Объективные свойства права

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 04:51, курсовая работа

Краткое описание

Специфика права состоит в том, что в центре его находятся отдельный человек с его интересами и потребностями, его свобода.
Право связано с государством и не может существовать отдельно от него, поскольку общеобязательность норм права обеспечивается мерами государственного воздействия, а сами нормы принимаются, изменяются, отменяются или санкционируются государственными органами. В обществах, где государственная власть отсутствует или влияние государства очень слабо, общественные отношения регулируются обычаями и традициями, в том числе религиозными, а также моральными нормами.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие и сущность права 4
2. Объективные свойства права
3. Нормативность и общеобязательность права
4. Обеспеченность права возможностью государственного принуждения и
формальная определенность права
5. Системность права
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

Теор гос и пр КР.docx

— 66.60 Кб (Скачать)

Но право и свобода - не одно и тоже. Право - это мера свободы, ее границы, т. к. право не существует само по себе, а складывается в отношениях между людьми и вытекает из возможностей, существующих у людей в обществе.

Такое понимание права, свободы  в праве было выражено Кантом. Аналогичная  позиция выражена во Всеобщей Декларации Прав Человека: «при осуществлении своих прав и свобод, каждый человек должен подвергаться только тем ограничениям, которые установлены законом, для обеспечения признания и уважения прав и свобод других людей». Право на только устанавливает границу свободы, оно еще обеспечивает свободу, защищает ее. В праве выражена мера ответственности за нарушение прав и свобод иных людей. Если у человека нет свободы выбора, нет смысла устанавливать ответственность.

Право - социально обусловленная  мера свободы; это означает, что в  каждом обществе складывается свое право, человек обладает различными возможностями: эти возможности характеризуют  достигнутый уровень развития общества, а также являются критерием человеческого  прогресса в обществе.

Право - равная мера свободы. Это означает, что оно предоставляет  равные возможности добиваться своих  целей правовыми способами.

Если право предоставляет  меру свободы, то она должна быть где-то выражена для того, чтобы можно  было пользоваться эталоном свободы. Свобода  выражается двояко. Во-первых, в нормах права, в общих правилах поведения, в том, что касается каждого человека и всех людей одновременно. Наряду с этим, во-вторых, право выражается и в субъективном праве, которое  представляет собой меру возможного поведения каждого отдельного лица.

В юридической науке выработано множество определений права, которые  различаются в зависимости от того, что именно в правовых явлениях принимается за главное, самое существенное. В таких случаях речь идет об определении  сущности права.

В учебных целях значительную ценность представляют определения, в  которых формулируются специфические  признаки права. С их помощью право  выделяется из других социальных явлений. Вместе с тем для более глубокого  понимания права необходимо также  уяснить неспецифические признаки, одинаковые для права и смежных  с ним феноменов.

Право имеет закономерные связи с экономикой, политикой, нравственностью  и особенно глубокие связи с государством. Все эти связи так или иначе  выражаются в его признаках.

Следует различать признаки и свойства права. Признаки характеризуют  право как понятие, свойства - как  реальное явление. Признаки и свойства находятся в соответствии, т. е. свойства отражаются и выражаются в понятии  права в качестве его признаков. Философы не без оснований утверждают, что любое явление действительности обладает бесчисленным множеством свойств. Поэтому в понятие включаются признаки, отражающие наиболее существенные его свойства. Какие свойства считать  существенными? Это во многом зависит  от позиции конкретного автора.

Широко известно определение  права, данное К. Марксом и Ф. Энгельсом  в «Манифесте Коммунистической партии». Обращаясь к классу буржуазии, они писали: «Ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса». Говоря по-другому, воля господствующего в экономике и политике класса навязывается как закон всему обществу. При таком понимании право с необходимостью предполагает бесправие иных, негосподствующих слоев населения и расценивается ими как инструмент угнетения и эксплуатации. Ограниченность классового подхода состояла в том, что исторически преходящие стороны содержания права принимались за его сущность, а само право получало негативную оценку как инструмент насилия, как социальное зло, подлежащее уничтожению.

