Лицензирование деятельности субъектов предпринимательства в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 23:10, курсовая работа

Краткое описание

Рыночная экономика в Российской Федерации вызывает необходимость постоянного совершенствования и поиска новых правовых средств государственного регулирования предпринимательской деятельности. При этом воздействие на субъекты предпринимательской деятельности реализуется в форме обязательных требований, которые предъявляются к ним на разных стадиях осуществления определенных видов предпринимательской деятельности. В ряду таких требований установлено и требование, состоящее в необходимости получения предпринимателем лицензии. Причем регламентация этого требования, как на уровне законодательных актов, так и принимаемыми в соответствии ними подзаконных нормативных актов, позволяет утверждать, что сложился правовой институт лицензирования предпринимательской деятельности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. .3
1 ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ПРИНЦИПЫ ДИЦЕНЗИРОВАНИЯ РФ…...6
2 ВИДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ………………………………… 11
2.1 Правовые основы лицензирования…………………………………… 11
2.2 Виды деятельности, требующие особого порядка лицензирования...16
3 ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ И ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ ЛИЦЕНЗИИ СУБЪЕКТОВ РФ…………………………………………….. 26
3.1 Порядок получения лицензии…………………………………………..26
3.2 Основания и порядок приостановления действия и аннулирование лицензии………………………………………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….36

Файлы: 1 файл

Лицензирование деятельности субъектов предпринимательства в РФ..docx

— 58.06 Кб (Скачать)

Федеральный закон от 18.07.1999 N 183-ФЗ «Об экспортном контроле» (в ред. от 29.06.2004 N 58-ФЗ) определяет, что внешнеэкономические операции, предусматривающие передачу контролируемых товаров и технологий (в том числе прав на них) иностранным лицам, ввоз отдельных видов контролируемых товаров и технологий на таможенную территорию Российской Федерации в случаях, если это необходимо для обеспечения безопасности государства или выполнения международных обязательств Российской Федерации, подлежат лицензированию. Лицензии на осуществление внешнеэкономических операций выдаются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля.

Приобретение оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации подлежит лицензированию на основании статьи 9 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ «Об оружии» (ред. от 05.04.2011);. Исключение составляет приобретение оружия и патронов к нему государственными военизированными организациями. Лицензии на приобретение оружия и патронов к нему выдаются органами внутренних дел на основании заявлений граждан Российской Федерации.

Использование результатов интеллектуальной деятельности регулируется ч. IV Гражданского кодекса Российской Федерации от 18.12.2006 N 230-ФЗ ред. от 24.02.2010 (далее - ГК РФ). Особенность лицензирования указанного вида деятельности заключается в том, что, согласно ст. 1235 ГК РФ, функцию лицензии здесь выполняет лицензионный договор, заключаемый между обладателем исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиаром) и лицензиатом. Лицензиат может использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором. Срок, на который заключается лицензионный договор, не может превышать срок действия исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации. В случае, когда в лицензионном договоре срок его действия не определен, договор считается заключенным на пять лет, при этом в случае прекращения исключительного права лицензионный договор также прекращается. Статьи 1236, 1239 ГК РФ предусматривают три вида лицензионных договоров (лицензий): простая (неисключительная), исключительная, принудительная.

