Лицензирование отдельных видов деятельности в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:20, реферат

Краткое описание

В Российской Федерации провозглашена свобода предпринимательской деятельности.
Вместе с тем, осуществление предпринимательской деятельности может требовать от предпринимателя соответствия определенным параметрам. Это особенно актуально, когда осуществляемая деятельность связана с риском для жизни и здоровья людей (например, производство лекарственных препаратов).

Оглавление

Введение 2
1. Понятие лицензирования отдельных видов деятельности. 4
1.1. Понятие и субъектный состав лицензирования. 4
1.2.Ответственность в сфере лицензирования. 8
2. Особенности лицензирования отдельных видов деятельности в РФ. 13
2.1. Правовое регулирование видов деятельности , не регулируемых ФЗ от 30.12.08 № 128-ФЗ. 19
Заключение……………………………………………………………………….20

Файлы: 1 файл

реферат АП.docx

— 45.86 Кб (Скачать)

         Государственное казенное образовательное учреждение

          высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

 

   Ростовский филиал

 Кафедра административного и таможенного права

 РЕФЕРАТ

по дисциплине «Административное право»

на тему «Лицензирование отдельных видов деятельности в РФ»

Выполнил: студент 3-го курса  очной формы обучения факультета таможенного дела, группа 3.2   Е.С. Кацалап

 

Проверил: Э. В. Дригола________________

(инициалы, фамилия преподавателя)

 

Оценка_________________________

Подпись ________________________

                 «_17_»______ноября_______2011 г.

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2011

Оглавление

 

Стр.

Введение 2

1. Понятие  лицензирования отдельных видов  деятельности. 4

1.1. Понятие  и субъектный состав лицензирования. 4

1.2.Ответственность  в сфере лицензирования. 8

2. Особенности  лицензирования отдельных видов  деятельности в РФ. 13

2.1. Правовое  регулирование видов деятельности , не регулируемых ФЗ от 30.12.08 №  128-ФЗ. 19

Заключение……………………………………………………………………….20

 

Введение

В Российской Федерации провозглашена  свобода предпринимательской деятельности.

Вместе с тем, осуществление  предпринимательской деятельности может требовать от предпринимателя  соответствия определенным параметрам. Это особенно актуально, когда осуществляемая деятельность связана с риском для  жизни и здоровья людей (например, производство лекарственных препаратов).

Поэтому предприятия, осуществляющие отдельные виды деятельности, подлежат дополнительной проверке со стороны  органов государственной власти.

При этом для эффективного развития современной экономики необходимо четкое установление пределов действия института лицензирования без чрезмерного  расширения или необоснованного  сокращения лицензируемых видов  деятельности. Лицензирование отдельных видов деятельности, являясь формой государственного регулирования, ограничивает количество субъектов, занимающихся тем или иным видом деятельности, а также определяет условия и требования его осуществления. Поэтому допущенные в организации работы по лицензированию просчеты могут привести к большим экономическим и социальным издержкам, создавая препятствия на пути становления частного бизнеса и вхождения в рынок новых предпринимательских структур. Это связано, прежде всего, с тем, что избыток лицензируемых видов деятельности порождает так называемые административные барьеры, которые мешают развитию государства с рыночной экономикой. В настоящее время пришло осознание того, что государственное влияние эффективнее тогда, когда устанавливаются общие правовые рамки деятельности, в которых предоставляется полная свобода предпринимательской инициативе. При этом очень важны детальная правовая регламентация указанного явления на федеральном уровне и единый законодательный подход к формированию перечня лицензируемых видов деятельности. [См.3]

 Правовое регулирование лицензирования  осуществляется Федеральным законом  от 30.12.08 № 128-ФЗ «О лицензировании  отдельных видов деятельности»,  иными законами и подзаконными  актами.

В настоящее время наблюдается  тенденция к сужению круга  лицензируемых видов деятельности. На наш взгляд, это не всегда оправдано, и требует тщательного подхода  к разработке нормативно-правовой базы. В противном случае, это может  повлечь неблагоприятные последствия.

Так, например, при отказе от лицензирования какого-либо потенциально опасного вида деятельности необходимо введение иного  института, способного свести к минимуму негативные последствия, например, страхования  данного вида деятельности.

Учитывая, что в последнее время  наблюдается тенденция к сужению  круга лицензируемых видов деятельности, вопрос о необходимости отдельных  видов деятельности является актуальным на современном этапе.

