Франция (1945-2011)

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 02:37, доклад

Краткое описание

После Второй мировой войны перед патриотами стала первостепенная задача – объединить все полит силы страны, боровшиеся против фашизма, для возрождения Франции. Наиболее приемлемой фигурой для этого являлся генерал Шарль де Голль.
3 июня 1943 года в Алжире в результате соглашения между руководителем Французского национ-го комитета Шарлем де Голлем и главой французской администрации и командующим армией в Северной Африке Анри Жиро был создан орган центральной французской власти – Французский комитет национального освобождения (ФКНО).

Файлы: 1 файл

Франция.docx

— 39.62 Кб (Скачать)

Франция (1945-2011)

Внутренняя  политика

После Второй мировой войны перед патриотами стала первостепенная задача – объединить все полит силы страны, боровшиеся против фашизма, для возрождения Франции. Наиболее приемлемой фигурой для этого являлся генерал Шарль де Голль. 

3 июня 1943 года  в Алжире в результате соглашения  между руководителем Французского  национ-го комитета Шарлем де Голлем и главой французской администрации и командующим армией в Северной Африке Анри Жиро был создан орган центральной французской власти – Французский комитет национального освобождения (ФКНО).

Комитет представлял  государственные интересы Французской  Республики и руководил действиями французских патриотов в антифашистской коалиции в 1943–1944. 26 августа 1943 года ФКНО был признан СССР, США и Великобританией. Комитет заявил о решимости продолжать борьбу против фашистских держав в  целях полного освобождения французской  территории. Он обязался восстановить «все французские свободы, законы республики и республиканский режим».  В  ноябре 1943 года в состав ФКНО вошли  представители некоторых организаций  внутреннего Сопротивления, а в  апреле 1944 года – два представителя  Французской компартии.  Под властью  ФКНО объединились почти все бывшие французские колонии и значительные вооруженные силы. Его общее руководство  признавали центральные органы внутреннего  Сопротивления.  2 июня 1944 года ФКНО принял название Временного правительства  Французской Республики. Сформированное правительство было коалиционным. В  него вошли представители трех партии: Коммунистической, Социалистической и  партии Народно- республиканское движение,  образованное католиками. Встав во главе Временного правительства, де Голль приступил к выполнению программы, которая предусматривала  наказание изменников родины, восстановление республиканской законности, повышение  жизненного уровня трудящихся, признание  их прав на участие в управлении производством, национализацию банков, средств транспорта и некоторых отраслей промышленности. В 1944-45 правительство провело чистку гос аппарата от вишистов: свыше 2 тыс предателей были приговорены к смертной казни. Принят закон о национализации угольных шахт, части авиационных заводов и автомобильного завода Рено, владелец которого сотрудничал с оккупантами, а также пяти крупных банков. Позитивным результатом национализации была стимуляция дальнейшего развития производства и ограничение всевластия монополий.  После освобождения Франции ведущую роль в жизни страны играли 4 полит-е партии: Французская Коммунистическая партия, Социалистическая партия, Партия радикалов и радикал-социалистов, партия Народно-республиканское движение. Встал вопрос о будущем гос устройстве Франции. На референдуме (октябрь 1945) 18 млн. человек из 19 высказались за созыв Учредительного собрания и новую конституцию. Выборы в Учредительное собрание принесли огромный успех компартии; на втором месте — партия Народно-республиканского движения (МРП) — ее основа бывшие христианские социалисты, опора — монополи и банки; на третьем месте — социалисты. Проект новой конституции вырабатывался всеми тремя партиями правительственной коалиции. Коммунисты — за однопалатный парламент и ответственное перед ним правительство, против предоставления президенту широких полномочий (этот проект был отвергнут на референдуме). Второй проект — двухпалатный парламент, усиленная власть президента -стал законом в октябре 1946 года — конституцией 4 республики:

