Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 14:55, курсовая работа
Государство — это политическое образование, представляющее собой не что иное, как определенную форму или определенный способ организации общества. Это образование характеризуется наличием установленной территории, проживающего там населения и специального аппарата осуществления власти, суверенной и опирающейся на монополию возможного насилия. Общественные отношения при данной форме организации общества регулируются нормами права, которые санкционируются, или устанавливаются аппаратом власти, или, во всяком случае, обеспечиваются им.
6) наложение взысканий не освобождает виновных от устранения допущенных нарушений и возмещения причиненного вреда, включая упущенную выгоду.
Административная ответственность в сфере экологопользования дифференцируется на следующие виды экологических правонарушений:
- незаконные сделки с природными объектами (недрами, водами, лесами, животным миром);
- самовольное экологопользование;
- нецелевое использование природных объектов;
- нарушение правил экологопользования;
- осуществление производственно-хозяйственной деятельности, наносящей вред природным объектам.
Уголовная ответственность предусматривается за совершение преступлений в области охраны окружающей среды и природопользования. Уголовным кодексом Российской Федерации экологические преступления разделяются на две группы: общего и специального характера.
К общим экологическим преступлениям относятся нарушения законодательства о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации и др.
Экологические преступления специального характера можно разделить на три вида:
1) преступления, посягающие на общественные отношения в сфере охраны и рационального использования земли и ее недр;
2) преступления в сфере охраны и рационального использования фауны;
3) преступления в сфере охраны и рационального использования флоры.
Основные особенности уголовной ответственности за нарушение природопользования:
- наступает за деяния в экологической сфере, имеющие наивысшую общественную опасность;
- применяется только судом;
- возможна только в отношении вменяемых физических лиц, достигших определенного возраста.
Материальная (гражданско-правовая) ответственность предусмотрена в отношении юридических лиц и граждан, причинивших вред окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экосистем и другими экологическими правонарушениями, которые обязаны возместить его в полном объеме.
Под вредом понимается реальный ущерб и упущенная выгода. Причем материальный ущерб возмещается независимо от привлечения виновного к другим видам юридической ответственности.
Материальная ответственность характеризуется следующими признаками:
1) ограничивается определенной частью заработка и не должна превышать полного размера причиненного ущерба, кроме случаев, предусмотренных законодательством;
2) возможна только при наличии вины работника;
3) учитывается только прямой ущерб, причиненный работником;
4) работники, причинившие ущерб при нормальном производственно-хозяйственном риске, освобождаются от ответственности данного вида;
5) наступает не позднее двух недель со дня обнаружения ущерба;
6) взыскание производится администрацией при согласии виновного лица, в случае отказа в добровольном порядке возместить ущерб применяется только судебный порядок.
Ответственность за экологические правонарушения не ограничивается традиционными рамками дисциплинарной, административной, уголовной и материальной ответственности. Существуют также и специальные виды ответственности:
1) ограничение права природопользования;
2) приостановка мероприятий, составляющих определенные элементы природопользования;
3) прекращение права природопользования в случае нарушения пользователями норм, правил и иных требований пользования природными ресурсами;
4) лишение права природопользования, если небрежность пользователей может нанести вред природной среде;
5) возложение на нарушителя обязанностей по восстановлению нарушенного объекта за свой счет.
Специальная ответственность применяется органами управления природопользованием в случаях, особо предусмотренных законом, и в целях пресечения нарушений правил природопользования.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. В то же время в Конституции указано (ч. 4 ст. 29), что федеральным законом определяется перечень сведений, составляющих государственную тайну. Такое решение обусловлено необходимостью защиты суверенитета России, обеспечения ее обороны и безопасности и соотносится с ч. 3 ст. 55 Конституции, допускающей в указанных целях ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина, а, следовательно, и права на информацию.
Исходя из этого, законодатель вправе устанавливать перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне, а также регулировать отношения, связанные с их рассекречиванием и защитой, определять порядок допуска и доступа граждан к таким сведениям.
Основными законодательными и нормативно-правовыми актами в области защиты информации и государственной тайны являются:
- Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ,
- Закон РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. № 5485—1 (с изменениями от 6 октября 1997 г.),
- Указ Президента РФ «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» от 6 марта 1997 г. № 188,
- Указ Президента РФ «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» от 30 ноября 1995 г. № 1203 (с изменениями от 24 января 1998 г.),
- Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам» от 2 августа 1997 г. № 973,
- Постановление Правительства РФ «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» от 28 октября 1995 г. № 1050,
- Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности» от 4 сентября 1995 г. № 870,
- Положение о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. № 333 (с изменениями от 23 апреля 1996 г., 30 апреля 1997 г., 29 июля 1998 г.),
- Постановление Правительства РСФСР «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» от 5 декабря 1991 г. № 35,
- Постановление Правления ПФР «Об утверждении перечня сведений, составляющих конфиденциальную информацию» от 30 августа 1996 г. № 123.
- Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ (далее — Закон об информации) определяет информацию как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
Государственная политика в сфере формирования информационных ресурсов, т. е. отдельных документов и отдельных массивов документов, в том числе в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и др.), направлена на создание условий для эффективного и качественного информационного обеспечения решения стратегических и оперативных задач социального и экономического развития Российской Федерации. Одним из основных направлений государственной политики в этой сфере является формирование и защита государственных информационных ресурсов.
Основу правового режима информационных ресурсов составляют нормы, определяющие:
- порядок документирования информации;
- право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах;
- категорию информации по уровню доступа к ней;
- порядок правовой защиты информации.
Документирование информации, т.е. фиксация на материальном носителе информации с идентифицирующими ее реквизитами, является обязательным условием включения информации в информационные ресурсы.
Документ, полученный из автоматизированной информационной системы, приобретает юридическую силу после его подписания должностным лицом. Юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и передаваемого с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной цифровой подписью. В свою очередь юридическая сила электронной цифровой подписи признается при наличии в автоматизированной информационной системе программно-технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи, и соблюдении установленного режима их использования.
Российская Федерация и субъекты Российской Федерации являются собственниками информационных ресурсов, создаваемых, приобретаемых, накапливаемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также полученных путем иных установленных законом способов. Информационные ресурсы могут находиться в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений. Физические и юридические лица являются собственниками тех документов, массивов документов, которые созданы за счет их средств, приобретены ими на законных основаниях, получены в порядке дарения или наследования.
Собственник информационных ресурсов имеет право:
- назначить лицо, осуществляющее хозяйственное ведение информационными ресурсами или оперативное управление ими;
- устанавливать в пределах своей компетенции режим и правила обработки, защиты информационных ресурсов и доступа к ним;
- определять условия распоряжения документами при их копировании и распространении.
Государство имеет право выкупа документированной информации у физических и юридических лиц в случае отнесения этой информации к государственной тайне. Вместе с тем собственник информационных ресурсов, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, вправе распоряжаться ими только с разрешения соответствующих органов государственной власти.
Информационные ресурсы, являющиеся собственностью государства, находятся в ведении органов государственной власти и организаций в соответствии с их компетенцией, подлежат учету и защите в составе государственного имущества. По общему правилу государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа. Она подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную.
Вместе с тем в соответствии со ст. 10 Закона об информации запрещено относить к информации с ограниченным доступом:
- законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;
- документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;
- документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением отнесенных к государственной тайне;
- документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.
Государственной тайной в соответствии с Законом РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. № 5485-1 (с изменениями от 6 октября 1997 г.) являются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. В частности, это:
1. Сведения в военной области:
- о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов;