Лекции по "Общей теории права "

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 02:39, курс лекций

Краткое описание

Нормы права
Понятие и признаки нормы права
Классификация норм права
Структура норм права
Способы изложения норм права. Норма права и статья нормативного правового права.

Файлы: 1 файл

Общая теория права (конспект).doc

— 338.00 Кб (Скачать)

     В Республике Беларусь источниками права  признаются договоры нормативного содержания, среди которых важное место занимают международные договоры.

     В соответствии со статьей 2 Закона РБ «О международных договорах Республики Беларусь» от  23 октября 1991 года в редакции Закона от 8 июля 1998 года международный договор Республики Беларусь - межгосударственный или межправительственный договор, заключенный в письменной форме с иностранным государством или государствами, с правительством иностранного государства или правительствами иностранных государств либо с международной организацией или международными организациями, который регулируется международным правом независимо от того, содержится договор в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования и способа заключения (договор, соглашение, конвенция, решение, пакт, протокол, обмен письмами или нотами и другие).

     Международный договор — это определенно  выраженное соглашение между двумя или несколькими государствами относительно установления, изменения или прекращения их прав и обязанностей. Договоры могут быть нормоустанавливающими (например, Договор о нераспространении ядерного оружия; Договор по космосу) или учредительными (например, Договор о Содружестве Независимых Государств).

     Нормативный договор как источник права используется и в национальном праве. В качестве примера можно назвать коллективный договор, который заключается между  нанимателями и коллективами наемных работников в лице профсоюзов или иных выборных органов для регулирования взаимных обязательств в сфере трудовых и социально-экономических отношений. Такие договоры являются источниками права при регулировании отношений в пределах соответствующих организаций и имеют локальный (местный) характер.

     К разновидностям нормативного договора относятся и соглашения по поводу условий труда, занятости и социальных гарантий, которые заключаются на республиканском (генеральное соглашение), отраслевом (тарифное) и местном (местное) уровнях. В этих соглашениях (и в отраслевых, и в местных) содержатся согласованные установления, имеющие характер общей нормы. Эти договоры являются источниками трудового права.

     Основным  источником права в Республике Беларусь является нормативный правовой акт. 

     Не  являются источниками права в  нашей стране судебный или административный прецедент, юридическая доктрина, религиозные  нормы. 
 

3. Понятие и виды  нормативного правового  акта в Республике  Беларусь 

     Стст.1-3, 5-6, 9-12 Закона РБ «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».  

4. Понятие и классификация  законов Республики  Беларусь 

     Все нормативные правовые акты в теории права подразделяются на две группы законы и подзаконные акты.

     Закон – это нормативный  правовой акт, который принимается в особом порядке высшим представительным органом или референдумом, регулирует важнейшие общественные отношения и обладает высшей юридической силой.

        Закон обладает следующими признаками:

  1. принимается высшими органами государственной власти или в порядке референдума;
  2. ему присуща высшая юридическая сила и верховенство относительно других источников права;
  3. принимается, изменяется и дополняется в особом процедурном порядке;
  4. регулирует наиболее важные общественные отношения;
  5. должен отражать волю и интересы общества в целом.

      Закон   Республики   Беларусь   -   нормативный  правовой  акт, закрепляющий   принципы  и   нормы  регулирования   наиболее  важных общественных отношений.

     В Республике Беларусь в форме законов  принимаются решения Палаты представителей Национального собрания.

     В зависимости от значимости содержащихся в них норм законы подразделяются на конституционные и обыкновенные.

     К конституционным законам относят, прежде всего, саму Конституцию, а также законы, вводящие ее в действие, законы, с помощью которых вносятся изменения и дополнения в тексты конституций, и законы, необходимость издания которых предусматривается самой конституцией.

     Конституционные законы отличаются от текущих законов  и других нормативных правовых актов  по содержанию, характеру принятия. Любая конституция выступает не только как юридический, но и как политический и идеологический по своему характеру документ. Она обладает самой высокой юридической силой по отношению ко всем без исключения источникам права и служит основой для правотворческой и правоприменительной деятельности в государстве.

     Конституция РБ – Основной Закон  Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую  силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового  регулирования важнейших  общественных отношений (ст. 2 Закона о нормативных правовых актах Республики Беларусь).

      Особый  порядок внесения изменений и  дополнений в Конституцию предусмотрен в ст.ст. 138-140 Конституции.

      Статья  138.  Вопрос  об  изменении  и  дополнении Конституции рассматривается палатами Парламента по инициативе Президента или не менее   150   тысяч   граждан     Республики  Беларусь,  обладающих избирательным правом.

      Статья 139.  Закон об изменении  и дополнении Конституции  может быть   принят  после  двух  обсуждений  и  одобрений  Парламентом  с промежутком не менее трех месяцев.

      Изменения и дополнения Конституции  Парламентом не производятся в период чрезвычайного  положения,  а также  в последние шесть  месяцев полномочий Палаты представителей.

      Статья 140.  Конституция,  законы  о внесении в нее изменений и  дополнений,  о  введении  в  действие  указанных  законов,  акты   о толковании    Конституции   считаются   принятыми,   если   за   них проголосовало не менее двух третей  от  полного  состава  каждой  из палат Парламента.

