Общественная власть и социальное регулирование в условиях первобытной общины

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 12:09, курсовая работа

Краткое описание

В дальнейшем необходимость государства и права обуславливается всей совокупностью причин самого различного, прежде всего, общенационального порядка. Государство и право выступают как определенное выражение гражданской общности, приобретая при этом ту, или иную степень относительной самостоятельности. Они начинают функционировать, во многом подчиняясь своей внутренней закономерности развития. каждая страна, имея свой набор, свое сочетание предпосылок исторического развития, формирует неповторимый, индивидуальный образ национальной государственности.

Оглавление

Введение
1. Обзорная характеристика теорий происхождения государства
1.2. Естественно историческая теория происхождения государства
1.2. Первобытная община
Общественная власть и социальное регулирование в условиях первобытной общины
б) Общие закономерности происхождения государства и права. Формы
в) Государство и публичная власть первобытной общины: признаки и отличия

г) Происхождение права. Особенности права и социальных норм первобытной
общины
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

теория происхождения гос и права и их современные оценки.docx

— 78.22 Кб (Скачать)

        Общественная  власть  при  первобытном  строе  была   эффективной   и авторитетной. Она опиралась на сознательность всех членов рода и  моральный авторитет  старейшин.  В  связи  с  этим  можно   привести   характеристику организации власти в первобытном  строе  обществе,  которую  указывал  В.И. Ленин: “Мы видим господство обычаев, авторитет, уважение,  власть,  которой пользовались старейшины рода, видим, что эта власть признавалась иногда  за женщинами... но нигде не видим особого разряда людей,  которые  выделяются, чтобы управлять другими в интересах, в целях  управления  постоянно  видеть известным аппаратом принуждения”.

       Род  являлся  основной,  самостоятельной  общностью.  Отдельные  рода объединялись  в  более  широкие   объединения   -   фратии.   Фратия   была расчленившимся на несколько дочерних родов и объединившим их первоначальным родом, указывающим на  происхождение  их  всех  от  общего  родоначальника. Несколько родственных фратий составляли племя. Ф. Энгельс отмечал, что род, фратия и племя представляли собой три естественно связанные друг  с другом степени кровного родства.

        Власть во фратии и племени основывалась на тех же принципах что и в родовой общине. Совет фратии  представлял собой общее собрание  всех  ее членов и в ряде  случаев формировался  из  старейшин родов,  входивших в фратию. Во главе племени стоял совет,  в которые входили представители фратий - старейшины, военачальники, жрецы.

        В поэмах Гомера видно, что греческие племена  в  большинстве  случаев уже объединены в  небольшие  народности,  внутри  которых  роды,  фратии  и племена сохранили свою  самостоятельность.  Организация у этих  племен  и мелких народностей была следующей:

1. Постоянным  органом власти был  совет,  сначала  состоявший  из  старейшин  родов, позднее - из избирательных  старейшин.

2. Народное  собрание. Оно созывалось для   решения  важных  вопросов,  каждый мужчина мог брать слово.  Решение  здесь  принималось   поднятием  руки  или восхищением.  Собранию принадлежала верховная  власть в последней инстанции.

3. Военачальник. У греков при господстве отцовского  права должность  басилея переходила  к  сыну.  Басилей,  помимо  военных  исполнял  еще   жреческие, судейские полномочия.

       б) Общие закономерности происхождения  государства и права. Формы. 

       Важнейшей  ступенью  человеческого   прогресса  явилась  неолитическая

 революция,  имевшая  место  10-15  тысяч   лет  тому  назад.  В  этот  период

 появились   весьма  совершенные  шлифованные   каменные   орудия,   возникли скотоводство и земледелие, произошло заметное повышение производительности труда: человек наконец-то стал производить больше, чем потреблял,  появился избыточный продукт, возможность накопления общественных богатств,  создания запасов. Человек стал меньше зависеть от капризов природы, и это привело  к значительному росту населения. Но  вместе  с  тем  возникла  и  возможность эксплуатации человека человеком, присвоения накапливаемых богатств. С этого времени появляется объективная возможность  обеспечить  содержание  большой группы  людей,  специализирующихся  на  выполнении  каких-либо  общественно значимых функций, группы, которая непосредственного участия в  материальном производстве уже не принимает.

       Именно  в  этот  период,  в  эпоху   неолита,   началось   разложение первобытнообщинного   строя  и   постепенный   переход   к   государственно-

 организованному  обществу. Прогрессирующее   общественное  разделение  труда изменяет содержание  и формы организации общественной  жизни  в  семейных  и родовых  общинах, во фратриях, куриях и  племенах.  Родо-племенная  структура усложняется, постепенно начинает развиваться разделение социальных функций.   В это  время наряду  с развитием экономики происходят  и социальные изменения.   Поскольку   все   произведенное   обобществляется,   а   затем перераспределяется  и это перераспределение осуществляется   вождями   и

 старейшинами, то именно в их  руках   оседает  и  скапливается  общественное

 достояние.  Возникают родоплеменная знать и такое социальное  явление,  как

 «власть-собственность»,   суть   которого   в   распоряжении   общественной

 собственностью  в  силу  нахождения  в  определенной  должности   (оставляя

 должность,  человек  теряет  собственность).  В  связи  со   специализацией

 управления  и   повышением   его   роли   постепенно   увеличивается   доля

 родоплеменной  знати при  распределении   общественного  продукта.  Управлять

 становится  выгодным. А поскольку наряду  с зависимостью  всех  от  вождей  и

 старейшин   «по  должности»  появляется  и  экономическая  зависимость,   то

 продолжающая  существовать  «выборность»  этих  лиц  становиться  все   более

 формальной. Это  приводит  все  к   дальнейшему  закреплению   должностей  за

 определенными  лицами, а потом к появлению  наследования должностей.