 

1. Понятие лицензирования  отдельных видов деятельности.

1.1. Понятие и субъектный  состав лицензирования.

В научной литературе встречаются  точки зрения, более широко трактующие субъектный состав правоотношений в  области лицензирования, урегулированный  Законом № 128-ФЗ. Так, высказано мнение, что в лицензионных отношениях участвуют  все органы государственной власти, в частности: федеральные органы законодательной власти в лице Государственной  Думы и Совета Федерации, органы законодательной (представительной) власти субъектов, Президент РФ, а также суды Российской Федерации. Представляется, что все  вышеназванные органы являются субъектами лицензионных отношений опосредованно: ими принимаются общеправовые нормативные  акты в сфере лицензирования, рассматриваются  судебные споры по вопросам лицензирования. Однако непосредственного участия  в лицензионных отношениях, на которые  распространяется действие комментируемого  Закона, они не принимают, поскольку  названный нормативный акт четко  определяет субъектов правоотношений, возникающих в связи с лицензированием  отдельных видов деятельности.

Субъектами названных правоотношений наряду с исполнительными органами власти являются и юридические лица, создаваемые в форме коммерческих или некоммерческих организаций, и  индивидуальные предприниматели, поскольку  именно они заинтересованы в получении  лицензии для успешного осуществления  соответствующих видов деятельности и являются инициаторами таких правоотношений.

От имени всех вышеназванных  органов власти и юридических  лиц действуют их должностные  лица. Однако их не следует относить к субъектам лицензионных отношений, поскольку должностные лица всегда представляют тот или иной орган  власти (юридического лица), реализуют  его компетенцию, а права и  обязанности, закрепляемые за должностным  лицом, есть не что иное, как полномочия этого органа. В рассматриваемых  же отношениях принимают участие именно органы власти или юридические лица, а не их должностные лица.

По своей природе лицензирование - это форма государственного регулирования  предпринимательства, выражающаяся в  юридическом запрете заниматься той или иной деятельностью без  получения специального разрешения, то возникающие в этой сфере правоотношения между лицензирующими органами и  предпринимателями являются «вертикальными», поскольку складываются при осуществлении  особого вида публичной деятельности - лицензионной. «Вертикальные» правоотношения - это отношения власти-подчинения, где лицензирующий орган дает властные предписания субъектам предпринимательской деятельности, а те, в свою очередь, обязаны исполнять указанные предписания, а неисполнение влечет за собой привлечение к ответственности. При этом сам предприниматель берет на себя обязательства осуществлять лицензируемый вид деятельности, соблюдая специальные правила, а государство предоставляет ему право вести эту деятельность.

Само понятие «лицензирования», которое подразумевает наличие  разрешительной политики государства  относительно тех или иных видов  деятельности предпринимателей, было введено в обиход отечественной  науки предпринимательского права  и административно-правовой науки  в целом не столь давно. В царской  России не было понятия о лицензировании. Государственный контроль над предпринимателями  не использовал таких методов. Единственный раз, когда подобная практика применялась в деятельности исполнительно-распорядительных органов в России периода правления Романовых, пришелся на период так называемой «континентальной блокады» (1811-12 гг.), когда из-за конфликта Франции и Англии европейские страны ограничили торговлю с последней, фактически объявив ей бойкот. В России тогда предпринимателям выдавались особые «льготные письма», которые, по сути, представляли собой лицензии для торговли с Англией. В Советском Союзе проблема лицензирования не стояла по простой причине – отсутствия частного предпринимательства как такового. Государственные предприятия же в лицензировании не нуждались – зачем государству лицензировать самое себя?

Если же рассматривать постперестроечный  период истории Российского государства, то в тот момент понятие «лицензирование  отдельных видов деятельности»  вновь появилось в новом российском праве. Оно возникло в законодательной практике 2 декабря 1990 г. в отношении банковской сферы, когда вступили в действие вновь принятые Законы РСФСР «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном банке РСФСР (Банке России)». 25 декабря 1990 г. появилось более общее понятие о лицензировании предпринимательской деятельности, когда, согласно 4 пункту ст. 21 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» начала действовать норма, предусматривающая такое лицензирование. Эта норма устанавливала, что отдельные виды деятельности предпринимателей в Российской Федерации могут осуществляться лишь на основании лицензии (специального разрешения компетентных органов). Предполагалось, что перечень видов предпринимательской деятельности, подлежащих лицензированию, будет определяться Правительством Российской Федерации.

