Объективные свойства права

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 04:51, курсовая работа

Краткое описание

Специфика права состоит в том, что в центре его находятся отдельный человек с его интересами и потребностями, его свобода.
Право связано с государством и не может существовать отдельно от него, поскольку общеобязательность норм права обеспечивается мерами государственного воздействия, а сами нормы принимаются, изменяются, отменяются или санкционируются государственными органами. В обществах, где государственная власть отсутствует или влияние государства очень слабо, общественные отношения регулируются обычаями и традициями, в том числе религиозными, а также моральными нормами.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие и сущность права 4
2. Объективные свойства права
3. Нормативность и общеобязательность права
4. Обеспеченность права возможностью государственного принуждения и
формальная определенность права
5. Системность права
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

Теор гос и пр КР.docx

— 66.60 Кб (Скачать)

Следует заметить, что формальная определенность в некоторой степени  свойственна и другим нормативным  системам. Так, корпоративные нормы  закрепляются в уставах, положениях и других нормативных актах. Религиозные  нормы-заповеди формулируются в  священных книгах. Однако в перечисленных  случаях форма соответствующим  правилам придается не государством, а другими организациями (общественными, религиозными). Государство, в отличие от них, придает праву общеобязательное значение, возводя право в закон, придает ему официальную форму выражения.

Нормы права - это не просто идеи, мысли, намерения, формы общественного  сознания; они всегда внешне выражены (объективированы) и зафиксированы  материально. При этом нормы не просто объективируются вовне, они должны быть приняты на основании определенной процедуры, утверждены и подписаны  компетентными должностными лицами, опубликованы. Таким образом, право  излагается в определенной форме, нарушать которую недопустимо. Принятие источников права осуществляется путем официально установленных и строго обязательных процедур, называемых правотворческим  процессом. Процедурным аспектам в  правоведении придается огромное значение. Нормы права официально закрепляются в законах, иных нормативных актах, которые подлежат единообразному толкованию.

Неопубликованный закон  применению не подлежит. То есть норма, не доведенная до всеобщего сведения, не порождает правовых последствий. Таким образом, право характеризуется  общедоступностью, публичностью восприятия.

В прецедентном праве формальная определенность достигается официальной  публикацией судебных решений, признаваемых в качестве образцов, обязательных при рассмотрении аналогичных юридических  дел. В обычном праве она обеспечивается формулой закона, который санкционирует  применение обычая, либо текстом судебного  решения, принятого на основании  обычая. В результате на основе норм права и индивидуальных юридических  решений четко и однозначно определяются субъективные права, обязанности, ответственность  граждан и организаций.

Итак, государство придает  форму правовому содержанию. Роль государства нельзя преувеличивать и, например, считать, что право - результат, продукт государственной деятельности. Такие ложные представления длительное время господствовали в отечественной  науке и практике. Связь общества, государства и права в рассматриваемом  аспекте описывается формулой «содержание права создается обществом, форма права - государством». От способа участия государства в правотворчестве зависят виды форм (источников) права: санкционированный обычай, судебный прецедент, нормативный акт.

Правовые нормы отличает особый юридический язык, особая юридическая  техника. Речь, прежде всего, идет о  четкости, ясности, недвусмысленности  изложения нормативного материала. Право должно точно фиксировать  требования, предъявляемые к поведению  людей, рамки и условия возможного, должного и запрещенного поведения, подробно расписывать возможные или требуемые варианты правомерных поступков, последствия их нарушения.

Кроме того, язык закона должен быть общедоступен для восприятия, понятен каждому.

Точность, конкретность, однозначность  нормы обеспечивает правовую унификацию, то есть единообразное понимание  и применение права всеми участниками  правоотношений. Неопределенность содержания правовой нормы, напротив, допускает  возможность неограниченного усмотрения в процессе реализации права, что  приводит к разногласиям, произволу, правовым конфликтам. Так, в Уголовном  кодексе 1996 г. (в изначальной редакции) таких неопределённых норм было достаточно много. Как показала правоприменит6льная практика, их наличие вызывало множество коллизионных ситуаций. Например, в ст. 199 УК РФ предусматривалась уголовная ответственность за уклонение от уплаты налоговых платежей и обязательных сборов во внебюджетные фонды «иным способом». Данная формулировка давала неограниченные возможности для злоупотреблений, что приводило к отмене больших количеств приговоров судами кассационной и надзорной инстанций. Данная формулировка была исключена в редакции УК РФ от 8 декабря 2003 г., но этот пример хорош для иллюстрации тезиса о том, что норма права должна быть конкретной и определенной.

