Понятие и функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 14:55, курсовая работа

Краткое описание

Государство — это политическое образование, представляющее собой не что иное, как определенную форму или определенный способ организации общества. Это образование характеризуется наличием установленной территории, проживающего там населения и специального аппарата осуществления власти, суверенной и опирающейся на монополию возможного насилия. Общественные отношения при данной форме организации общества регулируются нормами права, которые санкционируются, или устанавливаются аппаратом власти, или, во всяком случае, обеспечиваются им.

Файлы: 1 файл

Правоведение_all.doc

— 1.32 Мб (Скачать)

Размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества.

Федеральным законом может быть установлен особый порядок определения размера подлежащего возмещению ущерба, причиненного работодателю хищением, умышленной порчей, недостачей или утратой отдельных видов имущества и других ценностей, а также в тех случаях, когда фактический размер причиненного ущерба превышает его номинальный размер (статья 246 ТК РФ).

До принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов.

Истребование от работника объяснения в письменной форме для установления причины возникновения ущерба является обязательным.

Работник и (или) его представитель имеют право знакомиться со всеми материалами проверки и обжаловать их в порядке, установленном настоящим Кодексом (статья 247 ТК РФ).

Взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба.

Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание осуществляется в судебном порядке.

При несоблюдении работодателем установленного порядка взыскания ущерба работник имеет право обжаловать действия работодателя в суд.

Работник, виновный в причинении ущерба работодателю, может добровольно возместить его полностью или частично. По соглашению сторон трудового договора допускается возмещение ущерба с рассрочкой платежа. В этом случае работник представляет работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей. В случае увольнения работника, который дал письменное обязательство о добровольном возмещении ущерба, но отказался возместить указанный ущерб, непогашенная задолженность взыскивается в судебном порядке.

С согласия работодателя работник может передать ему для возмещения причиненного ущерба равноценное имущество или исправить поврежденное имущество.

Возмещение ущерба производится независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия или бездействие, которыми причинен ущерб работодателю (статья 248 ТК РФ).

Работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем при направлении его на обучение за счет средств работодателя, в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении работника за счет средств работодателя (статья 249 ТК РФ).

Орган по рассмотрению трудовых споров может с учетом степени и формы вины, материального положения работника и других обстоятельств снизить размер ущерба, подлежащий взысканию с работника.

Снижение размера ущерба, подлежащего взысканию с работника, не производится, если ущерб причинен преступлением, совершенным в корыстных целях (статья 250 ТК РФ).

 

ГЛАВА 14. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

14. 1. Понятие и система экологического права

Экология и экологическая система страны.  В дословном понимании экология (от греч. oikos — дом и logos — наука) означает науку о месте обитания. Впервые термин «экология» был использован в труде немецкого ученого Э. Геккеля «Всеобщая морфология организмов» (I866 г.).

В системе права экология понимается как наука об охране окружающей природной среды и обеспечении жизнедеятельности в ней людей.

Экологическая система страны — это совокупность экологических систем, каждая из которых обладает своей неповторимой целостной обособленностью от других и неразрывной взаимосвязью с остальными.

Правовое регулирование экологической системы страны включает регулирование, использование и охрану:

—экологической системы страны в целом;

—отдельных экологических систем, входящих в экологическую систему страны;

—отдельных природных объектов (земля, недра, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, поверхностные, подземные воды, генетический фонд, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы, природные ландшафты и др.), природных ресурсов континентального шельфа, которые являются первичными элементами экологической системы страны и составляющих ее экологических систем.

Экологическое право — это система правовых норм, регулирующих экологические (природоохранительные) общественные отношения в целях сохранения и оздоровления окружающей природной среды, обеспечения рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, их эффективной охраны и защиты, а также обеспечения экологической безопасности, экологических прав и интересов граждан и юридических лиц.

Система экологического права представляет собой совокупность образующих его норм права, объединенных в институты (институт права государственной и других форм собственности на природные объекты, институт права экологопользования и др.). В зависимости от роли и значимости в системе экологического права институты организованы в две системы, представляющие Общую и Особенную части. В Общую часть входят основные положения, регулирующие экологические отношения. Особенная часть включает институты, регулирующие эколого-правовой режим землепользования, пользование недрами, водопользование и др.

Источник экологического права — нормативный акт, содержащий эколого-правовые нормы и регулирующий отношения в области использования окружающей среды (экологопользования).

