Льготы и поощрения, используемые в российском законодательстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 01:22, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является попытка анализа вопросов существования и применения законодательства о льготах и поощрениях в некоторых правовых отраслях, а так же проблемы реформирования льгот и формы реализации льгот и поощрений в Российской правовой науке.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- исследовать основные черты и принципы льгот и поощрений действующих в Российской Федерации на современном этапе;
- определить функции правовых льгот;
- рассмотреть проблемы реформирования льгот в российском законодательстве;
- рассмотреть поощрительные санкции;
- установление правовых преимуществ в различных отраслях правовой науки.

Файлы: 1 файл

ЛЬГОТЫ И ПООЩРЕНИЯ.doc

— 294.00 Кб (Скачать)


Введение.

 

В условиях формирования рыночных механизмов господствующими в государственном управлении становятся не административные, а экономические методы, основанные преимущественно на системе налогов.

В настоящее время  в современной России происходят преобразования в экономической, политической, правовой сферах. Меняется характер общественных отношений, изменяются юридические нормы, регламентирующие данные отношения. Соответственно трансформируются дели, способы, социальная направленность правового опосредования запросов отдельных групп населения. Находит новое отражение в законодательстве и учет особых интересов субъектов, средством которого выступают правовые льготы1.

Правовые льготы всегда являлись тем юридическим средством, которое во все времена находилось на первом плане происходящих в обществе изменений и преобразований2. Смена политического курса, реформирование социально-экономических, политических, государственно-правовых отношений связаны во многих случаях с пересмотром действующей системы преимуществ. Подобные процессы мы наблюдаем в современной правовой действительности России, когда прежде всего реформируется целый пласт социальных льгот, что диктуется логикой рынка, важностью адекватной денежной оценки человеческого труда, определенным отходом от практики чрезмерной патерналистской опеки граждан со стороны государства3.

Льготы служат теми дополнительными  возможностями юридического характера, которые определяются объективными законами окружающей социальной действительности.

Существование большого количества разнообразных льгот и поощрений в отраслях материального и процессуального права неизбежно выдвигает проблему их использования в российском законодательстве.

Дипломная работа представляет собой попытку создания основ теории правовых льгот, которая становится все более необходимой как для развития юридической науки, так и для практики. Учитывая тот факт, что система льгот в современной России подвержена реформированию.

Особый инструментальный статус приобретают льготы стимулирующего характера. Создавая режим благоприятствования для осуществления инициативной деятельности субъектов, повышая уровень их позитивной активности, льготы становятся весьма распространенным юридическим средством, призванным содействовать проводимым реформам, способствующим эффективности экономики. Они широко используются в целях развития науки, образования, культуры, предпринимательства, благотворительности, инвестиционной деятельности и т.п. Примером тому служит как появление новых, так и существенное реформирование ранее действующих преимуществ экономической направленности: амортизационные каникулы, амортизационные премии, налоговые преференции, налоговые кредиты и вычеты, льготные таможенные режимы и т.д. Большое значение придается льготам и в процессе создания в Российской Федерации высокотехнологичных зон, способствующих переходу к инновационной экономике, которая характеризуется интенсивными структурными сдвигами в пользу высокотехнологичного информационного сектора и ослаблением зависимости от нефтегазового и сырьевого экспорта.

Кроме того, льготы активно  используются в российской правовой системе в качестве одного из важнейших  юридических инструментов для разрешения задач федеративного устройства России, развития местного самоуправления и др. Подобную роль играют различного рода федеральные компенсации, дотации, субсидии, субвенции, предоставляемые отдельным субъектам РФ.

Льготы в определенной мере показывают приоритеты правового регулирования, государственной политики в целом. Если законодатель облегчает юридическое положение тех или иных субъектов, значит государство уделяет данным субъектам особое внимание, оказывает поддержку.

При написании дипломной работы использовалась справочная правовая система «КонсультантПлюс».

Объектом дипломной работы является правовая система и проблемы льгот и поощрений в Российском праве.