  • Открывается Декларацией прав человека и гражданина, дополненной: правом на организацию профсоюзов и на забастовку; равноправие женщин; запрещение дискриминации по мотивам национальности, вероисповедания или политических убеждений; право государства ограничивать частные монополистические союзы; бесплатное светское образование;
  • Законодательная власть — Двухпалатный Парламент: Национальная ассамблея (избиралась на основе всеобщего и прямого избирательного права); Совет республики (избирается коммунами и департаментами на основе всеобщего и косвенного избирательного права), имеет право рекомендовать поправки к тексту одобренного Национальной ассамблеей законопроекта, с которыми последняя могла не посчитаться.
  • Президент избирается парламентом на 7 лет; может быть переизбран 1 раз. Подписывает и ратифицирует договоры; обнародует законы; каждый акт президента должен быть скреплен председателем Совета министров и одним из министров.
  • Президент намечает председателя Совета министров; министры несут коллективную ответственность перед Национальной ассамблеей за общую политику кабинета и индивидуальную ответственность за их личную деятельность. Они не несут ответственности перед Советом Республики.
  • Местные коллективы — коммуны, департаменты, заморские территории. Они свободно управляются советами, избираемыми всеобщим голосованием.

Сложившаяся в  период Временного режима трехпартийная  коалиция могла укрепить свои позиции  после принятия Конституции. Однако различные точки зрения на будущее  Франции привели к разногласиям в коалиции. Обстановка обострилась  в мае 1947, когда фракция коммунистов  в парламенте выразила вотум недоверия  правительству, не выполнившему требование бастующих рабочих о повышении  з/п. Президент и премьер-министр обвинили коммунистов в нарушении принципа «министерской солидарности» и вывели их из правительства. Однако правящая коалиция усматривала для себя опасность не только со стороны коммунистов, но и со стороны голлистов. Лидер социалистов Л.Блюм выдвинул теорию «третьей силы». Суть ее сводилась к тому, что «истинные» сторонники республиканского строя (социалисты, МРП и радикалы) должны отстаивать среднюю линию между коммунистами и голлистами, выступая против тех и других. Фактическая политика третьей силы  разобщала демократические слои населения.

В апреле 1958 во Франции  разразился полит кризис. Этим решили воспользоваться ультраколониалисты в Алжире. В такой обстановке находившийся в отставке де Голль предложил свое посредничество, обещая правым создать сильное правительство, а демократическим кругам покончить с алжирским мятежом. 1 июня 1958 было создано правительство де Голля, а 2 июня парламент предоставил ему неограниченные полномочия. Де Голль объявил о роспуске Национального собрания. Эти события подвели черту под существованием Четвертой Республики. Будучи сторонником «великой Франции», де Голль считал, что для этого должна существовать сильная исполнительная власть. И первым шагом на этом пути была выработка новой конституции, которая была принята 28 сентября 1958.  Конституция 1958 г. определила основные параметры государства, установив, что Франция является неделимой, светской, демократической и социальной республикой. Принцип республики: "Правление народа, по воле народа и для народа" (статья. 2).  Принятие Конституции ознаменовало вступление Франции в период развития Пятой республики. По конституции 1958 , власть президента и правительства  расширена, а законодательные права парламента сильно урезаны. Создавшаяся политическая система вошла в историю под названием «режим личной власти».

Весной 1968 происходит обострение социальных отношений в  стране, приведших к массовому  взрыву. В начале мая 1968 студенты Парижа объявили забастовку, прекратили занятия  и заняли помещения учебных заведений. Вскоре она переросла во всеобщую стачку и приобрела небывалый  размах. Майские события до основания  потрясли франц-е общество, что свидетельствовало о глубоком кризисе существующей системы. Президент де Голль осознал необходимость реформ. В своих выступлениях он критикует существующую систему и заявляет, что яв-ся противником капитализма в его тогдашнем воплощении, но не приемлет и современную модель социализма, поскольку она ведет к подавлению личности. Президент предложил «третий путь»: покончить с классовой борьбой путем участия рабочих в прибылях предприятий; участия служащих в управлении учреждениями, участия студентов в управлении высшими учебными заведениями. Де Голль считал, что система участия может привести к коренным изменениям в соц отношениях, создав новый общественный порядок. Свой проект реформы де Голль решил вынести на референдум. 27 апреля 1969 президенту стали известны результаты референдума. Французский народ сказал «Нет». Де Голль подал прощение в отставку.  Преемником Де Голля стал Жорж Помпиду. Основное направление своей политики он обозначил словами «преемственность и диалог». Это означало, что он намерен продолжать политику де Голля, но готов к переговорам с полит оппонентами. Во внутриполит-й сфере новое правительство предусматривала участие трудящихся в управлении производством на основе «социального мира» рабочих с предпринимателями. Была продолжена реформа высшего образования, модернизация программы обучения. Серьезные изменения в расстановке социально-политических сил во Франции проявились в период 1973-1976 гг. когда голлистская партия утратила абсолютное большинство мест в парламенте и уступила важнейшие государственные посты представителям других правых и центристских группировок. Одновременно с изменением социальной базы и падением голлистской партии усилилось влияние левых сил. В 1972 г. реформированная Социалистическая партия (ФСП) и Французская коммунистическая партия подписали совместную Программу демократического Правительства народного единства. Программа предусматривала проведение в стране социально-экономических и политических преобразований, восстановление роли и престижа парламента и др.

