Лицензирование деятельности субъектов предпринимательства в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 10:04, курсовая работа

Краткое описание

В этом случае, если мы используем государственно-властные методы управления, непосредственно или потенциально посягающие на высшую ценность - права и свободы человека, важно соблюсти соразмерность ограничения таких прав и свобод.
Целью данной работы является рассмотрение лицензирования деятельности субъектов предпринимательства в Российской Федерации.

Оглавление

Введение_______________________________________________________ 3

Глава 1. Понятие, значение и нормативно-правовая основа лицензирования в РФ 5

Глава 2. Виды деятельности, подлежащие лицензированию__________ 11

Глава 3. Порядок получения лицензии_____________________________ 13

Глава 4. Ответственность за нарушения в сфере лицензирования отдельных видов деятельности_________________________________________________ 18

Заключение____________________________________________________ 23

Список источников и литературы_______________________________ 25

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 33.75 Кб (Скачать)

 

- экспонирование и коллекционирование  оружия, основных частей огнестрельного  оружия, патронов к оружию;

 

- туроператорская и турагентская  деятельность;

 

- изготовление и ремонт  средств измерений;

 

- деятельность по трудоустройству  граждан за пределами Российской  Федерации;

 

- деятельность по продаже  прав на клубный отдых и  ряд других видов деятельности.

 

На основании п.3 ст.17 Закона[5] любые изменения относительно лицензирования других видов деятельности возможны только путем внесения соответствующим  законодательным актом дополнений в предусмотренный Законом перечень видов деятельности, для осуществления  которых требуются лицензии.

 

 

Глава 3. Порядок получения  лицензии

 

 

В соответствии со ст.7 Закона на каждый вид деятельности, в отношении  которого установлено обязательное лицензирование, предоставляется отдельная  лицензия. Указанная лицензия является сугубо индивидуальной и действует  только в отношении получившего  ее юридического лица или индивидуального  предпринимателя.

 

Лицензия предоставляется  при обращении соискателя лицензии с заявлением в соответствующий  лицензирующий орган (ст.9 Закона).[6]

 

Перечень документов, представляемых вместе с заявлением для получения  лицензии, в общем виде остался  неизменным по сравнению с перечнем, установленным ст.10 Закона N 158-ФЗ.

 

К заявлению о предоставлении лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы  юридического лица, его местонахождения - для юридического лица либо фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего  личность, - для индивидуального  предпринимателя, а также с указанием  предполагаемого лицензируемого вида деятельности, прилагаются: 1) копии  учредительных документов и копия  свидетельства о государственной  регистрации соискателя лицензии в  качестве юридического лица - для юридического лица либо копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя - для предпринимателя; 2) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе; 3) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии; 4) сведения о квалификации работников соискателя лицензии (ст.9 Закона).

 

Закон содержит запрет лицензирующим  органам требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных приведенным  перечнем и иными федеральными законами.

 

В то же время согласно п.1 ст.9 Закона допускается установление в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности обязанности  соискателей представлять иные документы, наличие которых регулируется соответствующими федеральными законами, а также иными  нормативными правовыми актами, принятие которых предусмотрено соответствующими федеральными законами.

 

При представлении в соответствующий  лицензирующий орган документов для получения лицензии составляется опись документов, копия которой  вручается соискателю лицензии с  отметкой о дате приема документов указанным органом.

 

В пределах 60 дней со дня приема документов лицензирующий орган  обязан вынести решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии и уведомить соискателя лицензии о принятом решении.

 

Содержание решения о  предоставлении лицензии определено ст.10 Закона. На основании принятого решения  соискателю направляется уведомление  в письменной форме с указанием  реквизитов банковского счета и  срока уплаты лицензионного сбора  за предоставление лицензии.

 

В течение трех дней после  представления соискателем документа  об оплате лицензионного сбора за предоставление лицензии лицензирующий  орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии.

 

В случае неоплаты соискателем  лицензионного сбора в течение  трех месяцев лицензирующий орган  вправе аннулировать лицензию без обращения  в суд (п.3 ст.13 Закона).

 

При отказе лицензирующего органа в предоставлении лицензии соискателю направляется уведомление об отказе в предоставлении лицензии с указанием  причин отказа.

 

Согласно п.3 ст.9 Закона основаниями  отказа в предоставлении лицензии являются наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной  или искаженной информации либо несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих  ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

 

При этом новым Законом  впервые установлено запрещение лицензирующим органам отказывать в предоставлении лицензии на основании величины объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для производства соискателем лицензии.

 

В соответствии с п.4 ст.9 Закона в случае отказа лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его  бездействия, выражающегося, на наш  взгляд, в том числе и в пропуске 60-дневного срока для вынесения  решения по заявлению соискателя, последний вправе обжаловать такие  действия в порядке, установленном  законодательством РФ. Это означает возможность обжалования отказа в предоставлении лицензии как в вышестоящем лицензирующем органе, так и в судебном порядке.

 

Впервые законодательством  установлен порядок получения соискателем  лицензии дубликата лицензии.

 

Напомним, что ранее действовавшим  Законом N 158-ФЗ не предусматривался порядок  выдачи дубликатов документов.

 

На основании п.2 ст.9 Закона[7] лицензиат имеет право на получение  дубликатов документов, подтверждающих наличие лицензии. Плата за выдачу лицензиату дубликата указанного документа  составляет 10 руб.

 

Следует подчеркнуть, что  в Законе отсутствует указание на случаи выдачи лицензиатам дубликатов документов, подтверждающих наличие  лицензии. Таким образом, предполагается, что они могут быть получены лицензиатом  при необходимости без указания причины получения таких дубликатов.

