «проблемой соотношения основания и обоснованного».
Основные достоинства цивилизационого подхода:
а) духовно-культурные факторы оказали существенное влияние на процесс развития государственности;
б) при познании сущности, социальной роли того или иного государства необходимо учитывать его духовно-историческое развитие, идеологию, религию, традиции и иные социальные ценности, существующие в конкретном обществе.
Основные недостатки цивилизационого подхода:
а) не учитываются социально-экономические факторы, которые играют существенную роль в государственно-правовой жизни общества;
б) не определяется принадлежность политической власти тому или иному классу, обществу в целом;
в) характеристика общества
с позиции культурно-исторического развития
теряет государственно-политический оттенок
и в итоге становится характеристикой
не государства, а конкретной культурно-исторической
общности.
Информация о работе Цивилизационный подход к типологии государств