Франция (1945-2011)

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 02:37, доклад

Краткое описание

После Второй мировой войны перед патриотами стала первостепенная задача – объединить все полит силы страны, боровшиеся против фашизма, для возрождения Франции. Наиболее приемлемой фигурой для этого являлся генерал Шарль де Голль.
3 июня 1943 года в Алжире в результате соглашения между руководителем Французского национ-го комитета Шарлем де Голлем и главой французской администрации и командующим армией в Северной Африке Анри Жиро был создан орган центральной французской власти – Французский комитет национального освобождения (ФКНО).

Файлы: 1 файл

Франция.docx

— 39.62 Кб (Скачать)

Внешняя политика

В 1947 США провозгласили  развернутую программу экономической  помощи (план Маршалла) с тем, чтобы  предотвратить распад экономической  и политической структуры Европы и ускорить реконструкцию её промышленности. План Маршалла совпал с первым этапом холодной войны. Политика СССР заставила  США занять оборонительную (или, по крайней мере, сдерживающую) военную  позицию на территории Западной Европы. С этой целью была создана Организация  Североатлантического договора (НАТО). Франция приняла участие в  общих мероприятиях по договору, хотя это тяжелым камнем легло на бюджет страны и истощило её военные ресурсы. Таким образом, возник неразрешимый конфликт между выполнением договорных обязательств перед НАТО и финансовыми  возможностями Франции. В целом  же внешняя политика Франции этого  периода получила название – политика атлантизма – подчинение франц-го курса в междунар-х делах, в вопросах обороны м вооруженных сил планам США.  После Второй мировой войны в странах Юго-Восточной Азии, включая французский протекторат Индокитай, активизировалось национально-освободительное движение. Хотя временное правительство де Голля обещало предоставить политические права всем подданным, что было подтверждено конституцией 1946, Франция поддерживала реакционный режим в Индокитае, выступавший против сил Вьетнама, которые ранее боролись за освобождение страны от японских оккупантов, а затем получили поддержку Китая. После заключения перемирия в Корее стало ясно, что Франции придется эвакуировать свои войска из Вьетнама.  В середине 1950-х годов начались волнения в Северной Африке — Тунисе, Марокко и Алжире (два первых считались французскими протекторатами, а последний — заморским департаментом Франции). В 1956 независимость получил Тунис, а в 1957 — Марокко. Армия, только что вернувшаяся из Индокитая, была переброшена в Алжир для отражения террорист-х нападений повстанцев Фронта национального освобождения (ФНО). Хотя во время предвыборной кампании Молле обещал вести мирные переговоры с повстанцами, весной 1956 он объявил в стране всеобщую мобилизацию, чтобы силой усмирить Алжир. Поскольку Египет поддерживал ФНО, Франция в отместку направила свои войска, чтобы помочь Англии в её кампании в зоне Суэцкого канала осенью 1956. Ввязавшись в этот конфликт, французское правительство утратило доверие народа и политический престиж, а также значительно истощило казну. Французская армия в Алжире при подстрекательстве и поддержке европейцев, составлявших 10 % всего общего населения этой страны, фактически перестала подчиняться правительству.

Де Голль, избранный  президентом Пятой Республики, сразу  же попытался установить мир в  Алжире. 18 марта 1968 были подписаны соглашения , предоставляющие независимость Алжиру. Де Голль стремился возродить независимый внешнеполит-й курс Франции.  По его инициативе предпринимается ряд шагов, направленных на разрядку международной напряженности. В 1959 генерал де Голль выступил за признание действующих границ по Одеру и Нейсе. В 1961 Франция отказалась присоединиться к антикубинской блокаде, проводимой США, и сохранила свое посольство в Гаване. В 1964 франц-е правительство признало КНР и осудило америк-ю интервенцию в Индокитае. В 1966 Франция вышла из военной организации НАТО. В течение последующего года были ликвидированы американские военные базы на ее территории. Большой вклад был внесен президентом де Голлем в развитие эконом-го и культурного сотрудничества Франции и СССР.

