Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:32, доклад
Политическая система Федеративной Республики Германия стала успешной моделью государственного устройства и популярным «экспортным товаром». Опорами германской демократии являются: приоритет основных прав человека, законодательное закрепление принципов демократического, социального и федеративного государства, а также учреждение высшего суда, следящего за соблюдением конституции.
Местонахождение: Центральная Европа
Площадь: 357 031 кв.км
Сопредельные государства:, Дания, Франция, Люксембург, Нидерланды, Австрия, Польша, Швейцария, Чешская республика
Самая высокая точка: гора Цугшпитце 2962 м
Крупные реки: Рейн 865 км, Эльба 700 км, Дунай 647 км, Майн 524 км
Полезные ископаемые: каменная соль, калийная соль, бурый уголь, каменный уголь
Население: 82,3 млн. (из них 14% младше 15 лет, 20% старше 65; 42 млн. – женщины; 88% - горожане и жители крупных промышленных регионов)
Плотность населения: 231 житель на 1 кв.км
Коэффициент фертильности: 1,3 ребенка на одну женщину
Продолжительность жизни: мужчины – 77 лет, женщины – 82 года
Религии: христиане 66% (католики 33%, протестанты 33%), мусульмане 3%, иудеи 0,1%
Форма государства: парламентская республика, демократическое федеральное государство
Столица: Берлин
Глава государства: Президент Кристиан Вульф (с 2010)
Парламент: Бундестаг (614 депутатов) Бундесрат (69 депутатов)
Избирательное право: с 18 лет (в местные органы частично с 16 лет)
Глава правительства: Бундесканцлер Ангела Меркель (с 2005)
Административное деление: 16 федеральных земель
Денежная единица: евро
Валовый внутренний продукт: $3 триллиона 649 миллиардов (2008), $3 триллиона 235 миллиардов (2009)
ВВП на душу населения: $35.900 (2008) $34.200 (2009)
Доли ВВП: услуги 69,5%, промышленность и строительство 29,6%, сельское хозяйство 0,9%
Уровень безработицы: 7.8% (2008), 8.2% (2009)
Инвестиции: 18.9% ВВП (2009)
Экспорт: $1 триллион 498 миллиардов (2008), $1 триллион187 миллиардов (2009)
Импорт: $1 триллион 232 миллиарда (2008) $1 триллион 022 миллиарда (2009)
Важнейшие экспортируемые товары: автомобили и запчасти, станки, химические изделия
Сеть автомобильных дорог: 230 800 км; автомагистрали 11 800 км
Сеть железных дорог: 44 400 км
Внутреннее судоходство: 7500 км; важнейшие порты: Дуйсбург и Магдебург
Важнейшие морские порты: Гамбург, Вильгельмсхафен, Бремен, Росток, Любек
Воздушное сообщение:18 международных аэропортов; крупнейший аэропорт: Франкфурт-на-Майне
Велосипедные дорожки: 40 000 км
Политическая система Федеративной Республики Германия стала успешной моделью государственного устройства и популярным «экспортным товаром». Опорами германской демократии являются: приоритет основных прав человека, законодательное закрепление принципов демократического, социального и федеративного государства, а также учреждение высшего суда, следящего за соблюдением конституции.
Политическая cистема Федеративной Республики Германия представляет собой вторую по счету демократическую систему в германской истории. Отцы-основатели Федеративной Республики, заседавшие в Парламентском совете, при выработке новой конституции, Основного закона, учли уроки краха первой демократии, Веймарской республики, и национал-социалистской диктатуры. В 1949 г. новое политическое и государственное устройство было утверждено в западной части разделенной на два государства Германии. Однако в Основном законе, который был задуман поначалу как временная конституция, сохранялась цель воссоединения Германии «в условиях самоопределения».
Вторая германская демократия имела успех. Причин тому было множество, в том числе понимание ценности свободного образа жизни после пережитой диктатуры и стремление быть принятым в ряды демократических соседних государств. Однако немалая доля этого успеха заложена в конституции Германии, которая по-немецки называется Основным законом (Grundgesetzt). Когда более чем 40 лет спустя раскол страны был преодолен, Основной закон стал конституцией объединенной Германии.
Основной закон обязывает органы законодательной власти придерживаться конституционного строя, а органы государственного управления – правовых норм и законов. Особое значение имеет статья 1 Основного закона. Она постулирует в качестве высшего блага конституционного строя уважение человеческого достоинства: «Достоинство человека неприкосновенно. Уважать и защищать его - обязанность всей государственной власти». Другие основные права гарантируют, в частности, свободу действий в рамках законов, равенство всех людей перед законом, свободу печати и СМИ, свободу союзов и защиту семьи.
