Общественная власть и социальное регулирование в условиях первобытной общины

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 12:09, курсовая работа

Краткое описание

В дальнейшем необходимость государства и права обуславливается всей совокупностью причин самого различного, прежде всего, общенационального порядка. Государство и право выступают как определенное выражение гражданской общности, приобретая при этом ту, или иную степень относительной самостоятельности. Они начинают функционировать, во многом подчиняясь своей внутренней закономерности развития. каждая страна, имея свой набор, свое сочетание предпосылок исторического развития, формирует неповторимый, индивидуальный образ национальной государственности.

Оглавление

Введение
1. Обзорная характеристика теорий происхождения государства
1.2. Естественно историческая теория происхождения государства
1.2. Первобытная община
Общественная власть и социальное регулирование в условиях первобытной общины
б) Общие закономерности происхождения государства и права. Формы
в) Государство и публичная власть первобытной общины: признаки и отличия

г) Происхождение права. Особенности права и социальных норм первобытной
общины
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

теория происхождения гос и права и их современные оценки.docx

— 78.22 Кб (Скачать)

 суммами   общин,  которые  в  зависимости   от  широты  экономических   целей

 складываются   в   микро-   и    макрогосударства,    объединяемые    силой

 централизованной  власти.  В  этих  регионах  она   приняла   деспотический

 характер. Авторитет ее был достаточно  высок в силу ряда причин:  достижения

 в  хозяйственной деятельности объяснялись  исключительно ее  способностями   к

 организации,  стремлением и  умением   действовать  в  общесоциальных  целях;

 принуждение  также окрашивалось идеологически:  «власть от  Бога»,  правитель

 является  носителем и  выразителем   «Божьей  благодати»,  посредником   между

 Богом и людьми.(

       В  результате  возникает   структура,  сходная  с  пирамидой:  наверху

 (вместо  вождя)  -  неограниченный  монарх,  деспот;  ниже  (вместо  совета

 старейшин  и вождей) - его ближайшие советники,  визири;  далее  -  чиновники

 более  низкого ранга и т.д., а в  основании пирамиды  -  сельскохозяйственные

 общины,   постепенно   терявшие   родовой   характер.   Основное   средство

 производства - земля - формально находится  в собственности общин. Общинники

 считаются  свободными, однако фактически, реально  все стало  государственной

 собственностью, включая личность и жизнь всех  подданных, которые  оказались

 в   безраздельной  власти  государства,  олицетворенного  в  бюрократически-

 чиновничьем  аппарате во главе с абсолютным монархом.

       Восточные государства в некоторых  своих чертах существенно отличались

 друг  от друга. В одних, как в   Китае,  рабство  носило  домашний,  семейный

 характер.  В  других  -  Египте  -  было  много  рабов,  которые   наряду  с

 общинниками  вносили значительный вклад в  экономику. Однако,  в  отличие   от

 европейского, античного рабства, основанного  на  частной  собственности,  в

 Египте большинство рабов были  собственностью  государства (фараона)  или

 храмов.

       Восточные государства имели  много общего. Все  они  были  абсолютными

 монархиями, деспотиями; обладали мощным чиновничьим  аппаратом; в основе  их

 экономики  лежала государственная форма  собственности на  основные  средства

 производства  (власть-собственность),   а   частная   собственность   имела

 второстепенное  значение.

       Восточный путь возникновения  государства  представлял   собой  плавный

 переход,  перерастание первобытного, родоплеменного  общества в государство.

       Основными причинами появления  государства здесь были:

1. потребность  в осуществлении масштабных  ирригационных   работ  в  связи  с

 развитием  поливного земледелия;

2. необходимость  объединения в этих целях значительных  масс людей и  больших

 территорий;

3. необходимость  единого, централизованного руководства  этими массами.

       Государственный аппарат возник  из аппарата управления  родоплеменными

 объединениями.  Выделяясь  из  общества,  государственный   аппарат  стал  во

 многом  противоположным ему по своим   интересам,  постепенно  обособился  от

 остального  общества, превратился в  господствующий  класс,  эксплуатирующий

 труд  общинников.

       Следует указать и на то, что  восточное общество  было  стагнационным:

 на  протяжении веков, а иногда  и тысячелетий оно практически  не развивалась.

 Так,  государство в Китае возникло  на несколько веков раньше, чем   в  Европе

(Греция, Рим). Хотя там  имели  место   существенные  социальные  потрясения

 (иностранные завоевания,   крестьянские   восстания,   в   том   числе   и

 победоносные, и т.п.), они приводили лишь  к  смене  царствующих   династий,

 само же общество вплоть до начала XX в. оставалось в основном неизменным.

       Западный (европейский) путь возникновения  государства.