      Изменения и дополнения Конституции  могут быть  проведены  через референдум.  Решение  об  изменении  и  дополнении Конституции  путем референдума  считается  принятым,   если   за   него   проголосовало  большинство граждан, внесенных в списки для голосования.

      Разделы  I,  II,  IV,  VIII Конституции     могут быть изменены только  путем  референдума.

      В ст. 104 Конституции РБ выделяются программные законы.  Программный   закон   -   закон,  принимаемый в установленном Конституцией  Республики  Беларусь  порядке  и  по  определенным  ею вопросам. Такими вопросами в соответствии с Конституцией являются   основные направления внутренней  и внешней политики Республики Беларусь, военная доктрина Республики Беларусь.

     Обыкновенные  законы делятся на кодифицированные и текущие законы.

     Кодекс   Республики   Беларусь   (кодифицированный  нормативный правовой акт) - закон, обеспечивающий полное системное  регулирование определенной области общественных отношений.

     Все остальные законы являются текущими. На основе Конституции они регулируют наиболее важные общественные отношения.

     В зависимости от субъекта законотворчества законы делятся на принимаемые законодательным органом и принятые путем референдума.

      В соответствии со ст. 85 Конституции Президенту РБ предоставлено право издавать декреты, имеющие силу законов. Статья 101 Конституции конкретизирует это право. В ней говорится:  «Палата представителей и  Совет Республики законом, принятым   большинством  голосов   от  полного   состава  палат,  по предложению  Президента  могут   делегировать  ему   законодательные полномочия  на издание  декретов,  имеющих  силу закона.  Этот закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов.

     Не допускается   делегирование  полномочий Президенту  на издание декретов, предусматривающих изменение  и дополнение  Конституции, ее толкование; изменение и  дополнение программных законов; утверждение республиканского  бюджета  и  отчета  о  его  исполнении;  изменение порядка выборов Президента и Парламента; ограничение конституционных прав  и  свобод  граждан.   Закон  о  делегировании  законодательных полномочий Президенту не может разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу.

     В силу особой необходимости Президент по своей инициативе либо по  предложению Правительства может издавать  временные декреты, имеющие силу закона.  Если  такие декреты издаются  по предложению Правительства, они скрепляются подписью Премьер-министра. Временные декреты должны быть в трехдневный срок представлены для последующего рассмотрения Палатой представителей, а затем Советом Республики. Эти декреты сохраняют  силу, если они не  отменены большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат. Палаты могут регулировать  законом  отношения,   возникшие  на  основе  декретов, которые отменены».

      Т.о. декрет  Президента Республики  Беларусь -  нормативный правовой акт   Главы   государства,   имеющий   силу   закона,  издаваемый  в соответствии  с   Конституцией  Республики  Беларусь   на  основании делегированных  ему  Парламентом  законодательных  полномочий либо в случаях  особой необходимости  (временный декрет)  для регулирования наиболее важных общественных отношений.

     Виды  декретов Президента РБ, порядок их издания регулируются ст.ст. 28-30 Закона РБ «О Президенте Республики Беларусь». 

5. Виды подзаконных  нормативных правовых  актов Республики  Беларусь 

      Подзаконный акт – нормативный  правовой акт органа государственной  власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон.

      Подзаконные акты принимаются на основании и  во исполнение законов.

     К подзаконным актам относят:

1) Указы  Президента РБ. Указ Президента Республики Беларусь  - нормативный правовой акт Главы государства,  издаваемый в целях  реализации его полномочий  и устанавливающий   (изменяющий,  отменяющий)   определенные  правовые нормы.

Следует отличать указы Президента РБ, носящие  нормативный характер, от ненормативных  указов, носящих индивидуальный характер. К таким актам относятся указы о назначении на должность, о награждении и т.д.

2) Постановления  палат Национального собрания. Постановления   палат   Парламента   -  Национального  собрания Республики   Беларусь   -  нормативные  правовые  акты,  принимаемые палатами  Парламента  - Национального собрания Республики Беларусь в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь. Ст. 104 Конституции определяет, что «Постановления  Палаты   представителей принимаются по вопросам распорядительного и контрольного характера. Решения Совета Республики принимаются в форме постановлений».

3) Постановления  Совета Министров РБ. В соответствии  со ст. 28 Закона РБ «О Совете  Министров РБ» Совет Министров  Республики Беларусь  на  основании   и  в  целях исполнения   Конституции  Республики  Беларусь,  законов  Республики Беларусь,   актов   Президента   Республики    Беларусь    принимает постановления и контролирует их исполнение.

Постановления издаются по различным вопросам управления экономикой страны, обеспечения государственной политики в сфере науки, культуры, образования и т.д.

4) Акты  высших судебных органов, Генерального  прокурора. Акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики   Беларусь   (постановления   Пленума   Верховного   Суда Республики   Беларусь),   Высшего   Хозяйственного  Суда  Республики Беларусь   (постановления   Пленума   Высшего   Хозяйственного  Суда Республики  Беларусь),  Генерального прокурора Республики Беларусь - нормативные  правовые  акты,  принятые  в пределах их компетенции по регулированию  общественных  отношений,  установленной  Конституцией Республики   Беларусь   и  принятыми  в  соответствии  с  ней  иными законодательными актами. 

Информация о работе Лекции по "Общей теории права "