Основной закон определяет четыре принципа, на которых зиждется политическое и государственной устройство Германии:
1) Формой правления, согласно Основному закону, является представительная демократия, что означает, что народ осуществляет свою власть через специальные органы.
2) Основной закон определяет Германию как правовое государство: все действия государственных органов подлежат судебному контролю.
3) Германия – федеративное государство; это означает, что властные полномочия распределены между федеральными землями и центральной властью.
4) Основной закон определяет Германию как социальное государство. Это означает, что государство обеспечивает своим гражданам достойный уровень жизни и достаточные средства существования в случае безработицы, инвалидности, болезни и старости.
Особенностью германского Основного закона является то, что вышеперечисленные основные конституционные приниципы имеют так называемый «вечный характер». На основные права, демократическую форму правления, принципы федеративного и социального государства нельзя посягать при внесении последующих поправок в Основной закон и даже при создании совершенно новой конституции.
Германское федеративное государство – сложное образование. Оно состоит из централизованного государственного уровня в виде федерации и 16 земель:
Северный Рейн-Вестфалия (столица – Дюссельдорф), Бавария (Мюнхен), Баден-Вюртемберг (Штутгарт), Нижняя Саксония (Ганновер), Гессен (Висбаден), Саксония (Дрезден), Рейнланд-Пфальц (Майнц), Берлин (город на правах земли), Саксония-Анхальт (Магдебург), Тюрингия (Эрфурт), Бранденбург (Потсдам), Шлeзвиг-Гoльштeйн (Киль), Мекленбург-Передняя Померания (Шверин), Гамбург (город на правах земли), Саар (Саарбрюккен), Бремен (город на правах земли). Каждая из земель, входящих в состав федерации, имеет свою конституцию и парламент – ландтаг. Земли не являются суверенными государствами и не имеют права на отделение.
Земли ФРГ, будучи относительно самостоятельными субъектами федерации, автономно определяют структуру своих органов исполнительной власти. Как правило, во главе этих структур находятся избираемые парламентами премьер-министры земель, которые формируют земельные правительства. В пределах своей компетенции эти правительства формально полностью независимы от правительства ФРГ. В вопросах, относящихся к ведению федерации, на них возложено исполнение соответствующих общенациональных законов.
Федеральные земли подразделяются на общины, им гарантируется право коммунального самоуправления. Однако государственное устройство Германии не трех-, а двухступенчатое, состоящее из земельного и федерального уровней. Муниципальные органы власти и управления подчинены земельным правительствам и решают вопросы, отнесенные к ведению самих земель.
Основной закон детальным образом закрепляет распределение полномочий: то, чем занимается федерация, и то, чем занимаются земли. В этом плане федеративное устройство Германии схоже с другими федеративными государствами. Общественная жизнь базируется в основном на федеральных законах. Граждане же – согласно принципу субсидиарности – почти всегда имеют дело с земельными властями и местными (коммунальными) администрациями, которые действуют по поручению земель. Причина этого кроется в стремлении Основного закона объединить преимущества централизованного государства с преимуществами федеративного государства. Граждане других государств в повседневной жизни намного чаще имеют дело с представителями федеральных властей.
Основной закон требует схожести жизненных условий по всей Германии. Эти жизненные условия определяются в основном экономической и социальной политикой. Поэтому эти сферы регулируются главным образом федеральными законами. В этом плане германское федеративное государство схоже с централизованным. Тем не менее земли контролируют большую часть общегосударственного потенциала управления. В германской системе управления доминируют таким образом федералистские элементы. Земельные органы управления, с одной стороны, исполняют законы данной земли, что типично для федеративного государства. А кроме того, – что совершенно нетипично для федеративного государственного устройства – они исполняют еще и большинство федеральных законов. Для характеристики германского федеративного государства подходят поэтому такие формулировки, как «унитаристское» или «скрытое» федеративное государство. Три общегосударственные задачи земли выполняют совершенно самостоятельно: ведают делами школьного образования, в основном также делами высшей школы; вопросами внутренней безопасности, в том числе полицией; строительством системы коммунального самоуправления. В широко очерченных правах Бундесрата на участие в принятии решений земли видят компенсацию тому преимуществу, которое имеет федерация в сфере законодательства.