       В  отличие  от  восточного  пути,  имевшего  универсальный   характер,

 западный  путь был явлением своего рода  уникальным.  Однако  надо  иметь   в

 виду, что именно западное  общество  стало  «локомотивом  истории»,  именно

 европейские  государства в короткий исторический  срок  обогнали  значительно

 раньше возникшие  восточные  и  в  решающей  степени  определили  весь  ход

 человеческого  прогресса.

       Ведущим государствообразующим  фактором  на  территории  Европы  было

 классовое  разделение общества. Здесь  на  стадии  протогосударства,  формой

 которого была «военная демократия»,  происходило интенсивное формирование

 частной  собственности на землю, а также  на другие средства  производства  -

 скот, рабов.

       Ф.Энгельс отмечал, что в наиболее  «чистом» виде это  можно   наблюдать

 на  примере Древних Афин; где   государство  развивалось,  частью  преобразуя

 органы  родового строя, частью вытесняя  их путем  внедрения  новых   органов,

 заменив  их  постепенно  настоящими  органами  власти.  Место  «вооруженного

 народа»  занимает вооруженная  «публичная  власть»,  уже  не  совпадающая   с

 обществом, отчужденная от него и готовая выступить против народа.(

       Уже  на  раннем  этапе   разложения   общинного   строя   наблюдается

 экономическое  неравенство: у аристократов  (героев,  базилевсов)  земельных

 наделов,  рабов, скота, орудий  труда   больше,  чем  у  рядовых   общинников.

 Наряду  с рабством, носившим преимущественно  патриархальный характер,  когда

 рабы  использовались  в  качестве  домашней  прислуги  и  не  были  основной

 производительной  силой, появляются наемный труд,  батрачество  безнадельных

 общинников.  По  мере  развития  частной   собственности   растет   влияние

 экономически  сильной группы,  которая  стремится   ослабить  роль  народного

 собрания,  базилевса  (выступавшего   военачальником,   верховным   жрецом,

 верховным  судьей) и передать власть своим  представителям.

       Трения между  наследственной  аристократией  и  массами,  принимавшие

 порой  весьма острые формы, отягощались   борьбой  за  власть  другой  группы

 обладателей  частной собственности, нажитой  морским грабежом и торговлей.  В

 конечном  счете,  наиболее   богатые   собственники   и   начали   занимать

 ответственные  государственные должности -  господство  родовой  знати   было

 ликвидировано.

       Следовательно, для генезиса Афинского  государства характерно то,  что

 оно  возникло непосредственно и, прежде  всего  из  классовых  антагонизмов.

 Постепенно  формируемая частная собственность  стала базой,  фундаментом   для

 утверждения  экономического господства имущих  классов. В свою  очередь,  это

 позволило  овладеть институтами  публичной   власти  и  использовать  их  для

 защиты  своих интересов. В литературе  Афины нередко называются  классической

 формой возникновения государственности.(

       В  Древней  Спарте   особенности   возникновения   государства   были

 обусловлены рядом иных обстоятельств: спартанская община завоевала соседние

 территории, население которых превратилось  в общинных, а не личных, рабов  -

 илотов, численность которых многократно  превышала  численность  спартанцев.

 Необходимость  руководить ими и держать в  повиновении  потребовала   создания

 новых  органов власти, нового аппарата. Вместе с тем стремление не  допустить

 имущественного  неравенства, а, следовательно,  и  социальной  напряженности

 среди   «коренных»  спартанцев,  недопущение   в   этих   условиях   частной

 собственности  на рабов и на землю,  которая,  оставаясь  в  государственной

 собственности,  делилась на равные участки  по  числу  полноправных  жителей.

 Постоянная  угроза восстания илотов и  другие обстоятельства привели  к  тону,

 что  Спарта стала аристократической   республикой  с  весьма  жесткими,  даже

 террористическими   методами  управления  и   сохранившимися   значительными

 пережитками   первобытнообщинного  строя.  Жестокость  режима,  проводившего

 линию  на уравнительность, способствовала, как бы консервации существовавших

 порядков, не давала  возникнуть  той   социальной  силе,  которая   могла  бы

 ускорить  ликвидацию остатков родоплеменной  организации.

       В Риме процесс формирования  классов и государства в силу  ряда  причин

 тормозился, и переходный к государству  период  растянулся  на  столетия.  В

 длившейся  200 лет борьбе между двумя   группами  свободных  членов  римского

 родоплеменного  общества плебеи вырывали у  патрициев одну уступку за  другой.

 В  результате  этих  побед  общественная  организация  Рима  стала   обладать

 значительной  демократичностью.  К  примеру,  утвердилось  равноправие   всех

 свободных  граждан, закрепился принцип,  согласно которому  всякий  гражданин

 был  одновременно земледельцем и  воином, установилось и  весомое  социально-

 политическое  значение  общинной  земли.   Все   это   замедляло   развитие

Информация о работе Общественная власть и социальное регулирование в условиях первобытной общины