Внешнеполитический  курс при Помпиду сводился к ее участию в интеграционном процессе в западной Европы. Проводилась активная политика в странах третьего мира. Как президент республики Помпиду был сторонником голлистской независимости внешней политики от общей линии США и НАТО (Франция после выхода из военной организации оставалась членом лишь политической организации Альянса) и укрепления единой Европы, однако более прагматичен, чем де Голль. У него не было англофобии генерала, он допустил в июне 1971 Великобританию в ЕЭС (вместе с Ирландией и Данией), а 23 апреля 1972 это было утверждено общефранцузским референдумом. Однако Франция в январе 1974 вышла из европейской финансовой системы (так называемой «валютной змеи»). В общемировой внешней политике Помпиду придерживался линии де Голля на особые отношения с СССР. Впервые он побывал в Союзе с визитом ещё как премьер, в 1967, а в 1970 и 1971 Помпиду и Л. И. Брежнев обменялись государственными визитами. Во время первого из них (Помпиду в Москве, 6-13 октября 1970) был подписан Советско-французский протокол; страны обязались взаимно консультироваться по наиболее важным международным вопросам; во время второго из них (Брежнев в Париже) были подписаны «Принципы сотрудничества между СССР и Францией». Но вместе с тем Помпиду первым из западных глав государств обратил внимание на значение КНР как противовеса Советскому Союзу и, ещё до Никсона, нанёс туда официальный визит (1970). Помпиду также внёс вклад в установление отношений с арабскими странами. Однако Франции пришлось столкнуться с кризисом в 1973, когда после Войны судного дня страны ОПЕК в одностороннем порядке подняли цены на нефть.

Жискар Д*Эстьен проводил активную внешнюю политику. Он придавал большое значение дальнейшему углублению западноевропейской интеграции. При активном участии франц-го президента в конце 70-х годов в рамках ЕЭС удалось ввести европейскую денежную единицу – экю.  При его содействии была введена процедура выборов в Европарламент. Продолжали расширяться контакты с СССР. При нём Франция постепенно начала возвращаться в военные структуры НАТО, поддержав решение Совета НАТО развернуть в Европе американские ракеты средней и меньшей дальности. Премьер-министр Франции Раймон Барр провозгласил «политику жёсткой экономии», что привело к сокращению программ финансирования французского влияния за рубежом, в том числе — в странах Тропической Африки.

В области внешней  политики правительство Миттерана  выступала за разоружение и полное запрещение химического оружия.

Приоритетным  направлением во внешней политике Миттерана  стало строительство «единой  Европы». Он полностью поддержал  идею валютно-экономического и политического  союзов стран, входящих в Европейское  сообщество. В качестве второго круга  интеграции Миттеран выдвинул идею европейской  конфедерации Востока и Запада. Он ратовал за всестороннее развитие отношений  Франции с США, ФРГ и СССР. Президент  стремился также к сотрудничеству со странами третьего мира, придавая особое значение контактам с африканскими государствами.  
Основным направлением внешней политики Франции при Шираке оставалось европейское строительство. Важность ее средиземноморского направления была подтверждена тем, что свой первый визит новый президент Франции совершил в Марокко. Демонстрируя лояльность к США, он продолжил линию на сближение с НАТО. Как и при Ф. Миттеране российско-французским отношениям в течение ряда последующих лет отводилась второстепенная роль. О связи с политикой генерала де Голля напомнило в тот период лишь решение Ширака возобновить ядерные испытания на атолле Муруроа в Тихом океане летом 1995 г. для завершения серии работ по модернизации французского ядерного оружия. Эти испытания были прекращены только в начале 1996 г. после полного выполнения намеченной программы, несмотря на резкие протесты со стороны государств Тихоокеанского региона и мировой общественности.

