Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:32, доклад
Политическая система Федеративной Республики Германия стала успешной моделью государственного устройства и популярным «экспортным товаром». Опорами германской демократии являются: приоритет основных прав человека, законодательное закрепление принципов демократического, социального и федеративного государства, а также учреждение высшего суда, следящего за соблюдением конституции.
4. Преобразование системы управления в государственную службу со следующими квалификационными признаками: результативность — экономичность — сервисная направленность.
Данный тезис означает
экономическое регулирование административных процедур;
менеджмент качества и контроллинг административных действий;
решение задач в условиях конкуренции внутри одного или между несколькими ведомствами;
поддержка направленных на результаты и оцениваемых результатами деятельности административных действий путем заключения соглашения о целях.
Программа административных реформ не исчерпывается надеждой на получение результатов рационализации с помощью новых инструментов регулирования. Все надежды на преобразования в системе основываются на человеке, работнике системы управления и его личных творческих качествах. Радикальная перестройка государственной службы направлена на формирование нового типа рабочей силы, которую можно гибко и на определенный срок использовать в соответствии с потребностями. Это предполагает уменьшение степени политического руководства системой управления, сокращением ее иерархической структуры и так называемый "контрактный менеджмент", т.е. соглашение с работниками об услугах или продуктах, которые они должны производить.
Критики проводимых реформ в области государственного управления указывают на неуместность уподобления государства экономической структуре и гипертрофированную направленность модернизации в расчете на экономическую пользу. Результаты работы системы управления государством невозможно выразить в долларах и центах.
Правительство Ангелы Меркель провело самую крупную конституционную реформу со времен вступления в силу Основного закона 1949 года. Цель реформы – обеспечение более эффективного взаимодействия федерального центра и земель с более четким разделением полномочий. Реформа призвана повысить конкурентоспособность Германии. В общем и целом федеральное устройство себя оправдало, говорит Меркель, однако за 60 лет возникли новые реалии, и есть необходимость в модификации существующей системы. С 2004 года совместная комиссия бундесрата и бундестага разрабатывала проект реформы. «Большая коалиция» включила в коалиционный договор пункт о проведении уже подготовленной реформы. Были изменены 25 статей Основного закона, кроме того, необходимо внести поправки в 21 федеральный закон, чтобы привести их в соответствие с новой конституцией.
На правительственном сайте цели «реформы федерализма» сформулированы следующим образом:
1. Улучшение способности к действию и принятию решений
В последние десятилетия законодательный процесс давался очень тяжело и сопровождался длительными переговорами заинтересованных сторон. Отчасти эти трудности возникали из-за необходимости утверждения все большего числа законов бундесратом. Многим законопроектам вообще угрожала «блокада», поскольку большинство в бундестаге и большинство в бундесрате стояли на совершенно разных политических полюсах. Благодаря реформе число законопроектов, которые необходимо согласовывать с бундесратом для вступления их в силу, сокращено с 60% до 35-40%.
2. Более четкое распределение политической ответственности
Гражданам должно быть понятно, кто за что отвечает в политической сфере. Поэтому полномочия бундестага и бундесрата будут определены и разделены более четко.
3. Более эффективное и целесообразное выполнение задач
«Пакт о национальной стабильности» обязывает федеральный центр и земли к единству позиций и дисциплинированности в выполнении общих задач. Это единство особенно важно в отношениях с Европейским Союзом. В частности, выплаты по штрафным санкциям Европейского Союза делятся между землями и центром – этот механизм четко регламентирован новыми законами. Механизмы смешанного финансирования отдельных проектов землями и центром также были пересмотрены и более четко расписаны.
Перед правительством «большой коалиции» стоит задача модернизации системы социального обеспечения и страхования, необходимость которой вызвана старением населения. На сегодняшний день около 17% населения составляют люди старше 65 лет, в 2050 году, по прогнозам, их будет около 30%, при этом число лиц преклонного возраста (от 80 и старше) составит около 12%. Число тех, кто платит социальные налоги, стремительно сокращается. Выход из данной ситуации правительство видит в создании новых рабочих мест и мерах по увеличению привлекательности работы в сфере бизнеса, кроме того, в справедливом распределении финансовой «нагрузки» между поколениями. Реформа в этой сфере также была внесена в коалиционный договор, подписанный двумя правящими партиями.
