При упрощенном порядке лицензирования
соискатель не представляет документы,
подтверждающие его соответствие лицензионным
требованиям. Срок рассмотрения документов
сокращен до 15 дней. Переход на упрощенную
систему носит уведомительный характер.
В последующем лицензиат освобождается
от плановых проверок выполнения им лицензионных
требований и условий лицензирующим органом.
Введение упрощенной процедуры
лицензирования, обусловлено общей тенденцией
снижения контроля за предпринимательской
деятельностью и необходимостью исключения
дублирования государственных функций,
ведь наличие договора страхования ответственности
или сертификата соответствия определенным
требованиям предполагает, что требования,
предъявляемые к лицу при получении лицензии,
также выполняются.
3.2 Основания и порядок приостановления
действия и аннулирование лицензии
Лицензирующие органы вправе
приостанавливать действие лицензии в
случае выявления лицензирующими органами
неоднократных нарушений или грубого
нарушения лицензиатом лицензионных требований
и условий.
Лицензирующий орган обязан установить
срок устранения лицензиатом нарушений,
повлекших за собой приостановление действия
лицензии, который не может превышать
шести месяцев. В случае, если в установленный
срок лицензиат не устранил нарушения,
лицензирующий орган обязан обратиться
в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Лицензиат обязан уведомить в письменной
форме лицензирующий орган об устранении
им нарушений, повлекших за собой приостановление
действия лицензии. Лицензирующий орган,
приостановивший действие лицензии, принимает
решение о возобновлении ее действия и
сообщает об этом в письменной форме лицензиату
в течение трех дней после получения соответствующего
уведомления и проверки устранения лицензиатом
нарушений, повлекших за собой приостановление
действия лицензии.
Срок действия лицензии на время приостановления
ее действия не продлевается.
Аннулирование лицензии возможно:
1. Во внесудебном порядке. Лицензирующие
органы могут аннулировать лицензию, без
обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом
в течение трех месяцев государственной
пошлины за предоставление лицензии.
2. В судебном порядке.
То есть решением суда на
основании заявления, лицензирующего
органа в случае, если нарушение
лицензиатом лицензионных требований
и условий повлекло за собой
нанесение ущерба правам, законным
интересам, здоровью граждан, обороне
и безопасности государства, культурному
наследию народов Российской
Федерации и (или) в случае, если
в установленный срок лицензиат
не устранил нарушения, в связи
с которыми действие лицензии
было приостановлено. Одновременно
с подачей заявления в суд
лицензирующий орган вправе приостановить
действие указанной лицензии
на период до вступления в
силу решения суда.
Решение о приостановлении действия лицензии,
об аннулировании лицензии или о направлении
заявления об аннулировании лицензии
в суд доводится лицензирующим органом
до лицензиата в письменной форме с мотивированным
обоснованием такого решения не позднее
чем через три дня после его принятия.
Решение о приостановлении
действия лицензии и об аннулировании
лицензии может быть обжаловано в порядке,
установленном законодательством Российской
Федерации.
Лицензия теряет юридическую
силу в случае ликвидации юридического
лица или прекращения его деятельности
в результате реорганизации, за исключением
его преобразования, либо прекращения
действия свидетельства о государственной
регистрации гражданина в качестве индивидуального
предпринимателя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На Правительство РФ возложена
важная функция урегулирования лицензионных
правоотношений путем утверждения положений
о лицензировании конкретных видов деятельности.
Каждый лицензируемый вид деятельности
предполагает наличие особых условий
и требований, которые должны выполняться
и соблюдаться при осуществлении лицензируемых
видов деятельности. Истории лицензирования
в России известен негативный опыт регулирования
лицензионных правоотношений множеством
разноуровневых нормативных актов, поэтому
принцип установления лицензионных требований
и условий положениями о лицензировании
конкретных видов деятельности играет
важную роль в правоприменительной лицензионной
практике, позволяя хозяйствующим субъектам
эффективно осуществлять свою деятельность
в соответствии с лицензионными требованиями
и условиями, тем самым, обеспечивая соблюдение
прав и свобод граждан и интересов государства.
Для эффективного развития
современной экономики необходимо четкое
установление пределов действия института
лицензирования без чрезмерного расширения
или необоснованного сокращения лицензируемых
видов деятельности. Это связано, прежде
всего, с тем, что избыток лицензируемых
видов деятельности порождает так называемые
административные барьеры, которые мешают
развитию государства с рыночной экономикой.
В настоящее время пришло осознание того,
что государственное влияние эффективнее
тогда, когда устанавливаются общие правовые
рамки деятельности, в которых предоставляется
полная свобода предпринимательской инициативе.
При этом очень важны детальная правовая
регламентация указанного явления на
федеральном уровне и единый законодательный
подход к формированию перечня лицензируемых
видов деятельности.
Основными эффектами лицензирования
можно считать избирательный допуск лиц
к осуществлению лицензируемой деятельности,
усиление ответственности за нарушение
лицензионных требований и условий, использование
государством полученных в процессе лицензирования
информации и средств, ограничение конкуренции
и укрупнение структуры рынка.