Определенность права  обеспечивает единый для всех, устойчивый правопорядок в обществе.

 

5. Системность права

Право представляет собой  сложное системное образование. В настоящее время в свете  новых подходов к пониманию права  особую значимость приобретает деление  его на три элемента, на естественное, позитивное и субъективное право. Первый элемент - естественное право, состоящее  из социально-правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека и общества. Важнейшая часть естественного  права - права человека, или, иначе  говоря, возможности, которые общество и государство способны обеспечить каждому гражданину. Второй элемент - позитивное право. Это - законодательство и другие источники юридических  норм, в которых получают официальное  государственное признание социальйо-правовые притязания граждан, организаций, социальных групп. Третий элемент - субъективное право, т. е. индивидуальные возможности, возникающие  на основе норм позитивного права  и удовлетворяющие интересы и  потребности его обладателя.

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных элементов деформирует  право, оно утрачивает свойство эффективного регулятора общественных отношений  и поведения людей. Нередко право  сводят к совокупности (системе) норм. При таком понимании право  становится внешним для человека, навязываемым ему сверху. Подобная узкая трактовка искажает смысл  права. Для человека ценны не нормы  сами по себе, а те реальные возможности  и блага, которые они обеспечивают. Блага (как материальные, так и  духовные) человек имеет и добывает сам. Смысл же социально-правовых притязаний состоит в том, чтобы они получили официальное признание, т. е. трансформировались в субъективные права. Инструментом, с помощью которого естественно-правовые притязания превращаются в субъективные права, являются нормы позитивного  права. Что для человека важнее: гарантированные  реальные блага или инструмент их гарантирования (юридические нормы)? Наверное, все-таки благо, а не нормы, по которым оно отмерено и которыми защищено.

Сведение права к совокупности норм приводит к отождествлению его  с позитивным правом и игнорированию  естественного права. Дело в том, что субъективное право имеет  два источника - формальный (нормы  права, или позитивное право) и содержательный (естественное право). Разрыв связей между  ними порождает представление, а  точнее сказать, иллюзию того, что  субъективное право - «дар» государства, законодателя, благо, отпущенное сверху.

Отдельный человек становится зависимым от закона и, по сути, бесправным.

Основной смысл правового  регулирования заключается в  трансформации естественного права  в субъективное, что осуществляется признанием социально-правовых притязаний в источниках права, т. е. возведением  естественного Права в закон.

Системные связи права  рассматриваются и в других аспектах: право делится на частное и  публичное, на нормы, институты и  отрасли, включает в себя систему  законодательства.

Соотношении права и закона вызывает много споров в юридической  литературе. Чтобы понять их суть, необходимо учитывать, что термин «закон» достаточно многозначен. В узком смысле это акт высшей юридической силы, принятый органом законодательной власти или путем всенародного голосования, в широком - любой источник права. В определении К. Маркса и Ф. Энгельса, в котором право рассматривается как воля, возведенная в закон, анализируемый термин употреблен в широком смысле, включает в себя и нормативный акт, и судебный прецедент, и санкционированный обычай. Возвести волю в закон - значит придать ей общеобязательное значение, юридическую силу, обеспечить государственную защиту. Спор о том, совпадают ли право и закон, будет содержателен только в случае, когда термин «закон» понимается в широком смысле.

