Министерство образования
и науки Российской Федерации
Грозненский Государственный
Нефтяной Технический Университет
имени академика М. Д. Миллионщикова
Факультет автоматизации и
прикладной информатики
Кафедра «Информационные системы
в экономике»
Доклад
на тему:
«Аудиторская деятельность
в РФ»
Выполнила студентка
4 курса
очной формы обучения
группы БИН-11: Булаева Ж.А.
Руководитель: Салимова Ж.Л.
Грозный – 2014
Оглавление
Введение
С переходом к рыночным отношениям
в России стали создаваться кооперативы,
частные фирмы, совместные предприятия,
которые уже не являлись собственностью
государства и в связи, с чем изменились
формы контроля государства за предпринимательской
деятельностью. В данное время каждое
предприятие становится самостоятельным
хозяйствующим субъектом, осуществляет
свою деятельность без какого-либо руководства
со стороны министерств и ведомств, без
регулирующего воздействия государственного
плана. Предприятие самостоятельно распоряжается
выпускаемой продукцией и полученной
прибылью, оставшейся в его распоряжения
после уплаты налогов и других обязательных
платежей. Законы и иные правовые акты
устанавливают порядок создания фондов
и резервов, отнесение амортизационных
отчислений, коммерческих и командировочных
расходов на результаты хозяйственной
деятельности предприятия, и предприятия,
руководствуясь этими правилами, самостоятельно
рассчитывают и уплачивают налоги и обязательные
платежи.
Любое предприятие обязано
вести бухгалтерскую и статистическую
отчётность, публиковать данные о своей
деятельности в порядке, установленном
в законодательстве. Обязанность предприятия
вести учёт своего имущества и совершённых
хозяйственных операций, самостоятельно
исчислять и уплачивать налоги, представлять
бухгалтерскую отчётность, данными которых
могут пользоваться все заинтересованные
предприниматели и предприятия, вызвало
необходимость независимого вневедомственного
финансового контроля - аудита.
- Аудит: цели и задачи
Аудиторская деятельность
(аудит) - это предпринимательская
деятельность аудиторов (аудиторских
фирм) по осуществлению независимых
вневедомственных проверок бухгалтерской
отчетности, платежно-расчетной документации,
налоговых деклараций и других
финансовых обязательств и требований
экономических субъектов, а также
по оказанию иных аудиторских услуг:
- постановка, восстановление
и ведение бухгалтерского учета;
- составление деклараций о доходах
и бухгалтерской отчетности;
- налоговое консультирование;
- анализ финансово-хозяйственной
деятельности;
- оценка активов и пассивов экономического
субъекта;
- консультирование в вопросах
финансового, банковского и иного хозяйственного
законодательства;
- оценка стоимости имущества,
оценка предприятий как имущественных
комплексов;
- разработка и анализ инвестиционных
проектов, составление бизнес-планов;
- проведение маркетинговых исследований;
- обучение.
Аудит - независимая экспертиза
финансовой отчетности предприятия на
основе проверки соблюдения порядка ведения
бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных
и финансовых операций законодательству
Российская Федерация, полноты и точности
отражения в финансовой отчетности деятельности
предприятия. Экспертиза завершается
составлением аудиторского заключения.
Цель аудита – выражение мнения
о достоверности финансовой (бухгалтерской)
отчетности аудируемых лиц, соответствии
порядка ведения бухгалтерского учета
законодательству Российской Федерации.
Достоверность - это степень точности
данных финансовой отчетности, которая
позволяет пользователю этой отчетности
на основании ее данных делать правильные
выводы о результатах хозяйственной деятельности.
2. Основные виды аудита
В зависимости от субъекта,
проводящего аудиторские проверки, они
подразделяются на внешние, проводимые
аудиторами и аудиторскими фирмами, и
внутренние, проводимые соответствующими
структурами самого хозяйствующего субъекта.
