Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 20:00, реферат
В рамках каждой экономической системы видное место занимают государственные предприятия. Их отличают характер и объем производимой продукции, имеющей национальное значение, структура производства и управления, правовые связи. Данная проблема весьма актуальна, поскольку в ходе экономических преобразований еще не в полной мере удалось создать условия для их устойчивого развития. В работе предпринята попытка рассмотреть развитие статуса государственных предприятий и особенности их организации и деятельности. Развитие правового регулирования организации деятельности государственных предприятий в нашей стране многократно менялись концепции государственных предприятий и, соответственно, их правовое положение.
Введение………………………………………………………………………….…..3
1.Основные понятия о государственных, муниципальных учреждениях……..4
2.Общее и различие в правовом статусе учреждений…………………….…….5
3.Порядок и условия реорганизации и ликвидации государственных (муниципальных) учреждений …………………..22
Заключение………………………………………………………………………….23
Список использованной литературы………………..……………………………24
Перечни особо ценного движимого имущества автономных учреждений определяются: федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности; в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ; в порядке, установленном местной администрацией в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Перечни особо ценного движимого имущества бюджетных учреждений определяются соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя.
Для казенных учреждений
категория особо ценного
Говоря об имуществе государственных (муниципальных) учреждений, законодатель употребляет следующие понятия – «имущество, закрепленное за государственным (муниципальным) учреждением», «имущество, закрепленное за государственным (муниципальным) учреждением на праве оперативного управления», «имущество, находящееся у государственного (муниципального) учреждения на праве оперативного управления». Анализируя ФЗ от 8 мая 2010 года, можно прийти к выводу, что названные словосочетания различаются по смыслу и обозначают разные категории имущества государственных (муниципальных) учреждений.
Под «имуществом, закрепленным за государственным (муниципальным) учреждением на праве оперативного управления» подразумевается уже не только недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепляемое собственником имущества за государственным (муниципальным) учреждением, но и иное имущество, закрепляемое собственником за названным учреждением также при его создании.
«Имущество, находящееся у государственного (муниципального) учреждения на праве оперативного управления» – это недвижимое, особо ценное движимое и иное имущество, закрепленное за учреждением собственником имущества при его создании, а также иное имущество, приобретенное учреждением по различным основаниям (для автономных и бюджетных учреждений, в том числе полученное от деятельности, приносящей доходы) в ходе осуществления им своей уставной деятельности.
Таким образом, словосочетанием «имущество, находящееся у государственного (муниципального) учреждения на праве оперативного управления» охватывается все имущество государственного (муниципального) учреждения.
Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.
Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.
Бюджетное учреждение не вправе без согласия собственника распоряжаться любым своим недвижимым имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, а автономное – только недвижимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Недвижимым имуществом, приобретенным автономным учреждением в ходе осуществления своей уставной деятельности (в частности, приобретенным за счет доходов, полученных от деятельности, их приносящей), автономное учреждение может распоряжаться самостоятельно.
Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.
5. Деятельность, которую могут осуществлять государственные (муниципальные) учреждения.
ФЗ «Об автономных учреждениях», «О некоммерческих организациях» (в редакции ФЗ от 8 мая 2010 года) называют два вида деятельности автономных, бюджетных и казенных учреждений – основная деятельность и деятельность, не относимая к таковой.
Основной деятельностью государственных (муниципальных) учреждений всех типов признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых такие учреждения созданы.
Иной (не относящейся к основной) деятельностью государственных (муниципальных) учреждений следует считать деятельность, которая хотя прямо и не направлена на достижение целей, ради которых такие учреждения созданы, но соответствует этим целям и служит их достижению.
В учредительных документах (уставах) государственных (муниципальных) учреждений всех типов должны содержаться исчерпывающие перечни видов деятельности которые вправе осуществлять такие учреждения.
ФЗ «Об автономных учреждениях» выделяет три направления деятельности автономного учреждения.
