Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 18:20, контрольная работа
Тре́тий рейх (нем. Drittes Reich — «Третья империя»), также известен в литературе и историографии как «нацистская Германия», «фашистская Германия». Последний термин использовался в основном в советской литературе и является неточным, так как между фашистским режимом Бенито Муссолини в Италии (и другими диктаторскими режимами, которые вышеназванные источники характеризуют как фашистские) и режимом Гитлера есть существенные различия, как в политическом устройстве, так и в идеологии. «Тысячелетний рейх» — неофициальное название Германской империи с 24 марта 1933 года по 23 мая 1945 года. Некоторые историки ошибочно считают день капитуляции Германии 8 мая днём падения Третьего рейха. Официально он прекратил существование только 23 мая, после ареста правительства Карла Дёница.
Происхождение термина………………………………………………………………………...3
Исторический очерк …………………………………………………………………………….4
Вторая мировая война…………………………………………………………………….……..6
Ликвидация федеративного устройства………………………………………………………..7
Административное деление………………………………………………………………...…..7
Вожди рейха……………………………………………………………………………………...7
Нацистская пропаганда и идеология…………………………………………………………...8
Культура …………………………………………………………………………………………8
Список литературы…………………………………………
8 мая 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. Вскоре, 23 мая во Фленсбурге, американцами было арестовано правительство Третьего рейха.
Ликвидация федеративного устройства
Веймарская конституция установила в Германии федеративное устройство, территория страны была разделена на области (земли), которые имели собственные конституции и органы власти. Уже 7 апреля 1933 года был принят Второй закон «Об унификации земель с рейхом» (нем. Zweites Gesetz zur Gleichschaltung der Länder mit dem Reich), которым вводился институт имперских наместников в федеральных землях (рейхсштатхальтеры, Reichsstatthalter). Задачей наместников было наблюдение за деятельностью местных органов, для чего им были предоставлены фактически чрезвычайные полномочия (в том числе право роспуска ландтага и отстранения главы правительства — Министра-президента). Законом «О новом устройстве рейха» (Gesetz über den Neuaufbau des Reichs) от 30 января 1934 года суверенитет земель был ликвидирован, ландтаги во всех землях были распущены. Германия стала унитарным государством. В январе 1935 года имперские наместники стали постоянными представителями правительства в землях.
Рейхсрат (верхняя палата германского парламента, орган представительства земель по Веймарской конституции) сначала был практически полностью лишён полномочий, а в феврале 1934 года ликвидирован.
Административное деление рейха и зависимых территорий в 1943 году.
В период существования Третьего рейха германские земли сохранили свои границы, правительства земель во главе с министрами-президентами сохранились. Однако реальное управление осуществлялось назначенными из центра имперскими наместниками. Исключением стала Пруссия, где пост наместника так и не был введён: первое время функции имперского наместника в Пруссии были возложены на рейхсканцлера, а 10 апреля 1933 года Гитлер назначил министром-президентом Пруссии Германа Геринга. Параллельно существовали региональные партийные округа — Гау, возглавляемые гауляйтерами. Нередко один и тот же человек совмещал государственную должность имперского наместника и партийную должность гауляйтера.
Территории, включённые в состав рейха в ходе территориально-политической экспансии и населённые преимущественно этническими немцами, входили в состав рейха в статусе рейхсгау — имперских округов. На семь рейхсгау была разделена Австрия, отдельными рейхсгау стали Судетская область, область Данциг — Западная Пруссия и Вартеланд (польская область с центром в Познани). На большой части территории Чехии было создано зависимое государственное образование Протекторат Богемии и Моравии (с 1939 года). Во главе протектората стоял рейхспротектор, назначаемый непосредственно Гитлером. После оккупации Польши на её территории было образовано Генерал-губернаторство, не входившее в состав рейха.
Вожди рейха
Адольф Гитлер (20.04.1889, Браунау-на-Инне, Австрия — 30.04.1945, Берлин), политический деятель Германии, рейхсканцлер Германии (с 30.01.1933), «рейхсканцлер и фюрер германской нации» (19.08.1934 — 30.04.1945), руководитель Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП) (1-й председатель НСДАП 29.07.1921 — 22.05.1926; вождь партии (Führer der NSDAP; 22.05.1926 — 30.04.1945), верховный вождь СА (Oberster SA-Führer; 29.08.1930 — 30.04.1945), верховный главнокомандующий вермахтом (04.02.1938 — 30.04.1945) и главнокомандующий сухопутными силами Германии (19.12.1941 — 30.04.1945), рейхсштаттгальтер Пруссии (07.04.1933 — 1945), председатель Совета обороны рейха (04.04.1935 — 30.04.1945).
