Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 20:00, реферат
В рамках каждой экономической системы видное место занимают государственные предприятия. Их отличают характер и объем производимой продукции, имеющей национальное значение, структура производства и управления, правовые связи. Данная проблема весьма актуальна, поскольку в ходе экономических преобразований еще не в полной мере удалось создать условия для их устойчивого развития. В работе предпринята попытка рассмотреть развитие статуса государственных предприятий и особенности их организации и деятельности. Развитие правового регулирования организации деятельности государственных предприятий в нашей стране многократно менялись концепции государственных предприятий и, соответственно, их правовое положение.
Введение………………………………………………………………………….…..3
1.Основные понятия о государственных, муниципальных учреждениях……..4
2.Общее и различие в правовом статусе учреждений…………………….…….5
3.Порядок и условия реорганизации и ликвидации государственных (муниципальных) учреждений …………………..22
Заключение………………………………………………………………………….23
Список использованной литературы………………..……………………………24
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Основные понятия о государственных, муниципальных учреждениях……..4
2.Общее и различие в правовом статусе учреждений…………………….…….5
3.Порядок и условия реорганизации и ликвидации государственных (муниципальных) учреждений …………………………….……………………..22
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы………………..……………………………
Введение
В рамках каждой экономической системы видное место занимают государственные предприятия. Их отличают характер и объем производимой продукции, имеющей национальное значение, структура производства и управления, правовые связи. Данная проблема весьма актуальна, поскольку в ходе экономических преобразований еще не в полной мере удалось создать условия для их устойчивого развития. В работе предпринята попытка рассмотреть развитие статуса государственных предприятий и особенности их организации и деятельности. Развитие правового регулирования организации деятельности государственных предприятий в нашей стране многократно менялись концепции государственных предприятий и, соответственно, их правовое положение.
Государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.
Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.
Чтобы установить общее и
Также рассмотрим порядок и условия реорганизации и ликвидации государственных (муниципальных) учреждений.
Государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные РФ, субъектом РФ и муниципальным образованием.
Гражданский кодекс РФ называет две разновидности учреждений: частные и государственные (муниципальные) учреждения.
Учреждения, созданные гражданами или юридическими лицами, согласно ст.120 Гражданского кодекса РФ, являются частными учреждениями. Учреждения, созданные РФ или субъектами РФ, обладают статусом государственных учреждений. Учреждения, созданные муниципальными образованиями, относятся к категории муниципальных учреждений.
Новое федеральное законодательство определяет три типа государственных и муниципальных учреждений: автономные, бюджетные и казенные.
Определение автономного учреждения дается в ст. 2 ФЗ «Об автономных учреждениях» (в редакции ФЗ от 8 мая 2010 года), бюджетного учреждения – в ст.92 ФЗ «О некоммерческих организациях» (в редакции ФЗ от 8 мая 2010 года), казенного учреждения – в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (в редакции ФЗ от 8 мая 2010 года).
Сравнив определения типов государственных (муниципальных) учреждений, можно прийти к выводу, что и автономные, и бюджетные, и казенные учреждения являются некоммерческими организациями, создаются РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями для выполнения работ, оказания услуг в целях реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий государственных органов или органов местного самоуправления.
Чтобы установить общее и различия в правовом статусе автономного, бюджетного и казенного учреждения, их можно сравнить по ключевым признакам.
2.Общее и различие в правовом статусе учреждений
1. Сферы деятельности, в которых допускается создание государственных (муниципальных) учреждений.
Автономные учреждения (как государственные, так и муниципальные) создавались, в первую очередь, в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта. Законодательством, действовавшим до принятия ФЗ от 8 мая 2010 года, допускалось создание таких учреждений и в иных сферах. Названный ФЗ сокращает сферы деятельности, в которых могут быть созданы автономные учреждения. Теперь они смогут создаваться только в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта. Создание автономных учреждений в иных сферах допускается лишь в случаях, установленных ФЗ.
Ограничивая сферы деятельности автономных учреждений, ФЗ от 8 мая 2010 года предписывает реорганизовать или ликвидировать в течении одного года со дня его официального опубликования автономные учреждения, созданные (в том числе и путем изменения типа) не в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а в иных сферах.
Для создания бюджетных учреждений подобных запретов не существует, и они могут быть созданы как в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, так и в иных сферах.
ФЗ от 8 мая 2010 года не содержит каких-либо ограничений по созданию казенных учреждений в той или иной сфере деятельности, следовательно, они могут быть созданы в любой из сфер, в которой органы государственной власти и органы местного самоуправления реализуют свои полномочия, предусмотренные законодательством РФ.
Государственные и муниципальные учреждения всех типов могут быть созданы двумя способами: первым, когда государственное или муниципальное учреждение создается путем его непосредственного учреждения, и вторым, когда государственное или муниципальное учреждение образуется в результате изменения типа другого действующего государственного или муниципального учреждения.