Во-первых, это основная деятельность автономного учреждения, то есть деятельность, связанная с выполнением работ и оказанием услуг, непосредственно направленных на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано. Основная уставная деятельность автономного учреждения осуществляется в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, формируемым и утверждаемым его учредителем с учетом видов деятельности, отнесенных уставом такого учреждения к его основной деятельности, и в соответствии с обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию.
Во-вторых, автономное учреждение может осуществлять основную уставную деятельность по выполнению работ и оказанию услуг гражданам и юридическим лицам за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами. Из смысла ФЗ «Об автономных учреждениях» следует, что данная деятельность автономного учреждения не может быть произвольной, а должна служить достижению целей, ради которых создавалось автономное учреждение, соответствовать им и входить в перечень видов деятельности, которыми автономное учреждение вправе заниматься в соответствии со своим уставом.
И, в-третьих, автономное учреждение может осуществлять и иную (не являющуюся основной) деятельность, если эта деятельность служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует этим целям, при условии, что виды такой деятельности предусмотрены уставом автономного учреждения.
В соответствии с ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою основную уставную деятельность по выполнению работ и оказанию услуг в соответствии с сформированным и утвержденным для него органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, государственным (муниципальным) заданием и обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию.
По всей видимости, указания
закона на обязательства перед
Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а в случаях, определенных федеральными законами, и в пределах государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к предусмотренным его уставом основным видам деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.
Как и автономное учреждение, бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не относимые к основными видами деятельности, если это служит достижению целей, ради которых оно создано, соответствует этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
Бюджетный кодекс РФ определяет, что казенное учреждение осуществляет деятельность по оказанию государственных (муниципальных) услуг, выполнению работ и (или) исполнению государственных (муниципальных) функций в целях реализации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления. Кроме того, казенное учреждение вправе осуществлять деятельность, приносящую доходы, при условии, что такая деятельность предусмотрена его учредительным документом (уставом)
6. Финансовое обеспечение основной деятельности государственных (муниципальных) учреждений в рамках государственных (муниципальных) заданий.
В соответствии с ФЗ от 8 мая 2010 года учредителями (собственниками имущества) финансово обеспечивается не всякая деятельность государственных (муниципальных) учреждений, а только виды деятельности, относимые их учредительными документами (уставами) к основной деятельности, и только в пределах сформированных и утвержденных для этих учреждений их учредителями государственных (муниципальных) заданий.
Государственное (муниципальное)
задание формируется для
Финансовое обеспечение основной деятельности автономных и бюджетных учреждений в рамках государственных (муниципальных) заданий осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (а для автономных учреждений и из иных, не запрещенных федеральными законами источников) с учетом расходов на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным или бюджетным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным или бюджетным учреждением учредителем или приобретенных автономным или бюджетным учреждением за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.
Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания автономному или бюджетному учреждению, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания.
Условия и порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются: Правительством РФ в отношении автономных и бюджетных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности; высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в отношении автономных и бюджетных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ; местной администрацией в отношении автономных и бюджетных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Как автономное, так и бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.
Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения как учреждения, находящегося в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, производится за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на основании бюджетной сметы.
7. Пределы имущественной ответственности государственных (муниципальных) учреждений по своим обязательствам; степень участия собственников имущества таких учреждений в их имущественной ответственности.
В соответствии с нормами ст.120 Гражданского кодекса РФ и ст.2 ФЗ «Об автономных учреждениях», действовавшими до принятия ФЗ от 8 мая 2010 года, автономное учреждение могло отвечать по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Согласно названным нормам автономное учреждение могло отвечать по своим обязательствам только имуществом (за исключением названного недвижимого и особо ценного движимого имущества), закрепленным за автономным учреждением при его создании; обратить взыскание на имущество, плоды, доходы, приобретенные и полученные таким учреждением в процессе своей деятельности, закон не позволял.
ФЗ от 8 мая 2010 года изменил указанный порядок. Теперь автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом (а не только закрепленным учредителем при создании учреждения), за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств.
Информация о работе Основные понятия о государственных, муниципальных учреждениях