Специфика лицензирования использования орбитально - частотных ресурсов и радиочастот для осуществления теле- и радиовещания заключается в самом предмете лицензирования. Так, согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 01.02.2000 N 88 «Об утверждении Основных положений государственной политики в области распределения, использования и защиты орбитально-частотного ресурса Российской Федерации и Положения о государственном регулировании допуска и использования иностранных систем спутниковой связи и вещания в информационном (телекоммуникационном) пространстве Российской Федерации», защита орбитально-частотного ресурса Российской Федерации и управление его использованием являются одной из важнейших областей деятельности государства, связанной с экономическими и социальными аспектами развития страны, обеспечением президентской и правительственной связи, нужд обороны, безопасности, охраны правопорядка, а также хозяйственной деятельности юридических и физических лиц на территории Российской Федерации. Однако в информационное (телекоммуникационное) пространство Российской Федерации на основании решений Государственной комиссии по радиочастотам при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации могут быть допущены иностранные системы спутниковой связи и вещания, прошедшие международную координацию в рамках Международного союза электросвязи, и пользователи. При этом создание и развитие наземной инфраструктуры, а также организация предоставления услуг связи на территории Российской Федерации относятся к компетенции российских операторов, получивших в установленном порядке лицензии на осуществление указанной деятельности, выдачу которых производит Министерство Российской Федерации по связи и информатизации. В такой лицензии в обязательном порядке должны быть определены требования о предоставлении безусловного приоритета всем сообщениям об угрозе жизнедеятельности на земле, в море, воздухе и космическом пространстве, о неотложных мероприятиях в области обороны, безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации, а также сообщениям о крупных авариях, катастрофах, эпидемиях и стихийных бедствиях. Лицензия дает право оператору связи после проведения сертификации оборудования и получения разрешения Службы государственного надзора за связью в Российской Федерации на использование рабочих частот и эксплуатацию начать предоставление услуг электросвязи.

Лицензирование использования природных ресурсов, в силу их многообразия, также осуществляется целым рядом нормативных актов. Так, согласно Федеральному закону от 24.04.1995 N 52-ФЗ «О животном мире» (ред. от 21.11.2011г), пользование животным миром осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензии в течение срока, указанного в лицензии по соглашению сторон и зависящего от вида пользования животным миром в границах определенной территории и акватории, а гражданам выдаются именные разовые лицензии на добычу определенного количества объектов животного мира в определенном месте или на конкретный срок. Долгосрочную лицензию на пользование животным миром выдает специально уполномоченный государственный орган субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на основании решений высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.1995 N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (ред. от 19.07.2011), разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии выдаются эксплуатирующим организациям, а также организациям, выполняющим работы и предоставляющим услуги в области использования атомной энергии органами государственного регулирования безопасности. В разрешении (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии должны быть указаны владелец разрешения (лицензии), требования и условия, необходимые для обеспечения безопасности при ведении работ, и срок действия разрешения (лицензии).

Лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1(ред. от 02.02.2011г), Федеральным законом от 26.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (ред. от 03.12.2011г), Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2000 N 796 и нормативными правовыми документами Министерства образования и науки России.

Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 N 796, устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности по программам дошкольного, общего (начального, основного, среднего (полного) образования, дополнительного образования детей, профессиональной подготовки, профессионального (начального, среднего, высшего, послевузовского, дополнительного) образования, в том числе военного профессионального образования, осуществляемой образовательными учреждениями (организациями), научными организациями и ведущими профессиональную подготовку образовательными подразделениями организаций.

Особенностью процесса лицензирования образовательной деятельности является проведение экспертизы, устанавливающей соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых соискателем лицензии, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников соискателя лицензии, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов. По результатам проведенной экспертизы принимается решение о выдаче лицензии.

Особенности лицензирования деятельности инвестиционного фонда, деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, регулируются Постановлением Правительства РФ от 06.10.2008 N 744. В названном нормативном акте определяются особые лицензионные требования и условия осуществления вышеперечисленных лицензионных видов деятельности, специальный перечень документов, необходимых для получения лицензии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ПОРЯДОК ПОЛЧЕНИЯ И ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ ЛИЦЕНЗИИ СУБЪЕКТОВ РФ

3.1 Порядок получения лицензии

 

Для того, чтобы получить лицензию соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указывается7:

- полное и (в случае, если  имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма  юридического лица, место его  нахождения, адреса мест осуществления  лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять  заявитель, государственный регистрационный  номер записи о создании юридического  лица и данные документа, подтверждающего  факт внесения сведений о юридическом  лице в единый государственный  реестр юридических лиц, - для  юридического лица;

- фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального  предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого  вида деятельности, который намерен  осуществлять заявитель, данные  документа, удостоверяющего его  личность, основной государственный  регистрационный номер записи  о государственной регистрации  индивидуального предпринимателя  и данные документа, подтверждающего  факт внесения сведений об  индивидуальном предпринимателе  в единый государственный реестр  индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя;

- идентификационный номер  налогоплательщика и данные документа  о постановке соискателя лицензии  на учет в налоговом органе;

- лицензируемый вид деятельности  в соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.2001г №128-ФЗ (ред. от 29.12.2010), который соискатель лицензии намерен осуществлять.