Внешняя политика Саркози. В ходе своего первого зарубежного визита (уже в день инаугурации) Саркози, встретившийся с канцлером Германии Ангелой Меркель, призвал Германию к активизации сотрудничества. 22 мая 2007 Саркози имел первую телефонную беседу с Путиным[7]. Традиции голлизма ориентированы на «особые» партнёрские отношения с Россией. Однако ввиду декларируемого во время предвыборной кампании атлантического вектора внешней политики президента контуры политики Саркози в отношениях с Россией пока неясны. Во время предвыборной кампании Саркози в феврале 2007 года говорил о необходимости «эволюции России» в области прав человека, упомянув 200 тысяч погибших и 400 тысяч беженцев в результате чеченского конфликта. Разговор с Путиным сопровождался развёрнутым комментарием Елисейского дворца, в котором президент Саркози отозвался о России и её властях более благожелательно. Николя Саркози заявил, что «придаёт важность привилегированным отношениям между двумя странами», что Россия «великое государство» (grande nation), а Путин — «человек, с которым можно говорить», обеспечивший «стабильность России». Наблюдатели отмечают, что Путин поздравил Саркози с избранием лишь через двое суток после официального объявления итогов выборов, а лично лишь через неделю после инаугурации, выдержав определённую паузу. Вместе с тем Кремль подчеркнул необходимость поддерживать высокий уровень интенсивности франко-российского сотрудничества и диалога.  Приоритетом внешней политики Саркози является Европа, в частности Европейский союз. Именно он стал одним из авторов и активных сторонников Лиссабонского договора, изменяющего Договор об основании ЕС и Договор об основании ЕЭС, — договора, заменившего проект Европейской конституции, отвергнутый на референдумах во Франции и Нидерландах в мае-июне 2005 г. По мнению официального Парижа, данное соглашение, подписанное 13 декабря 2007 г., с одной стороны, помогает ЕС более амбициозно действовать в различных областях, с другой, — учитывает мнение французского и нидерландского народов. Тем не менее, сам характер Договора, а также способ его ратификации (парламентом Франции, собравшимся в составе конгресса 8 февраля 2008 г.) вызывает живые дебаты во французском обществе и среди политиков. Саркози также предложил выработать новую стратегию безопасности ЕС взамен принятой в 2003 г. (внутри страны Саркози начал процесс разработки новой Белой книги по национальной обороне вместо принятой в 1994 г.) Широко обсуждаются планы Саркози по полному возвращению Франции в военные структуры НАТО, однако это обусловлено развитием оборонных инициатив ЕС и реформой Альянса.  Также Саркози выступает против немедленного вступления Турции в ЕС, поскольку считает, что Европа должна быть «политическим проектом», а не «субрегионом ООН»; он подчеркивает внутренние проблемы Турции, нестабильность в регионе, неспособность ЕС принять это государство без дестабилизации своего функционирования. Кроме того, между странами существует ряд двусторонних проблем (по решению Турции французская компания «Gaz de France» вышла из проекта газопровода «Nabucco» в феврале 2008 г., Анкара объясняет это действие тем, что Париж официально признаёт геноцид армян 1915 г. в Турции; проект Средиземноморского союза, поддерживаемый Саркози, рассматривается Турцией как возможная попытка подменить средиземноморским сотрудничеством вступление в ЕС для неё). При этом Саркози всячески пытается не допустить серьёзного ухудшения отношений с Турцией, подчеркиваются дружеские исторические связи с этой страной, предлагаются различные формы сотрудничества с ЕС — «партнерство», «ассоциация». 

Саркози официально поддерживает вступление в ЕС государств Западных Балкан (кандидатов — Хорватии, Македонии и потенциальных кандидатов — Сербии, Боснии и Герцеговины, Черногории, Косово (в соответствии с резолюцией 1244 СБ ООН), Албании), но только при соблюдении ими всех критериев. Только в отношении Хорватии не будет применяться статья 88-5 Конституции Франции, согласно которой «Любой проект закона, разрешающий ратификацию договора относительно вступления государства в Европейский союз, выносится на референдум президентом Республики».  Саркози участвовал в июне 2007 года в саммите Большой восьмёрки в Германии, где выступал за независимость Косово.