Стремление отождествить право и закон имеет определенное основание: в этом случае рамки права  строго формализуются, правом признается лишь то, что возведено в закон; вне закона права нет и быть не может. Особо отметим: если под  правом понимать только нормы права, то вывод о тождестве права  и закона неизбежен, поскольку вне  источников права юридические нормы  не существуют. Однако право нельзя сводить к нормам. Кроме норм оно (повторим) включает в себя социально-правовые притязания (естественное право) и субъективные права. В этой триаде назначение норм состоит в том, чтобы социально-правовые притязания трансформировать в субъективные права - «юридическую кладовую» всевозможных духовных и материальных благ. Следовательно, право охватывает сферу не только должного (нормативные и индивидуальные предписания и решения), но и сущего (реальное использование юридических возможностей, реальное исполнение обязанностей). Право есть и регулятор, и появляющаяся в результате регулирования юридическая форма общественных отношений, представляющих бытие общества.

При таком широком понимании  права становится очевидным, что  его содержание создается обществом  и лишь придание этому содержанию нормативной формы, т. е. «возведение его в закон», осуществляется государством. Формула «Право создается обществом, а закон - государством» наиболее точно выражает разграничение права и закона. Нужно только не забывать о единстве правового содержания и правовой формы и возможных противоречиях между ними. Правовое содержание, не возведенное в закон, не имеет гарантий реализации, а значит, не является правом в точном смысле этого слова. Закон может быть неправовым, если содержанием его становится произвол государственной власти. Подобные законы можно определить как формальное право, т. е. право с точки зрения формы, но не содержания. Жизнь показывает, что и законодательство в целом может не иметь ничего общего с истинным правом (тоталитарные государства). Разграничение права и закона имеет большой гуманистический смысл, ибо тогда право рассматривается как критерий качества закона, установления того, насколько последний признает права человека, его интересы и потребности.

 

6. Интеллектуально-волевой  характер права

Право — проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно есть форма отражения  социальных закономерностей и общественных отношений — предмета правового  регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности, интересы, цели общества, отдельных лиц и  организаций. Подчеркнем, что эти  потребности, интересы и цели обычно противоречивы, а иногда и противоположны. Право же выражает социальный компромисс на началах справедливости и разума. Исторически в праве происходит борьба двух тенденций, поскольку его  истоки лежат в обществе и государстве. Становление права завершается  лишь с гармонизацией связей между  ними. Право делается разумным, обретает интеллектуальный характер.

Формирование и функционирование права как выражения свободы, справедливости и разума возможны только в обществе, в котором все индивиды имеют экономическую, политическую и духовную свободу. Но это осуществимо  лишь в развитом гражданском обществе и правовом государстве.

Право есть проявление не только интеллекта, но и воли людей, ибо  в нем определяется их будущее  поведение, с его помощью реализуются  субъективные интересы и потребности, достигаются намеченные цели. Волевое  начало права нужно рассматривать  в нескольких аспектах. Во-первых, в  основе содержания права лежат социально-правовые притязания отдельных лиц, их организаций  и социальных групп, и в этих притязаниях  выражается их воля. Во-вторых, государственное  признание данных притязаний осуществляется через волю компетентных государственных  органов, т. е. формирование права опосредуется волей общества и государства. В-третьих, регулирующее действие права возможно лишь при «участии» сознания и воли лиц, которые реализуют юридические нормы.

 

Заключение

Специфика права состоит  в том, что в центре его находятся  отдельный человек с его интересами и потребностями, его свобода. Конечно, свобода человека исторически подготавливается всесторонним развитием общества, важнейших  его сфер - духовной, экономической, политической. Однако именно в праве  и через право свобода закрепляется и доводится до каждого человека, до каждой организации.

Изложенное позволяет  сделать вывод, что право имеет  общесоциальную сущность, служит интересам  всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей.

Право связано с государством и не может существовать отдельно от него, поскольку общеобязательность норм права обеспечивается мерами государственного воздействия, а сами нормы принимаются, изменяются, отменяются или санкционируются  государственными органами. В обществах, где государственная власть отсутствует  или влияние государства очень  слабо, общественные отношения регулируются обычаями и традициями, в том числе  религиозными, а также моральными нормами.

В свою очередь, государство  не может существовать без права, так как нормами права регулируются форма правления в государстве, организация и порядок деятельности государственных органов, меры наказания  за неисполнение обязательных указаний государства, а также иные общественные отношения, важные для существования  государства.

Информация о работе Объективные свойства права