       Постепенно возникает особая  стадия  развития  общества  и   форма  его

 организации,  которая получила название «протогосударство».

       Для  этой  формы  характерны:   общественная   форма   собственности,

 существенный  рост производительности труда,  оседание накопленных богатств  в

 руках родоплеменной знати на основе  «власти-собственности»,  быстрый рост

 населения,    его    концентрация,    появление    городов,    становящихся

 административными,  религиозными и культурными   центрами.  И  хотя  интересы

 верховного  вождя и его окружения в  основном совпадают  с  интересами  всего

 общества, однако, постепенно появляется социальное  неравенство,  приводящее

 к все большему расхождению интересов управляющих и управляемых.

       Именно в  этот  период,  который   у  разных  народов  по  времени  не

 совпадал, произошло «разделение» путей  развития человечества на «восточный»

 и  «западный». Причины такого разделения  заключались в том, что на  востоке в

 силу  ряда обстоятельств сохранились  общины и, соответственно,  общественная

 собственность  на землю. На западе же таких   работ  не  требовалось,  общины

 распались,  и земля оказалась в частной  собственности.

       Восточный путь возникновения  государства.

       Самые древние государства возникли  около 5 тысяч лет назад в   долинах

 крупных рек, например Нила,  Тигра и Евфрата, Инда, Ганга,  Янцзы,  т.е.  в

 зонах поливного земледелия, которое позволило за счет повышения урожайности

 резко  повысить производительность труда.  Именно там  были  впервые   созданы

 условия   для  возникновения   государственности:   появилась   материальная

 возможность  содержать ничего не производящий, но необходимый для успешного

 развития  общества  аппарат  управления.  Поливное   земледелие   требовало

 огромных  по объему работ -  устройства  каналов,  дамб,  водоподъемников   и

 других  ирригационных  сооружений,  поддержания   их  в  рабочем  состоянии,

 расширение  ирригационной сети и т.п.  Все   это  определяло,  прежде  всего,

 необходимость  объединения общин  под   единым  началом  и  централизованного

 управления,  поскольку  объем  общественных  работ   существенно   превышал

 возможности   отдельных   родоплеменных   образований.   Однако   сохранились

 сельскохозяйственные   общины   и,   соответственно,   общественная   форма

 собственности  на основное средство производства - землю.

       Восточный путь  формирования  государственности  отличался   тем,  что

 политическое  господство основывалось на отправлении  какой-либо общественной

 функции,  должности.

       В рамках общины основным назначением   власти  становилось  управление

 особыми  резервными  фондами,  в  которых   концентрировалась  большая   часть

 общественного  избыточного продукта. Это привело  к выделению  внутри  общины

 особой   группы   должностных    лиц,    выполняющих    функции    общинных

 администраторов,  казначеев, контролеров и т.п.  Извлекая из своего положения

 ряд   выгод   и   преимуществ,    общинные    администраторы    оказывались

 заинтересованными  в закреплении за собой этого  статуса, стремились  сделать

 свои  должности наследственными. В той мере,  в какой им  это удавалось,

 общинное  «чиновничество»  постепенно  превращалось   в   привилегированную

 замкнутую  социальную прослойку - важнейший  элемент складывающегося аппарата

 государственной  власти.( Следовательно, одной из  главных предпосылок как

 государствообразования, так и образования классов по восточному  типу  было

 использование   властвующими  слоями  и   группами   сложившегося   аппарата

 управления,  контроля  над   экономическими,   политическими   и   военными

 функциями.

       Постепенно   осуществлявшая   эти   функции    родоплеменная    знать

 превратилась  в обособленную социальную  группу  (класс,  сословие,  касту),

 которая   все  более отделяясь от  остальных членов  общества,  приобрела

 собственные  интересы.

       Экономика  основывалась  на  государственной  и  общественной  формах

 собственности.  Существовала  там   и   частная   собственность.   Верхушка

 государственного  аппарата  имела  дворцы,  драгоценности,  рабов,   однако

 частная  собственность не  оказывала   существенного  влияния  на  экономику:

 решающий  вклад в  общественное  производство  вносился  трудом  «свободных»

 общинников. Помимо всего «частный» характер  этой собственности  был   весьма

 условен,  поскольку  свою  должность   чиновник  терял   обычно   вместе   с

 имуществом, а нередко и вместе с головой.

       Постепенно, по мере роста масштабов  кооперации коллективной  трудовой

 деятельности,  зародившиеся  еще  в  родоплеменных   коллективах   «зачатки

 государственной  власти» превращаются в органы  управления и  господства  над

Информация о работе Общественная власть и социальное регулирование в условиях первобытной общины