Лекции по "Общей теории права "

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 02:39, курс лекций

Краткое описание

Нормы права
Понятие и признаки нормы права
Классификация норм права
Структура норм права
Способы изложения норм права. Норма права и статья нормативного правового права.

Файлы: 1 файл

Общая теория права (конспект).doc

— 338.00 Кб (Скачать)

орган  (должностное лицо), принявший (издавший) нормативный правовой акт,   может  принять  решение  о  продлении  действия  нормативного правового  акта  (его  части)  на  новый  срок  или  о  придании ему бессрочного  характера».

     В ст. 69 Закона о нормативных правовых актах Республики Беларусь указано, в каких случаях прекращается действие нормативного правового акта.

      Нормативный правовой акт (его  часть) прекращает свое действие в случаях:

  1. истечения  срока,  на  который был рассчитан временный акт (его часть);
  2. признания    нормативного    правового    акта    (его   части) неконституционным в установленном законом порядке;
  3. признания  нормативного  правового  акта (его части) утратившим силу;
  4. отмены  нормативного  правового акта в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.

      Что касается второго пункта, то на основании Конституции РБ (ст. 116) и в соответствии со ст. 9 Закона РБ «О Конституционном Суде РБ»  «законы,  декреты   и  указы  Президента   Республики  Беларусь,  международные договорные  и иные обязательства Республики Беларусь, акты  межгосударственных  образований,  в которые входит Республика Беларусь, постановления Совета Министров Республики  Беларусь, акты Верховного  Суда  Республики  Беларусь,  Высшего Хозяйственного Суда Республики  Беларусь,  Генерального  прокурора  Республики Беларусь, акты  других  государственных  органов,  признанные  Конституционным Судом не  соответствующими Конституции либо  актам, обладающим более высокой юридической силой, считаются утратившими  силу в целом или в определенной  их  части  с  момента,  определяемого  Конституционным Судом.

     Признание  нормативного  акта  либо отдельных   его положений   не соответствующими  Конституции  или   актам,  обладающим  более высокой юридической  силой, является  основанием для  отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на таком акте или его отдельных положениях либо воспроизводящих его или содержащих эти   положения». 

      Что касается четвертого пункта, то отмена нормативного правового акта может быть осуществлена как самим органом, принявшим его, так и иными субъектами, наделенными соответствующими полномочиями. Так, в соответствии с п.п. 25, 26 ст. 84 Конституции РБ Президент РБ имеет право отменять акты Правительства, отменять решения местных исполнительных  и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству.

      С действием нормативных правовых актов во времени связаны такие  понятия как переживание закона и обратная сила закона.

      Переживание закона означает тот случай, когда  отмененный акт продолжает какое-то время регулировать определенные отношения, возникшие до утраты нормативным  правовым актом юридической силы. О положениях отмененного законодательства, которые продолжают действовать после принятия нового и о периоде такого действия делается специальная оговорка в новом акте.

      Второе  понятие является исключением из общепринятого правила «закон обратной силы не имеет», которое означает, что  к фактам, событиям, отношениям применяется тот нормативный правовой акт, который действовал, когда эти факты, события, отношения имели место. Это правило закреплено в ст. 104 Конституции РБ (Закон не имеет обратной силы,  за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан), а также ряде иных нормативных правовых актов. При этом они предусматривают, что в виде исключения возможно распространение действия нормативного правового акта на те отношения, которые возникли до вступления его в юридическую силу. Это относится к тем нормативным актам, которые смягчают или отменяют ответственность граждан, или иным образом улучшают положение лиц, на которых распространяется их действие.

      Ст. 67 Закона о нормативных  правовых актах РБ «Обратная сила нормативного правового акта».

      Нормативный  правовой  акт  не  имеет обратной силы, то есть не распространяет   свое   действие  на  отношения,  возникшие  до  его вступления  в  силу,  за  исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность  граждан или иным образом улучшает положение лиц,  на  которых распространяется  действие нормативного правового акта,  либо  когда в самом нормативном правовом акте или в акте о введении   его   в   действие   прямо   предусматривается,   что он распространяет   свое   действие  на  отношения,  возникшие  до  его вступления в силу.

      Декреты  Президента  Республики  Беларусь  и  законы Республики Беларусь  не  имеют обратной силы, за исключением  случаев, когда они  смягчают или отменяют ответственность  граждан.

      Придание   обратной   силы  не  допускается,  если  нормативный правовой  акт  предусматривает введение или усиление ответственности за  действия,  которые  на  момент их совершения не влекли указанную ответственность или влекли более мягкую ответственность. 

2.Действие  нормативных правовых актов в пространстве 

     Действие  нормативного правового акта в пространстве означает, что  его нормы подлежат обязательному выполнению на определенной территории, территории государства  или ее части.

     Под государственной  территорией понимается часть земного шара, которая находится под суверенитетом определенного государства. В состав территории государства входит суша, недра, воды и лежащее над сушей и водами воздушное пространство. Сушей является вся сухопутная территория в пределах границ государства. Водную территорию составляют внутренние воды и территориальные воды (полоса прибрежных морских вод определенной ширины, отсчитываемой от линии наибольшего отлива). Находящиеся под сухопутной и водной территорией недра являются принадлежностью данного государства. Высотный предел воздушного пространства одновременно является линией разграничения воздушного и космического пространства. В настоящее время он не определен. Боковые пределы территории государства обозначаются государственными границами.

