Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 04:51, курсовая работа
Специфика права состоит в том, что в центре его находятся отдельный человек с его интересами и потребностями, его свобода.
Право связано с государством и не может существовать отдельно от него, поскольку общеобязательность норм права обеспечивается мерами государственного воздействия, а сами нормы принимаются, изменяются, отменяются или санкционируются государственными органами. В обществах, где государственная власть отсутствует или влияние государства очень слабо, общественные отношения регулируются обычаями и традициями, в том числе религиозными, а также моральными нормами.
Введение 3
1. Понятие и сущность права 4
2. Объективные свойства права
3. Нормативность и общеобязательность права
4. Обеспеченность права возможностью государственного принуждения и
формальная определенность права
5. Системность права
Заключение
Список используемых источников
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Владивостокский государственный университет
экономики и сервиса
Институт заочного и дистанционного обучения
КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ПРАВА
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Теория государства и права»
по теме: «Объективные свойства права»
Студент гр. ЗДБЮП-11 ________________
Проверил
____________________
Владивосток 2012
Содержание
Введение 3
1. Понятие и сущность права 4
2. Объективные свойства права
3. Нормативность и общеобязательность права
4. Обеспеченность права возможностью государственного принуждения и
формальная определенность права
5. Системность права
Заключение
Список используемых источников
Введение
Право настолько уникальный,
сложный и общественно
Понятие права - основная категория правоведения, так как в зависимости от того, как мы определим понятие права, будут зависеть и другие правовые категории, а также отраслевые понятия юридических наук. Право - социальный институт, который регулирует поведение людей, устанавливает определенные рамки этого поведения, сложившиеся в обществе.
Понятие права имеет не
только чисто научное значение, но
и практический смысл, так как
от понимания права зависит
Право - непростое явление,
от того или иного понимания права
зависят интересы людей, они влияют
на подход людей к праву. Право
в различных обществах и
Дать понятие чего-либо, в том числе и права, - это значит, назвать его свойства, отличающие его от всех иных явлений окружающей действительности. Темой данной курсовой работы является изучение объективных свойств права.
1. Понятие и сущность права
В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях.
Во-первых, правом называют социально-правовые притязания людей, например, право человека на жизнь, право народов на самоопределение и т. п. Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами.
Во-вторых, под правом понимается система юридических норм. Это - право в объективном смысле, ибо нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц. Данный смысл вкладывается в термин «право» в словосочетаниях «российское право», «трудовое право», «изобретательское право», «международное право» и т.д. Термин «право» в подобных случаях не имеет множественного числа.
В-третьих, названным термином обозначают официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация. Так, граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество и т.д. организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере государственной и общественной жизни и т.п. Во всех этих случаях речь идет о праве в субъективном смысле, т. е. о праве, принадлежащем отдельному лицу - субъекту права.
В-четвертых, термин «право» используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает термин «правовая система». Например, существуют такие правовые системы, как англосаксонское право, романо-германское право, национальные правовые системы и т. д.
В каком смысле употребляется термин «право» в каждом случае, следует решать, исходя из контекста, что обычно не вызывает затруднений.
Надо помнить также, что термин «право» употребляется и в неюридическом смысле. Существуют моральные права, права членов общественных объединений, партий, союзов, права, возникающие на основании обычаев, и т. д. Поэтому особенно важно дать точное определение понятия права, установить признаки и свойства, отличающие его от других социальных регуляторов.
Единого правопонимания в
теории нет. Общее во всех теориях
права то, что они рассматривают
право, во-первых, как социальный институт,
как элемент структуры
Всё множество вариантов правопонимания можно свести к 3 основным типам (концепциям правопонимания):
Эти концепции и раскрывают сущность права. С точки зрения нормативного правопонимания право - это система норм, система общеобязательных правил поведения, установленных государством. Такое правопонимание наиболее распространенно в силу его простоты, формального подхода к праву. Это понимание нацелено на узкопрофессиональную юридическую деятельность. В данном случае право определяется по внешним признакам: все то, что исходит от государства, считается правом. В рамках этого право-понимания закон и право равны.
Такое правопонимание обладает определенными недостатками:
1. Право понимается очень узко - как текст закона. Это правопонимание иногда называют узконормативным.
2. Нет возможности увидеть проявления права в отношениях между людьми.
