Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 04:51, курсовая работа
Специфика права состоит в том, что в центре его находятся отдельный человек с его интересами и потребностями, его свобода.
Право связано с государством и не может существовать отдельно от него, поскольку общеобязательность норм права обеспечивается мерами государственного воздействия, а сами нормы принимаются, изменяются, отменяются или санкционируются государственными органами. В обществах, где государственная власть отсутствует или влияние государства очень слабо, общественные отношения регулируются обычаями и традициями, в том числе религиозными, а также моральными нормами.
Введение 3
1. Понятие и сущность права 4
2. Объективные свойства права
3. Нормативность и общеобязательность права
4. Обеспеченность права возможностью государственного принуждения и
формальная определенность права
5. Системность права
Заключение
Список используемых источников
Следует заметить, что формальная
определенность в некоторой степени
свойственна и другим нормативным
системам. Так, корпоративные нормы
закрепляются в уставах, положениях
и других нормативных актах. Религиозные
нормы-заповеди формулируются в
священных книгах. Однако в перечисленных
случаях форма соответствующим
правилам придается не государством,
а другими организациями (
Нормы права - это не просто идеи, мысли, намерения, формы общественного сознания; они всегда внешне выражены (объективированы) и зафиксированы материально. При этом нормы не просто объективируются вовне, они должны быть приняты на основании определенной процедуры, утверждены и подписаны компетентными должностными лицами, опубликованы. Таким образом, право излагается в определенной форме, нарушать которую недопустимо. Принятие источников права осуществляется путем официально установленных и строго обязательных процедур, называемых правотворческим процессом. Процедурным аспектам в правоведении придается огромное значение. Нормы права официально закрепляются в законах, иных нормативных актах, которые подлежат единообразному толкованию.
Неопубликованный закон применению не подлежит. То есть норма, не доведенная до всеобщего сведения, не порождает правовых последствий. Таким образом, право характеризуется общедоступностью, публичностью восприятия.
В прецедентном праве формальная
определенность достигается официальной
публикацией судебных решений, признаваемых
в качестве образцов, обязательных
при рассмотрении аналогичных юридических
дел. В обычном праве она
Итак, государство придает
форму правовому содержанию. Роль
государства нельзя преувеличивать
и, например, считать, что право - результат,
продукт государственной
Правовые нормы отличает особый юридический язык, особая юридическая техника. Речь, прежде всего, идет о четкости, ясности, недвусмысленности изложения нормативного материала. Право должно точно фиксировать требования, предъявляемые к поведению людей, рамки и условия возможного, должного и запрещенного поведения, подробно расписывать возможные или требуемые варианты правомерных поступков, последствия их нарушения.
Кроме того, язык закона должен быть общедоступен для восприятия, понятен каждому.
Точность, конкретность, однозначность
нормы обеспечивает правовую унификацию,
то есть единообразное понимание
и применение права всеми участниками
правоотношений. Неопределенность содержания
правовой нормы, напротив, допускает
возможность неограниченного
Определенность права обеспечивает единый для всех, устойчивый правопорядок в обществе.
5. Системность права
Право представляет собой
сложное системное образование.
В настоящее время в свете
новых подходов к пониманию права
особую значимость приобретает деление
его на три элемента, на естественное,
позитивное и субъективное право. Первый
элемент - естественное право, состоящее
из социально-правовых притязаний, содержание
которых обусловлено природой человека
и общества. Важнейшая часть естественного
права - права человека, или, иначе
говоря, возможности, которые общество
и государство способны обеспечить
каждому гражданину. Второй элемент
- позитивное право. Это - законодательство
и другие источники юридических
норм, в которых получают официальное
государственное признание
Отсутствие хотя бы одного
из перечисленных элементов
Сведение права к совокупности норм приводит к отождествлению его с позитивным правом и игнорированию естественного права. Дело в том, что субъективное право имеет два источника - формальный (нормы права, или позитивное право) и содержательный (естественное право). Разрыв связей между ними порождает представление, а точнее сказать, иллюзию того, что субъективное право - «дар» государства, законодателя, благо, отпущенное сверху.