Принципиально иным является подход, когда признаются общесоциальная сущность и назначение права, когда  оно рассматривается как выражение  компромисса между классами, различными социальными слоями общества. В наиболее развитых современных правовых системах, (англосаксонское и романо-германское право) приоритет отдан человеку, его свободе, интересам, потребностям. Таким образом, действительная сущность права заключается в том, что  оно отражает нормативно-определенную, гарантированную государством меру свободы личности.

Сущность-главное, основное в рассматриваемом объекте, а  потому ее уяснение представляет особую ценность в процессе познания. Однако к правильному выводу о сущности какого-либо явления можно прийти лишь в случае, когда оно получило достаточное развитие, в основном сформировалось. Применительно к  праву это положение имеет  первостепенное значение. По мнению С.С. Алексеева, «на первых фазах развития человеческого общества (в азиатских теократических монархиях, в рабовладельческих и феодальных государствах) существовали, как правило, неразвитые правовые системы». С этим мнением следует согласиться. Действительно, в период рабовладельческого и феодального строя право было традиционным, или обычным (исключение - древнеримское частное право). Неразвитость традиционного права, прежде всего, состояла в том, что оно выполняло лишь охранительную функцию и выступало частью единой системы социального регулирования, в которой регулирующую функцию осуществляли религия, нравственность и обычаи.

В этой связи отметим следующий  факт. Когда Маркс, будучи студентом  университета, интенсивно изучал право, он пришел к выводу о том, что наиболее истинной правовой системой являлось право Древнего Рима. В подобной ситуации делать окончательные выводы о сущности права было преждевременно, поскольку за нее можно было принять  преходящие черты еще развивающегося права. Однако выводы были сделаны и  основу марксистской концепции права  составило положение о его  классовой сущности, которое активно  внедрялось в правоведение и правовое сознание при социализме.

Сейчас уже можно констатировать, что государство и право возникли намного раньше, чем общество разделилось  на классы. Возникшее вместе с государством право длительное время лишь дополняло  укоренившуюся систему социального  регулирования. Определяющей чертой появившегося традиционного права была государственная  принудительность, а не классовость.

Дальнейший ход экономического и социального развития повлек за собой классовое деление общества, вызвал к жизни антагонистические  противоречия. Однако и при рабовладельческом  строе, и при феодализме право  по-прежнему оставалось традиционным, обычным и не играло существенной роли в системе социального регулирования. Следовательно, классовую сущность имела регулятивная система в  целом, в которой право было еще  чужеродным и слаборазвитым образованием.

Только с утверждением буржуазного экономического и социального  строя и соответствующей ему  системы духовных ценностей право  как регулятор общественных отношений  вышло на первый план. Появившееся  и ставшее во многих развитых странах  господствующим юридическое мировоззрение  не имеет ничего общего с классовой  идеологией, основывается на идеях  равенства, свободы, разума, прав человека.

Право построено на трех «китах». Это нравственность, государство, экономика. Право возникает на базе нравственности как отличный от нее метод регулирования; государство придает ему официальность, гарантированность, силу; экономика - основной предмет регулирования, первопричина возникновения права, ибо это та сфера, где нравственность как регулятор обнаружила свою несостоятельность.

Нравственность, государство  и экономика - внешние условия, вызвавшие  право к жизни как новое  социальное явление.

Право - проявление воли и  сознания людей. Интеллектуальная сторона  права состоит в том, что оно  есть форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений - предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности, интересы, цели общества, отдельных лиц и организаций. Подчеркнем, что эти потребности, интересы и цели обычно противоречивы, а иногда и противоположны. Право  же выражает социальный компромисс на началах справедливости и разума. Исторически в праве происходит борьба двух тенденций, поскольку его  истоки лежат в обществе и государстве. Становление права завершается  лишь с гармонизацией связей между  ними. Право делается разумным, обретает интеллектуальный характер. Формирование и функционирование права как  выражения свободы, справедливости и разума возможны только в обществе, в котором все индивиды имеют  экономическую, политическую и духовную свободу. Но это осуществимо лишь в развитом гражданском обществе и правовом государстве.