Внешний аудит проводится на
основании договора между независимыми
сторонами: предприятием и аудиторской
фирмой (аудитором). При этом аудиту подлежит
главным образом система учета и отчетности
предприятия. Основной целью аудиторской
фирмы является оценка достоверности
финансовой отчетности и подтверждение
соблюдения действующего законодательства.
При проведении проверки аудиторская
фирма руководствуется общепринятыми
аудиторскими стандартами.
Большое значение имеет внутренний
аудит, который должен оперативно проводить
проверку и надзор за соблюдением требований
законодательства; точности и полноты
документации бухгалтерского учета; обеспечения
сохранности имущества; своевременности
и достоверности бухгалтерской отчетности
и т.д.
Основным объектом внутреннего
аудита являются решение отдельных функциональных
задач управления, разработка и проверка
информационных систем предприятия.
Проведение внутреннего аудита
имеет для руководства и собственников
экономического субъекта информационное
и консультационное значение, поскольку
призвано содействовать оптимизации деятельности
экономического субъекта и выполнению
обязанностей его руководства.
Внутренний аудит необходим
главным образом для предотвращения потери
ресурсов и осуществления необходимых
изменений внутри предприятия. При этом
организация, роль и функция внутреннего
аудита определяются самим предприятием,
т.е. его руководством или собственником.
Основную часть функций внутреннего
аудита выполняют специальные службы
или отдельные аудиторы, состоящие в штате
предприятия. Используя информацию внутреннего
аудита, руководство предприятия может
оперативно и своевременно осуществлять
необходимые изменения внутри предприятия.
Внутренний аудит решает следующие
задачи:
- контроль за состоянием активов и недопущение убытков;
- подтверждение выполнения внутрисистемных
контрольных процедур;
- анализ эффективности функционирования
системы внутреннего контроля и обработки
информации;
- оценка качества информации,
выдаваемой управленческой информационной
системой.
Таким образом, в рамках внутреннего
аудита осуществляется не только детальный
контроль за сохранностью активов, но
и контроль за политикой и качеством менеджмента.
По отношению к требованиям
законодательства различают обязательный
и инициативный аудит. Аудит распространяется
на всех экономических субъектов, включая
органы государственной власти и управления,
органы местного самоуправления. любой
экономический субъект вправе по собственной
инициативе пригласить аудиторов.
Аудит, проводимый по инициативе
экономического субъекта (его руководства,
собственников, акционеров и т.п.) называется инициативным (добровольным).
Характер и масштабы такого аудита определяет
заказчик.
В отличие от инициативного
обязательный аудит регламентируется
государством. Согласно ФЗ «Об аудиторской
деятельности в Российской Федерации»
обязательный аудит – это ежегодная обязательная
аудиторская проверка ведения бухгалтерского
учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности
организации или индивидуального предпринимателя.
Обязательной аудиторской проверке
подлежат экономические субъекты по следующей
системе показателей:
1. По критерию организационно-правовой
формы – все открытые акционерные общества,
независимо от числа акционеров и размера
уставного капитала.
2. По виду деятельности: кредитные
организации; страховые организации или
общества взаимного страхования; товарные
или фондовые биржи; инвестиционные фонды;
внебюджетные фонды, источниками образования
средств которых являются предусмотренные
законодательством РФ обязательные отчисления
юридических и физических лиц; фонды, источниками
образования средств которого являются
добровольные отчисления юридических
и физических лиц.
3. По источникам формирования
уставного капитала – в уставном капитале
(фонде) организации имеется доля, принадлежащая
иностранным инвесторам.
Обязательной проверке также
подлежат экономические субъекты, за исключением
государственных и муниципальных предприятий,
имеющие в наличии хотя бы одно из следующих
показателей:
- объем выручки от реализации
продукции (работ, услуг) за год превышает
в 500 тыс. раз установленный законодательством
Российской Федерации минимальный размер оплаты труда (МРОТ);
- сумма активов баланса превышает
на конец года в 200 тыс. раз установленный
законодательством Российской Федерации
МРОТ.