Отдельный человек становится зависимым от закона и, по сути, бесправным.
Основной смысл правового
регулирования заключается в
трансформации естественного
Системные связи права рассматриваются и в других аспектах: право делится на частное и публичное, на нормы, институты и отрасли, включает в себя систему законодательства.
Соотношении права и закона вызывает много споров в юридической литературе. Чтобы понять их суть, необходимо учитывать, что термин «закон» достаточно многозначен. В узком смысле это акт высшей юридической силы, принятый органом законодательной власти или путем всенародного голосования, в широком - любой источник права. В определении К. Маркса и Ф. Энгельса, в котором право рассматривается как воля, возведенная в закон, анализируемый термин употреблен в широком смысле, включает в себя и нормативный акт, и судебный прецедент, и санкционированный обычай. Возвести волю в закон - значит придать ей общеобязательное значение, юридическую силу, обеспечить государственную защиту. Спор о том, совпадают ли право и закон, будет содержателен только в случае, когда термин «закон» понимается в широком смысле.
Стремление отождествить
право и закон имеет
При таком широком понимании права становится очевидным, что его содержание создается обществом и лишь придание этому содержанию нормативной формы, т. е. «возведение его в закон», осуществляется государством. Формула «Право создается обществом, а закон - государством» наиболее точно выражает разграничение права и закона. Нужно только не забывать о единстве правового содержания и правовой формы и возможных противоречиях между ними. Правовое содержание, не возведенное в закон, не имеет гарантий реализации, а значит, не является правом в точном смысле этого слова. Закон может быть неправовым, если содержанием его становится произвол государственной власти. Подобные законы можно определить как формальное право, т. е. право с точки зрения формы, но не содержания. Жизнь показывает, что и законодательство в целом может не иметь ничего общего с истинным правом (тоталитарные государства). Разграничение права и закона имеет большой гуманистический смысл, ибо тогда право рассматривается как критерий качества закона, установления того, насколько последний признает права человека, его интересы и потребности.
6. Интеллектуально-волевой характер права
Право — проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно есть форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений — предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности, интересы, цели общества, отдельных лиц и организаций. Подчеркнем, что эти потребности, интересы и цели обычно противоречивы, а иногда и противоположны. Право же выражает социальный компромисс на началах справедливости и разума. Исторически в праве происходит борьба двух тенденций, поскольку его истоки лежат в обществе и государстве. Становление права завершается лишь с гармонизацией связей между ними. Право делается разумным, обретает интеллектуальный характер.
Формирование и
Право есть проявление не только интеллекта, но и воли людей, ибо в нем определяется их будущее поведение, с его помощью реализуются субъективные интересы и потребности, достигаются намеченные цели. Волевое начало права нужно рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, в основе содержания права лежат социально-правовые притязания отдельных лиц, их организаций и социальных групп, и в этих притязаниях выражается их воля. Во-вторых, государственное признание данных притязаний осуществляется через волю компетентных государственных органов, т. е. формирование права опосредуется волей общества и государства. В-третьих, регулирующее действие права возможно лишь при «участии» сознания и воли лиц, которые реализуют юридические нормы.
Заключение
Специфика права состоит
в том, что в центре его находятся
отдельный человек с его
Изложенное позволяет сделать вывод, что право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей.
Право связано с государством и не может существовать отдельно от него, поскольку общеобязательность норм права обеспечивается мерами государственного воздействия, а сами нормы принимаются, изменяются, отменяются или санкционируются государственными органами. В обществах, где государственная власть отсутствует или влияние государства очень слабо, общественные отношения регулируются обычаями и традициями, в том числе религиозными, а также моральными нормами.
В свою очередь, государство
не может существовать без права,
так как нормами права