Органы гос власти. Понятие и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:06, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбора темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью изучения органов государственной власти как одних из основных средств реализации и выражения сущности государственной власти, в деятельности которых находят выражение задачи и функции государства.
Заявленная тема достаточно объемна и тесно связана с такими понятиями как «механизм государства» и «государственный аппарат».

Оглавление

Введение 3
Глава 1.Механизм государства: понятие и виды 4
1.1.Понятие механизма государства 4
1.2.Виды механизма государства и принципы его деятельности 4
Глава 2. Понятие и виды органов государственной власти 4
2.1 Понятие государственных органов 4
2.2.Виды органов государственной власти 4
Заключение 4
Список использованной литературы 4

Файлы: 1 файл

курсовая тгп)).doc

— 366.72 Кб (Скачать)

2.По объему властных полномочий:

    • высшие − полномочия распространяются на всю территорию государства;
    • местные − функционируют в административных единицах (округах, районах, городах и др.).

3.По характеру компетенции:

    • общие − правомочны решать широкий круг вопросов (например, парламент, Президент, правительство);
    • специальные − специализируются на выполнении одного вида деятельности (например, министерство финансов, министерство образования, министерство юстиции).

4.По порядку осуществления компетенций:

    • коллегиальные (парламент);
    • единоличные (Президент).

5.По функциональному назначению:

1)законодательные органы - это государственные представительные учреждения, на которые Основным законом государства в качестве основной функции возложено осуществление нормотворческой деятельности, реализуемой коллегиально путем издания законодательных актов, обладающих высшей юридической силой и регулирующих наиболее важные общественные отношения22.

Законодательная деятельность является прерогативой представительных органов государственной власти, которые избираются, как правило, посредством всеобщих, равных выборов. Законодательные органы призваны выражать волю народа, являются представителями интересов групп, слоев или всего общества. Так, например, в ч.2 ст.20 Основного закона ФРГ записано: «Вся государственная власть исходит от народа. Она осуществляется народом путем выборов и голосований и через посредство специальных органов законодательства, исполнительной власти, правосудия»23.

Законодательные органы государства, как правило, осуществляют следующие полномочия:

    • утверждение государственного бюджета;
    • утверждение федеральных налогов и сборов;
    • осуществление финансового, валютного, кредитного регулирования;
    • контроль  за деятельностью органов исполнительной власти (участие в назначении и смещении высших должностных лиц государственного аппарата управления  - глав государств и правительств, судей)
  • ратификация международных договоров;
  • объявление войны и мира и др.

Современные системы законодательных органов различаются в названиях в зависимости от особенностей и традиций государства. В  США это Конгресс, в Испании − Кортесы, в Швеции − Риксдаг, в Великобритании, Индии, Канаде, Финляндии, Японии - Парламент, в Польше - Сейм, в Дании - Фолькетинг. Общепринятое собирательное название законодательных органов − парламент.

Законодательные органы занимают главенствующее положение в механизме государства, поскольку именно законодательная власть устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счёте правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей24;

2)исполнительно-распорядительные - это исполнительно-распорядительные органы исполнительной власти, ведущие повседневную оперативную работу  по государственному управлению государством в пределах своей компетенции, закреплённой в конституционных и иных правовых актах, и  в интересах общества.

Высшим исполнительным органом государства, непосредственно осуществляющим полномочия по управлению страной, является правительство − высший коллегиальный исполнительный орган, осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность в стране, общее руководство экономикой, государственным аппаратом, вооруженными силами, финансами, иностранным делами и социально-культурной жизнью общества.

Перечень названий правительств государств не отличается единообразием. В зависимости от формы государства, в различных странах правительство именуется по-разному − кабинет министров, совет министров и включает главу правительства (премьер- министр, председатель совета или кабинета министров, канцлер), его заместителей и членов правительства (министры, секретари, статс-секретари), возглавляющих отдельные центральные ведомства государственного управления (министерства, департаменты).

В зависимости от государственного устройства различают единые (в унитарном государстве) и федеральные правительства, действующие наряду с правительствами республик и автономий (в федеративном государстве).

Основная задача правительства - фактическая реализация законов, принятых законодательной ветвью власти путем издания  подзаконных нормативных актов (указов, постановлений, распоряжений), которые обязательны для исполнения на территории государства. Правительству подчинен, как правило, мощный административно-управленческий аппарат, осуществляющий деятельность, направленную на исполнение законов и оперативное государственное управление − министерства, ведомства, государственные комитеты, государственные службы, комиссии, региональные и местные государственные органы и должностные лица (губернаторы, префекты, комиссары и др.), формируемые и назначаемые с учетом характера осуществляемых функций25.

3)судебные органы - носители судебной власти, которая выступает главным уравновешивающим механизмом, позволяющим эффективно направлять действие законодательной и исполнительной власти в правовые рамки конституционной законности путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля. Так, в ст.117 Конституции Испании 1978г. говорится, что «судебная власть исходит из народа и осуществляется от имени короля судьями и магистратами, которые являются независимыми, ответственными и подчинены исключительно закону»26. В ст. 92 Конституции ФРГ 1949г. прокламируется, что «судебная власть вверяется судьям; она осуществляется Федеральным конституционным судом, федеральными судами, указанными в настоящем Основном законе и судами земель».

4)контрольные органы - прокуратура, налоговая полиция и т.д.27 .

Соглашаясь с В.Д. Переваловым,  А.В. Мелехин предлагает дополнить квалификацию органов государства следующими основаниями:

1.По иерархии:

    • центральные;
    • республиканские;
    • местные.