3. Право здесь жестко подчинено государству, рассматривается как инструмент в руках государства для достижения его целей.
4. Такое правопонимание не дает возможности оценить акты государства (их правовой характер, соответствие идеям равенства и справедливости, интересам общества).
5. Такое правопонимание порождает завышенную оценку роли законодателя в обществе; возникает заблуждение, что общественная жизнь может строиться в полном соответствии с предписаниями власти, выраженными в законах, независимо от их экономической и социальной обусловленности.
6. Этот тип правопонимания недемократичен.
7. С точки зрения этого подхода права и свободы граждан ограничиваются тем, что государство дарует обществу; не признается исходный, неотъемлемый характер прав человека.
Эти и другие недостатки породили иные подходы к правопониманию.
С точки зрения социологического
подхода право коренится в
природе общественных отношений. Право
представляет собой определяет сторону
общественной жизни, оно выражается
в действиях и поступках людей,
т. е. в расчет берется т. н. «живое»,
действующее право. Право в данном случае
понимается как форма и порядок общественных
отношений.
В нормативном правопонимании первичной
клеткой права считается норма права,
а в социологическом правопонимании -
это правоотношения (отношения между людьми,
установленные посредством взаимных прав
и обязанностей).
Суть социологического правопонимания
может быть сведена к следующему:
в процессе своей обычной
Правовые законы - законы, которые выражают действительное право, фиксируют то, что сложилось в обществе.
Неправовые законы - акты
законодателя, т. е. то, что имеет
минимальную связь с
Достоинством социологического правопонимания является то, что оно заставляет законодателя ориентироваться на то, что складывается в обществе, учитывать реально сложившиеся отношения, а также и условия (социальные, экономические и т. д.), предопределяющие действенность закона.
Недостатком является сложность
разграничения правового и
Нравственное правопонимание пытается дать содержательную характеристику права. В рамках нравственного понимания право выступает как система норм, но не всяких, а норм, отвечающих определенным положительным критериям. Только справедливые нормы, или нормы, выражающие степень свободы общества, могут быть признаны правовыми. Главным моментом в праве при таком подходе являются принципы права (а не нормы или правоотношения).
Достоинства нравственного правопонимания:
К недостаткам может быть отнесено следующее:
Это понимание также исходит от различия между правом и законом делит законы на правовые и не правовые. Однако без ответа остается немаловажный практический вопрос: если, используя те или иные критерии, мы определили закон как неправотой, то, что с ним делать, вправе ли государственные органы уклониться от исполнения такого закона и не приведет ли это к произволу, анархии?
Каждый из типов правопонимания по своему выражает правовую действительность, имеет свои плюсы и минусы. В праве мы обнаружим и нормы, и отношения, и идеи. В общественном сознании на каждый момент присутствуют все эти типы правопонимания, но какой из них становится господствующим, т. е. определяет деятельность законодателя, определяет юридическую практику, преобладает в общественном сознании, зависит от многих факторов, в частности, не столько от научных усилий, от уровня развития науки, сколько от ситуации в обществе.
Господствующее правопонимание показывает, как представлено права в том или ином обществе.
Нормативное правопонимание господствует там, где власть подчиняет себе общество со всеми вытекающими из этого последствиями (тоталитарное государство).
Социологическая теория имеет иные социальные основания - эта концепция дает приоритет общественных отношений, он согласуется с обществом, где государство не вмешивается в жизнь общества. Она согласуется с ослаблением роли государства, децентрализацией управления.
В нравственном правопонимании право концентрирует в себе прогрессивные идеи - свободы, равенства, справедливости и т. д. Оно свойственно современному нравственному обществу, где сложилось разделение властей, демократия и т. п.
Касательно российской правовой
системы можно сказать, что здесь
длительное время господствовало нормативное
правопонимание, но присутствовали и
нравственно-социологические
Из этих типов правопонимания для современного общества нравственное наиболее приемлемо. С точки зрения нравственного правопонимания, право - социально обусловленная форма и мера свободы и ответственности в обществе, выраженное в норах и субъективных правах и являющаяся регулятором поведения людей.
В качестве сущностной характеристики права признается свобода. Свобода понимается как возможность действовать по собственному усмотрению, это возможность выбора, возможность поступать по своей воли, без принуждения.