Государственные и муниципальные учреждения (всех трех типов) могут быть созданы на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, в собственности субъекта РФ , в муниципальной собственности. В соответствии с этим будут различаться федеральные (автономные, бюджетные, казенные) учреждения, автономные, бюджетные, казенные учреждения субъекта РФ и муниципальные (автономные, бюджетные, казенные) учреждения.
Решение о создании государственных или муниципальных учреждений (всех типов) принимается их учредителями. Учредителями в зависимости от формы собственности, на которой основано государственное (муниципальное) учреждение любого типа, признаются, соответственно, РФ, субъект РФ, муниципальное образование. У государственного (муниципального) учреждения любого типа может быть только один учредитель.
Учредитель государственного (муниципального) учреждения любого типа всегда одновременно является собственником его имущества.
Инициатива о создании автономного учреждения на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, первым из вышеуказанных способов, путем его непосредственного учреждения, должна исходить от соответствующего федерального органа исполнительной власти, который направляет по этому поводу предложение в Правительство РФ, в компетенцию которого входит право принимать решения о создании автономных учреждений федерального уровня.
Решение о создании автономного учреждения первым способом на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ; на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, – местной администрацией муниципального образования.
Изменение типа действующего государственного или муниципального учреждения с целью преобразования его в автономное учреждение возможно только в том случае, если это не повлечет за собой нарушение конституционных прав граждан, в частности, права на получение бесплатного образования и права на участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям, права на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь.
Инициатором изменения типа существующего государственного (муниципального) учреждения и преобразования его в автономное учреждение может быть или само подлежащее преобразованию государственное (муниципальное) учреждение, или исполнительный орган государственной власти (федеральный либо субъекта РФ), или орган местного самоуправления, в чьем ведении находится государственное (муниципальное) учреждение, тип которого подлежит изменению. Если инициатива о создании автономного учреждения указанным способом исходит от исполнительного органа государственной власти (федерального либо субъекта РФ) или органа местного самоуправления, то решение этих органов об изменении типа действующего государственного или муниципального учреждения принимается с согласия этого государственного или муниципального учреждения.
Решение об изменении типа действующего государственного или муниципального учреждения и преобразовании его в автономное учреждение принимается, соответственно, федеральным органом исполнительной власти, в чьем ведении находится государственное учреждение.
Решения о создании бюджетных и казенных учреждений (и федеральных, и субъекта РФ, и муниципальных) первым из вышеуказанных способов, путем непосредственного учреждения, принимаются их учредителями. Такие решения принимаются в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений в порядке, установленном Правительством РФ, в отношении бюджетных и казенных учреждений субъекта РФ – в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, в отношении муниципальных бюджетных и казенных учреждений – в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования.
Изменение типа бюджетного учреждения в целях создания казенного учреждения, а также изменение типа казенного учреждения в целях создания бюджетного учреждения осуществляются в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта РФ – в порядке, устанавливаемом высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений – в порядке, устанавливаемом местной администрацией муниципального образования.
Бюджетное или казенное учреждение может быть создано по решению учредителя автономного учреждения путем изменения его типа в порядке, устанавливаемом: Правительством РФ в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности; органом государственной власти субъекта РФ в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ; органом местного самоуправления в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.
3. Правовой режим имущества учреждений.
Имущество государственных (муниципальных) учреждений всех типов, необходимое для осуществления их уставной деятельности, закрепляется за этими учреждениями собственниками их имущества (учредителями) на праве оперативного управления.
Следует отметить, что ФЗ от 8 мая 2010 года несколько изменяет определение права оперативного управления, содержащееся в ст.296 Гражданского кодекса РФ. Теперь закрепление имущества на праве оперативного управления означает, что государственное (муниципальное) учреждение владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Прямо указывая на то, что имущество за автономным и бюджетным учреждением закрепляется на праве оперативного управления, ФЗ от 8 мая 2010 года в то же время не говорит определенно о том, что за казенным учреждением имущество закрепляется на том же праве. Подтверждением же тому, что имущество казенного учреждения находится у него на праве оперативного управления, служит уже упоминавшаяся ст.296 Гражданского кодекса РФ (в редакции ФЗ от 8 мая 2010 года), которая является общей для всех учреждений и которая определяет, что имущество за всяким учреждением (в том числе и за казенным) закрепляется на праве оперативного управления.
Среди имущества, закрепляемого за автономными и бюджетными учреждениями, законодатель выделяет особо ценное движимое имущество.
Отнесение имущества
автономных и бюджетных учреждений
к категории особо ценного
движимого имущества
Виды особо ценного движимого имущества автономных и бюджетных учреждений могут определяться: федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в отношении автономных и бюджетных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и находящихся в ведении этих органов или федеральных служб и агентств, подведомственных этим органам, а также федеральными органами государственной власти (государственными органами), руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, в отношении автономных и бюджетных учреждений, находящихся в их ведении; в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в отношении автономных и бюджетных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ; в порядке, установленном местной администрацией в отношении автономных и бюджетных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Информация о работе Основные понятия о государственных, муниципальных учреждениях