В ХРЕСТОМАТИИ СТРАНИЦА 62,

Противостояние  двух партийных блоков - коалиции левых  сил, с одной стороны, и правоцентристской  коалиции (ОПР-СФД)- с другой, получило название "биполяризации" политической жизни, став определяющей чертой развития политической системы Франции. "Биполяризация" открыла непосредственную возможность прихода к власти левого блока, а также изменений во взаимоотношениях властей. Президент и правительство могли отныне стать представителями противостоящих группировок, и их фактическая роль прямо зависела от связи с партийно-парламентским большинством. В июле 1971 года Конституционный совет Франции признал Декларацию прав человека и гражданина 1789 года конституционным нормативным документом и отнёс контроль за соблюдением Декларации в свою сферу ведения. Перед парламентскими выборами в марте 1973 Помпиду смог также собрать широкую правоцентристскую коалицию, включавшую т. н. «независимых республиканцев» и противостоящую социалистам (в это время как раз в 1973 году объединившимся). Помпиду продолжил ядерную программу де Голля, уделяя больше внимания не вооружениям, а мирному атому и безопасности ядерных предприятий (в марте 1973 была учреждена служба контроля за атомной энергией); 3 марта 1974 правительство приняло решение усилить инвестиции в ядерную программу для достижения энергетической независимости.

После смерти Помпиду 2 апреля 1974 его сменил лидер Национальной федерации независимых республиканцев Валери Жискар Д*Эстьен. Он выдвинул концепцию продуманного голлизма.  Новое правительство провозгласило программу стимулирования ускоренного эконом-го роста как фактора выхода из структурного кризиса.

На кануне президентских выборов 1981 коммунистами и социалистам удалось преодолеть противоречия и выработать общую платформу. Кандидатом на пост президента от левых сил стал лидер Французской социалистической партии Франсуа Миттеран. В мае 1981 Миттеран одержал победу. В июне этого года левые завоевали большинство мест  на выборах в парламент. Правительство Миттерана проводила активную социальную политику. Был восстановлен День победы над фашисткой Германией – 8 мая, отмененный прежним правительством. Упразднялась смертная казнь. Провели частичную национализацию предприятий и банков.

