Лицензирование деятельности субъектов предпринимательства в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 10:04, курсовая работа

Краткое описание

В этом случае, если мы используем государственно-властные методы управления, непосредственно или потенциально посягающие на высшую ценность - права и свободы человека, важно соблюсти соразмерность ограничения таких прав и свобод.
Целью данной работы является рассмотрение лицензирования деятельности субъектов предпринимательства в Российской Федерации.

Оглавление

Введение_______________________________________________________ 3

Глава 1. Понятие, значение и нормативно-правовая основа лицензирования в РФ 5

Глава 2. Виды деятельности, подлежащие лицензированию__________ 11

Глава 3. Порядок получения лицензии_____________________________ 13

Глава 4. Ответственность за нарушения в сфере лицензирования отдельных видов деятельности_________________________________________________ 18

Заключение____________________________________________________ 23

Список источников и литературы_______________________________ 25

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 33.75 Кб (Скачать)

 

 

Тема: Лицензирование деятельности субъектов предпринимательства  в РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

Введение_______________________________________________________ 3

 

Глава 1. Понятие, значение и  нормативно-правовая основа лицензирования в РФ    5

 

Глава 2. Виды деятельности, подлежащие лицензированию__________ 11

 

Глава 3. Порядок получения  лицензии_____________________________ 13

 

Глава 4. Ответственность  за нарушения в сфере лицензирования отдельных видов деятельности_________________________________________________ 18

 

Заключение____________________________________________________ 23

 

Список источников и литературы_______________________________ 25

 

 

Введение

 

 

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных  видов деятельности" наряду с  иными законодательными актами - федеральными законами от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О  государственной регистрации юридических  лиц" и N 134-ФЗ "О защите прав юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" - является продуктом проходящей сегодня административно-правовой реформы, направленной на дебюрократизацию экономических отношений, упрощение административных процедур во всех сферах общественной жизни, где активно осуществляется государственное регулирование. За этими оптимистичными категориями - "дебюрократизация" и "упрощение административных процедур" - скрывается стремление реализовать стилистически простую и в то же время неоднозначно понимаемую конституционную норму - ст. 2 Основного Закона РФ. "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

 

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, - гласит данная конституционная норма, - обязанность государства".

 

Закрепляя приоритет прав и свобод человека над интересами государства, Конституция РФ гарантирует  каждому право на свободное использование  своих способностей и имущества  для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической  деятельности (ч. 1 ст. 34).

 

Отношения между лицами, осуществляющими  предпринимательскую деятельность, регулирует гражданское законодательство, ярким "представителем" которого является Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). В соответствии с  его п. 1 ст. 49 отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо (или индивидуальный предприниматель) может заниматься только на основании специального разрешения - лицензии. Таким образом, несмотря на либерализацию частно-правовых отношений, ГК РФ целенаправленно ограничивает гражданские права человека. Основание такого ограничения - ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Данная норма продублирована ГК РФ в п. 2 ст. 1.

 

Одним из эффективных методов  государственного ограничения прав и свобод человека и гражданина для  достижения перечисленных публично-правовых целей является лицензирование. Однако насколько бы эффективными ни были различные методы (способы) государственного управления, в том числе и лицензирование, важно обеспечить защиту не только публично-правовых целей, но и соблюдение прав и свобод, в том числе гражданских, каждого человека. В этом случае, если мы используем государственно-властные методы управления, непосредственно  или потенциально посягающие на высшую ценность - права и свободы человека, важно соблюсти соразмерность ограничения  таких прав и свобод.

 

Целью данной работы является рассмотрение лицензирования деятельности субъектов предпринимательства  в Российской Федерации.

 

 

 

 

Глава 1. Понятие, значение и  нормативно-правовая основа лицензирования в РФ

 

 

Необходимость принятия отдельного, специального законодательного акта о  лицензировании отдельных видов  деятельности обусловлена не только особой управляемой органами исполнительной власти сферой и возникшими в ее пределах отношениями, но непосредственным указанием на существование института  лицензирования и его законодательное  закрепление в ГК РФ, п. 1 ст. 49 которой  гласит: "Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии)".

