Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 04:51, курсовая работа
Специфика права состоит в том, что в центре его находятся отдельный человек с его интересами и потребностями, его свобода.
Право связано с государством и не может существовать отдельно от него, поскольку общеобязательность норм права обеспечивается мерами государственного воздействия, а сами нормы принимаются, изменяются, отменяются или санкционируются государственными органами. В обществах, где государственная власть отсутствует или влияние государства очень слабо, общественные отношения регулируются обычаями и традициями, в том числе религиозными, а также моральными нормами.
Введение 3
1. Понятие и сущность права 4
2. Объективные свойства права
3. Нормативность и общеобязательность права
4. Обеспеченность права возможностью государственного принуждения и
формальная определенность права
5. Системность права
Заключение
Список используемых источников
Таким образом, юридические нормы представляют собой один из наиболее жизненно необходимых элементов общественного регулирования. Нормы права - центральное, организующее ядро всей системы правовых средств. Однако, сами по себе нормы - вовсе не единственный компонент содержания права. Наряду с нормами, на их основе материю права образуют индивидуальные предписания, санкции, меры защиты, юридические факты и некоторые другие явления правовой действительности. Содержание права при более детальном анализе оказывается объемным, многомерным, включающим в себя многие правовые феномены, из которых складывается целостный юридический механизм.
Однако все это ни в коей мере не должно принижать конститутивное значение юридических норм. По словам С.С. Алексеева « ...без норм, без свойства нормативности права нет. « С их помощью разнообразные средства воздействия, защиты и. т. д. приобретают правовой характер. Нормы, выраженные в формально-определенных писаных правилах, т.е. в нормативных юридических документах, представляют собой инструмент институциализации всей системы правовых средств, возведения их на уровень целостной регулятивной системы.
Каждая правовая норма определяет правило поведения в неразрывной связи с условиями его реализации и мерами принуждения к соблюдению; связь этих определений (элементов, атрибутов) правовой нормы образует ее структуру: « если - то - иначе «. Такая структура объединяет три элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию. Под гипотезой понимается часть юридической нормы, указывающая условия, при наступлении которых она подлежит применению. В гипотезе излагаются те фактические обстоятельства, при которых у лиц возникают юридические права и обязанности. В качестве примера (по В. Н. Хропанюку) можно взять статью 284 Гражданского Кодекса Российской Федерации, которая определяет обязанность наймодателя по содержанию сданного внаем имущества. Гипотезой в данной норме является сдача внаем имущества. При таком условии у одного лица (наймодателя) и возникает обязанность содержать сданное внаем имущество, а у другого (нанимателя) - право требовать исполнения этой обязанности.
Элемент правовой нормы, в котором указывается, каким может (или должно) быть поведение при наличии условий, предусмотренных гипотезой, называется диспозицией. Диспозиция раскрывает само правило поведения, содержание юридических прав и обязанностей лиц. В приведенном выше примере диспозиция предписывает, что наймодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт сданного внаем имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, а наниматель, в случае неисполнения наймодателем этой обязанности имеет право либо произвести капитальный ремонт и взыскать с наймодателя стоимость этого ремонта или зачесть ее в счет наемной платы, либо расторгнуть договор и взыскать убытки, причиненные его неисполнением.
Под санкцией правовой нормы следует понимать определение последствий, которые должны наступать в случае неисполнения диспозиции. В рассматриваемом примере наймодатель в случае нарушения своих обязательств должен в соответствии с законом возместить убытки нанимателю. В случае отказа наймодателя добровольно выполнить эти законные требования, то компетентные государственные органы (суд, арбитраж) применяют к нему соответствующие меры государственного воздействия, которые и обеспечивают исполнение договорных обязательств.
В целом, по способу охраны правопорядка санкции подразделяются на два основных вида: правовосстановительные (направленные на принудительное исполнение обязанностей, восстановление прав) и штрафные, карательные (предусматривающие ограничение каких-либо прав правонарушителя, возложенние на него специальных обязанностей либо его официальное порицание).
С помощью правовосстановительных
санкций охраняются правовые нормы,
последствия нарушения которых
могут быть устранены или уменьшены
с помощью государственного принуждения.
Эти санкции абсолютно
Штрафные, карательные санкции
применяются за проступки или
за преступления. Эти санкции носят
относительно определенный характер,
устанавливая либо альтернативу, подлежащих
применению принудительных мер (например
- исправительные работы или штраф),
либо их пределы (лишение свободы
на срок от двух до пяти лет), либо возможность
применения основных и дополнительных
взысканий или наказаний. Относительная
определенность штрафных санкций обусловлена
необходимостью при назначении правонарушителю
конкретного взыскания или
Таким образом, в структуре
правовой нормы выражены специфические
качества права, отличающие его от других
социальных регуляторов. Гипотеза определяет
возможные, типичные, в случае спора
доказуемые обстоятельства, при которых
реализуется норма; гипотеза и диспозиция
адресованы разуму и воле участников
общественных отношений, рассчитаны на
ситуации, когда возможен выбор различных
вариантов поведения и
Структура правовой нормы
основывается на взаимосвязи и системности,
которая является существенным качеством
права: юридические нормы неразрывно
связаны между собой и в
определенных аспектах выступают как
диспозиции, имеющие свои гипотезы
и санкции, в других - как элементы
гипотез и санкций других норм.
Санкция одной нормы становится
диспозицией при нарушении
В некоторых учениях о
праве (например, в теории нормативизма)
свойство нормативности признается
доминирующим и право определяется
как система юридических норм.