Большое внимание уделяется развитию инновационной сферы. Идеи должны стать ходовым товаром, а пути от идеи к промышленному воплощению стать намного короче. Правительство определило 17 наиболее перспективных отраслей- «отраслей будущего» и собирается создать удобные рамочные условия и стимулы для развития как отдельных инновационных стратегий, так и инновационной сферы в целом. Эти улучшенные условия создаются путем реформирования налогообложения предприятий и сокращения бюрократии. Процедура финансирования исследовательских проектов банками и инвесторами должно быть облегчено.
Правительство выделит около 15 миллиардов евро на развитие инновационной сферы до 2009 года. Правительство собирается поставить на постоянный текущий контроль развитие инновационной сферы – чтобы своевременно вносить коррективы в свою политику по ее поддержке.
Будущее решающим образом зависит от профессиональной квалификации людей, поэтому правительство собирается инвестировать «в головы». Высшим приоритетом является образование и высшее образование. Вузам будут выделяться средства для улучшения качества образования. Особую поддержку будут оказывать талантам. Хорошие условия для работы ученых должны сделать Германию привлекательной для специалистов и ученых из других стран.
Федеральный президент представляет Федеративную Республику Германия в качестве главы государства. Он представляет страну на международной арене, назначает членов правительства, судей и высокопоставленных государственных чиновников. После его подписи законы вступают в силу. Он отправляет правительство в отставку и имеет право – как это произошло летом 2005 г. – в исключительных случаях досрочно распустить парламент. Именно федеральный президент формально вносит в парламент кандидатуру канцлера и затем приводит его к присяге. Он даже может распустить парламент, если кандидатура канцлера не будет утверждена. В реальной жизни этого ещё ни разу не происходило. Президент назначает и увольняет министров - но только по представлению канцлера.
Реальной властью президент Германии не располагает, выполняя представительские и церемониальные функции. Прерогативой президента является право помилования осужденных преступников. Он стоит над партиями и их сиюминутными политическими интересами. Несмотря на его представительские функции, каждая из политических партий Германии считает своим большим успехом, если федеральный президент избран из ее рядов.
Основной закон не предоставляет федеральному президенту право вето, подобно тому, какое имеет президент США или президенты других стран в отношении законодательных решений парламентских органов. Федеральный президент подтверждает, правда, парламентские решения и кадровые предложения правительства. Однако он контролирует только то, чтобы они появились на свет правильным путем, согласно предписаниям Основного закона.
Федеральный президент выполняет свои функции в течение пяти лет, он может быть переизбран на второй срок. Его избирает Федеральное собрание, которое состоит, во-первых, из депутатов Бундестага, а, во-вторых, из такого же числа членов, избранных парламентами 16 федеральных земель.
Последние выборы Федерального Президента состоялись досрочно: 30 мая 2010 года неожиданно для многих подал в отставку Хорст Кёллер, занимавший президентскую должность с 2004 года. О причинах, вынудивших его пойти на этот шаг, до сих пор гадают все немецкие политологи. В настоящее время (со 2 июля 2010года) бундеспрезидентом ФРГ является Кристиан Вульф
17 февраля 2012 года Кристиан Вульф подал в отставку с поста президента Германии из-за обвинений в коррупционных связях с рядом бизнесменов в период работы премьер-министром Нижней Саксонии. СМИ писали, что отставка Вульфа стала неприятной неожиданностью для Меркель, которая в свое время лично настояла на его избрании вопреки сопротивлению оппозиции и партнеров по коалиции. В то же время отмечалось, что, несмотря на скандал, рейтинг самой Меркель и возглавляемого ей ХДС оставался высоким (партия пользовалась поддержкой 38 процентов жителей Германии) . В качестве нового президента Меркель поддержала кандидатуру Иоахима Гаука (Joachim Gauck), выдвинутую социал-демократами и "Зелеными".
Федеральный канцлер - единственный избираемый член федерального правительства. Конституция предоставляет ему право самостоятельно выбирать министров в качестве руководителей важнейших политических органов власти. Кроме того, канцлер определяет число министерств и закрепляет за ними сферы ответственности. Он обладает директивной компетенцией, которая дает канцлеру право предписывать основные направления правительственной деятельности, которых следует придерживаться в обязательном порядке. Благодаря этим полномочиям федеральный канцлер обладает арсеналом руководящих средств, который можно сравнить с властью президента в демократическом государстве с президентской формой правления.
