Лицензирование деятельности субъектов предпринимательства в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 23:10, курсовая работа

Краткое описание

Рыночная экономика в Российской Федерации вызывает необходимость постоянного совершенствования и поиска новых правовых средств государственного регулирования предпринимательской деятельности. При этом воздействие на субъекты предпринимательской деятельности реализуется в форме обязательных требований, которые предъявляются к ним на разных стадиях осуществления определенных видов предпринимательской деятельности. В ряду таких требований установлено и требование, состоящее в необходимости получения предпринимателем лицензии. Причем регламентация этого требования, как на уровне законодательных актов, так и принимаемыми в соответствии ними подзаконных нормативных актов, позволяет утверждать, что сложился правовой институт лицензирования предпринимательской деятельности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. .3
1 ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ПРИНЦИПЫ ДИЦЕНЗИРОВАНИЯ РФ…...6
2 ВИДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ………………………………… 11
2.1 Правовые основы лицензирования…………………………………… 11
2.2 Виды деятельности, требующие особого порядка лицензирования...16
3 ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ И ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ ЛИЦЕНЗИИ СУБЪЕКТОВ РФ…………………………………………….. 26
3.1 Порядок получения лицензии…………………………………………..26
3.2 Основания и порядок приостановления действия и аннулирование лицензии………………………………………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….36

Файлы: 1 файл

Лицензирование деятельности субъектов предпринимательства в РФ..docx

— 58.06 Кб (Скачать)

При упрощенном порядке лицензирования соискатель не представляет документы, подтверждающие его соответствие лицензионным требованиям. Срок рассмотрения документов сокращен до 15 дней. Переход на упрощенную систему носит уведомительный характер. В последующем лицензиат освобождается от плановых проверок выполнения им лицензионных требований и условий лицензирующим органом.

Введение упрощенной процедуры лицензирования, обусловлено общей тенденцией снижения контроля за предпринимательской деятельностью и необходимостью исключения дублирования государственных функций, ведь наличие договора страхования ответственности или сертификата соответствия определенным требованиям предполагает, что требования, предъявляемые к лицу при получении лицензии, также выполняются.

 

3.2 Основания и порядок приостановления действия и аннулирование лицензии

 

      Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий. 
      Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, который не может превышать шести месяцев. В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. 
      Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение трех дней после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. 
      Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.

Аннулирование лицензии возможно:

1. Во внесудебном порядке. Лицензирующие органы могут аннулировать лицензию, без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев государственной пошлины за предоставление лицензии.

2. В судебном порядке. То есть решением суда на  основании заявления, лицензирующего  органа в случае, если нарушение  лицензиатом лицензионных требований  и условий повлекло за собой  нанесение ущерба правам, законным  интересам, здоровью граждан, обороне  и безопасности государства, культурному  наследию народов Российской  Федерации и (или) в случае, если  в установленный срок лицензиат  не устранил нарушения, в связи  с которыми действие лицензии  было приостановлено. Одновременно  с подачей заявления в суд  лицензирующий орган вправе приостановить  действие указанной лицензии  на период до вступления в  силу решения суда. 
      Решение о приостановлении действия лицензии, об аннулировании лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее чем через три дня после его принятия.

 

 Решение о приостановлении действия лицензии и об аннулировании лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На Правительство РФ возложена важная функция урегулирования лицензионных правоотношений путем утверждения положений о лицензировании конкретных видов деятельности. Каждый лицензируемый вид деятельности предполагает наличие особых условий и требований, которые должны выполняться и соблюдаться при осуществлении лицензируемых видов деятельности. Истории лицензирования в России известен негативный опыт регулирования лицензионных правоотношений множеством разноуровневых нормативных актов, поэтому принцип установления лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности играет важную роль в правоприменительной лицензионной практике, позволяя хозяйствующим субъектам эффективно осуществлять свою деятельность в соответствии с лицензионными требованиями и условиями, тем самым, обеспечивая соблюдение прав и свобод граждан и интересов государства.

Для эффективного развития современной экономики необходимо четкое установление пределов действия института лицензирования без чрезмерного расширения или необоснованного сокращения лицензируемых видов деятельности. Это связано, прежде всего, с тем, что избыток лицензируемых видов деятельности порождает так называемые административные барьеры, которые мешают развитию государства с рыночной экономикой. В настоящее время пришло осознание того, что государственное влияние эффективнее тогда, когда устанавливаются общие правовые рамки деятельности, в которых предоставляется полная свобода предпринимательской инициативе. При этом очень важны детальная правовая регламентация указанного явления на федеральном уровне и единый законодательный подход к формированию перечня лицензируемых видов деятельности.