Франция признала Косово 18 февраля 2008 г., на следующий  день после провозглашения независимости. При этом Париж намерен налаживать хорошие отношения и с Косово, и с Сербией и видит для  обеих стран европейскую перспективу. Саркози (как президент страны-председателя ЕС) внёс вклад в мирное урегулирование военного конфликта в Южной Осетии 2008 года, посетив Москву и Тбилиси и выработав с Дмитрием Медведевым основные пункты мирного соглашения, получившего название «План Медведева-Саркози»; впоследствии его подписали также президенты Грузии, Южной Осетии и Абхазии.

 

 

Заключение

Италия по своему экономическому потенциалу занимает место в группе ведущих промышленно развитых стран  мира, в частности, входит в состав “большой семерки”, куда, помимо Италии, входят США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания и Канада. Прежде чем экономика  Италии достигла таких результатов  н

В период после Второй мировой войны итальянская экономика значительно окрепла и утвердилась на мировом рынке. По темпам накопления Италия уступала только Японии.

Вместе с тем ряд  специфических причин исторического, политического и социального  характера замедлял и тормозил процесс  экономического роста. Поэтому динамика развития народного хозяйства характеризовалась  сменой высоких темпов роста производства экономическими спадами и стагнацией. Так, высокая общехозяйственная  конъюнктура 60-х годов была прервана спадом и депрессией 70-х годов, а  впоследствии затяжным кризисом начала 80-х годов, из которого страна вышла только в середине десятилетия.    

 При изучении проводившегося  в Италии в послевоенный период  курса экономической политики  необходимо исходить из того  положения, что к концу второй  мировой войны в итальянской  экономике существовал ряд проблем.

Итак, основной вопрос , возникший с окончанием войны, и соответственно задача, стоявшая перед правительствами послевоенного периода, заключалась в том , чтобы разрешить этот комплекс проблем.

К концу Второй мировой войны почти половина трудоспособного населения была занята в сельском хозяйстве. Однако с 1950-х годов итальянская экономика претерпела сильные изменения, и к 1990-м годам обрабатывающая и горнодобывающая промышленность вместе со строительством давали уже около 33% ВВП, а непроизводственная сфера (включая торговлю, банковскую деятельность и управление) – еще 63%, в то время как доля сельского хозяйства сократилась до 4%. В период с 1950 по 1964 объем промышленного производства почти удвоился. Готовые промышленные товары в качестве главных статей экспорта заменили полуфабрикаты, при этом возрос объем импорта сырья и средств производства. В период с 1963 по 1974 рост производства составлял 4,7% в год. В начале 1970-х годов Северная Италия превратилась в один из самых развитых промышленных районов Европы.

Вступление в т.н. Общий  рынок (Европейское экономическое  сообщество) в 1957 стало важным фактором увеличения объема итальянского экспорта.

Внутренний валовой продукт (ВВП) Италии, т.е. общий объем рыночных товаров и услуг, в 1991 (по данным последней  переписи) оценивался в 976 млрд. долл. В  расчете на душу населения ВВП  составлял 16 896 долл. (во Франции – 18 227, в Германии – 19 500 долл.). В 1991 на долю личного потребления приходилось 62% ВВП, на долю государственного – 17%, а на инвестиции – почти 20%.

Еще одна важная структурная  проблема была связана с углублением  разрыва между уровнями объема производства и благосостояния на Севере и Юге. После 1945 в южной части Италии произошли радикальные социальные и экономические изменения. Численность  сельского населения в 1950–1960-е  годы там уменьшилась вследствие его оттока в растущие промышленные города Северной Италии, в другие страны ЕС и США, тогда как доходы, уровень  жизни, уровень образования и  занятости повысились.

Другая важная особенность  Италии в том что мероприятия итальянского правительства по всей экономике направлены на обеспечение прибылей монополиям, на сохранение и упрочнение их господствующего положения в экономике страны.


Информация о работе Франция (1945-2011)