2.По подчиненности:

    • вертикального подчинения (прокуратура, суд);
    • вертикально-горизонтального подчинения (милиция).

3.По правовым формам деятельности:

    • правотворческие;
    • правоприменительные;
    • правоохранительные.

4.По действию во времени:

    • постоянные;
  • временные.

Совокупность органов государства образует госаппарат - часть механизма государства, представляющая собой целостную и четко  организованную систему государственных органов, взаимосвязанных общими принципами организации и наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти.

Структура государственного аппарата определяется задачами и функциями, которые государство осуществляет на том или ином этапе развития общества28.

 

Заключение

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

Механизм государства − это система объединенных структурными и функциональными связями институтов, деятельность которых направлена на достижение целей и решение задач, определяемых системой функций государства.

Нами выявлены следующие признаки механизма государства:

Во-первых, механизм (аппарат) государства − это система государственных органов, проникнутая единством принципов его организации и деятельности, закрепленных в Основных законах государств.

Во-вторых, механизм (аппарат) государства состоит из различных частей, имеющих специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Основным элементом этого механизма является орган государства.

Совокупность органов государства образует госаппарат - часть механизма государства, представляющая собой целостную и четко  организованную систему государственных органов, взаимосвязанных общими принципами организации и наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти.

Структура государственного аппарата определяется задачами и функциями, которые государство осуществляет на том или ином этапе развития общества.

Механизм государства есть та организационная и материальная сила, воплощаемая в государственном аппарате, основу которого составляет целостная, иерархически построенная система взаимосвязанных государственных органов, учреждений и служб, располагая которой государство реально действует, проводит ту или иную политику и поддерживает определенный политический режим в обществе.

В теории государства и права под государственным органом понимают юридически оформленную первичную структурную, но в то же время организационно и хозяйственно относительно обособленную часть государственного механизма, состоящую из государственных служащих, имеющую соответствующую структуру и наделенную установленным законодательством объемом властных полномочий, необходимыми средствами для участия в осуществлении в пределах своей компетенции задач и функций государства, действующую от его имени и по его поручению, применяющую присущие ей формы и методы деятельности. При этом государственным органом может быть одно должностное лицо или организованная группа должностных лиц и государственных служащих. Государственные органы взаимодействуют с другими элементами государственного механизма, образуя государственный аппарат.

Конституция Российской Федерации и текущее законодательство широко используют как термин «государственный орган», так и термин «орган государственной власти». На практике и в нормативных правовых актах данные понятия зачастую используются как синонимы.

В целях унификации считаем целесообразным рекомендовать правотворческим органам либо использовать указанные термины избирательно, либо, что представляется более перспективным, официально признать все государственные органы органами государственной власти и отказаться от использования рассматриваемой категории в российском законодательстве.

 

Список использованной литературы

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. − 2009. − №4. - ст.445.
  2. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 21.11.2011)»О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.  - 02.08.2004. - № 31. - ст.3215.
  3. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 22.06.2010) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. - № 11. - 15.03.2004. - ст.945.
  4. Конституция Испании // http:// www.law-education.ru
  5. Основной закон ФРГ // http:// www.law-education.ru

 

Литература

 

  1. Астафуров А.М. Государственный аппарат и механизм государства: к проблеме соотношения понятий // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2010. - № 12.-  С. 297.
  2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. 3-е изд., изм. и доп. - М.: Норма-Инфра-М, 2009. -С. 353.
  3. Бобылев А.И. Государство, государственная власть, органы государственной власти в России: понятие, их соотношение  //  Право и государство: теория и практика. - 2008. - № 12. - С.1.
  4. Воробьева Н.А. К вопросу о механизме современного российского государства // Вестник Саратовской государственной академии права. - 2007. - №4. - С.8.
  5. Григонис Э.П., Стефаненко Д.М. Государственный механизм: понятие, принципы организации и функционирования //  Мир юридической науки. - 2010. - № 9. - С.4.
  6. Карпов Н.Н. Конституционно-правовое разделение и распределение государственной власти в Российской Федерации // Юстиция. - 2008. - № 4. - С.87.
  7. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. Изд. 3-е. - М.: МГУ, 2009. - С.81.
  8. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2009. - С.77-78.
  9. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. − М.: Инфра-М, 2010. − С.96-100.
  10. Общая теория права и государства: Учебник  / Под ред. В.В. Лазарева. − М.: Норма, 2010. − С.76.
  11. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. − М.: Наука, 2009.  − С.346.
  12. Парасюк Е.А. Теоретико-правовое исследование понятия «механизм государства» // Российская юстиция. - 2009. - №11. - С.7-8.
  13. Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник. − М.: Проспект, 2010. - С.76-79.
  14. Прокошенкова Е.Е., Максимовская И.Н. Многообразие форм толкования термина «механизм государства» // Вестник Чувашского университета. - 2006. - № 1. - С.252.
  15. Пьянов Н.А.Государственная власть и ее механизм //Сибирский Юридический Вестник, 2009.−.№ 2. - С.16.
  16. Рассказов Л.П. Теория государства и права. - М.: Проспект, 2010. - С.121.
  17. Словарь иностранных слов. − М.,2006. − С.63.
  18. Чепунов О.И. К понятию системы органов государственной власти // Право и государство: теория и практика. - 2009. - Т. 56. - № 8. - С. 148.
  19. Черкасов К.В. К вопросу о соотношении понятий «орган государственной власти» и «государственный орган» // Пробелы в российском законодательстве. - 2008. - № 2.- С. 84.

Информация о работе Органы гос власти. Понятие и виды