При таком подходе права
В действительности имеет
место противоположная
Ценность рассматриваемого свойства состоит также в том, что «в нормативности выражается потребность утверждения в общественных отношениях нормативных начал, связанных с обеспечением упорядоченности общественной жизни, движения общества к свободе, согласия и компромисса в общественной жизни, защищенного статуса автономной личности, ее прав и свободы поведения»
Нормы права следует расценивать как «рабочий инструмент», с помощью которого обеспечивается свобода человека и преодолевается социальный антипод права - произвол и беззаконие.
Не все нормы права содержат правило поведения, поэтому иногда одной нормы права недостаточно для характеристики норм права или права в целом, или для урегулирования общественных отношений. И только в совокупности, в сочетании юридических норм можно решить эти проблемы. Действие одной нормы оказывается неизбежно связано с действием ряда других норм и лишь в своей совокупности, в системе нормы права регулируют общественные отношения.
Содержание юридических
норм принимает определенную форму.
Такой наиболее распространенной формой
является законодательные нормативные
предписания, содержащие в себе правила
поведения. Любая система права,
в том числе и наша переполнена
предписаниями, которые вряд ли можно
назвать правилами поведения (то
есть не содержат самой модели поведения),
то есть эталоном, которому должны следовать
люди в своих поступках. Это предписания
закрепляющие определенные юридические
понятия (дефиниции), принципы права, задачи
и цели правового регулирования,
описания правил юридической техники,
предписания, которые выводят, обстоятельства,
способствующие действию норм содержащих
само правило поведения. Сопоставление
таких предписаний с правилами
поведения показывает, что они
в большинстве своем
Социально-правовые притязания,
права человека должны трансформироваться
и приобрести форму субъективного
права. Только тогда они получают
официальное признание и
Специфика нормативности права заключается в том, что право возведено в закон, в ранг официальных правил. Формально нормативность выражена в позитивном праве, т. е. в законодательстве, где нормы существуют в чистом виде. Естественно-правовые притязания нормативны потенциально, поскольку лишь при нормативном закреплении они из возможности превращаются в действительность. Нормативную природу имеет и субъективное право, ибо его содержание в основных чертах вытекает из нормативных предписаний.
Нормативность права в наибольшей мере выражает его функциональное назначение быть регулятором поведения людей, общественных отношений. Право посредством юридических норм каждому гражданину или организации несет информацию о том, какие действия возможны, какие запрещены, а какие необходимы. Если человек действует в рамках права, то он чувствует себя уверенно и свободно, находится под защитой общества и государства. Право, таким образом, определяет сферу свободы человека и тем самым регулирует его поведение. Если человек игнорирует регулирующее воздействие права, он несвободен. По этой причине преступник - самый несвободный человек.
Нормативность права обусловлена типичностью, однородностью, массовостью, повторяемостью отдельных социальных ситуаций, явлений, взаимодействий.
Правовые нормы регулируют не какой-то отдельный случай, а широкий круг однородных обстоятельств, общественных отношений, распространяя свое регулирующее действие на все случаи данного рода. Норма права показывает, как следует себя вести в той или иной нормативно описанной ситуации, какое поведение является правомерным, что можно, нужно или нельзя делать в определенном, урегулированном правом социальном взаимодействии. Таким образом, в отличие от индивидуально-правовых предписаний нормы являются всеобщими моделями правомерного поведения лица.
Субъектами, на которых направлено
действие нормативных правил, выступают
не конкретные, перечисленные поименно
субъекты, а однородные категории
лиц - военнослужащие, пенсионеры, иностранцы,
обвиняемые и потерпевшие, акционерные
общества, органы местного самоуправления
и т.п. Таким образом, право регулирует
поведение персонально
Общеобязательность. Неправовые социальные нормы носят локальный характер, замыкаясь в определенном сообществе людей. Право же регулирует поведение каждого лица, находящегося в нормативно предусмотренной ситуации. Никто не выпадает из-под действия права. Все субъекты без исключения должны выполнять правовые требования. Право носит всеобщий характер, распространяя свое действие на всю территорию страны, на все ее население. При этом правовые нормы обязательны для всех, в том числе и для государства. Иногда нормы права регулируют узкий, ограниченный круг общественных отношений или субъектов, действуют строго определенный период времени.
Императивность, обязательность права не зависит от усмотрения или согласия отдельных лиц подчиняться правовому воздействию.
Кроме того, право обладает безусловным верховенством в системе социальных норм. В случае противоречия корпоративным правилам, морали, религии или обычаям действуют именно правовые нормы.
Общеобязательность права
создает основу для формально-юридического
равенства субъектов перед
4. Обеспеченность права
возможностью государственного
принуждения и формальная
Обеспеченность права возможностью государственного принуждения – это специфический признак права, отличающий его от иных форм социального регулирования: нравственности, обычаев, корпоративных норм и т.д. Государство, имеющее монополию на осуществление принуждения, представляет собой необходимый внешний фактор существования и функционирования права. Исторически право возникло и развивалось во взаимодействии с государством, первоначально выполняя главным образом охранительную функцию. Именно государство придает праву в высшей степени ценные свойства: стабильность, строгую определенность и обеспеченность «будущего», которое по своим характеристикам приближается к «сущему», как бы становится частью существующего. Право, таким образом, раздвигает границы стабильности, определенности, а следовательно, и рамки свободы в сфере социальной жизни.
Государственное принуждение
реализуется в двух направлениях.
Во-первых, оно обеспечивает защиту
субъективного права и