Основными эффектами лицензирования можно считать избирательный допуск лиц к осуществлению лицензируемой деятельности, усиление ответственности за нарушение лицензионных требований и условий, использование государством полученных в процессе лицензирования информации и средств, ограничение конкуренции и укрупнение структуры рынка.

Негативные эффекты лицензирования связаны, как правило, с особенностями работы государственных органов. Ввиду чего, государственное вмешательство целесообразно тогда, и только тогда, когда предельная ценность его результата для общества не меньше предельной ценности общественных затрат.

Таким образом, Закон о лицензировании (перечень лицензируемых видов деятельности, работ и услуг по видам деятельности), имеет принципиальное значение для всего процесса лицензирования, поскольку если какой-либо конкретный вид деятельности не включен в рассматриваемый перечень, то, соответственно, вопрос о процедуре лицензирования отпадает сам собой.

Закон направленного на установление единых норм правового обеспечения в сфере лицензирования, упрощение порядка лицензирования, сокращение перечня лицензируемых видов деятельности, недопущения определения работ и услуг по лицензируемым видам деятельности в подзаконных актах, обеспечивающего единство экономического пространства на всей территории Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННО ЛИТЕРАТУРЫ

 

1 Гражданского кодекса Российской Федерации от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 24.02.2010)

2 Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ред. от 29.12.2010) ;

3 Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (ред. от 02.02.2011г);

4 Федеральный закон от 26.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (ред. от 03.12.2011г);

5 Федеральный закон от 21.11.1995 N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (ред. от 19.07.2011);

6 Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ «О животном мире» (ред. от 21.11.2011г);

7 Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ «Об оружии» (ред. от 05.04.2011);

8 Федеральный закон от 18.07.1999 N 183-ФЗ «Об экспортном контроле» (в ред. от 29.06.2004 N 58-ФЗ);

9 Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (ред. от 11.07.2011);

10 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (ред.от 01.07.2011);

11 Закон Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (ред. от 30.11.2011);

12 Закон Российской Федерации от 20.02.1992 N 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле»(ред. от 10.07.2011г);

13 Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» (ред.от 06.12.2011г);

14 Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (ред. от 21.07.2011г);

15 Закон Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» (ред. от 08.11.2011г);

16 Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1(ред.06.12.2010г);

17 Багандов А.А. Особенности осуществления лицензирующими органами правореализующей деятельности и лицензионный контроль // Законодательство и экономика. - 2009. - N 1.

18 Воронов А.В., Трофименко И.Н. Некоторые проблемы лицензирования // Юридический мир. - 2008. - N 12. - С. 29.

19 Гущин А.В. Лицензирование  предпринимательской деятельности // Вестник МГИУ. - 2008. - Выпуск N 3. - С.295.

20 Малахов С.А. Лицензирование  деятельности в механизме государственного  регулирования - Волгоград, 2007.

21. Спектр Е.И. Лицензирование  в Российской Федерации: правовое  регулирование. - М.: Юстицинформ, 2007.

22. Хуторецкий Р. Лицензирование в гражданском праве // Право и жизнь. - 2010. - N 29.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Спектр Е.И. Лицензирование в Российской Федерации: правовое регулирование. - М.: Юстицинформ, 2007.

2 Гущин А.В. Лицензирование предпринимательской деятельности // Вестник МГИУ. - 2003. - Выпуск N 3. - С. 78.

3 Воронов А.В., Трофименко И.Н. Некоторые проблемы лицензирования // Юридический мир. - 2008. - N 12. - С. 29.

4 Гражданского кодекса Российской Федерации от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 24.02.2010)

5 Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ред. от 29.12.2010)

6 Хуторецкий Р. Лицензирование в гражданском праве // Право и жизнь. - 2010. - N 29

7 Гущин А.В. Лицензирование предпринимательской деятельности // Вестник МГИУ. - 2008. - Выпуск N 3. - С.295

8 Малахов С.А. Лицензирование деятельности в механизме государственного регулирования - Волгоград, 2007.

9 . Багандов А.А. Особенности осуществления лицензирующими органами правореализующей деятельности и лицензионный контроль // Законодательство и экономика. - 2009. - N 1.

 


Информация о работе Лицензирование деятельности субъектов предпринимательства в РФ