 

Согласно п. 3 ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания (п. 2 ст. 51 ГК РФ) и прекращается в момент завершения его ликвидации (п. 8 ст. 63 ГК РФ), в то время как  право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой  необходимо получение лицензии, возникает  с момента получения такой  лицензии или в указанный в  ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Таким образом, в последнем случае правоспособность юридического лица и индивидуального предпринимателя, т.е. их способность иметь гражданские права и обязанности, ставится в зависимость от наличия специального административного разрешения - лицензии. Причем, даже получив это разрешение, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель остаются подконтрольными субъектами административно-лицензионных отношений с органами исполнительной власти, ибо они обязаны соблюдать все лицензионные требования и условия.

 

В отличие от ранее действовавшего Федерального закона от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных  видов деятельности", в п. 1 ст. 1 Закона[1] отсутствует указание на его цели (конечный объект): на то, ради чего вводится институт лицензирования и оформляется в виде специального федерального законодательного акта. Напомним, что прежний Закон был  направлен "на обеспечение единой государственной политики при осуществлении  лицензирования, при регулировании  и защите прав граждан, защите их законных интересов, нравственности и здоровья, обеспечении обороны страны и  безопасности государства, а также  на установление правовых основ единого  рынка". Данная норма не являлась декларативной. Она - законодательное отражение, реализация конституционных принципов и норм, сформулированных в наиболее общем виде в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ[2], согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, при толковании и применении ч. 3 ст. 55 Конституции России необходимо учитывать следующие аспекты.

 

Во-первых, в данной конституционной  норме провозглашается ограничение, а не лишение прав и свобод человека и гражданина.

 

Ограничение, т.е. буквально - установление границ действия (распоряжения, осуществления) имеющегося у человека и гражданина права и (или) свободы. В данном случае речь идет о дееспособности человека и гражданина, ограничении общей (гражданской, семейной, уголовной и др.) дееспособности. В то же время Конституция России устанавливает ограничение правоспособности как общей, т.е. возможности лица обладать любыми субъективными правами и обязанностями из числа предусмотренных законодательством, так и отраслевой - возможности приобретать права в конкретных отраслях права (например, гражданская, трудовая, брачная) и специальной, предполагающей наличие у лица специальных познаний, способностей (квалификации) (специальной правоспособностью обладают, согласно теории права, судьи, врачи, юристы и др.)[3].

 

Во-вторых, ограничение прав и свобод человека и гражданина допускается  только федеральным законом, т.е. нормативным  правовым актом, принятым Федеральным  Собранием (Государственной Думой  и Советом Федерации) РФ в установленном  порядке, подписанным Президентом  РФ, официально опубликованным и вступившим в силу (в действие). Ограничение прав и свобод иными правовыми актами, в том числе юридическими актами иных органов и лиц (актами Президента РФ, Правительства РФ и др.), не допускается. При этом следует учитывать положения ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

 

Если международным договором  Российской Федерации установлены  иные правила, чем предусмотренные  законом, то применяются правила  международного договора. Однако данная норма действует в том случае, когда международный договор  ратифицирован Российской Федерацией путем принятия специального федерального закона.

 

В-третьих, права и свободы  человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом  не в любых случаях, а в конкретных целях - в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и  безопасности.

 

В-четвертых, ограничение  прав и свобод человека и гражданина возможно только в той мере, в  какой это необходимо для обеспечения  или достижения вышеуказанных целей.

 

Действием ч. 3 ст. 55 Конституции  РФ может быть ограничен достаточно широкий спектр прав и свобод человека и гражданина - социальных, политических, экономических и иных. Не являются исключением право частной собственности  и свобода предпринимательской  и иной не запрещенной законом  экономической деятельности, в том  числе подлежащей лицензированию. Вот что по этому поводу отмечает Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 12 мая 1998 г. N 14-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений абзаца шестого статьи 6 и абзаца второго части первой статьи 7 Закона РФ от 18 июня 1993 года "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" в связи с запросом Дмитровского районного суда Московской области и жалобами граждан": согласно Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности (ст. 8, часть 1); каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34, ч. 1); право частной собственности охраняется законом (ст. 35, ч. 1), и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ст. 35, ч. 3).

 

В отличие от ранее действовавшего Закона N 158-ФЗ, которым предусматривалось  нормативное регулирование сферы  лицензирования как Президентом РФ, так и Правительством РФ, по ныне действующему Закону регулирование лицензирования осуществляется только Правительством РФ в соответствии с определенными Президентом РФ основными направлениями внутренней политики.

