Лицензирование деятельности субъектов предпринимательства в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 10:04, курсовая работа

Краткое описание

В этом случае, если мы используем государственно-властные методы управления, непосредственно или потенциально посягающие на высшую ценность - права и свободы человека, важно соблюсти соразмерность ограничения таких прав и свобод.
Целью данной работы является рассмотрение лицензирования деятельности субъектов предпринимательства в Российской Федерации.

Оглавление

Введение_______________________________________________________ 3

Глава 1. Понятие, значение и нормативно-правовая основа лицензирования в РФ 5

Глава 2. Виды деятельности, подлежащие лицензированию__________ 11

Глава 3. Порядок получения лицензии_____________________________ 13

Глава 4. Ответственность за нарушения в сфере лицензирования отдельных видов деятельности_________________________________________________ 18

Заключение____________________________________________________ 23

Список источников и литературы_______________________________ 25

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 33.75 Кб (Скачать)

 

На каждый вид деятельности, указанный в Законе о лицензировании отдельных видов деятельности, предоставляется  лицензия. Вид деятельности, на осуществление  которой предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или  индивидуальным предпринимателем. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом  исполнительной власти или органом  исполнительной власти субъекта Федерации, может осуществляться на всей территории РФ. Деятельность, на осуществление  которой лицензия предоставлена  лицензирующим органом субъекта РФ, может осуществляться на территориях  иных субъектов РФ при условии  уведомления лицензиатом лицензирующих  органов соответствующих субъектов  РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

 

Срок действия лицензии не может быть менее пяти лет. Срок действия лицензии по его окончании может  быть продлен по заявлению лицензиата. Срок действия лицензии продлевается в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено  бессрочное действие лицензии.

 

Часть 3 ст. 14.1 КоАП РФ с объективной  стороны характеризуется действием (бездействием) и выражается в осуществлении  предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных  специальным разрешением (лицензией).

 

В качестве такого условия  может быть предусмотрено соблюдение лицензиатом экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений  о лицензировании конкретных видов  деятельности.

 

Учитывая, что диспозиция ч.3 является бланкетной, при привлечении  к ответственности следует устанавливать, какое условие, предусмотренное  специальным разрешением (лицензией), нарушено.

 

По юридической конструкции  правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей, образует формальный состав. Оно считается оконченным с момента  осуществления предпринимательской  деятельности без государственной  регистрации или без специального разрешения (лицензии). При этом вопрос о возможности признания осуществления  предпринимательской деятельности решается в зависимости от продолжительности  и интенсивности возмездных действий, объема получаемой прибыли. Единичные  действия не могут признаваться предпринимательской  деятельностью.

 

Субъектом правонарушения может  быть любое юридическое лицо, физическое лицо, достигшее шестнадцати лет, должностное лицо, на которых в  силу осуществления ими предпринимательской  деятельности лежит обязанность  регистрации, получения разрешения (лицензии) либо соблюдения условий  лицензирования.

 

Субъективная сторона  характеризуется виной в форме  прямого или косвенного умысла. Индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, должностное лицо знают о том, что запрещено без государственной  регистрации осуществлять предпринимательскую  деятельность, осознают противоправность своих действий, желают извлечения прибыли.

 

Причиненный вред и порядок  его определения в качестве квалифицирующего признака данной статьей не устанавливаются, но предполагаются. Размер причиненного вреда может стать обстоятельством, отягчающим административную ответственность. При этом, если ущерб сопряжен с извлечением прибыли в крупном размере, квалификация правонарушения осуществляется по ст.171 УК (Незаконное предпринимательство).

 

Заключение

 

 

Федеральный закон от 02.07.2005 N 80-ФЗ[10] фактически подвел черту под  многочисленными спорами о порядке  лицензирования отдельных видов  деятельности на территории РФ. Несомненно, появление этого нормативного акта является успехом сторонников либерального направления в регулировании  лицензирования предпринимательской  деятельности в России.

 

Основные достижения при  принятии этого закона таковы: контроль государства уменьшается, исключается  двойной и тройной контроль при  выполнении лицензионных условий и  требований, поэтапно отменяется лицензирование большого количества видов деятельности, вводится упрощенный порядок получения  лицензий.

 

Перечень документов, представляемых соискателем лицензии в лицензирующий  орган, практически не изменился. Но теперь законодатель сделал этот перечень закрытым, запретив требовать документы  сверх установленного списка. Тогда  как раньше госслужащие имели  возможность потребовать дополнительные документы, если это предусматривалось  иными нормативными актами, регулирующими  лицензирование конкретных видов деятельности.

 

Помимо заявления потребуются  только копии учредительных документов и подтверждение уплаты госпошлины за рассмотрение заявления. К этим бумагам  прилагаются копии документов, перечень которых определяется отдельно для  каждого вида деятельности, подлежащего 

 

 

 

лицензированию. Никаких  дополнительных документов у фирмы  или предпринимателя требовать  не вправе.