Герман Геринг (12.01.1893, близ Розенхайма, Бавария — 15.10.1946, Нюрнберг), политический и государственный деятель Германии, рейхсмаршал Великогерманского рейха, рейхспрезидент Рейхстага (30.08.1932 — 08.05.1945), министр внутренних дел Пруссии (02.02.1933 — весна 1934), министр-президент Пруссии (11.04.1933 — 23.04.1945), рейхсминистр авиации (27.04.1933 — 23.04.1945), заместитель председателя Совета обороны Рейха (04.04.1935 — 23.04.1945), и. о. рейхсштаттгальтера Пруссии (1935—1945), генеральный уполномоченный по 4-х летнему плану (18.10.1936 — 23.04.1945), член Тайного совета министров (с 04.02.1938), руководитель концерна «Reichswerke AG Hermann Göring» (с 07.07.1937) и «Научно-исследовательского института Германа Геринга» (создан в 1943), председатель Президиума Совета по научным исследованиям (09.06.1943), преемник фюрера (29.06.1941).
Генрих Гиммлер (07.10.1900, Мюнхен — 23/24.05.1945, близ Люнебурга), политический и государственный деятель Германии, рейхсляйтер (30.07.1934), рейхсфюрер СС (06.01.1929 — 29.04.1945) и шеф германской полиции (с 17.06.1936), рейхсминистр внутренних дел (25.08.1943 — 29.04.1945), имперский комиссар по консолидации германской нации (с 07.10.1939), генеральный уполномоченный по имперской администрации (25.08.1943 — апрель 1945), главнокомандующий Армией резерва и начальник Управления вооружений сухопутных войск (с 20.07.1944), командующий группой армий «Верхний Рейн» (с 29.01.1945 — «Висла») (10.12.1944 — 22.03.1945).
Йозеф Геббельс (29.10.1897, Рейдт, Рейнланд — 01.05.1945, Берлин), рейхсляйтер (1933), рейхсминистр народного просвещения и пропаганды (13.03.1933 — 30.04.1945), гауляйтер (с 20.10.1926) и государственный президент Берлина (01.04.1943 — 01.05.1945), член Совета обороны рейха (с 04.04.1935), президент Имперской палаты культуры (31.05.1939 — 01.05.1945), имперский комиссар обороны Берлина (с 16.11.1942), с февр. 1943 — генеральный уполномоченный, а с 25.07.1944 имперский уполномоченный по тотальной войне.
Нацистская пропаганда и идеология
Расизм, антисемитизм, крайний национализм, социальный дарвинизм, нордицизм, расовая гигиена (евгеника);
Антимарксизм, антикоммунизм, антибольшевизм, неприятие демократии;
Тоталитаризм, принцип вождизма;
Идея и политика расширения «жизненного пространства», главным образом за счёт военной экспансии («Жизненное пространство на Востоке»);
Здоровье нации (Программа эвтаназии Т-4, Ограничение в правах сексуальных меньшинств, Ограничение в правах психически больных);
Кровь и почва
Культура
После того как нацистская власть взяла своё начало в Германии, в сентябре 1933 года была создана Имперская палата культуры, возглавил которую министр пропаганды и народного просвещения Пауль Йозеф Геббельс. Основной задачей данного органа являлся идеологический контроль за деятельностью «людей искусства» в соответствии с политической концепцией подчинения всех сфер жизни Германии интересам национал-социализма.
Состав палаты включал семь подразделений, каждое из которых отвечало за своё направление в культуре (театр, кинематограф, литература, пресса, музыка, изобразительное искусство, радиовещание). Членами этих подразделений становились сами деятели культуры, членство было обязательным.
После же падения нацистской власти немецкое искусство долго не могло оправиться от сильнейших ударов, нанесённых идеологией и цензурой.
Изобразительное искусство
см. также Дегенеративное искусство
Так как Гитлер считал[источник не указан 60 дней] себя тонким ценителем и знатоком живописи, особое внимание этой палаты уделялось изобразительному искусству. Адольф отрицательно относился к жанрам живописи 20 века: импрессионизму, кубизму и проч. и считал подобные творения «дегенеративным искусством». Гитлер отдавал предпочтение жанру «Фёлькише» (нем. völkisch — народный) (описание деревенского уклада и быта Германии, сельских пасторалей), был приверженцем реалистических и героических жанров. В 1936 году из музеев были изъяты картины таких известных художников, как Ван Гог, Гоген, Сезанн, Пикассо, а знаменитые и видные художники, живущие в Германии, такие как Василий Кандинский, Оскар Кокошка, Пауль Клее, были вынуждены покинуть страну.
Архитектура
Архитектура также испытала на себе влияние предпочтений нацистского руководства — грандиозных монументальных форм неоклассицизма. Говорить о возрождении в нацистской архитектуре необарокко не приходится, поскольку это противоречит идеологическим установкам нацистских архитекторов: строить из традиционных немецких материалов (отёсанный камень, гранит, дерево) с сохранением традиций фёлькише (нем. völkische Traditionen — народные традиции) и развитием положений «нордического классицизма». В качестве примеров можно привести «орденские замки» Фогельзанг и Зонтгофен, Мемориал павшим бойцам в Мюнхене, Олимпийский стадион в Берлине, здание новой рейхсканцелярии, а также неосуществлённый проект по перестройке Берлина в столицу мира Германию А. Шпеера.
Почти всем нацистским зданиям присущ ряд общих черт: они выполнялись из традиционных германских имперских строительных материалов — отёсанного камня, гранита, дерева. Модернистские железобетонные и стеклянные конструкции использовались только при строительстве производственных зданий.
