Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 10:04, курсовая работа
В этом случае, если мы используем государственно-властные методы управления, непосредственно или потенциально посягающие на высшую ценность - права и свободы человека, важно соблюсти соразмерность ограничения таких прав и свобод.
Целью данной работы является рассмотрение лицензирования деятельности субъектов предпринимательства в Российской Федерации.
Введение_______________________________________________________ 3
Глава 1. Понятие, значение и нормативно-правовая основа лицензирования в РФ 5
Глава 2. Виды деятельности, подлежащие лицензированию__________ 11
Глава 3. Порядок получения лицензии_____________________________ 13
Глава 4. Ответственность за нарушения в сфере лицензирования отдельных видов деятельности_________________________________________________ 18
Заключение____________________________________________________ 23
Список источников и литературы_______________________________ 25
Тема: Лицензирование деятельности субъектов предпринимательства в РФ
Оглавление
Введение______________________
Глава 1. Понятие, значение и нормативно-правовая основа лицензирования в РФ 5
Глава 2. Виды деятельности, подлежащие лицензированию__________ 11
Глава 3. Порядок получения
лицензии______________________
Глава 4. Ответственность
за нарушения в сфере
Заключение____________________
Список источников и литературы__________________
Введение
Федеральный закон от 8 августа
2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных
видов деятельности" наряду с
иными законодательными актами - федеральными
законами от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О
государственной регистрации
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, - гласит данная конституционная норма, - обязанность государства".
Закрепляя приоритет прав
и свобод человека над интересами
государства, Конституция РФ гарантирует
каждому право на свободное использование
своих способностей и имущества
для предпринимательской и иной
не запрещенной законом
Отношения между лицами, осуществляющими
предпринимательскую
Одним из эффективных методов
государственного ограничения прав
и свобод человека и гражданина для
достижения перечисленных публично-
Целью данной работы является рассмотрение лицензирования деятельности субъектов предпринимательства в Российской Федерации.
Глава 1. Понятие, значение и нормативно-правовая основа лицензирования в РФ
Необходимость принятия отдельного, специального законодательного акта о лицензировании отдельных видов деятельности обусловлена не только особой управляемой органами исполнительной власти сферой и возникшими в ее пределах отношениями, но непосредственным указанием на существование института лицензирования и его законодательное закрепление в ГК РФ, п. 1 ст. 49 которой гласит: "Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии)".
Согласно п. 3 ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания (п. 2 ст. 51 ГК РФ) и прекращается в момент завершения его ликвидации (п. 8 ст. 63 ГК РФ), в то время как право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Таким образом, в последнем случае правоспособность юридического лица и индивидуального предпринимателя, т.е. их способность иметь гражданские права и обязанности, ставится в зависимость от наличия специального административного разрешения - лицензии. Причем, даже получив это разрешение, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель остаются подконтрольными субъектами административно-лицензионных отношений с органами исполнительной власти, ибо они обязаны соблюдать все лицензионные требования и условия.
В отличие от ранее действовавшего Федерального закона от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в п. 1 ст. 1 Закона[1] отсутствует указание на его цели (конечный объект): на то, ради чего вводится институт лицензирования и оформляется в виде специального федерального законодательного акта. Напомним, что прежний Закон был направлен "на обеспечение единой государственной политики при осуществлении лицензирования, при регулировании и защите прав граждан, защите их законных интересов, нравственности и здоровья, обеспечении обороны страны и безопасности государства, а также на установление правовых основ единого рынка". Данная норма не являлась декларативной. Она - законодательное отражение, реализация конституционных принципов и норм, сформулированных в наиболее общем виде в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ[2], согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, при толковании и применении ч. 3 ст. 55 Конституции России необходимо учитывать следующие аспекты.
Во-первых, в данной конституционной
норме провозглашается
Ограничение, т.е. буквально - установление границ действия (распоряжения, осуществления) имеющегося у человека и гражданина права и (или) свободы. В данном случае речь идет о дееспособности человека и гражданина, ограничении общей (гражданской, семейной, уголовной и др.) дееспособности. В то же время Конституция России устанавливает ограничение правоспособности как общей, т.е. возможности лица обладать любыми субъективными правами и обязанностями из числа предусмотренных законодательством, так и отраслевой - возможности приобретать права в конкретных отраслях права (например, гражданская, трудовая, брачная) и специальной, предполагающей наличие у лица специальных познаний, способностей (квалификации) (специальной правоспособностью обладают, согласно теории права, судьи, врачи, юристы и др.)[3].