     Иногда  применяется термин «условная территория», к которой относят расположенные  вне пределов государственной территории объекты: воздушные, морские, суда в  открытом море и воздушном пространстве, космические корабли и иные космические  объекты, искусственные острова и сооружения в открытом море,  Антарктике, помещения дипломатических и консульских представительств. Суверенитет государства распространяется на данную «условную территорию».

      Порядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью. Принцип экстерриториальности означает, что в пределах границ любого государства в соответствии с нормами международного права могут находиться участки территории и лица, на которых не распространяется юрисдикция данного государства (например, территории посольств, консульств).

     В пространстве нормативные правовые акты могут действовать следующим  образом:

  1. Распространяться на всю территорию государства;
  2. Действовать лишь на какой-то строго определенной части страны;
  3. Предназначаться для действия за пределами государства, хотя в соответствии с принципами государственного суверенитета законы (иные нормативные правовые акты) действуют лишь на его территории.

     В соответствии со  ст. 68 Закона РБ «О нормативных правовых актах  в Республике Беларусь»:    Нормативные   правовые  акты   республиканских  государственных органов  имеют  обязательную  силу  на  всей  территории  Республики Беларусь (но при этом республиканский государственный орган может определить его действие на какой-то определенной части территории государства), нормативные правовые  акты органов  местного управления и самоуправления - на соответствующей территории Республики Беларусь.

     В некоторых случаях правовые нормы  могут действовать за пределами Республики Беларусь. К ним можно отнести нормы о гражданстве, нормы об уголовной ответственности (ст. 6 Уголовного кодекса РБ, ст. 10 Конституции РБ). Законодательство одного государства может быть применено на территории другого в случаях, когда это предусмотрено международными договорами. 

  1. Действие  нормативных правовых актов по кругу  лиц
 

       Действие  нормативного правового акта по кругу  лиц подчиняется общему правилу: он распространяется на всех лиц, находящихся  на территории его действия и являющихся его адресатами, т.е. граждан государства, иностранцев, лиц без гражданства, лиц, обладающих двойным гражданством, юридических лиц, функционирующих на территории государства.

       Из  этого правила есть исключения:

  • Иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами ряда правоотношений;
  • Иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и административной ответственности по законодательству государства пребывания;
  • Некоторые нормативные правовые акты распространяют свое действие и на тех граждан государства, которые находятся за его пределами;
  • Некоторые нормативные акты распространяют свое действие на определенные категории лиц (военнослужащих, пенсионеров и т.д.).

     Иностранными гражданами в РБ признаются лица, не являющиеся гражданами РБ и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.

      По  действующему законодательству существует две категории иностранцев на территории РБ: постоянно проживающие и временно пребывающие. Постоянно проживающие в РБ иностранные граждане - это те, кто имеет разрешение на постоянное проживание и вид на жительство.

      Вид на жительство иностранного гражданина или лица без гражданства - это  документ, подтверждающий личность иностранного гражданина или апатрида, получивших в соответствии с законодательством РБ разрешение на постоянное место жительства в РБ.

      Иностранные граждане, находящиеся в РБ на ином законном основании, считаются временно пребывающими в РБ.

      Иностранные граждане на территории РБ пользуются в основном теми же правами и свободами, что и белорусские граждане. В соответствии со ст.1104 ГК РБ иностранцам и лицам без гражданства в РБ предоставляется национальный режим, т.е. они пользуются гражданской правоспособностью наравне с гражданами РБ. Изъятия из принципа национального режима устанавливаются только Конституцией, законами и международными договорами. Важной особенностью принципа национального режима в данном случае является то, что никакими другими правами, кроме тех, которые предоставлены гражданам РБ, иностранные граждане не обладают. Основным законом, определяющим общее правовое положение этих лиц, является закон РБ "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в РБ" (от 3.06.93), а также Правила пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в РБ (от 26.01.96).

      Таким образом, иностранным гражданам  и апатридам гарантированы установленные  белорусским законодательством  личные права и свободы: личная неприкосновенность, неприкосновенность жилища и т.д.; культурные, социально-экономические права, включая право на занятие трудовой деятельностью. Причем иностранным гражданам, временно пребывающими на территории РБ, необходимо получить для этого специальное разрешение. Полного уравнивания во всех правах иностранцев и апатридов в РБ с ее гражданами не происходит. Такое уравнивание имеет место обычно применительно к гражданским правам.

      Что касается политических прав, то иностранные  граждане и лица без гражданства  не могут избирать и быть избранными в выборные государственные органы РБ, принимать участия в референдумах.

      Также иностранные граждане и лица без  гражданства не могут состоять на государственной службе, не могут  выполнять обязанности по несению  воинской службы.

      Гражданская правоспособность иностранного гражданина в РБ определяется белорусским законом, а не личным законом иностранца.

      Вопросы дееспособности физических лиц решаются с помощью коллизионных норм. Ст.1104 ГК РБ предусматривает, что дееспособность физического лица определяется его личным законом. Однако гражданская дееспособность физического лица в отношении сделок, совершаемых в РБ, и обязательств, возникающих вследствие причинения вреда в РБ, определяется по законодательству РБ.

Информация о работе Лекции по "Общей теории права "