 

В соответствии со ст.11 Закона в случае преобразования юридического лица, изменения его наименования или места его нахождения, либо изменения имени или места  жительства индивидуального предпринимателя, либо утраты документа, подтверждающего  наличие лицензии, допускается переоформление документа, подтверждающего наличие  лицензии.

 

Для этого заинтересованное лицо обязано в течение 15-дневного срока со дня наступления указанных  изменений или утраты документа  обратиться в лицензирующий орган  с заявлением о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии.

 

На основании ст.10 Закона при необходимости переоформления документов, подтверждающих действие лицензии, лицензирующим органом  выносится соответствующее решение  о подтверждении наличия лицензии.

 

Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение 10 дней со дня получения лицензирующим  органом соответствующего заявления  за плату, составляющую 100 руб. (пункты 2, 3 ст.11 Закона).

 

Порядок осуществления лицензирующими органами процедур по приостановлению  действия лицензий, возобновлению их действия и аннулированию лицензий регулируется ст.13 Закона.

 

Так, в случае выявления  лицензирующими органами неоднократных  нарушений или грубого нарушения  лицензиатом лицензионных требований и условий действие лицензии может  быть приостановлено на срок не более  шести месяцев. В течение указанного срока лицензиат обязан устранить  выявленные нарушения и уведомить  лицензирующий орган в письменной форме об устранении нарушений, повлекших  за собой приостановление действия лицензии.

 

При устранении лицензиатом  выявленных нарушений и подтверждении  этого в результате проведенной  лицензирующим органом проверки действие лицензии возобновляется (п.1 ст.13 Закона). Соответствующее решение  выносится лицензирующим органом  в течение трех дней после проведения проверки. Возобновление действия лицензии осуществляется бесплатно.

 

В случае если в установленный  срок лицензиат не устранил указанные  нарушения, а также если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов России, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии (пункты 2, 4 ст.13 Закона).

 

Одновременно с подачей  заявления в суд лицензирующий  орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.

 

Кроме того, как отмечалось выше, основанием для аннулирования  лицензии без обращения в суд  является неуплата лицензиатом в  течение трех месяцев лицензионного  сбора за предоставление лицензии.

 

На основании п.5 ст.13 Закона соответствующие решения о приостановлении  действия лицензии, об аннулировании  лицензии или о направлении заявления  об аннулировании лицензии в суд  доводятся до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее чем  через три дня после его  принятия.

 

Указанные решения могут  быть обжалованы лицензиатом в установленном  порядке.

 

 

 

Глава 4. Ответственность  за нарушения в сфере лицензирования отдельных видов деятельности

 

 

Под предпринимательской  деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение  прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ  или оказания услуг лицами, зарегистрированными  в этом качестве в установленном  законом порядке (ст.2 ГК).

 

Осуществление предпринимательской  деятельности предусматривает ограничение  проявлений собственной воли и действий ее субъектов. Это обусловлено необходимостью воздействовать на экономическую систему  в целом с целью предупреждения и уменьшения объективно существующих негативных проявлений рынка.

 

Ограничение проявлений собственной  воли и действий предпринимателей применяется  в той мере, в какой, согласно п.3 ст.55 Конституции, это необходимо в  целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и  безопасности государства.

 

Непосредственным объектом выступают: установленный порядок  государственной регистрации юридических  лиц при их создании, реорганизации  и ликвидации, при внесении изменений  в их учредительные документы  и при ведении единого государственного реестра юридических лиц; порядок  лицензирования отдельных видов  предпринимательской деятельности.

 

С объективной стороны  правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.14.1 КоАП РФ[8], характеризуется действием  и выражается в осуществлении  предпринимательской деятельности без государственной регистрации  в качестве индивидуального предпринимателя  или без государственной регистрации  в качестве юридического лица.

 

Порядок государственной  регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя  или получения специального разрешения (лицензии) регламентируется нормами  ГК (ст.2, 51, 52); федеральными законами от 8 августа 2001 г. "О государственной  регистрации юридических лиц", "О лицензировании отдельных видов  деятельности".

 

Государственная регистрация  юридических лиц - акт уполномоченного  федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах. Государственная  регистрация осуществляется в течение  пяти рабочих дней со дня представления  документов в регистрирующий орган. Датой представления документов при осуществлении государственной  регистрации является день их получения  регистрирующим органом. Решение о  государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в  государственный реестр. Моментом государственной  регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной  регистрации выдает (направляет) заявителю  документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр.

 

Государственная регистрация  индивидуального предпринимателя  предусматривает выдачу свидетельства  о регистрации без внесения записи в Государственный реестр. Для  регистрации гражданин должен подать заявление, составленное по установленной  форме, и документ об оплате регистрационного сбора. Выдается свидетельство администрацией местного самоуправления. Свидетельство  является бессрочным и утрачивает юридическую  силу, если сам предприниматель подает заявление об аннулировании регистрации и выданного ему свидетельства, либо на основании судебного решения.

 

Объективная сторона правонарушения, установленного ч.2 ст.14.1, характеризуется  действием и выражается в осуществлении  предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое решение (лицензия) обязательно (обязательна).

 

Понятие и порядок выдачи лицензии (разрешения) определяется Федеральным  законом о лицензировании отдельных  видов деятельности.

 

Лицензией признается специальное  разрешение на осуществление конкретного  вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и  условий, выданное лицензирующим органом  юридическому лицу или индивидуальному  предпринимателю. В решении о предоставлении лицензии и в подтверждающем наличие лицензии документе указываются: наименование лицензирующего органа; наименование и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения - для юридического лица; фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя; лицензируемый вид деятельности; срок действия лицензии; идентификационный номер налогоплательщика; номер лицензии; дата принятия решения о предоставлении лицензии.[9]

Информация о работе Лицензирование деятельности субъектов предпринимательства в РФ