 

Лицензирование, являясь  законодательной ограничительной  мерой прав и свобод конкретного  человека и гражданина, желающего  заняться отдельным видом деятельности, призвано, как это ни парадоксально, обеспечить соблюдение и защиту общества в целом. Другими словами, лицензирование есть результат (способ) выполнения обязанности  государства соблюсти и защитить права каждого человека и гражданина как отдельно, так в совокупности, т.е. всего общества. При этом лицензирование как законодательно закрепленный институт есть следствие опосредованного (через  органы государственной власти) выражения  воли (власти) народа Российской Федерации.

 

 

Список источников и литературы

 

 

1. Конституция Российской  Федерации. Принята Всенародным  голосованием 12 декабря 1993 года // Российская  газета. № 237.

 

2.   Кодекс Российской  Федерации об административных  правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изменениями от 25 апреля, 25 июля, 30, 31 октября, 31 декабря 2002 г., 30 июня, 4 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря  2003 г., 9 мая, 26, 28 июля 2004 г.) // Собрание  законодательства Российской Федерации. 2002. N 1 (часть I). Ст. 1.

 

3. Федеральный закон "О  лицензировании отдельных видов  деятельности" от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ  (с изменениями от 13, 21 марта, 9 декабря 2002 г., 10 января, 27 февраля, 11, 26 марта, 23 декабря 2003 г., 2 ноября 2004 г., 21 марта 2005 г.) // Собрание законодательства  Российской Федерации. 200. N 33 (Часть  I). Ст. 3430

 

4. Федеральный закон от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 июля 2005 г. N 27 ст. 2719, в "Парламентской газете" от 6 июля 2005 г. N 119

 

5. Распоряжение Минимущества РФ от 27 февраля 2002 г. N 500-р "О лицензировании отдельных видов деятельности" // Текст документа размещен на сервере Министерства имущественных отношений РФ (#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ  (с изменениями от 13, 21 марта, 9 декабря 2002 г., 10 января, 27 февраля, 11, 26 марта, 23 декабря 2003 г., 2 ноября 2004 г., 21 марта 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 200. N 33 (Часть I). Ст. 3430

 

 

[2] Конституция Российской  Федерации. Принята Всенародным  голосованием 12 декабря 1993 года // Российская  газета. № 237.

 

 

[3] О дееспособности и  правоспособности как правовых  категориях см. (кратко), например: Тихомирова  Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая  энциклопедия. Изд. 5-е, доп. и перераб./Под ред. Тихомирова М.Ю. - М.: Издание г-на Тихомирова М.Ю., 2002. - С. 228, 679.

 

 

[4] Федеральный закон "О  лицензировании отдельных видов  деятельности" от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ  (с изменениями от 13, 21 марта, 9 декабря 2002 г., 10 января, 27 февраля, 11, 26 марта, 23 декабря 2003 г., 2 ноября 2004 г., 21 марта 2005 г.) // Собрание законодательства  Российской Федерации. 200. N 33 (Часть  I). Ст. 3430

 

 

[5] Федеральный закон "О  лицензировании отдельных видов  деятельности" от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ  (с изменениями от 13, 21 марта, 9 декабря 2002 г., 10 января, 27 февраля, 11, 26 марта, 23 декабря 2003 г., 2 ноября 2004 г., 21 марта 2005 г.) // Собрание законодательства  Российской Федерации. 200. N 33 (Часть  I). Ст. 3430

 

 

[6] Федеральный закон "О  лицензировании отдельных видов  деятельности" от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ  (с изменениями от 13, 21 марта, 9 декабря 2002 г., 10 января, 27 февраля, 11, 26 марта, 23 декабря 2003 г., 2 ноября 2004 г., 21 марта 2005 г.) // Собрание законодательства  Российской Федерации. 200. N 33 (Часть  I). Ст. 3430

 

 

[7] Федеральный закон "О  лицензировании отдельных видов  деятельности" от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ  (с изменениями от 13, 21 марта, 9 декабря 2002 г., 10 января, 27 февраля, 11, 26 марта, 23 декабря 2003 г., 2 ноября 2004 г., 21 марта 2005 г.) // Собрание законодательства  Российской Федерации. 200. N 33 (Часть  I). Ст. 3430

 

 

[8] Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях  от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изменениями  от 25 апреля, 25 июля, 30, 31 октября, 31 декабря  2002 г., 30 июня, 4 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря  2003 г., 9 мая, 26, 28 июля 2004 г.) // Собрание  законодательства Российской Федерации. 2002. N 1 (часть I). Ст. 1.

 

 

[9] Комментарий к Федеральному  закону от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О  лицензировании отдельных видов  деятельности" (под ред. А.Н.Ткача. - М.: ЗАО "Юридический Дом "Юстицинформ", 2003)

 

 

[10] Федеральный закон от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ "О внесении изменений  в Федеральный закон "О лицензировании  отдельных видов деятельности", Федеральный закон "О защите  прав юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей при проведении  государственного контроля (надзора)" и Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях" // Собрание законодательства Российской  Федерации от 4 июля 2005 г. N 27 ст. 2719, в  "Парламентской газете" от 6 июля 2005 г. N 119


Информация о работе Лицензирование деятельности субъектов предпринимательства в РФ