В 1986 во Франции  состоялись парламентские выборы. Победу на них одержали правые партии. Новое  правительство возглавил голлист Жак Ширак. Это осложнило деятельность президента. Однако после прошедших в 1988 президентских и парламентских выборах во Франции сложилась новая полит ситуация. Миттеран был избран на новый срок, Ширак уступил пост премьера социалиста Рокару. Период нового президенства левого лидера не внес ничего нового в полит стратегию.  К тому же обострились внутриполит проблемы.  Французская социалистическая партия оказалась на грани раскола. Проходившие в 1993 парламентские выборы принесли победу правому блоку. Премьер-министром вновь стал Ширак. Через два года состоялись президентские выборы, и Ширак одержал победу, став президентом. Правительство продолжило приватизацию.  При Шираке срок президентских полномочий во Франции был сокращён с 7 до 5 лет. Всего Ширак провёл в Елисейском дворце 12 лет, тем самым его президентство стало вторым по продолжительности во французской истории после 14-летнего правления Миттерана. Во внутренней политике традиционный правый либерализм (низкая налоговая ставка, отсутствие контроля цен) сочетался при нём с определённым учётом опыта дирижизма (государственного вмешательства) и социальной политики; он неоднократно критиковал «англосаксонский ультралиберализм». Критики обвиняли Ширака в непоследовательности экономической политики и невыполнении предвыборных обещаний. В 2002 году Ширак был переизбран на второй президентский срок. Это произошло благодаря неожиданному выходу во второй тур лидера Национального фронта Жан-Мари Ле Пена, в результате чего Ширак, имевший довольно низкий рейтинг и набравший в первом туре лишь 20 %, получил 82 % голосов во втором. Перед вторым туром все левые партии (кроме Рабочей борьбы Арлетт Лагийе) призвали своих сторонников проголосовать за Ширака под лозунгами: «за вора, но не за фашиста» и «голосуй с прищепкой на носу». В дальнейшем рейтинг Ширака оставался низким и не превышал 35 % поддержки. Ситуация с Ле Пеном имела и то важное последствие, что не вышедший во второй тур премьер Жоспен подал в отставку, социалисты оказались в состоянии кризиса, и сформировалась широкая правая коалиция — Союз за президентское большинство, представители которого Жан Пьер Раффарен и Доминик де Вильпен возглавляли правительство на протяжении второго срока Ширака. Ряд правых и центристов, однако, не вошли в правящее большинство и образовали различные партии евроскептиков. В 2003 году Франция не поддержала военную операцию НАТО в Ираке. В 2005 году конституция Евросоюза, за которую активно агитировал Ширак, была отклонена на референдуме, после чего Раффарен подал в отставку. В европейском масштабе результат французского референдума привёл к отказу от данного проекта.

Социальная стабильность в обществе середины 2000-х гг. оставляла  желать лучшего: 2005 год был ознаменован  беспорядками в пригородах Парижа, 2006 год — выступлениями молодёжи против закона о контракте первого  найма. Вновь набрали силу социалисты во главе с Франсуа Олландом и Сеголен Руаяль, которая была выдвинута в президенты. 74-летний Ширак, по некоторым данным, одно время рассматривал возможность баллотироваться в 2007 году ещё на один пятилетний срок, но впоследствии отказался от этой идеи. Собственным фаворитом президента был его последний премьер дипломат Доминик де Вильпен, однако реальная конъюнктура среди французских правых привела к тому, что 11 марта 2007 года Ширак публично поддержал кандидатуру Николя Саркози, министра внутренних дел и гос министра в кабинете де Вильпена. 23 июля 2008 г. по инициативе Н. Саркози была проведена самая масштабная реформа Конституции 1958 г. (было изменено или дополнено 47 статей из 89). Она проходила под лозунгом «модернизации институтов V Республики». Затронула реформа институтов Республики и институт Президента Республики:

— введён лимит  на переизбрание: отныне «никто не может  осуществлять более двух последовательных мандатов Президента Республики»)

— кандидаты  на государственные должности «ввиду их значимости для защиты прав и  свобод человека и экономической  и социальной жизни Нации» до назначения Президентом будут заслушиваться  постоянными комиссиями Национального  Собрания и Сената; Парламент может  наложить «вето» на кандидатуру, если «за предложение об отрицательном  голосовании будет подано в совокупности 3/5 голосов присутствующих»;

— взятие полноты  власти Президентом согласно ст. 16 Конституции  ставится под контроль Конституционного совета (он высказывается о целесообразности чрезвычайного положения с точки  зрения Конституции);

— Президент  больше не будет возглавлять Высший совет магистратуры(высший орган судейского сообщества во Франции), но будет назначать омбудсмана — Защитника прав — самое главное: по американскому образцу, Президент сможет «взять слово» на совместном заседании палат Парламента — Конгрессе.

В июне 2007 года Парламентские  выборы во Франции (2007) принесли партии Саркози большинство, однако она получила несколько меньше мест, чем рассчитывала. Кроме того, не избранный депутатом Жюппе подал из правительства в отставку.

На посту президента Саркози учредил множество комиссий и консультативных советов, призванных решить различные внутриполитические и экономические проблемы; осенью 2007 года отчёт должны были предоставить не менее 16 комиссий — уникальный случай в истории Пятой республики.

В октябре-ноябре 2007 разгорелись новые общественные манифестации и забастовки во Франции (особенно масштабной стала забастовка работников транспорта), вскоре вновь  переросшие в беспорядки в пригородах Парижа, сопоставимые по масштабу с  событиями 2005 года.  
  
  
 

Информация о работе Франция (1945-2011)