Парламентский совет, принявший в 1949 г. Основной закон, взял за образец для поста федерального канцлера пост британского премьер-министра. Последний обладает такими же властными полномочиями, как и канцлер, однако в действительности у канцлера значительно меньше власти, чем у премьер-министра. В рамках парламентской системы Великобритании всегда правит только одна партия, так как британская мажоритарная избирательная система создает благоприятные условия для сильнейшей партии. В Бундестаге, как правило, ни одна партия не имеет абсолютного большинства голосов. Поэтому для избрания канцлера обычно необходима коалиция, то есть союз различных партий.
Избранию канцлера предшествуют детальные консультации между партиями, которые желают править вместе. В ходе них, в частности, речь идет о том, как будут распределены министерства между партиями, какие министерства следует сохранить и какие создать заново. Сильнейшей партии в рамках правительственной коалиции предоставляется право выдвинуть кандидатуру федерального канцлера. Далее партии договариваются о проектах, которые они в ближайшие годы намерены осуществить. Результаты коалиционных переговоров находят свое отражение в коалиционном договоре. Лишь после этого избирается федеральный канцлер. Переговоры между правящими партиями подготавливают решения федерального правительства, партии следят также за их исполнением. Если запасы политических точек соприкосновения исчерпываются до очередных выборов в Бундестаг, становится актуальным освобождение федерального канцлера от должности. Наряду с освобождением действующего канцлера от должности в результате – конструктивного – вотума недоверия необходимо одновременно избрать нового канцлера. Такой наступательный характер вотума недоверия заставляет представленные в Бундестаге партии формировать дееспособное правительственное большинство еще до свержения канцлера. Попытка свергнуть канцлера предпринималась дважды, лишь один раз, в 1982 г. , она удалась: тогдашнему канцлеру Гельмуту Шмидту (СДПГ) был вынесен вотум недоверия, вместо него был избран Гельмут Коль (ХДС).
Федеральный канцлер, однако, в любое время может поставить в Бундестаге вопрос о доверии, чтобы проверить, пользуется ли он еще безоговорочной поддержкой правящих партий. Если он терпит поражение при голосовании по этому вопросу, т.е. если часть правительственного большинства отворачивается от канцлера, тогда решение о том, распустить ли Бундестаг и назначить ли новые парламентские выборы, принимает федеральный президент. Федеральный президент может также призвать представленные в Бундестаге партии попытаться сформировать новое правительство.
Действительного поражения при голосовании по вопросу о доверии в истории Федеративной Республики еще никогда не было. Однако трижды имело место заранее обговоренное поражение. Депутаты от правящих партий или министры воздерживались при голосовании, чтобы таким образом свалить правительство (1972 г., 1982 г., 2005 г.). Такой путь выбирался для того, чтобы добиться досрочных новых выборов в Бундестаг, которые иначе – согласно конституции – были бы невозможны. Такой путь возможен лишь с одобрения федерального президента и не является бесспорным. Еще в 1983 г. Федеральный конституционный суд подчеркнул, что здесь речь идет о сомнительной, нежелательной в конституционном плане процедуре. В 2005 г. также было предпринято обращение в высшую судебную инстанцию, однако конституционные судьи отклонили жалобу двух депутатов по этому вопросу.
22 ноября 2005 г. Германский Бундестаг избрал Ангелу Меркель федеральным канцлером Федеративной Республики Германия. Она возглавляет «большую коалицию» в составе ХДС/ХСС и СДПГ. Ангела Меркель – первая женщина во главе германского федерального правительства. Вице-канцлером и министром труда и социальных дел стал Франц Мюнтеферинг (СДПГ). В состав правительства в качестве федеральных министров входят 5 женщин и 10 мужчин. ХДС/ХСС как единая фракция представлены 6 министрами, а также главой Ведомства федерального канцлера. В руках СДПГ 8 министерств, в том числе и федеральное министерство иностранных дел, которое возглавляет Франк-Вальтер Штайнмайер. В 16-м легислатурном периоде федеральное правительство поставило перед собой цель санировать госбюджет и сократить госдолг. Перед этим с помощью 25-миллиардной инвестиционной программы должен быть дан новый импульс экономике. Еще одна главная тема «большой коалиции» - сокращение безработицы. В политической повестке дня намечены также реформа федеративного устройства страны, налоговая реформа и реформа систем социальной защиты.
http://www.gmu-countries.ru/
Василенко И. Административно-