Понятие и функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 14:55, курсовая работа

Краткое описание

Государство — это политическое образование, представляющее собой не что иное, как определенную форму или определенный способ организации общества. Это образование характеризуется наличием установленной территории, проживающего там населения и специального аппарата осуществления власти, суверенной и опирающейся на монополию возможного насилия. Общественные отношения при данной форме организации общества регулируются нормами права, которые санкционируются, или устанавливаются аппаратом власти, или, во всяком случае, обеспечиваются им.

Файлы: 1 файл

Правоведение_all.doc

— 1.32 Мб (Скачать)

6) наложение взысканий не освобождает виновных от устранения допущенных нарушений и возмещения причиненного вреда, включая упущенную выгоду.

Административная ответственность в сфере экологопользования дифференцируется на следующие виды экологических правонарушений:

-         незаконные сделки с природными объектами (недрами, водами, лесами, животным миром);

-         самовольное экологопользование;

-         нецелевое использование природных объектов;

-         нарушение правил экологопользования;

-         осуществление производственно-хозяйственной деятельности, наносящей вред природным объектам.

Уголовная ответственность предусматривается за совершение преступлений в области охраны окружающей среды и природопользования. Уголовным кодексом Российской Федерации экологические преступления разделяются на две группы: общего и специального характера.

К общим экологическим преступлениям относятся нарушения законодательства о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации и др.

Экологические преступления специального характера можно разделить на три вида:

1) преступления, посягающие на общественные отношения в сфере охраны и рационального использования земли и ее недр;

2) преступления в сфере охраны и рационального использования фауны;

3) преступления в сфере охраны и рационального использования флоры.

Основные особенности уголовной ответственности за нарушение природопользования:

-         наступает за деяния в экологической сфере, имеющие наивысшую общественную опасность;

-         применяется только судом;

-         возможна только в отношении вменяемых физических лиц, достигших определенного возраста.

Материальная (гражданско-правовая) ответственность предусмотрена в отношении юридических лиц и граждан, причинивших вред окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экосистем и другими экологическими правонарушениями, которые обязаны возместить его в полном объеме.

Под вредом понимается реальный ущерб и упущенная выгода. Причем материальный ущерб возмещается независимо от привлечения виновного к другим видам юридической ответственности.

Материальная ответственность характеризуется следующими признаками:

1) ограничивается определенной частью заработка и не должна превышать полного размера причиненного ущерба, кроме случаев, предусмотренных законодательством;

2) возможна только при наличии вины работника;

3) учитывается только прямой ущерб, причиненный работником;

4) работники, причинившие ущерб при нормальном производственно-хозяйственном риске, освобождаются от ответственности данного вида;

5) наступает не позднее двух недель со дня обнаружения ущерба;

6) взыскание производится администрацией при согласии виновного лица, в случае отказа в добровольном порядке возместить ущерб применяется только судебный порядок.

Ответственность за экологические правонарушения не ограничивается традиционными рамками дисциплинарной, административной, уголовной и материальной ответственности. Существуют также и специальные виды ответственности:

1) ограничение права природопользования;

2) приостановка мероприятий, составляющих определенные элементы природопользования;

3) прекращение права природопользования в случае нарушения пользователями норм, правил и иных требований пользования природными ресурсами;

4) лишение права природопользования, если небрежность пользователей может нанести вред природной среде;

5) возложение на нарушителя обязанностей по восстановлению нарушенного объекта за свой счет.

Специальная ответственность применяется органами управления природопользованием в случаях, особо предусмотренных законом, и в целях пресечения нарушений правил природопользования.

 

 

ГЛАВА 15. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ И КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

15. 1. Государственная тайна

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. В то же время в Конституции указано (ч. 4 ст. 29), что федеральным законом определяется перечень сведений, составляющих государственную тайну. Такое решение обусловлено необходимостью защиты суверенитета России, обеспечения ее обороны и безопасности и соотносится с ч. 3 ст. 55 Конституции, допускающей в указанных целях ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина, а, следовательно, и права на информацию.