Во-вторых, ограничение прав и свобод человека и гражданина допускается только федеральным законом, т.е. нормативным правовым актом, принятым Федеральным Собранием (Государственной Думой и Советом Федерации) РФ в установленном порядке, подписанным Президентом РФ, официально опубликованным и вступившим в силу (в действие). Ограничение прав и свобод иными правовыми актами, в том числе юридическими актами иных органов и лиц (актами Президента РФ, Правительства РФ и др.), не допускается. При этом следует учитывать положения ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Однако данная норма действует в том случае, когда международный договор ратифицирован Российской Федерацией путем принятия специального федерального закона.
В-третьих, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом не в любых случаях, а в конкретных целях - в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности.
В-четвертых, ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно только в той мере, в какой это необходимо для обеспечения или достижения вышеуказанных целей.
Действием ч. 3 ст. 55 Конституции
РФ может быть ограничен достаточно
широкий спектр прав и свобод человека
и гражданина - социальных, политических,
экономических и иных. Не являются
исключением право частной
В отличие от ранее действовавшего
Закона N 158-ФЗ, которым предусматривалось
нормативное регулирование
Согласно ст.5 Закона[4] полномочия Правительства РФ состоят в утверждении соответствующих положений о лицензировании конкретных видов деятельности и определении осуществляющих конкретные виды лицензирования федеральных органов исполнительной власти. Правительство РФ устанавливает также виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В настоящее время Постановлением Правительства РФ от 11.02.02 N 135 "О лицензировании отдельных видов деятельности" утверждены Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование и Перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, и федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании этих видов деятельности.
На основании указанного Постановления Правительства РФ на уровне субъекта РФ могут лицензироваться только такие виды деятельности, как производство дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств, ветеринарная деятельность, заготовка, переработка и реализация лома цветных и черных металлов, а также публичный показ аудиовизуальных произведений, если указанная деятельность осуществляется в кинозале. Все остальные виды деятельности лицензируются на федеральном уровне.
Согласно ст.3 Закона в качестве отдельного принципа осуществления лицензирования закреплено установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
Это означает, что Закон не содержит перечня лицензионных требований и условий, тогда как ранее действовавшим Законом N 158-ФЗ было установлено обязательное соблюдение лицензиатами законодательства РФ, экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также выполнение специальных квалификационных требований и требований к используемому объекту, в котором или с помощью которого осуществляется деятельность (ст.9 Закона N 158-ФЗ).
На основании ст.2 нового Закона при утверждении Правительством РФ положений о лицензировании видов деятельности лицензионные требования и условия как совокупность требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности, должны определяться в самом положении в зависимости от специфики конкретного вида деятельности. Важно подчеркнуть, что в новом Законе о лицензировании отсутствует ссылка на общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг как основание для определения состава работ и услуг по видам деятельности, подлежащим лицензированию (был указан в ст.2 Закона N 158-ФЗ).
Следовательно, характеристика
состава работ и услуг
При этом законодателем сделано специальное указание относительно установления соответствующими положениями о лицензировании перечней работ и услуг, составляющих космическую, ветеринарную и медицинскую деятельность (п.2 ст.17 Закона).
Глава 2. Виды деятельности, подлежащие лицензированию
В первую очередь следует отметить значительное сокращение видов деятельности, подлежащих лицензированию.
Так, в настоящее время не подлежат лицензированию:
- риэлтерская деятельность;
- деятельность ломбардов;
- издательская деятельность;
- производство драгоценных
металлов и содержащих их
- деятельность по закупке
и реализации зерна и
- деятельность
- реализация предметов антиквариата;
- организация и проведение лотерей;
- эксплуатация АЗС;
- некоторые другие виды деятельности.
Единый перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в соответствии с новым Законом, содержится в ст.17 Закона.
Впервые подлежат лицензированию некоторые виды деятельности:
- деятельность в области
сохранения конфиденциальной
- деятельность по выдаче
сертификатов ключей
Информация о работе Лицензирование деятельности субъектов предпринимательства в РФ