Вводная часть представляет
собой сведения об аудиторской фирме.
Аналитическая часть является
отчетом аудиторской фирмы предприятию
об общих результатах проверки состояния
внутреннего контроля, бухгалтерского
учета и отчетности предприятия, а также
соблюдение законодательства при совершении
финансово-хозяйственных операций.
Данная часть заключения включает
наименование проверяемого предприятия,
объект аудита, период деятельности за
который проводится проверка, общие результаты
проверки.
Как правило, к аналитической
части (отчету) прилагаются конкретные
предложения по устранению выявленных
в ходе аудиторской проверки нарушений
законодательства при совершении финансово-хозяйственных
операций и внесению поправок в составленную
ранее отчетность.
Лишь после проверки выполнения
указанных предложений аудитор (аудиторская
фирма) приступает к составлению итоговой части аудиторского
заключения, называемой «Заключение аудиторской
фирмы».
Итоговая часть аудиторского
заключения представляет собой мнение
аудиторской фирмы или аудитора о достоверности
бухгалтерской отчетности проверенного
экономического субъекта. Она адресуется
учредителям субъекта, если иное не установлено
договором на проведение аудита.
Каждая страница заключения
подписывается аттестованным аудитором
(руководителем аудиторской группы), а
также руководителем аудиторской фирмы
и заверяется печатью фирмы.
Заключение составляется в
трех экземплярах: 1-ый экземпляр – в организацию,
назначившую проверку; 2-ой экземпляр –
вручают директору проверяемого предприятия;
3-ий экземпляр – остается у аудиторской
фирмы.
По нарушениям и замечаниям,
отраженным в аудиторском заключении
на предприятии составляется план мероприятий
по их устранению. На главного бухгалтера
возлагается ответственность за контролем
по исправлению допущенных ошибок в бухгалтерском
учете.
Порядком составления аудиторского
заключения предусмотрены пять вариантов
заключений: безусловно положительное,
условно положительное, отрицательное
заключение, с отказом от выражения мнения
о достоверности бухгалтерской отчетности,
безусловно положительное при наличии
серьезного сомнения в возможности экономического
субъекта продолжить деятельность и исполнять
свои обязательства в течение как минимум
12 месяцев, следующих за отчетным.
На практике заказчику выдается
безусловно положительное или условно
положительное заключение, так как другие
виды заключений (отрицательное или заключение
с отказом от выражения мнения) экономическому
субъекту практически не нужны.
Безусловно положительное аудиторское
заключение свидетельствует о том, что
аудиторская организация считает бухгалтерскую
отчетность экономического субъекта достоверной
во всех существенных отношениях. При
составлении условно-положительного или
отрицательного аудиторского заключения
либо оформлении отказа от выражения мнения
о достоверности бухгалтерской отчетности
экономического субъекта необходимо указать
обстоятельства, которые явились причиной
того или иного решения аудиторской организации.
По нарушениям и замечаниям,
отраженным в аудиторском заключении
на предприятии составляется план мероприятий
по их устранению. На главного бухгалтера
возлагается ответственность за контролем
по исправлению допущенных ошибок в бухгалтерском
учете.
Поскольку в современном обществе
деятельности аудиторов отводится весьма
важная роль, существует объективная необходимость
поддерживать уважение и доверие к профессии
аудитора. Поэтому необходим непрерывный
контроль качества аудита.
Общий контроль качества аудита основан
на:
- определенных личных качествах аудиторов (честность, объективность, независимость, конфиденциальность);
- профессионализме и компетентности аудиторов; обоснованном распределении работы между членами группы; надзоре за работой аудиторов для соблюдения стандартов качества; политике приема клиентов и продолжения сотрудничества с ними;
- текущем контроле аудиторской фирмы за эффективностью политики и процедур контроля качества.
Высокое качество аудита обеспечивает:
- обучение и переподготовка
аудиторов; разработка и совершенствование
аудиторских стандартов; разработка эффективной
системы контроля качества внутри аудиторской
фирмы;
- наличие жесткой системы внешнего
контроля качества (налоговая инспекция
и налоговая полиция).
Таким образом, контроль качества
- это не только правила и процедура аудита,
но и разумный подход. Система контроля
качества должна носить предупредительный
характер, снижающий (исключающий) вероятность
нарушения профессионально-этических
норм и аудиторского риска.
5. Правовые аспекты аудиторской
деятельности
Аудиторской деятельностью
имеют право заниматься физические лица
- аудиторы и юридические лица - аудиторские
фирмы независимо от вида собственности,
в том числе иностранные и созданные совместно
с иностранными юридическими и физическими
лицами. Аудиторская фирма может быть
основана на смешанной форме собственности,
т. е. её имущество находится в определённых
долях в частной, государственной, муниципальной
и иной собственности.