 Актуальность выбранной  для исследования темы заключается  в первостепенной важности вопросов  льгот и поощрений для функционирования  национальной правовой политики  и экономики.

Целью исследования является попытка анализа вопросов существования и применения  законодательства о льготах и поощрениях в некоторых правовых отраслях, а так же проблемы реформирования льгот и формы реализации льгот и поощрений в Российской правовой науке.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:

    • исследовать основные черты и принципы льгот и поощрений действующих в  Российской Федерации на современном этапе;
    • определить функции правовых льгот;
    • рассмотреть проблемы реформирования льгот в российском законодательстве;
    • рассмотреть поощрительные санкции;
    • установление правовых преимуществ в различных отраслях правовой науки.

Цели и задачи работы определили её содержание. Дипломная работа состоит из следующих частей:

Введение, в котором определяется объект исследования, описываются цели, задачи, дипломной работы;

Теоретическая часть,  состоящая из трёх глав в которых излагается понятие, признаки и функции правовых льгот, признаки правовых поощрений и поощрительные санкции, а так же рассматриваются формы реализации льгот и поощрений в некоторых отраслях российского законодательства;

Заключение, содержащее общие выводы  и предложения в целом по работе.

Библиографический список 45 наименований использованных источников.

В качестве исходной информационной базы привлекались теоретические материалы исследования различных авторов, учебники и учебные пособия, статистический материал, Законы (на федеральном уровне, региональном и местном).

Представляется, что проведенное  исследование может иметь определенное  практическое значение.

 

Глава 1. Понятие, признаки и функции правовых льгот

 

1.1. Льготы как юридическое  средство.

 

В современной России происходят преобразования в экономической, политической, правовой сферах. Меняется характер общественных отношений, изменяются и юридические нормы, регламентирующие данные отношения. Соответственно трансформируются цели, способы, социальная направленность правового опосредования запросов отдельных групп населения. Находит новое отражение в законодательстве и учет особых интересов субъектов, средством которого выступают правовые льготы.

Развитие какого-либо процесса, природного или социального, можно представить как непрерывно и последовательно совершающиеся во времени и пространстве переходы от старого состояния равновесия к новому. Равновесие представляет собой ключевую категорию диалектики. Внутреннее равновесие присуще некоторому единству и устанавливается строго в его границах. Оно предполагает, что элементы развивающегося процесса многообразно и противоречиво связаны между собой по законам интеграции и дифференциации, симметрии и асимметрии и т.д.

В теории правовых средств важно  определить социальные задачи, которые  правовые механизмы могут решать, условия и порядок их использования  в практической и правовой     деятельности для достижения социально значимых результатов4.

По общему определению социальная среда представляет собой социально-экономические, политические, нравственные, бытовые и иные общественные условия, факторы и регуляторы5. Она является многоуровневым, охватывающим все социальные факторы и средства, элементом социального механизма действия права, обеспечивающим нормальное функционирование права и правовых средств в практической деятельности.

Юридические механизмы определяют способность права к эффективной трансформации в зависимости от происходящих в обществе изменений, его потенциальные возможности в данном аспекте. Инструментальный подход позволяет рассматривать право как управляющую систему, выявить не только социальную необходимость использования того или иного юридического устройства, но и разработать оптимальные варианты его «подключения» к решению социально-экономических, политических задач, стоящих на том или ином историческом этапе развития общества.

В зависимости от происходящих социальных преобразований в правовом регулировании меняется акцент в выборе тех или иных юридических средств. В каждом случае законодатель как бы оценивает потенциальные возможности того или иного юридического механизма влиять на реформируемые общественные отношения. В настоящее время в связи с актуализацией правового стимулирования особое социальное звучание приобретают такие юридические механизмы, как правовые льготы.

С помощью установления льгот достигается  дифференцированный подход к регламентации тех или иных групп общественных отношений. Льготы как бы «настраивают» право на соответствие той социальной среде, в рамках которой оно существует и функционирует. Данный юридический механизм позволяет праву как системному образованию менять свои параметры с целью более гибкого опосредования социальных процессов, в то же время сохранять свои сущностные основы и постулируемые ценности.