Бундестаг – избираемое представительство немецкого народа. В техническом плане половина из 598 депутатских мандатов предоставляется в соответствии с результатами выборов по земельным партийным спискам (вторые голоса), другая половина – по результатам выборов конкретных кандидатов в 299 избирательных округах (первые голоса). Такое распределение ничего не меняет в ключевой роли партий в избирательной системе. Лишь те кандидаты в избирательных округах имеют шансы на успех, которые принадлежат к той или иной партии. Число депутатов от той или иной партии призвано отражать распределение голосов избирателей. Для того, чтобы не осложнять картину большинства из-за мелких и очень мелких партий, вводится так называемый пятипроцентный барьер, который не позволяет этим партиям пройти в парламент.
Бундестаг – это германский парламент. Его депутаты образуют фракции и выбирают из своих рядов председателя Бундестага. Перед Бундестагом стоит задача избрать федерального канцлера и поддерживать его затем на этом посту путем одобрения его политики. Бундестаг может сместить канцлера, отказав ему в доверии. В этом он схож с другими парламентами. Не играет также большой роли разница в том, что в Германии канцлер избирается, а в Великобритании или в других парламентских демократиях назначается главой государства. В других парламентских демократиях главой правительства, который может опираться на парламентское большинство, всегда назначается лидер той или иной партии.
Вторая большая задача, стоящая перед депутатами Бундестага, – выработка законодательства. Начиная с 1949 г. в парламент были внесены около 8.400 законопроектов, им приняты свыше 6.000 законодательных актов. Преимущественно речь идет о поправках к законам. Большинство законопроектов было предложено федеральным правительством. Меньшая часть была внесена самим Бундестагом или Бундесратом. И в этом плане Бундестаг похож на парламенты других демократий, так как в основном принимает законы, предложенные федеральным правительством. Тем не менее Бундестаг в меньшей степени олицетворяет собой тип дебатирующего парламента, характерного, например, для британской парламентской культуры. Он отвечает скорее типу рабочего парламента.
Специализированные комитеты Бундестага очень интенсивно и со знанием дела обсуждают внесенные в парламент законопроекты. В этом плане деятельность Бундестага напоминает чем-то деятельность американского Конгресса, служащего прототипом рабочего парламента.
Третья большая задача, стоящая перед Бундестагом, – контроль за деятельностью правительства. Зримый для общественности парламентский контроль осуществляет парламентская оппозиция. Менее зримую, но не менее эффективную часть контрольных функций берут на себя депутаты правящих партий, которые за закрытыми дверями залов заседаний задают критические вопросы представителям своего правительства.
Бундесрат – это представительство земель, своего рода верхняя палата, существующая наряду с Бундестагом. Он должен обсуждать каждый федеральный закон. Как палата земель Бундесрат имеет те же функции, что и верхняя палата в других федеративных государствах, которая в большинстве случаев называется сенатом. В состав Бундесрата входят исключительно представители земельных правительств. Число голосов у той или иной земли в весьма приблизительной форме отражает численность населения данной земли. У каждой земли минимум 3 голоса, земли с большим населением имеют до 6 голосов. Самая маленькая земля Бремен насчитывает 660.000 жителей, самая большая – Северный Рейн-Вестфалия – свыше 18 млн.
Бундесрат участвует в выработке федеральных законов. При этом он отличается от верхних палат других федеративных государств. Основной закон предусматривает два способа участия Бундесрата в законодательной деятельности. Федеральные законы, создающие для земель дополнительные управлеченские расходы или заменяющие действовавшие до сих пор земельные законы, подлежат одобрению со стороны Бундесрата. Бундесрат должен одобрить закон, принятый Бундестагом, чтобы тот мог вступить в силу. Здесь Бундесрат имеет статус равноправного с Бундестагом законодательного органа. В настоящее время свыше 50 проц. всех законов требуют одобрения со стороны Бундесрата. Поскольку федеральные законы в принципе исполняются земельными органами управления, то важнейшие и связанные с большими расходами законы, затрагивают управленческий суверенитет земель. Эти законы, требующие одобрения со стороны Бундесрата, следует отличать от законов, против которых он может возражать. Последние Бундесрат может, в частности, отклонить. Однако Бундестаг может отвергнуть возражение Бундесрата тем же большинством голосов, что и Бундесрат: простым (абсолютным) или квалифицированным (в две трети голосов).
Кроме классического разделения властей по горизонтали – на законодательную, исполнительную и судебную, власть в ФРГ разделена «по вертикали» - существуют федеральные органы управления, органы управления 16 федеральных земель, органы власти районов (в ФРГ их представляют крупные административно-
Модель местного самоуправления Германии, как и модель ее политического устройства в целом, считается одной из самых эффективных в мире. Местное самоуправление Германии, полагают эксперты, является одним из базовых элементов общества и государства и успешно справляется с возлагаемыми на него задачами.