Аудиторские фирмы регистрируются
как предприятия, создаваемые в целях
осуществления аудиторской деятельности,
и могут иметь любую организационно-правовую
форму, предусмотренную законодательством
РФ, за исключением формы акционерного
общества открытого типа. Аудиторская
фирма может быть учреждена в форме индивидуального
(семейного) частного предприятия, полного
товарищества, смешанного товарищества,
товарищества с ограниченной ответственностью
(акционерного общества закрытого типа),
государственного, муниципального предприятия.
Занятие аудиторской деятельностью
происходит на основе специального разрешения
(лицензии), а также при наличии квалификационного
аттестата. Постановлением Правительства
РФ утвержден порядок аттестации на право
осуществления аудиторской деятельности.
Согласно Постановлению Правительства
РФ от 29 марта 2002г. «О лицензировании аудиторской
деятельности» все физические лица, занимающиеся
аудиторской деятельностью, обязаны пройти
аттестацию и получить квалификационный
аттестат аудитора единого образца. Проведение
аудиторской деятельности без аттестации
запрещается.
Аудиторские фирмы начинают
свою работу после государственной регистрации
в качестве субъекта предпринимательской
деятельности, получения лицензии и включения
в государственный реестр аудиторов, ведение
которого организует Комиссия по аудиторской
деятельности. Право учредителей, собственников,
участников аудиторской фирмы определять
её внутреннюю структуру, взаимоотношения
руководителей фирмы и аудиторов по оформлению
аудиторского заключения должны устанавливаться
в уставе фирмы.
Организация аудиторской
деятельности показывает, что нельзя применять
все правила об аудиторских фирмах к аудиторам,
занимающимся этим видом предпринимательства
самостоятельно.
В Российской Федерации для
регулирования аудиторской деятельности
согласно Федеральному Закону «Об аудиторской
деятельности» создается уполномоченный
федеральный орган государственного регулирования
аудиторской деятельности.
В соответствии с п.1 Постановления
Правительства РФ от 6 февраля 2002г. №80
«О вопросах государственного регулирования
аудиторской деятельности в РФ» функции
федерального органа осуществляет Министерство
финансов РФ.
В целях учета мнения профессиональных
участников рынка аудиторской деятельности
создается совет по аудиторской деятельности
при уполномоченном федеральном органе.
Положение о совете по аудиторской деятельности
утверждается руководителем уполномоченного
федерального органа.
Заключение
Становление рыночной экономики,
передача в частную собственность средств
производства, развитие банковского, страхового
дела и инвестиционной активности привели
к появлению такого совершенно нового
для России вида предпринимательства,
как аудиторская деятельность.
Аудит осуществляется в первую
очередь в интересах собственников с целью
защиты их имущественных интересов. Для
успешного развития аудита нужна соответствующая
нормативная база, которая продолжает
развиваться, выходят новые нормативно-правовые
акты, которые все лучше регулируют аудиторскую
деятельность.
Сейчас при принятии новых нормативных
актов, регулирующих отношения в той или
иной области хозяйственной деятельности,
часто ссылаются на необходимость сближения
российской и мировой практики. Однако,
учитывая существенные отличия нашей
экономики от экономики развитых стран,
можно сказать, что этот процесс будет
достаточно продолжительным.
В процессе профессиональной
деятельности аудиторам приходится проводить
различные арифметические и иные вычисления,
выполнять анализ остатков по счетам,
рассчитывать коэффициенты, составлять
таблицы с различной степенью сложности
итогов, выполнять другие действия, связанные
с расчетами. Поэтому все больше аудитор
нуждается в хорошем программном обеспечении
компьютера, но этот аспект не всегда учитывается.
По мере развития
финансового рынка в Российской
Федерации и его интеграции
в общемировую сферу финансовых
услуг, все больше будет возрастать
роль аудита - независимой экспертизы и
анализа финансовой отчетности предприятий,
банков, организаций, учреждений и других
субъектов рыночных отношений.
Список использованной литературы:
1. Борисов А.Н., Об аудит. деятельности:
комментарий к Федеральному закону, 2005г.;
2. Шеремет А.Д., Суйц В.П., Аудит:
Учебник - перераб. и дополнен - М., 2005г.;
3. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д.,
Финансовое право: Учеб.пособие. М. 2002г.;
4. Гончаров Д.В., Заключение
договора на проведение ауд. проверки//Бух.
учет.1999г.;
5. Земляченко С.В., Учетная политика
организации//Бух.учет. 2000г.;
6. Крупченко Е.А.,Замыцкова О.И.,Аудит:
Учебник,М., 2005г.