Новой ступенью правового регулирования  лицензирования предпринимательской  деятельности является принятый 15 сентября 1998 г. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с  изменениями от 26 ноября 1998 г.)

Этот Закон внес ясность в  концепцию правового регулирования  предпринимательской деятельности посредством лицензирования, поставил лицензирование предприятий и предпринимателей на прозрачную, четкую основу, определил  процедуру и порядок лицензирования.

Согласно статье 2 Закона о лицензировании лицензией признается специальное  разрешение на осуществление конкретного  вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и  условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Как видно из данного определения соискателем лицензии могут быть только действующие юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Под понятием лицензируемой деятельности следует понимать вид деятельности, на осуществление которой на территории Российской Федерации требуется  получение лицензии. То есть само наличие  лицензии является для организации  необходимым условием на право заниматься подобной деятельностью. Подобный вывод закреплен также в пункте 3 статьи 49 ГК РФ, которая прямо предусматривает, что возможность юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Основным условием предоставления лицензии является соблюдение соискателем  лицензионных требований и условий, то есть установленных положениями  о лицензировании конкретных видов  деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом  обязательно при осуществлении  лицензируемого вида деятельности.

 

1.2.Ответственность в сфере лицензирования.

Мерами ответственности  по действующему законодательству в  сфере лицензирования, выступают: аннулирование  лицензии, ее приостановление и изъятие.

Закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" содержит существенные новации относительно порядка аннулирования лицензий. Этому вопросу посвящена ст.13 Федерального закона.

Основное новшество заключается  в том, что теперь лицензия может  быть аннулирована только решением суда на основании заявления лицензирующего органа, тогда как ранее аннулирование  лицензии осуществлял сам такой  орган. Что касается приостановления  действия лицензии, то эта функция, как и прежде, осталась в компетенции  лицензирующего органа.

Статья 13 Закона фактически не содержит никаких указаний на порядок, процедуру действий лицензирующего органа и суда по приостановлению  и аннулированию лицензий, в связи с чем возникает целый ряд процессуальных вопросов - подведомственность, подсудность, процессуальные сроки, обжалование и т.д. Вряд ли есть необходимость доказывать, насколько они важны.

Разрешение этих проблем  представляется возможным только на основе выяснения правовой природы, юридической сущности приостановления  и аннулирования лицензии.

Юридический анализ отношений  по лицензированию отдельных видов  деятельности позволяет сделать  вывод о том, что эти отношения, в том числе приостановление  действия и аннулирование лицензий, являются административно-правовыми. Это основной, базисный вывод, из которого логически вытекают все остальные.

Общие основания для приостановления  и аннулирования лицензии указаны  в ст.13 Закона. Конкретные основания  для приостановления и аннулирования  лицензий по отдельным видам деятельности установлены соответствующими нормативными актами. Так, например, для лицензий на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции основанием для их приостановления или аннулирования является совершение лицензиатом деяния (действия или бездействия) из числа перечисленных соответственно в п.1 или п.3 ст.20 Федерального закона от 1999 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Эти деяния являются, во-первых, противоправными, поскольку их совершение запрещено Законом, и, во-вторых - наказуемыми, поскольку такое запрещение обеспечивается возможностью применения неблагоприятных для лицензиата последствий в виде приостановления либо аннулирования лицензии. Условие виновности деяния для возможности применения таких последствий является общим положением законодательства.

На основании изложенного  можно сделать вывод о том, что в пп.1 и 3 ст.13 Закона от 25 сентября 1998 г. и в пп.1 и 3 ст.20 Закона "О  государственном регулировании  производства и оборота этилового  спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" перечислены составы  административных правонарушений, за совершение которых установлена  административная ответственность  в виде приостановления или аннулирования  лицензии.

Статья 13 Закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" не совсем четко различает способы  утери лицензией юридической  силы. Более удачной в этом плане  представляется редакция ст.20 Закона "О  государственном регулировании  производства и оборота этилового  спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", которая различает  приостановление (п.1), прекращение (п.2) и аннулирование (п.3) лицензии.

Информация о работе Лицензирование отдельных видов деятельности в РФ