К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются8:

- копии учредительных  документов (с представлением оригиналов  в случае, если верность копий  не засвидетельствована в нотариальном  порядке) - для юридического лица;

- документ, подтверждающий  уплату государственной пошлины  за рассмотрение лицензирующим  органом заявления о предоставлении  лицензии.

В зависимости от специфики деятельности в положении о лицензировании конкретного вида деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, подтверждающих соответствие соискателя лицензии установленным лицензионным требованиям и условиям.

Так, например, для получения лицензии на производство лекарственных средств, соискателям лицензии, наряду с документами предусмотренными выше придется предоставить, следующие документы:

- перечень лекарственных  средств, которые соискатель лицензии  готов производить;

- описание основных технологических  процессов, обеспечивающих качество  лекарственных средств;

- согласие органов местного  самоуправления на размещение  производства лекарственных средств  на соответствующей территории;

- копии документов, свидетельствующих  о наличии у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для осуществления  лицензируемой деятельности, принадлежащих  ему на праве собственности  или на ином законном основании  зданий, помещений и оборудования;

- копии выданного в  установленном порядке санитарно-эпидемиологического  заключения о соответствии производства  лекарственных средств требованиям санитарных правил;

- копии документов, подтверждающих  соответствующую лицензионным требованиям  и условиям квалификацию специалистов, ответственных за производство, качество и маркировку лекарственных  средств.

Но требовать от соискателя лицензии представления иных документов, не предусмотренных Федеральным законом РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.2001г №128-ФЗ  и иными федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, не допускается.

Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы в день поступления в лицензирующий орган принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления и документов направляется соискателю лицензии.

Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий.

На стадии рассмотрения документов о выдаче лицензии осуществляется лицензионный контроль (ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности») в форме проверки:

— полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах;

— возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий в порядке, предусмотренном Федеральным законом.

До настоящего времени органы, осуществляющие лицензирование, выносили решение о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче только на основании той информации, которую им представлял соискатель. Проверка представленной информации была только правом, но не обязанностью лицензирующих органов9.

Теперь проверка проводится путем сопоставления таких сведений со сведениями из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Лицензирующий орган получает соответствующую информацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Указанное решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа.

Лицензирующий орган обязан в указанный срок уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии. Основанием отказа в предоставлении лицензии является:

- наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной  информации;

- несоответствие соискателя  лицензии, принадлежащих ему или  используемых им объектов лицензионным  требованиям и условиям.

Выдача документа, подтверждающего наличие лицензии, проводится в течение трех дней после представления соискателем документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора за предоставление лицензии. Если лицензиат в течение трех месяцев не уплатил лицензионный сбор, то лицензирующий орган, выдавший лицензию, вправе ее аннулировать.

По заявлению соискателя лицензии или лицензиата в отношении отдельных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в целях защиты имущественных прав и законных интересов граждан, может применяться упрощенный порядок лицензирования. Он возможен при условии заключения соискателем лицензии или лицензиатом договора страхования гражданской ответственности либо при наличии у лицензиата сертификата соответствия осуществляемого им лицензируемого вида деятельности международным стандартам в отношении лицензирования следующих видов деятельности: эксплуатация пожароопасных производственных объектов; деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры); перевозки морским транспортом грузов; перевозки внутренним водным транспортом грузов; перевозки воздушным транспортом грузов; перевозки железнодорожным транспортом грузов, грузобагажа; транспортировка грузов (перемещение грузов без заключения договора перевозки) по железнодорожным путям общего пользования, за исключением уборки прибывших грузов с железнодорожных выставочных путей, возврата их на железнодорожные выставочные пути; погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, на железнодорожном транспорте; деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Информация о работе Лицензирование деятельности субъектов предпринимательства в РФ