Исходя из этого, законодатель вправе устанавливать перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне, а также регулировать отношения, связанные с их рассекречиванием и защитой, определять порядок допуска и доступа граждан к таким сведениям.

Основными законодательными и нормативно-правовыми актами в области защиты информации и государственной тайны являются:

-         Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ,

-         Закон РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. № 5485—1 (с изменениями от 6 октября 1997 г.),

-         Указ Президента РФ «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» от 6 марта 1997 г. № 188,

-         Указ Президента РФ «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» от 30 ноября 1995 г. № 1203 (с изменениями от 24 января 1998 г.),

-         Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам» от 2 августа 1997 г. № 973,

-         Постановление Правительства РФ «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» от 28 октября 1995 г. № 1050,

-         Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности» от 4 сентября 1995 г. № 870,

-         Положение о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. № 333 (с изменениями от 23 апреля 1996 г., 30 апреля 1997 г., 29 июля 1998 г.),

-         Постановление Правительства РСФСР «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» от 5 декабря 1991 г. № 35,

-         Постановление Правления ПФР «Об утверждении перечня сведений, составляющих конфиденциальную информацию» от 30 августа 1996 г. № 123.

-         Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ (далее — Закон об информации) определяет информацию как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Государственная политика в сфере формирования информационных ресурсов, т. е. отдельных документов и отдельных массивов документов, в том числе в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и др.), направлена на создание условий для эффективного и качественного информационного обеспечения решения стратегических и оперативных задач социального и экономического развития Российской Федерации. Одним из основных направлений государственной политики в этой сфере является формирование и защита государственных информационных ресурсов.

Основу правового режима информационных ресурсов составляют нормы, определяющие:

-         порядок документирования информации;

-         право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах;

-         категорию информации по уровню доступа к ней;

-         порядок правовой защиты информации.

Документирование информации, т.е. фиксация на материальном носителе информации с идентифицирующими ее реквизитами, является обязательным условием включения информации в информационные ресурсы.

Документ, полученный из автоматизированной информационной системы, приобретает юридическую силу после его подписания должностным лицом. Юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и передаваемого с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной цифровой подписью. В свою очередь юридическая сила электронной цифровой подписи признается при наличии в автоматизированной информационной системе программно-технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи, и соблюдении установленного режима их использования.

Российская Федерация и субъекты Российской Федерации являются собственниками информационных ресурсов, создаваемых, приобретаемых, накапливаемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также полученных путем иных установленных законом способов. Информационные ресурсы могут находиться в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений. Физические и юридические лица являются собственниками тех документов, массивов документов, которые созданы за счет их средств, приобретены ими на законных основаниях, получены в порядке дарения или наследования.

Собственник информационных ресурсов имеет право:

-         назначить лицо, осуществляющее хозяйственное ведение информационными ресурсами или оперативное управление ими;

-         устанавливать в пределах своей компетенции режим и правила обработки, защиты информационных ресурсов и доступа к ним;

-         определять условия распоряжения документами при их копировании и распространении.

Государство имеет право выкупа документированной информации у физических и юридических лиц в случае отнесения этой информации к государственной тайне. Вместе с тем собственник информационных ресурсов, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, вправе распоряжаться ими только с разрешения соответствующих органов государственной власти.

Информационные ресурсы, являющиеся собственностью государства, находятся в ведении органов государственной власти и организаций в соответствии с их компетенцией, подлежат учету и защите в составе государственного имущества. По общему правилу государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа. Она подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную.

Вместе с тем в соответствии со ст. 10 Закона об информации запрещено относить к информации с ограниченным доступом:

-         законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

-         документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;

-         документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением отнесенных к государственной тайне;

-         документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Государственной тайной в соответствии с Законом РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. № 5485-1 (с изменениями от 6 октября 1997 г.) являются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. В частности, это:

1. Сведения в военной области:

-         о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов;

Информация о работе Понятие и функции государства