Виды источников экологического права:

1) по юридической силе:

-         законы — нормативные акты, принимаемые представительным и законодательным органом Российской Федерации — Федеральным Собранием Российской Федерации;

-         подзаконные акты — документы правового характера, принимаемые Правительством Российской Федерации, правительствами республик, входящих в состав Российской Федерации, представительными и законодательными органами субъектов Федерации, министерствами и ведомствами, а также иными органами и должностными лицами, имеющими право на принятие таких актов;

2) по предмету регулирования:

-         общие источники экологического права, предмет регулирования которых широк и охватывает как экологические общественные отношения, так и иные, не относящиеся к сфере экологии;

-         специальные источники, предметом регулирования которых являются только экологические или преимущественно экологические общественные отношения:

3) по направленности правового регулирования:

-         материальные источники, предметом регулирования которых являются экологические общественные отношения, складывающиеся по поводу использования тех или иных природных объектов;

-         процессуальные источники, которые направлены на регулирование процедуры обеспечения экологопользования, являются формой его обеспечения:

4) по степени значимости в регулировании экологических отношений:

-         основные нормативно-правовые акты — источники действующего законодательства, представляющие собой закрепленные в них правила общего характера, распространяемые на неопределенный круг лиц, регулирующие наиболее общие отношения экологопользования;

-         вспомогательные нормативно-правовые акты — источники, имеющие технико-юридический характер и позволяющие правильно применять тот или иной нормативно-правовой акт к регулируемому отношению;

5) источники, содержащиеся в международно-правовых договорах. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором, в котором участвует Российская Федерация, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в национальном законодательстве, то применяются правила международного договора при условии его ратификации в установленном порядке.

Судебная и арбитражная практика (руководящие разъяснения Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации) не относятся к числу источников экологического права, но они оказывают определенное влияние на совершенствование экологических отношений.

14. 2. Экологические правонарушения и ответственность за их совершение.

Правовые нормы, устанавливающие различные виды ответственности за экологические правонарушения, представляют собой самостоятельный и в то же время комплексный институт экологического права, который объединяет нормы уголовного, административного, гражданского законодательства, а также нормы экологического и природоресурсных отраслей законодательства (земельного, горного, водного, лесного и т.п.).

Экологическое правонарушение — это виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека.

К экологическим правонарушениям относятся:

-         несоблюдение стандартов, норм и иных нормативов качества окружающей природной среды;

-         невыполнение обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключениях экологической экспертизы, а также предоставление заведомо неправильных и необоснованных экспертных заключений;

-         нарушение экологических требований при планировании, технико-экологическом обосновании, проектировании и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов;

-         загрязнения окружающей природной среды и причинение вследствие этого вреда здоровью человека, растительному и животному миру, имуществу граждан и юридических лиц;

-         порча, повреждение, уничтожение природных объектов, в том числе памятников природы, истощение и разрушение природно-заповедных комплексов и естественных экологических систем;

-         невыполнение обязательных мер по восстановлению нарушенной окружающей природной среды и воспроизводству природных ресурсов;

-         неподчинение предписаниям органов, осуществляющих государственный экологический контроль;

-         нарушение экологических требований по обезвреживанию, переработке, утилизации, складированию или захоронению производственных и бытовых отходов;

-         нарушение различных видов нормативов предельно допустимых уровней радиационного, шумового, биологического и иного вредного воздействия на окружающую природную среду;

-         незаконное расходование средств экологических фондов на цели, не связанные с природоохранительной деятельностью, и др.

В зависимости от степени общественной опасности и наступивших вредных последствий (причинения вреда жизни и здоровью человека, окружающей природной среде, ущерба природным ресурсам, объектам и отдельным компонентам), а также субъектов экологических правонарушений могут наступить следующие виды юридической ответственности: уголовная, административная, гражданско-правовая (материальная), дисциплинарная.

Дисциплинарная ответственность предусмотрена за противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником его трудовых обязанностей, связанных с выполнением планов и мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также за нарушение требований экологического законодательства, вытекающих из трудовой функции работника.

К виновным лицам могут быть применены следующие виды дисциплинарной ответственности (взысканий): замечание, выговор, строгий выговор, увольнение. Законодательством о дисциплинарной ответственности, уставами и положениями могут быть предусмотрены для отдельных категорий работников и другие дисциплинарные взыскания. В случаях, прямо предусмотренных в нормативных актах, возможна также замена административной ответственности на дисциплинарную.

Административная ответственность применяется специально уполномоченными на то органами и должностными лицами: административными комиссиями, органами санитарно-эпидемиологического надзора, органами охраны водных ресурсов, органами рыбоохраны и др.

Административная ответственность имеет ряд специфических особенностей:

1) может наступать только за правонарушения, указанные в Кодексе об административных правонарушениях;

2) субъектами ответственности могут быть любые лица (как юридические, так и физические), которые в соответствии с законом ответственны за административные проступки;

3) применяется в соответствии с компетенцией специально уполномоченного органа или должностного лица;

4) применяется в определенном процессуальном порядке;

5) налагаются только предусмотренные законом взыскания;

Информация о работе Понятие и функции государства