 

Согласно ст.5 Закона[4] полномочия Правительства РФ состоят в утверждении  соответствующих положений о  лицензировании конкретных видов деятельности и определении осуществляющих конкретные виды лицензирования федеральных органов  исполнительной власти. Правительство  РФ устанавливает также виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов  Российской Федерации. В настоящее время Постановлением Правительства РФ от 11.02.02 N 135 "О лицензировании отдельных видов деятельности" утверждены Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование и Перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, и федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании этих видов деятельности.

 

На основании указанного Постановления Правительства РФ на уровне субъекта РФ могут лицензироваться  только такие виды деятельности, как  производство дезинфекционных, дезинсекционных  и дератизационных средств, ветеринарная деятельность, заготовка, переработка и реализация лома цветных и черных металлов, а также публичный показ аудиовизуальных произведений, если указанная деятельность осуществляется в кинозале. Все остальные виды деятельности лицензируются на федеральном уровне.

 

Согласно ст.3 Закона в  качестве отдельного принципа осуществления  лицензирования закреплено установление лицензионных требований и условий  положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

 

Это означает, что Закон  не содержит перечня лицензионных требований и условий, тогда как ранее  действовавшим Законом N 158-ФЗ было установлено  обязательное соблюдение лицензиатами законодательства РФ, экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также выполнение специальных квалификационных требований и требований к используемому объекту, в котором или с помощью которого осуществляется деятельность (ст.9 Закона N 158-ФЗ).

 

На основании ст.2 нового Закона при утверждении Правительством РФ положений о лицензировании видов  деятельности лицензионные требования и условия как совокупность требований и условий, выполнение которых лицензиатом  обязательно при осуществлении  лицензируемого вида деятельности, должны определяться в самом положении  в зависимости от специфики конкретного  вида деятельности. Важно подчеркнуть, что в новом Законе о лицензировании отсутствует ссылка на общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг как основание для определения состава работ и услуг по видам деятельности, подлежащим лицензированию (был указан в ст.2 Закона N 158-ФЗ).

 

Следовательно, характеристика состава работ и услуг относительно того или иного вида деятельности должна определяться на основании ст.17 нового Закона и принятых Правительством РФ соответствующих положений о  лицензировании отдельных видов  деятельности.

 

При этом законодателем сделано  специальное указание относительно установления соответствующими положениями  о лицензировании перечней работ  и услуг, составляющих космическую, ветеринарную и медицинскую деятельность (п.2 ст.17 Закона).

 

 

 

Глава 2. Виды деятельности, подлежащие лицензированию

 

 

В первую очередь следует  отметить значительное сокращение видов  деятельности, подлежащих лицензированию.

 

Так, в настоящее время  не подлежат лицензированию:

 

- риэлтерская деятельность;

 

- деятельность ломбардов;

 

- издательская деятельность;

 

- производство драгоценных  металлов и содержащих их ювелирных  изделий;

 

- деятельность по закупке  и реализации зерна и продуктов  его переработки;

 

- деятельность негосударственных  организаций и индивидуальных  предпринимателей по оказанию  физкультурно-оздоровительных и  спортивных услуг;

 

- реализация предметов  антиквариата;

 

- организация и проведение  лотерей;

 

- эксплуатация АЗС;

 

- некоторые другие виды  деятельности.

 

Единый перечень видов  деятельности, лицензирование которых  осуществляется в соответствии с  новым Законом, содержится в ст.17 Закона.

 

Впервые подлежат лицензированию некоторые виды деятельности:

 

- деятельность в области  сохранения конфиденциальной информации: разработка или производство  средств защиты конфиденциальной  информации, а также деятельность  в области получения информации: разработка, производство, реализация  и приобретение в целях продажи  специальных технических средств,  предназначенных для негласного  получения информации; - деятельность  в области шифрования ин формации: разработка, производство шифровальных (криптографических) средств, а  также защищенных с использованием  шифровальных (криптографических) средств  информационных и телекоммуникационных  систем;

 

- деятельность по выдаче  сертификатов ключей электронных  цифровых подписей, регистрации  владельцев электронных цифровых  подписей, оказанию услуг, связанных  с использованием электронных  цифровых подписей, и подтверждению  подлинности электронных цифровых  подписей (в связи с установлением  Федеральным законом от 10.01.02 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи"  правовых основ использования  электронной цифровой подписи);

Информация о работе Лицензирование деятельности субъектов предпринимательства в РФ