Право есть проявление не только интеллекта, но и воли людей, так  как в нем определяется их будущее  поведение, с его помощью реализуются  субъективные интересы и потребности, достигаются намеченные цели. Волевое  начало права нужно рассматривать  в нескольких аспектах. Во-первых, в  основе содержания права лежат социально-правовые притязания отдельных лиц, их организаций  и социальных групп, и в этих притязаниях  выражается их воля.

Во-вторых, государственное  признание данных притязаний осуществляется через волю компетентных государственных  органов, т. е. формирование права опосредуется волей общества и государства.

В-третьих, регулирующее действие права возможно лишь при «участии» сознания и воли лиц, которые реализуют юридические нормы.

На основе признания общесоциальной сущности права можно сформулировать следующее определение.

Право - это обусловленная  природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования  общественных отношений, которой присущи  нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.

 

2. Объективные свойства  права

Право состоит из объективного и субъективного права. Объективное  право - общие нормы, правила, независящие  от конкретного человека. Субъективное право - это правомочия отдельного лица, возникающие на основе норм объективного права; это мера возможного поведения  лица.

Свойства права - качества, характеристики, отличающие это явление  от иных, сходных с ним. Значит, объективные  свойства права - это то, что отличает право от иных регуляторов поведения. Эти свойства называются объективными потому, что от конкретного человека не зависят.

Объективные свойства права, так и характеризуемая ими  сущность права, относятся к определениям права в его различении с законом, т.е. не зависят от воли законодателя, исторически и логически предшествуют закону.

Можно выделить следующие  объективные свойства права:

1. нормативность;

  1. общеобязательность;
  2. принудительность;
  3. формальная определенность;
  4. системность;
  5. динамизм и стабильность;
  6. реальная применимость.

Нормативность права означает, что право в своей значительной части состоит из норм, из общих  правил поведения. Нормативность показывает, что право вбирает в себя, фиксирует  отношения, нормальные для данного  общества, принятые в нем. Нормы права - это общеобязательные правила поведения.

Общеобязательность означает, что нормы права распространяются на всех лиц, попавших в сферу действия права, независимо от того, как они  к этим нормам относятся. Если бы нормы  права не были обязательными, то не было бы порядка, т.к. люди следовали  бы праву по своему усмотрению.

Принудительность означает, что если лицо добровольно не исполняет  требования норм права, то его можно  заставить это сделать с помощью  принуждения или насилия, либо можно  наказать его за отступление от правовых требований.

Формальная определенность. Определенность означает, что поведение  людей фиксируется в праве  жестко, четко; точно очерчиваются его  границы.

Формальная определенность означает, что содержание права должно быть выражено в определенной форме. Эти формы являются внешними проявлениями права, источниками, из которых мы получаем знания о действующем праве (например, формой права может быть закон, правовой обычай, судебный прецедент и др.). Именно формальная определенность дает возможность праву устанавливать  границу поведения.

Системность означает, что  в праве все правовые явления  взаимосвязаны, действие одних норм права влечет за собой действие других. Системность означает, что все  правила четко разделимы, но при  этом согласованы друг с другом; понять содержание правовой нормы можно, только применяя ее в комплексе, в  совокупности с другими нормами.

Динамизм и стабильность показывает взаимосвязь права и  регулируемых общественных отношений. Общество постоянно меняется, право  же призвано вносить стабильность в  жизнь общества. Стабильность права  означает его устойчивость, относительную  постоянность. Но вместе с тем право  предоставляет возможности развития, позволяет учитывать новые отношения, появляющиеся в обществе - в этом проявляется его динамизм. Динамизм права - это его изменчивость, способность  меняться в зависимости от меняющихся условий общественной жизни. Излишняя стабильность вредна, в этом случае право сковывает общественные отношения. При этом излишний динамизм права  также негативно сказывается  на развитии общества. В этом случае, когда нормы права меняются слишком  часто, в общественные отношения  привносится элемент нестабильности, утрачивается авторитет права как  регулятора общественных отношений, субъекты не могут ориентироваться на правовые нормы при планировании дальнейшей жизни. В праве должны гармонично сочетаться элементы стабильности и  динамизма, только в этом случае оно  может выступать эффективным  регулятором общественных отношений.

Информация о работе Объективные свойства права