Негативные эффекты лицензирования
связаны, как правило, с особенностями
работы государственных органов. Ввиду
чего, государственное вмешательство
целесообразно тогда, и только тогда, когда
предельная ценность его результата для
общества не меньше предельной ценности
общественных затрат.
Таким образом, Закон о лицензировании
(перечень лицензируемых видов деятельности,
работ и услуг по видам деятельности),
имеет принципиальное значение для всего
процесса лицензирования, поскольку если
какой-либо конкретный вид деятельности
не включен в рассматриваемый перечень,
то, соответственно, вопрос о процедуре
лицензирования отпадает сам собой.
Закон направленного на установление
единых норм правового обеспечения в сфере
лицензирования, упрощение порядка лицензирования,
сокращение перечня лицензируемых видов
деятельности, недопущения определения
работ и услуг по лицензируемым видам
деятельности в подзаконных актах, обеспечивающего
единство экономического пространства
на всей территории Российской Федерации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННО ЛИТЕРАТУРЫ
1 Гражданского кодекса Российской
Федерации от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 24.02.2010)
2 Федеральный закон от 08.08.2001
№ 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов
деятельности» (ред. от 29.12.2010) ;
3 Закон Российской Федерации
от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (ред. от
02.02.2011г);
4 Федеральный закон от 26.08.1996
N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном
образовании» (ред. от 03.12.2011г);
5 Федеральный закон от 21.11.1995
N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (ред. от 19.07.2011);
6 Федеральный закон от 24.04.1995
N 52-ФЗ «О животном мире» (ред. от 21.11.2011г);
7 Федеральный закон от 13.12.1996
N 150-ФЗ «Об оружии» (ред. от 05.04.2011);
8 Федеральный закон от 18.07.1999
N 183-ФЗ «Об экспортном контроле» (в ред. от 29.06.2004 N 58-ФЗ);
9 Федеральный закон от 08.12.2003
N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования
внешнеторговой деятельности» (ред. от 11.07.2011);
10 Федерального закона от 22.04.1996
N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (ред.от 01.07.2011);
11 Закон Российской Федерации
от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового
дела в Российской Федерации» (ред. от
30.11.2011);
12 Закон Российской Федерации
от 20.02.1992 N 2383-1 «О товарных биржах и биржевой
торговле»(ред. от 10.07.2011г);
13 Федеральный закон от 07.07.2003
N 126-ФЗ «О связи» (ред.от 06.12.2011г);
14 Федеральный закон от 22.11.1995
N 171-ФЗ «О государственном регулировании
производства и оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции»
(ред. от 21.07.2011г);
15 Закон Российской Федерации
от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне»
(ред. от 08.11.2011г);
16 Федеральный закон «О банках
и банковской деятельности» от 02.12.1990 N
395-1(ред.06.12.2010г);
17 Багандов А.А. Особенности
осуществления лицензирующими органами
правореализующей деятельности и лицензионный
контроль // Законодательство и экономика.
- 2009. - N 1.
18 Воронов А.В., Трофименко
И.Н. Некоторые проблемы лицензирования
// Юридический мир. - 2008. - N 12. - С. 29.
19 Гущин А.В. Лицензирование
предпринимательской деятельности
// Вестник МГИУ. - 2008. - Выпуск N 3. - С.295.
20 Малахов С.А. Лицензирование
деятельности в механизме государственного
регулирования - Волгоград, 2007.
21. Спектр Е.И. Лицензирование
в Российской Федерации: правовое
регулирование. - М.: Юстицинформ, 2007.
22. Хуторецкий Р. Лицензирование
в гражданском праве // Право и жизнь. -
2010. - N 29.
1 Спектр Е.И. Лицензирование
в Российской Федерации: правовое регулирование.
- М.: Юстицинформ, 2007.
2 Гущин А.В. Лицензирование предпринимательской
деятельности // Вестник МГИУ. - 2003. - Выпуск
N 3. - С. 78.
3 Воронов А.В., Трофименко И.Н. Некоторые
проблемы лицензирования // Юридический
мир. - 2008. - N 12. - С. 29.
4 Гражданского кодекса Российской
Федерации от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 24.02.2010)
5 Федеральный закон от 08.08.2001
№ 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов
деятельности» (ред. от 29.12.2010)
6 Хуторецкий Р. Лицензирование
в гражданском праве // Право и жизнь. -
2010. - N 29
7 Гущин А.В. Лицензирование предпринимательской
деятельности // Вестник МГИУ. - 2008. - Выпуск
N 3. - С.295
8 Малахов С.А. Лицензирование
деятельности в механизме государственного
регулирования - Волгоград, 2007.
9 . Багандов А.А. Особенности осуществления
лицензирующими органами правореализующей
деятельности и лицензионный контроль
// Законодательство и экономика. - 2009. -
N 1.