Право, являясь структурным объектом, обладает такими характеристиками, как саморегуляция, внутренняя активность, информационное воздействие, целесообразность, оптимальная надежность и т.д., которые применимы как к системе в целом, так и к составляющим ее элементам (нормам, юридическим средствам).

В юридической науке термин «система»  применяется для характеристики сложных общественных явлений. Система означает, с одной стороны, целостность и единство данного явления, а с другой — внутреннюю структурную дифференциацию составляющих его частей, т.е. известную обособленность по отношению к целому. Системное рассмотрение всякого сложного общественного явления позволяет видеть и учитывать как общие черты всех структурных подразделений, образующих систему, так и их особенности. В этом выражается диалектика общего и особенного. Системный подход позволяет сосредоточить внимание на выявлении интегративных качеств, возникающих в результате соединения элементов в единое целое6.

Льготы, будучи элементом механизма  самоорганизации права как системы, самым активным образом участвуют в его становлении и развитии, самоорганизации, обеспечивая эффективность функционирования составляющих элементов, формирование внутренних и внешних информационных связей. Они представляют собой один из элементов самоконтроля права как системы, позволяя последнему как определенному социальному явлению, образованию учитывать, «улавливать» все стороны, грани, модернизирующиеся связи окружающей социальной действительности.

Льготы как бы «настраивают»  право на воздействие внешних  факторов, позволяя ему достигать  своеобразного равновесия, соответствия условиям социальной среды, стабилизируя его.

Правовые средства (в т.ч. и льготы) в той или иной степени сохраняют  и поддерживают «жизненно важные»  параметры права, его постулируемые  ценности, сущностные основы. В то же время они позволяют при наличии определенных условий и обстоятельств менять «константы» права, трансформируя его внутреннюю программу отношений с социальной средой.

Информация имеет два аспекта. Первый — это количественный аспект, не касающийся смысла сообщения. Информация здесь берется в качестве некоторой упорядоченности, набора символов той или иной природы. Это информация в количественном понимании. Второй аспект — семантический, который связан с оценкой сообщения, т.е. со смыслом информации. Во втором случае важным оказывается не расположение символов, а функциональное значение информации, закодированное этими символами. Самоорганизация требует информационно-инструктивных явлений, ценность информационных свойств, информация «порождается» или приобретает ценность в результате отбора.

Если говорить об активности права как системы, об акте выбора поведения системой, о целенаправленности ее реакции, то при этом активность реагирования данной системы основывается на ее внутренних потенциях,   которые   во   многом   зависят   от   юридических средств, направленных на более детальное, гибкое регламентирование тех или иных групп социальных связей.

Льготы служат праву как управляющей  системе совершить определенные «переходы» к более упорядоченным  состояниям, зафиксировать, надлежащим образом опосредовать те или иные особенности функционирования общественных отношений. Таким образом, преимущества вписываются в общую канву происходящих в праве информационных процессов.

Льготы служат теми дополнительными  возможностями юридического характера, которые определяются объективными законами окружающей социальной действительности.

Внешней формой, в которой проявляется  действенная природа внутреннего, выступает акт выбора правом как системой той формы ответной реакции (наиболее адекватного юридического средства), которая обеспечит стабильность его структуры и функций в данных социальных условиях.

Так, изменение социально-экономической, политической обстановки в российском обществе показало неэффективность  доминирования ограничительно-запретительных и обязывающих средств в правовом регулировании. Напротив, расширение «зоны действия» средств правового стимулирования (льгот, поощрений и т.д.) позволило праву активно влиять на происходящие изменения в общественном развитии. В данный процесс, по сути, были включены все отрасли права. Значительно увеличился объем льгот в сфере налогового, хозяйственного, трудового права, права социального обеспечения. Изменение «параметров настройки» права, более соответствующих современным реалиям, предопределило значительное увеличение юридических преимуществ в отраслях, в которых традиционно преобладали метод власти и подчинения, административных приказов (административное право), императивно-запретительный метод (уголовное право).

Информация о работе Льготы и поощрения, используемые в российском законодательстве