Организации или индивидуальные
предприниматели, подлежащие обязательному
аудиту, обязаны к сдаче годовой бухгалтерской
отчетности предоставлять аудиторское
заключение в территориальный налоговый
орган по месту регистрации в качестве
налогоплательщика. Как обязательный
так и инициативный аудит проводятся на
основании договора, заключенного с аудиторской
фирмой и проверяемым экономическим субъектом.
Стоимость работы как при инициативном,
так и при обязательном аудите, определяется
по согласованию сторон.
По объектам аудита различают:
банковский аудит; аудит страховых организаций;
аудит бирж; инвестиционных институтов
и внебюджетных фондов; общий аудит; государственный
аудит. На все эти виды аудита (кроме государственного)
необходимо иметь соответствующие лицензии,
выдаваемые Центральным банком и Министерством
финансов РФ.
3. Аудиторская проверка
Аудиторская проверка - необходимый
элемент аудита и один из видов аудиторской
деятельности. Она заключается в установлении
достоверности бухгалтерской отчётности,
а также в совершении иных услуг, в частности
составлению деклараций о доходах и бухгалтерской
отчётности, консультированию в вопросах
финансового, налогового, банковского
и иного хозяйственного законодательства
России. Аудиторы могут также проводить
обучение и оказывать другие услуги по
профилю своей деятельности. В ФЗ РФ «Об
аудиторской деятельности в РФ» указано,
что аудиторы и аудиторские фирмы не могут
заниматься какой-либо деятельностью,
кроме аудиторской и другой связанной
с ней деятельностью. Из этой выдержки
следует, что аудитор не может выступать
учредителем, акционером, собственником
других предприятий, не связанных с аудиторской
деятельностью.
Одно из основных условий обеспечения
успешного проведения аудиторской проверки
это правильная организация аудиторской
работы.
Основными стадиями аудиторской
проверки являются: планирование аудита;
получение аудиторских доказательств;
использование работы других лиц и контакты
с руководством экономического субъекта
третьими сторонами; документирование
аудита; обобщение выводов, формирование
и выражение мнения о бухгалтерской отчетности
экономического субъекта в аудиторском
заключение.
Аудиторская проверка должна
быть спланирована на
основе достигнутого аудиторской организацией
понимания деятельности предприятия.
Цель планирования – организовать эффективную
и экономически оправданную проверку.
На этапе планирования необходимо определить
стратегию и тактику аудита, сроки его
проведения, разработать общий план и
программу аудита.
В ходе аудита должно быть получено
достаточное количество качественных аудиторских
доказательств, которые могут служить
основой для формирования мнения аудиторской
организации о достоверности бухгалтерской
отчетности проверяемой организации.
В ходе аудита должны документироваться основные
аспекты проведенной работы, сделанные
выводы и другие существенные вопросы,
имеющие значение для подготовки аудиторского
заключения, а также для доказательства
качественного проведения аудита. Рабочая
документация аудита должна быть достаточно
полной и убедительной, чтобы служить
подтверждением правильности того или
иного мнения аудиторской организации
о бухгалтерской отчетности экономического
субъекта.
На этапе подготовки заключения
о достоверности бухгалтерской отчетности
предприятия аудиторская организация
обязана обобщить и оценить выводы, сделанные
на основе полученных данных. Сделанные
выводы о степени достоверности бухгалтерской
отчетности проверяемого субъекта находят
свое отражение в аудиторском заключении.
4. Аудиторское заключение
Аудиторское заключение - это
акт, в котором излагаются выявленные
при проверке недостатки производственной,
финансово-хозяйственной деятельности
предприятия, приводятся факты нарушения,
бесхозяйственности, злоупотребления,
хищений, незаконного расходования средств,
размеры причиненного ущерба и последствия
допущенных нарушений, неправильное ведение
бухгалтерского учета при составлении
отчетности, факты неправильного исчисления
прибыли и налогов, и др.
Заключение аудитора имеет
юридическое значение для всех юридических
и физических лиц, органов государственной
власти, органов местного самоуправления,
судебных органов.
Аудиторское заключение состоит
из 3-х частей: вводной, аналитической и
итоговой.