Почти всем крупным нацистким зданиям присуще множество вертикальных линий, подчёркнутых каменными прямоугольными колоннами или выступами. Глазницы окон обычно обрамлялись по периметру небольшим каменным выступом. Зачастую на фасаде крышу и окна разделял массивный прямоугольный каменный отступ.
В целом, почти все официальные нацистские здания несут в себе идею: множество малых (окон) в мощной каменной структуре под широкой и массивной крышей. Это содержало в себе достаточно читаемую идеологию государства: один человек мелок, но он — частица великого и мощного здания государства (которое может и задавить своей массивной крышей).
Архитектура жилых домов, наоборот, отличалась простотой и скромностью. Жилые дома, построенные в период Третьего рейха, имеют, как правило, узкие окна (единичные либо парные), гладкие стены (иногда с декоративными панно), островерхие черепичные крыши. Повсеместно строились новые жилые районы с дешёвыми квартирами (например, застройка центральной части города Тауха (город-спутник Лейпцига)).
Как административные, так и жилые здания украшались всевозможными символами нацисткой власти — имперскими орлами со свастикой и специфичными скульптурами.
Литература
Данное направление искусства в период нацистской Германии было подвержено большому идеологическому давлению. По приказу Геббельса 10 мая 1933 года на улицах и площадях германских городов пылали костры, в которые нещадно выкидывались произведения выдающихся зарубежных и немецких классиков. В период нацистской власти в Германии получили право на существование всего четыре литературных жанра: фронтовая проза, партийная литература, расовая проза и патриотическая проза. Из-за жёстких идеологических рамок выдающиеся литераторы, как например Томас и Генрих Манны, Эрих Мария Ремарк, Лион Фейхтвангер, Арнольд Цвейг и др., эмигрировали из Германии, а те из писателей, например Гауптман, Фаллада, Келлерман, кто всё же остался на Родине, так и не смогли вписаться в эти рамки.
Театр
Первым, что сделали власти в этом направлении искусства, было изгнание всех евреев. Так, режиссёр Макс Рейнхардт, который руководил Немецким театром в Берлине, не мог оставаться в Германии и покинул её. Также эмигрировали драматурги Бертольт Брехт, Фридрих Вольф, Эрнст Толлер. Театры отличались постановками пьес, пронизанных расовой доктриной.
Кинематограф
Аналогично литературе и театру, кинопроизводство подверглось не меньшей цензуре и давлению. Из страны бежали немецкий режиссёр Фриц Ланг, актриса Марлен Дитрих, ставшая впоследствии голливудской звездой. В этот период Лени Рифеншталь — кинорежиссёр-документалист, сняла несколько кинолент, которые вошли в историю немецкого кинематографа:
1935 год — «Триумф воли»
1938 год — «Олимпия». Фильм посвящен Олимпийским играм в Берлине, которые прошли в 1936 году.
В годы Второй мировой войны в Германии широко выпускались фильмы, поднимавшие боевой дух вермахта. Они, так же как и все киноленты, проходили жёсткую идеологическую проверку.
Музыка
На время прихода нацистов к власти безработица в Германии превысила 30 %, а среди музыкантов приближалась к 60 %. Хотя евреи и составляли от всей массы музыкантов лишь 5 %, среди дирижёров, импресарио действительно было достаточно много евреев — не только немецких, но и польских, австрийских, чешских, венгерских. Именно это и было объявлено новыми правителями корнем всех зол — «еврейским засильем». Началось изгнание музыкантов еврейского происхождения из составов симфонических оркестров и оперных трупп. В эмиграцию вынуждены были уехать Бруно Вальтер, дирижёр Берлинского филармонического оркестра, Отто Клемперер, дирижёр и руководитель оркестра Берлинской оперы, уволен композитор Арнольд Шёнберг — профессор Высшей музыкальной школы в Берлине.
Только один человек среди немецких музыкантов-неевреев поднял свой голос протеста — дирижёр Вильгельм Фуртвенглер. Он опубликовал в газете «Фоссише цайтунг» (11 апреля 1933 года) открытое письмо И.Геббельсу. Метью Бойден (биограф Рихарда Штраусса) пишет, что «Фуртвенглер отнюдь не был героем вне своего дирижёрского подиума, что делает его позицию ещё более героической». В этом письме говорилось, в частности, следующее:
«Квоты не могут быть использованы в музыке, как это делается с хлебом или картофелем. Если ничего достойного и примечательного не может быть представлено на концертах — зрители перестанут на них ходить. По этой причине качество музыки не определяется идеологией. Это вопрос выживания искусства. Если борьба с евреями направлена против не имеющих корней деструктивных элементов, оказывающих пагубное влияние на окружающих — тогда эта борьба справедлива. Но если эта атака направлена против действительных художников — это не в интересах нашей культуры. Подлинный артист — явление редкое, и ни одна страна не может себе позволить отказаться от услуг таких артистов как Вальтер, Клемперер, Райнхард и других, которые теперь не могут заниматься своей профессией в Германии».
Информация о работе Нацистская диктатура в Германии 1933-1945